Звуковая культура речи средняя группа

Содержание

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.

Для средней группы детского сада

Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р”. И так минимум 10 слов в цепочке.

При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.

Игра 2 “Поищите место для звука”

Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).

Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).

Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.

Игра 3 ” Кто в домике живет?”

Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква – например, с, з, к или п.

На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы “к” – кот, коза и курица, для буквы “с” – слон, сова, собака, для буквы “з” – заяц, зебра.

Задача детей заключается в том, чтобы “расселить” животных в соответствующие домики.

Игра 4 “Покупатель – продавец”

Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.

Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.

Игра 5 “Подбери пару”

Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.

В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.

Задача детей проста – соединить слова попарно.

Для младшей группы детского сада

Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.

Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося “Фуууу”. Таких повторов должны быть не меньше пяти.

Игра 2 “Любители меда”

Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести “лапку” ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.

Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.

Потом воспитатель спрашивает: “Наши мишки наелись?”. Дети гладят себя по животикам и произносят: “Ууууу” (несколько раз).

Игра повторяется не меньше 4 раз.

Игра 3 “Накормите птичек”

Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники – её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: “Пи-пи-пи-пи”.

Потом “мама” говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.

Игра 4 “Часики”

Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: “Тик-так”. Потом взрослый говорит: ” А как бьют часы?” Дети в ответ: “Бим-бом”. Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят – тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.

Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики – при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.

Картотека игр для детей старшей группы

Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.

Игра 1 “Скажи как я”

Для проведения игры понадобится мяч.

Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.

Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.

Игра 2 “Назови слова”

Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.

То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.

Игра 2 “Прочитай скороговорки”

Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки – на один выдох, ещё две строчки – на второй выдох.

Предлагаемая скороговорка: “Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.”

Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.

Игра 3 “Придумай конец”

Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.

Примеры стихотворения:

“Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).”

Игра 5 “Поиски одинакового звука”

Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.

Например, берем слова “машина” и “малина”. Взрослый говорит: “Мааааашинаааа”, потом – “Маааааалинаааа”. После этого проговаривается с четкой паузой: “Ма-ши-на” и “Ма-ли-на”.

Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме «Звуковая культура речи: звук -«

Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.

Упражнение “Выполни поручение”

Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии – примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.

При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.

Упражнение “Подарки на День рождения”

Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый “гость” приходит в гости и произносит: “Я дарю тебе…”, но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.

В качестве артикуляционной разминки дети должны не только показывать подаренное, но и четко проговаривать это губами.

Все упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи, должны проводиться регулярно и минимум по 15-20 минут, но и не дольше. Только в этом случае занятия дадут положительный результат.

Далее читайте : “Занятие по развитию речи в старшей группе”.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

Разработан:

Надеждой Александровной Баутиной

учителем-дефектологом ГБДОУ № 56

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Тема : Звуки «С»; «Сь»

Коррекционно-образовательные цели:

Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»

Продолжать учить выделять звук » С,Сь» в начале, в середине, в конце слов .

Продолжать учить анализировать звуковой ряд из трех элементов.

Выделять согласные «С,Сь» в слогах, словах, предложениях

Развивать фонематический слух : дифференцировать звуки по твёрдости — мягкости;

Обогащать словарь существительными, прилагательными, на » С, Сь»;

Учить подбирать антонимы;

Учить согласовывать притяжательные местоимения ( мой, моя, моё, мои) с существительными;

Коррекционно-компенсирующиецели : развитие мелкой и общей моторики, развитие силы голоса, развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование взаимопонимания, доброжилательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование: профиль звука «С», зеркала, письмо с заданиями, волшебная шкатулка, картинки на » С, Сь», неваляшки (синего, зеленого цвета),звуковые пеналы, наборные полотна, компьютерная презентация по теме.

Ход занятия :

Логопед: Ребята, я хочу с вами поиграть. Игра называется «Отгадай слово»

1. — Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на звук «С» или «Сь».

заглянуло что в оконце? (солнце);

что в обед нам всем нальют?( суп) ;

какие птицы прилетают к нам весной одни из первых?

(скворцы)

какую птицу называют белобока? (сорока);

ночная птица (сова);

число, следующее за числом шесть (семь);

птица с жёлтой грудкой (синица);

Обращаю внимание на посадку.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук з-зь»

Сядьте удобно, смотрите на меня, слушайте внимательно.

2. Повторение пройденного материала.

— Какой звук повторялся в словах? (солнце, суп, скворцы, сорока, сова)

-«С», (Правильно)

— Какой звук повторялся в словах? (семь, синица)

-Повторялся звук Сь. ( Правильно)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С и Сь.

3.Уточнение артикуляции по профилю Когда мы произносим звук » С» кончик языка находится за нижними зубками., а зубы почти сжаты между ними только узенькая щелочка, губы в улыбке. Работа с зеркалами.

Изолированное произношение звука С (хором, тихо – громко «С»)

Характеристика звука: «С» согласный, свистящий, глухой, твёрдый. Символ звука синий цвет.

У звука «С» есть брат звук » Сь» –мягкий .

Изолированное произношение звука С (хором, тихо – громко «Сь»)

Кто может дать характеристику звуку «сь»? «Сь» согласный, свистящий, глухой, мягкий.Символ звука «Сь» зеленый цвет.

«Сь» согласный, глухой, мягкий.

4.Рифмушки: /четко произносим звук «с»/

ес-ес-ес — идём мы в лес;

са-са-са — в лесу бегает лиса

су-су-су — было холодно в лесу.

5. Дидактическая игра «Светофор». Представляется слайд, дети должны назвать картинку, выделить первый звук , показать соответствующий сигнал светофора: «С» -синий сигнал, «Сь» — зеленый сигнал. Словарный материал: рысь, апельсин, санки, сапоги

7.Играем пальчиками и развиваем речь.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Дети поочередно показывают пальца, одновременно правой и левой руки.

Этот пальчик большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик очень меткий:

Он срывает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

— Вспомните пожайлуста слова из стихотворения со звуком «с».

8. Сюрпризный момент . Звучит музыка , на слайде появляется Совунья – героиня мультфильма «Смешариков».

Здравствуйте, дети! У меня к Вам просьба, помогите мне выполнить задания. Не могу с ними справиться. Задания я Вам ночью положила на подоконник.

Работа с картинками.

9. Игра «4 лишний». ( 3 на С и 1 на Сь)

10.Разложить в кармашки Неваляшек. Предметные картинки (сом , сова, сумка, апельсин, письмо, осень)

11.Убрать с доски со словами «мой, моя, мое, мои» ( согласование притяжательных местоимений с существительными)/ письмо, сок, сумка, свисток, носки/.

12.Физкультминутка. Координация речи с движением. Игра «Насос».

Слайд со спущенным колесом.

Дети, посмотрите, спустило колесо. Накачаем его насосом – «с- с- с- -…» Дети имитируют движения насоса: » с-с-с-с-с ….»

13. Игра «Наоборот». Слова противоположные по значению на звук С : молодой – старый, трусливый – смелый, кислый – сладкий, мир – ссора, пасмурно – солнечно.

— Ура!

Все задания «Совуньи» вы выполнили.

Слайд с совой .

– Спасибо ребята ! Полечу к своим друзьям. А вам на память дарю свой портрет.

Логопед:

– Ребята, вам понравилось играть? Где возникли трудности? Что помогло справиться со всеми трудностями?

1.Круг радости «От сердца к сердцу».

Сердце я свое открою,

Счастьем поделюсь с тобою.

Все хорошие слова

Говорю я для тебя.

Воспитатель: Скажите мне, а какие бывают животные?

— Почему одних мы называем домашние, а других дикие?

-Каких домашних животных вы знаете?

— Каких диких животных вы знаете?

-Сегодня к нам в гости пришел зверь. Хотите узнать кто он? Отгадайте загадку и узнаете кто наш гость.

Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (волк)

Показывает детям волка и предлагает детям с ним поздороваться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, волк какой-то грустный. Давайте спросим у него почему.

Предлагает одному из детей обратиться к волку с вопросом.

Воспитатель:(отвечает за волка) Я потерял свою песенку, и поэтому мне грустно.

— Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волку? Что мы будем делать? Где мы будем ее искать? Где она может прятаться?

Выслушивает ответы детей.

— Хорошо, молодцы! Но, чтобы помочь волку, нам с вами надо выполнить несколько интересных упражнений.

Конспект ОД в средней группе по речевому развитию на тему: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Я вас всех приглашаю сесть за столы.

2.Артикуляционная гимнастика.

Показывает детям картинки: «улыбка», «дудочка», «лопаточка», «иголочка».

— Что изображено на картинках? Смотря в зеркало, покажите то, что изображено на первой картинке, на второй, на третьей, на четвертой.

Напоминает, как выполнить упражнения.

1.»Улыбка» — губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. 10-15 секунд.

2. «Дудочка» — губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. 10-15 секунд.

3. «Лопаточка»- расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу, а верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.10-15 секунд.

4. «Иголочка» — узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.10-15 секунд.

— Молодцы! Волку очень понравилось, как вы выполняли упражнения. А я для вас приготовила еще картинки.

3.Дидактическая игра «Посмотри и назови».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, в названии которого встречается звук «у». просит детей сказать, что изображено на картинке. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук «у» (у-у-у-тка, пет –у-у-у-х) и т.д.

Затем предлагает ответить детям на вопрос: «Какой звук ты слышишь?»

-Молодцы! Мы можем долго искать песенку волка. Я предлагаю вам сесть на самолет и посмотреть сверху. Может быть так мы быстрее найдем ее.

4.Физкультминутка «Самолеты».

Вместе с детьми выходит на ковер и играют в игру с элементами звукоподражания.

— Самолеты загудели

— Самолеты полетели.

— На полянку тихо сели.

— Да и снова полетели.

5.Игровое упражнение.

— Ребята, посмотрите, волку стало весело. Как вы думаете почему?

Выслушивает ответы детей.

— Волк говорит, что мы помогли ему найти его песенку и он хочет спеть ее для вас.

Воспитатель поет за волка:

— У-у-у-у!

-Какая интересная песенка у волка! Давайте ее споем.

— На что похожа песенка волка? Где же пряталась его песенка?

Выслушивает ответы детей.

— Молодцы! А теперь поиграем с волком.

Воспитатель называет слова, выделяя голосом звук «у». дети хлопают в ладоши, когда его слышат и топают ногами, когда его не слышат.

— Молодцы!

«Рефлексия с мячиками»

Желтый мячик – хорошее настроение;

Синий мячик – грустное настроение.

Анастасия Суворова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки -«

Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ»

Программное содержание:

• Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчётливом произношении звука (в словах и фразовой речи); Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

• Развивающие: Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание; развивать интонационную сторону речи; развивать речевое внимание, чувство рифмы; Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

• Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес к знаниям

Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент, поощрение, итог занятия

Предварительная работа: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.

Индивидуальная работа: Руслан, Ясмина развивать речевую активность. Побуждать детей к диалогу со взрослыми.

Тимур, Алина, Вова привлечь к ответам на вопросы, побуждать правильно строить предложение.

Словарная работа:

Обогащение словаря: язычок

Активизация словаря: я

Методические приёмы: Сюрпризный момент, вопросы, рассказ, беседа, подсказки, загадки, вопросы к детям

Материал и оборудование: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе » Звуковая культура речи. Звук З.

— Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

— Хорошо, – согласился Язычок и запел: «С-с-с-с». (Произносится отрывисто.)

Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Д «С-с-с-с»

В: Закройте домик Язычка — ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с». Вот так.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Ясмины, (у Вовы). А теперь споем песенку все вместе

Д: Все вместе поют песенку воды «С-с-с-с»

В: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран. Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом?

Д: Да, хотим

В: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня, подносите к губам ладонь, но не прижимайте к ним и разрешите ветерку потанцевать.

В: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.

Физминутка «Катились колёса»

Катились колёса, колёса,

(Руки согнуть в локтях, совершать

колеса вращательные движения вперед.)

Катились колёса все влево, все косо.

(Вращательные движения локтями назад.)

Скатились колёса на луг под откос,

(Наклоны туловища влево – вправо, руки на поясе)

И вот, что осталось от этих колёс.

(Выпрямиться, развести руки в стороны.)

В: Посмотрите, сейчас я буду петь «Песню воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?

Д: Бумажка шевелилась.

В: У каждого из вас на столе тоже есть такая волшебная полосочка. Поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды».

Д: Подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды»: С-с-с-с.

В: Давайте посмотрим на полоску Кати, когда она поет песню (Влада, Дарины). Что происходит с полоской?

Д: Полоска шевелится

В: Отложите бумажную полосочку на край стола и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на «Песню воды». Сначала он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок?

Дети: Са-са-са.

Воспитатель: Потом: «Ся-ся-ся, ось-ось-ось».

Дети: Ся-ся-ся, ось-ось-ось.

В: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Са-са-са – под кустом лиса.

Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Со-со-со – у Кати колесо.

Ос-ос-ос – много, много ос.

Сы-сы-сы – на стене часы.

Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.

Ся-ся-ся – поймали карася.

Сю-сю-сю – кашу съели всю.

Си-си-си – уехало такси.

Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь

В: Дети, кто сегодня приходил к нам в гости?

Что мы сегодня делали на занятии?

Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *