Знаменитые люди Крыма

Известные люди Крыма

Я уже писала о крымском космонавте — гордости Крыма из Балаклавы, (здесь) мне кажется, стать знаменитым ему помогло, в первую очередь трудолюбие и настойчивость в достижении цели, а также патриотичность.

Я очень уважаю таких людей, поэтому, сегодня хочу рассказать о простой колхознице советского времени, виноградаре, дважды герое социалистического труда, родившейся в Крыму, прожившей всю свою жизнь на полуострове и похороненной здесь же, которая также является гордостью Крыма. Брынцева Мария Александровна родилась ещё до революции, в 1906 году, 19 декабря, а умерла в 1985 году. Как видите, пережила две эпохи – царское время и советское время, не довелось ей жить в наше капиталистическое время, а так думаю, было ей что сравнить. Местом рождения Марии Александровны было село Отузы Феодосийского уезда Таврической Губернии. После октябрской революции здесь был создан совхоз «Коктебель», а район стал называться Судакским районом Крымской области, в настоящее время этот посёлок называется Щебетовка и относится к Феодосийскиму горсовету. Меняются времена, меняются названия, но труд людей участвует во всех этих преобразованиях. Трудовая деятельность на виноградниках совхоза, Марии Александровны началась в 1934 году, где она и работала до 1941 года. Во время фашистской оккупации совхоз не работал, и только в 1944 году снова началась деятельность совхоза и восстановление виноградников. Начиная с этого периода, и по 1958 год Мария Александровна работала сначала звеньевой, а потом бригадиром бригады. В советское время умели с уважением относится к труду простых людей, колхозников, сталеваров, токарей, наверное, понимая, что именно их руками создаются материальные ценности, необходимые для жизни всего народа, поэтому часто проводились всесоюзные соревнования, фестивали, где давали возможность показать своё уменье простым людям самых необходимых профессий. Основой жизненных принципов Марии Александровны, был всегда труд, труд на благо своей страны, своей Родины и Родина по достоинству оценила её труд. Мария Александровна получает свою первую награду героя труда в 1949 году, а вторую награду 1958 году, внедряя передовые технологии выращивания и сбора винограда. Кроме этих двух наград у знаменитой труженицы есть и другие награды, всего за её труд правительство наградило её 4 – мя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Своим опытом выращивания урожая она поделилась в книге, написанной в 1954 году «Как мы добились высоких урожаев винограда», а также являясь депутатом Верховного Совета СССР 4-8 –ого созывов. Всю свою жизнь отдавала она, выращиванию винограда, не смотря на ручной тяжёлый труд умерла она уже в преклонном возрасте, дожив почти до 80 лет. Похоронена в городе Феодосия, в Крыму, где чтят и отдают дань её вкладу в развитие виноградорской отрасли в районе, а нам надо с уважением вспоминать труд простых виноградорей, выращивающих для нас удивительно вкусный, прямо таящий во рту виноград.

Ещё можно прочитать о трудолюбивых людях, долгожителях Крыма здесь.

В топ вошли артисты, музыканты, спортсмены, журналисты, политики, певцы и топ-модели. Все эти люди родились или живут в Крыму. Они достигли успеха и стали узнаваемые. Проект «365 дней в Крыму с Викой Марченко» расскажет Вам про этих людей.

1. Арту́р Айвазя́н родился 14 января 1973 года в Ереване, украинский спортсмен, выступающий в стрельбе из малокалиберной и пневматической спортивной винтовки. Заслуженный мастер спорта. Рост 176 см, вес 82 кг живет в Симферополе. Входил в Топ-20 завидных женихов Крыма.

2. Анна-Мария — украинской певицы и актрисы, поп-дуэт из Украины, основан в 2004 году. Исполняют песни на 15 языках мира, преимущественно на русском языке. Сестры являются заслуженными артистками Автономной республики Крым. Участниками дуэта сестры- близняшки Анна и Мария Опанасюк

3. Борис Апрель настоящее имя Борис Круглов, родился 12 декабря 1990 года в пгт Черноморское. Борис украинский певец и автор песен. Участник проекта «Фабрика зірок 2» и «Фабрика зірок. Суперфінал».

4. Нина Астраханцева красотка из Симферополя учится в двух вузах: ТНУ имени Вернадского (международная экономика) и КИМО (международное право). Нина профессиональная модель и имеет много титулов, Вице-королева Крыма 2009, 4 вице- мисс мира конкурса «Мисс Модель Мира»2010, Топ-8 «Мисс Земля»-конкурс входит в 4- ку лучших в мире(2011), Победительница мировых конкурсов»Miss 7 Continents»2011 и «Miss Millenium International»2010

5. Окса́на Байра́к родилась 16 февраля 1964 года в Симферополе. Украинский режиссёр и сценарист. Байрак закончила Киевский Государственный Педагогический Университет им. М.Драгоманова. Она поступила в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого на режиссёрский факультет.
Ей принадлежит Studio Bayrak — самая крупная независимая продюсерская студия Украины, которая занимается производством художественных фильмов и сериалов по заказу ведущих отечественных и российских телеканалов

6. Эвели́на Блёданс родилась 5 апреля 1969 года в Ялта — советская и российская актриса театра и кино, певица, телеведущая. В 1990 г. окончила актёрский факультет ЛГИТМиКа (курс народного артиста СССР Игоря Владимирова), Театральный центр классического американского мюзикла им. Юджина О’Нила (США).
С 4 ноября 2012 года ведёт шоу «Они» на казахстанском республиканском телеканале «НТК».
С марта 2013 года ведёт телевизионное шоу «Человек-невидимка» на телеканале «ТВ-3».

7. Катя Баженова родилась 25 апреля 1987 года в Симферополе в семье летчика и педагога-психолога. В доме певицы всегда звучала музыка, так как отец Кати, имея за плечами музыкальное образование по курсу фортепьяно и саксофона, писал музыку, а мама, обладательница сильного и красивого голоса, организовывала их совместные выступления для близких и друзей.
Катя окончила школу по курсу фортепьяно. С 4-х летнего возраста Катя занимается танцами. Апогеем танцевальной карьеры стала работа в шоу–балете Сергея Мандрика «Street jazz». Творческая разносторонность певицы проявилась и в рисовании. За плечами Кати художественная школа. Бывший продюсер Жанны Фриске Андрей Грозный теперь работает с Катей .

8. Ната́лья Бузько́ родилась 27 ноября 1963 в Севастополе. Украинская актриса, Заслуженная артистка Украины (2009). Участница комик-труппы «Маски-шоу». Работает в «Доме клоунов» в Одессе.
Учась в институте, посещала курсы пантомимы, где познакомилась с актерами, которые впоследствии стали известны как комик-труппа «Маски».

9. Лари́са Верби́цкая российская диктор и телеведущая. Заслуженная артистка России.
Лариса Вербицкая родилась 30 ноября 1959 года в Феодосии, Крым, но Феодосию увидела только в 12 лет, когда родители захотели показать, где она родилась. Лариса Вербицкая училась в английской школе в Кишинёве, на курсах изучения английского языка, её родители хотели, чтобы она училась в Институте международных отношений..
Ведущая программ группы ведущих Службы выпуска Дирекции утреннего телеканала ОАО «Первый канал», г. Москва. Участвовала в дикторском конкурсе и попала на место единственной женщины-диктора на молдавском телевидении; в дальнейшем работала на Центральном телевидении; вице-президент Лиги профессиональных имиджмейкеров.

10. Яков Головко живет в Ялте. Яков окончил музыкальное училище, отделение хорового дирижирования. Длительный период времени занимается концертами, в основном все связано с пением. Вокальный стаж: 27 лет. Яков Павлович был самым темпераментным участником 3-го сезона «Х-фактора». В его эксклюзивном исполнении отлично звучат лучшие песни из американских мюзиклов и кинофильмов (1920-1970 годов), ставших хитами Фрэнка Синатры, Луи Армстронга, Нэта Кинга Коула… Джазовым вокалом радовал слушателей на многих праздниках. Очень хочет развивать направления симфоджаза и электросвинга.

11. Людми́ла Дени́сова — украинский политик, государственный деятель и народный депутат Украины V, VI, и VII созывов. Родилась 6 июля 1960 в городе Архангельск, Россия. Закончила в 1978 году Архангельское педучилище по специальности воспитатель детсада. В 1989-м получила диплом Ленинградского госуниверситета по специальности правоведение. В 1995-м окончила Таврический институт предпринимательства и права (факультет экономики, учет и аудит).

12. Джамала (настоящее имя Сусана Джамаладинова) — украинская оперная и джазовая певица (лирико-колоратурное сопрано) крымскотатарского происхождения, исполняющая авторскую музыку на стыке джаза, соула, world music и ритм-н-блюза с элементами классики и госпела. Известность Джамале принесло выступление на Международном конкурсе молодых исполнителей «Новая волна 2009» в Юрмале, где она получила гран-при.

13. Надя Дорофеева родилась в Симферополе 21 апреля 1990 г. С самого раннего детства Надя любила танцевать и петь. В этом её поддерживали родители и всячески помогали развивать её таланты. Благодаря поддержке родителей и своим талантам уже в возрасте 12 лет Надя Дорофеева победила на одном из конкурсов по вокалу. А позже стала чемпионкой Крыма по бальным танцам. А еще через год Надя уже участвовала в конкурсах за границей и не смотря на это имела очень неплохие успехи в учебе. Далее девочка победила в телевизионном шоу «Шанс», и конкурсе «Золотой голос». В возрасте 15 лет Надя становится солисткой группы «МЧС». А еще позже Надя Дорофеева победила на кастинге проекта «Время и Стекло» и по сей день является участницей этой популярной группы.

14. Екатери́на Дуба́кина родилась 2 ноября 1989 в Севастополе . Катя российская актриса, ставшая известной благодаря телесериалу «Моя прекрасная няня». Проживает в Москве.

15. Мари́я Ефроси́нина— украинская телеведущая род. 25 мая 1979 в городе Керчь.
Закончила школу с золотой медалью, затем Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, факультет иностранных языков (специальность — переводчик с английского и испанского языков). В 19 лет дебютировала на украинском Первом национальном телеканале (УТ-1) в программе «Счастливый звонок». Вскоре Мария получила приглашение от «Нового канала», на котором запускали новую утреннюю программу «Подъём». В 2002 году программа получила премию «Телетриумф» в номинации «Лучшее телевизионное шоу». В 2005 году была ведущей 50-го, юбилейного, конкурса «Евровидение». В октябре 2005 года перешла на канал ICTV (программа «Линия конфликта». С сентября 2006 года ведущая телешоу «Один в поле» на канале «Интер».
В данный момент телеведущая работает ведущей и продюсером на «Новом канале», где сначала вела шоу «Фабрика звёзд 3» с Андреем Доманским, потом «Украина слезам не верит» вместе с Сергеем Притулой и Александром Педаном. Далее стала постоянной участницей юмористического шоу «Сделай мне смешно» вместе с Сергеем Кузиным, Сергеем Притулой, Александром Педаном и Дмитрием Коляденко. С 15 февраля 2011 года стала ведущей шоу «Хочешь? Пой!» и шоу «Пой, если сможешь!». С 3 марта 2011 года стала руководителем и ведущей шоу «Мечты сбываются». В конце 2011 года были отсняты последние передачи второго сезона «Мечты сбываются»

16. Энве́р Изма́йлов родился 12 июня 1955 в п.Киргили, Фергана. Украинский крымскотатарский музыкант, виртуозный гитарист, известный пропагандист гитарной техники «тэппинг».
Энвер Измайлов кончил училище искусств по классу фагота, играть на электрогитаре (сначала рок-музыку). В 80-е годы участвовал в джаз-рок группе «Сато», выступал на всесоюзных фестивалях.
Измайлов считается популяризатором тэппинга на всем музыкальном пространстве бывшего Советского Союза.
С 1995 года — член Президиума Джазовой ассоциации Украины.
Принимал участие в джазовых фестивалях на Украине, в Латвии, России, Финляндии, Германии, Норвегии, Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Швеции.

17. Лилия Казаченко по мужу Шкаберина в 2011 стала «Королевой Крыма», а вот уже в мае модель завоевала титул «Королева Украины-2011″. . Лиля родом из Симферополя, но на данный момент живет в Киеве.

18. Влади́мир Ко́ренев (род. 20 июня 1940) — советский и российский актёр театра и кино. Театральный педагог, профессор. Народный артист России.
Владимир Коренев родился 20 июня 1940 года в Севастополе в семье контр-адмирала Бориса Леонидовича Коренева. После окончания школы Владимир Коренев избрал профессию актёра и в 1957 году он поступил в ГИТИС в мастерскую знаменитой театральной актрисы О. Н. Андровской.И Народного артиста РСФСР Григория Конского, учеников Станиславского и Немировича-Данченко.
В 60-е Владимир Коренев стал знаменит как «Человек-Амфибия», человек-символ СССР, сыграв Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия».
С 1961 года — ведущий актёр Московского драматического театра им. К. С.

Знаменитые люди — гордость Крыма

Станиславского.
В настоящее время — профессор, художественный руководитель Театрального факультета ИГУМО.

19. Павел Костицын родился 5 января 1975 года в Евпатории в семье моряка Северного флота, до 7 лет жил на Чукотке. С 12 лет играл в театре «Золотой Ключик» в Евпатории. С 1998 года живёт в Киеве, закончил Киевский Театральный институт имени Карпенко-Карого. С 1997 года по 2001 год работал на радиостанции «Наше радио» начальником информационного отдела, а позднее — программным директором.
С 2001 года по 2004 год работал на телеканале «Интер», был художественным руководителем, режиссером-постановщиком и телеведущим передач «Любовь с первого взгляда» и «Перекресток любви».
С 2005 года по 2007 год был ведущим «Игры патриотов».
С октября 2007 года — ведёт реалити-шоу «Битва экстрасенсов» на телеканале СТБ. С марта 2010 года — ведёт «Мистические истории с Павлом Костицыным».

20. Людмила Кузьмина, симферопольская топ-модель В своем юном возрасте она уже завоевала такие титулы как «Вице мисс Симферополь 2006″, Miss Fashion&Bikini 2011 (Италия), «Вице королева Украина 2012″, «Miss Earth Crimea 2012″. Людмила также является руководителем благотворительного фонда» Украина- здоровье нации».

21. Игорь Коваленко (Куролесов) родился 22 октября 1980 г.р. в местечке Альминская долина, что в Крыму, затем долгое время жил в Симферополе, а потом перебрался в Киев, но в данный момент живет в Москве.
Игорь был известным КВН-щиком и ведущим шоу-программ в ночных клубах столицы, стремился на телевидение, и в данный момент работает не только как телеведущий, но и также, Игорь играет в кино. Ведет свое шоу на радио Комсомольская Правда (97,2 ФМ) под названием «ПОТОМУЧТОШОУ», снимается в кино и сериалах, готовится к записи второй пластинки группы «КуКа»… Как сам о себе говорит Игорь, Я не пью, не курю, ем здоровую пищу, хорошо высыпаюсь…

22. Надежда Матвеева родилась в 1968 году в Керчи, Украина.
Окончив с золотой медалью школу, Надежда поступила в Московский энергетический институт, который также окончила с отличием.
После окончания института Матвеева вернулась на Украину и поступила в Кременчугский университет экономики, информационных технологий и управления.
Тогда же устроилась диджеем на радио и начала работать ведущей на региональном телеканале в Кременчуге.
После Надежда работала редактором газеты в городе Черкассы, а затем перебралась в Киев, где начала работу на «Русском радио».
В июле 2012 года на телеканале СТБ стартовал проект «Все будет хорошо», ведущей которого стала Надежда Матвеева.

23. Зла́та О́гневич настоящее имя И́нна Бордюг; родилась 12 января 1986в городе Мурманск — украинская певица. Представительница Украины на конкурсе песни Евровидение 2013.
Инна родилась в семье военного хирурга и педагога. Инна начала заниматься музыкой в Крыму, в Судаке, куда переехала с семьей в 5 лет. В 2008 году закончила НАУ. Становление Златы уже в качестве профессиональной певицы состоялось в Киеве, где девушка стала выпускницей Киевского института музыки им. Глиэра по специализации «Джазовый вокал».
Злата Огневич является солисткой Государственного ансамбля песни и танца Вооружённых сил Украины, также пела в латин-бэнде.
В 2010 году Злата Огневич стала финалисткой национального отбора конкурса «Евровидения-2010» от Украины, но не одержала победу. В 2011 году приняла участие в отборе «Евровидения-2011», но также не одержала победу.
Злата Огневич стала голосом рекламной кампании ТМ «Корона» — c песней «Страсть» (укр. «Пристрасть»).Выступала в качестве специального гостя на международном конкурсе «Славянский базар» в Витебске.В 2011 году на конкурсе Crimea Music Fest заняла первое место и вдобавок получила приз прессы. В 2012 году стала лицом рекламной кампании Министерства курортов и туризма Крыма.

24. Егор Пазенко— российский актёр театра и кино.
Родился 25 февраля 1972 года в городе Симферополь в актёрской семье. Отец — актёр Станислав Пазенко, заочно закончил ГИТИС в Москве. Мать — Маргарита Бондарева, актриса кино и театра.
В 1993 году окончил школу-студию МХАТ (курс А. Н. Леонтьева)
Актёр женат на Алёне Сидоренко (она стала его директором). Пара воспитывает двоих детей от первого брака Алёны — Анастасию и Никиту. У Егора также есть сын от первого брака — Степан.

25. Алёна Свиридова урождённая — Леонова, родилсь 14 августа 1962 года в городе Керчь — российская певица, актриса, телеведущая. Член Союза писателей РФ (2002), Заслуженная артистка РФ (2004). Не так давно в городе-герое она вновь купила себе дом.

26. Екатерина Олеговна Серебрянская родилась 25 октября, 1977 в Симферополе украинская спортсменка (художественная гимнастика). Заслуженный мастер спорта Украины. С 4 лет родители приводили ее на тренировки в спортивный зал (её мать была ее тренером в клубе «Грация» в Симферополе), так как Катю не с кем было оставить дома. С 8 лет Екатерина начала заниматься художественной гимнастикой профессионально. Учась в школе, стала мастером спорта, чемпионкой и призером первенства Европы по гимнастике среди юниорок. После этого она переехала в Киев и продолжила занятия у своей мамы.
Серебрянская стала чемпионкой Европы в командном первенстве, абсолютной чемпионкой мира и Европы, олимпийской чемпионкой, обладательницей Кубка континента. В своем активе она имеет также восемь титулов чемпионки мира, шесть титулов чемпионки Европы в финалах в отдельных видах.
Екатерина закончила спортивные выступления в 1998 году.
Кандидат наук. В настоящее время Екатерина Серебрянская — эксперт по здоровому образу жизни. Основной акцент ее деятельности – комплексный подход к здоровому образу жизни.

27. Ксе́ния Си́монова, по мужу Паска́рь родилась 22 апреля 1985в городе Евпатория — украинская художница, работающая в жанре песочной анимации. Победительница телевизионного конкурса «Україна має талант („У Украины есть талант“) — 2009», финалистка российского телевизионного конкурса «Минута славы» (сезон 2009—2010).

28. Татьяна Стребкова родилась 6 января 1983 года в Симферополе.
Родители — председатели правления Черноморского банка реконструкции и развития. Есть старший брат Алексей.
По окончании школы поступила в Киевский национальный экономический университет, который успешно окончила по специальности — банковское дело.
В студенческие годы работала рядовым менеджером по продаже автомобилей в салоне.
Родители подарили Татьяне целую сеть косметических магазинов в Киеве.
Весной 2011 года принимала участие в первом сезоне шоу «Холостяк», покинула проект в самом начале.
Осенью 2011 года вошла в 20-ку финалистов первого сезона кулинарного проекта «МастерШеф», покинула шоу 29 октября.
Принимала участие в съемках одного из выпусков тележурнала «Все буде добре» (СТБ).

29. Я́на Клочко́ва родилась 7 августа 1982 в Симферополе — украинская пловчиха, выигравшая пять олимпийских медалей, в том числе четыре раза «золото». Участница трёх летних Олимпиад: 2000, 2004, 2008 .

30. Алекса́ндр У́сик родился 17 января 1987 года в Симферополе— украинский боксёр-профессионал, олимпийский чемпион 2012 года в категории до 91 кг, ЧМ среди любителей: «золото»-2011 (91 кг), ЧЕ среди любителей: «бронза»-2006 (до 75 кг), «золото»-2008 (до 81 кг), чемпион Украины. Заслуженный мастер спорта Украины.

Классный час в 12 – А

«Выдающиеся учёные Крыма»

Составитель – Гажала В.А., учитель русского языка и литературы

Цель:

  • расширить знания учащихся об истории родного края, познакомить учащихся с известными учёными, работавшими в Крыму;

  • воспитывать чувство патриотизма;

  • вырабатывать у воспитанников правильное отношение к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

  • формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;

  • побуждать к планированию времени,

  • развивать навыки публичного выступления, работы с краеведческим и литературным материалом;

Оборудование: портреты выдающихся ученых: академиков В.И.Вернадского, Игоря Курчатова, Владимира Обручева, Абрама Иоффе, Владимира и Александра Палладины. профессора А.А.Любищева, выставка краеведческой литературы.

Форма проведения классного часа : конференция.

Труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия.

М. Горький

Дело науки — служить людям.

Л. Н. Толстой

Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы.

Илья Мечников

  1. Вступительное слово учителя

Много выдающихся людей оставили след на крымской земле. Среди них — учёные, заслужившие признание и уважение не только современников, но и последующих поколений. Владимир Иванович Вернадский – человек, опередивший своё время, фигура планетарного масштаба, которому во многом обязан своим рождением и существованием Таврический университет, и Александр Александрович Любищев, учёный энциклопедической широты, один из плеяды ученых, работавшим там вместе с В.И.Вернадским.

2. Сообщения учащихся, сопровождаемее презентацией.

Часть1. История становления высших учебных заведений в Крыму.

Таврический университет, Крымский государственный педагогический институт, Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского — все это вехи в истории существующего ныне Крымского федерального университета имени Вернадского. Свою историю Крымский федеральный университет ведет от создания в Крыму Таврического университета — первого высшего учебного заведения на полуострове.

Торжественное открытие университета состоялось в 1918 году в Симферополе в разгар Гражданской войны и немецкой оккупации Крыма. Первым ректором университета был, профессор Роман Гельвиг Университет насчитывал тогда пять факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический

В 20-х — начале 30-х годов на базе университета были созданы три высших учебных заведения — педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты. В 1925 году на базе университета был создан Крымский государственный педагогический институт.

Часть 2. Плеяда выдающихся учёных, трудившихся в Крыму.

В университете в свое время учились: будущий академик и основоположник советской атомной науки, трижды герой Социалистического труда Игорь Курчатов, главный конструктор ядерного центра Челябинск-70, трижды герой Соцтруда Кирилл Щелкин. Преподавали: академик, создатель науки биогеохимии и один из создателей учения о ноосфере Владимир Вернадский, академик и писатель-фантаст, автор «Земли Санникова» Владимир Обручев, «отец советской физики», академик Абрам Иоффе, академики Владимир и Александр Палладины. Академик , писатель-фантаст Владимир Обручев Имена выпускников и преподавателей Крымского университета увековечены в названиях городов, улиц и проспектов, горы, вулканы и малые планеты. В Крыму: город Щелкино назван в честь К.И. Щелкина. Крымский федеральный университет носит имя В.И. Вернадского, его именем также назван проспект в Симферополе, станция метро в Москве, многие институты в России и Украине, арктическая станция, научные библиотеки. Именем И.В. Курчатова назван города в России и Казахстане, малая планета, а Российская академия наук ежегодно присуждает премию и золотую медаль его имени за выдающиеся работы в области ядерной физики и ядерной энергетики.

Часть 3. Личность академика В.И.Вернадского –

… Жизни годы

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Ломоносов XX века – так по праву называют академика Владимира Ивановича Вернадского. Учёный поистине планетарного масштаба Владимир Вернадский (1863-1945) вошёл в когорту гениев, создав собственную картину мира, объединив разрозненные знания человечества в стройную систему, доступную каждому пытливому человеку. Главный итог его научной деятельности – развитие учения о ноосфере.

Учёный сформулировал принципиально новое представление о биосфере как живом веществе, обосновав революционную по тем временам мысль об участии ноосферы в формировании природной оболочки Земли.

Более 60 лет его творчество было связано с Крымом. Здесь Вернадский подолгу жил, путешествовал, занимался исследовательской работой и писал научные труды, которыми прославился на весь мир.

Одно из крупнейших заслуг академика Вернадского – открытие Таврического университета.

Учёному, которого называют Ломоносовым XX века, присвоено звание «Почётный крымчанин». По инициативе географов ТНУ именем Вернадского названа одна из естественных карстовых полостей на самой высокой в Крыму Бабуган-яйле. Не остались в стороне и астрономы: одна из малых планет – астероид Солнечной системы номер 2809, открытый учёными Крымской астрофизической обсерватории, носит имя Вернадского.

Вернадский как бы связывает воедино век нынешний и век минувший. А еще, пожалуй, — век будущий. Работы Вернадского помогают нам лучше понять жизнь Земли, ее настоящее и будущее, связанное с нами, с нашим трудом и мыслями.

Обладая необычайно обширными знаниями, он умел сам вырабатывать новые идеи — интересные, неожиданные и глубокие.

Многие идеи Вернадского живы сегодня, а некоторые из них еще ждут своего часа.

Он любил и уважал людей — не обобщенный народ, толпу, но человеческую личность; не всех, а каждого. Он верил в великое будущее человечества и стремился приблизить его.

По его собственному признанию, жизнь для него определялась любовью к людям и свободным исканием истины.

Вернадский принадлежал к тем необыкновенным людям, которых не могла сломить старость. Конечно, у него наблюдались все обычные признаки физического старения, не было только у него признаков духовного одряхления. Он продолжал по-юношески жадно вглядываться в окружающий мир, не переставал удивляться чуду жизни, размышлять над вечными тайнами природы.

Из четырехсот шестнадцати опубликованных трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории наук, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные — разным проблемам науки, истории и т. д. Во многих работах Вернадского осуществлен синтез знаний, объединены самые разнообразные научные сведения, открыты новые области научной мысли.

В его научном творчестве отражались черты его характера, его могучей личности. Постоянная напряженная работа мысли была для него необходимостью. Слова и поступки, мысль и дело, труд и отдых, работа в экспедициях и библиотеках, наука и искусство, личная жизнь и общественная — все было для него спаяно воедино, взаимосвязано. Он был не просто великим ученым — великим человеком, необычайной личностью. Ферсман, как мы знаем, видел в нем не только «крупнейшего естествоиспытателя последнего столетия», но и «человека редкой внутренней чистоты и красоты».

Он сравнительно рано выработал для себя главные принципы научного исследования:.

Проводить детальный анализ.

Видеть за частным общее.

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями.

Не избегать вопроса: «почему»?

Прослеживать историю идей.

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам.

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь).

Связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью.

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

Он рано научился признавать неведомое, но одновременно все более убеждался в существовании «созвучья полного в природе» и все глубже проникал мыслью в скрытые соответствия природных явлений.

Наиболее полная и глубокая концепция биосферы принадлежит Вернадскому. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями человеческой личности и человеческого общества:

«В сущности человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди, — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты, и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца.

Наука направляет разум человека, позволяя ему верно ориентироваться в явлениях природы, в своей личности.

Вернадский верил в науку.

Для Вернадского разум человека был космическим явлением, естественной и закономерной частью природы. «Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки… в научно выраженной истине всегда есть отражение — может быть чрезвычайно большое — духовной личности человека, его разума».

Вернадский очень рано осознал, что человеческая личность — уникальное, неповторимое явление, особый мир в мире — оценивается не сама по себе, а по степени своей причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким.

Знаменательно, что именно Вернадский первым заговорил о высокой моральной ответственности ученых за использование их работы во вред людям.

«Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим» — этот свой принцип Вернадский сформулировал в юности и пронес через всю свою долгую жизнь.

Учение Вернадского о биосфере признано во всем мире. Оно приобрело широкую популярность за последние десятилетия и отчасти затеняет многие другие научные достижения нашего великого соотечественника. А в них не менее или даже более ярко, чем в учении о биосфере, воплотилась его необычайная творческая активность и замечательная способность предвидеть, каким идеям, каким областям знания, каким научным учреждениям и формам организации науки суждено в будущем выдвинуться на ведущее место, иметь большое теоретическое и практическое значение.

Часть 4. «Эта странная жизнь» профессора А.А.Любищева.

Любищев Александр родился 5апреля 1890г в Петербурге. Учился в Санкт-петербургском университете на физико-математический факультете. С 1919 по 1921 Любищев работал ассистентом на кафедре Гурвича в Крымском университете, после в Перми , Самаре, городе Фрунзе, Ульяновске.

Архив его трудов колоссален: более 500 листов (12,5 тыс. страниц машинописного текста) разного рода статей и исследований: работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, генетике, защите растений, философии, энтомологии, зоологии, теории эволюции, по философии, по истории и литературе объемом свыше 10 тысяч страниц, а сверх этого 56 томов конспектов и критических заметок и, наконец, около 4,5 тысяч писем. Любищев владел пятью иностранными языками, поддерживал переписку со многими выдающимися учёными и мыслителями. Столько, сколько удалось сделать Любищеву, четверо полноценных человека за свою жизнь не сделают.

Система работы, ее планирование и ее организация, позволили ученому достичь колоссальной, всех изумлявшей продуктивности.

С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. Он ежедневно записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько времени — на дополнительную, какие были ещё работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс. Учитывалось только «чистое» время — без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта — 10 минут. учёт вёлся ежедневно на протяжении 56 лет.

А. А. Любищев

«Такая добровольная каторга»

…моя система заключается в следующем. Составляю план работы, веду учет времени, т.е. контроль выполнения плана… Основное в каждом планировании — это контроль за выполнением плана. Часто планируют научную работу, но контроль за выполнением научной работы порой отсутствует.

Далеко не всегда удается план выполнить полностью, но иногда удается и перевыполнить.

Каковы принципы такого планирования и учета?

1. Точность учета работы должна соответствовать качеству данной работы.

2. Работу надо распределить так, чтобы на каждую работу использовать время соответствующей квалификации.

3. Использовать «отбросы времени».

4. Постоянно тренироваться в смысле повышения организации труда.

Что касается общего планирования, то при планировании учитывается прошлый опыт, и точность учета соответствует степени использованного времени. Поясню это.

Мы знаем, что существуют три отрезка активного времени: утро, день, вечер. В этих отрезках времени, называемых вечерними эквивалентами, я и распределяю свое время.

Приведу примеры учета времени из собственной практики.

…Имеющееся время должно быть распределено так, чтобы качество времени соответствовало качеству работы. Что это значит? Например, дома тратится время на чтение художественной литературы. Никто не говорит, что не нужно читать художественную литературу, но ее надо читать тогда, когда невозможно заниматься более интенсивно. А дома, за столом, чем можно заняться?

Проработкой книг в форме рефератов и конспектов, монтировкой и определением насекомых — ведь иначе как за столом вы этим делом заниматься не можете. Читать легкую литературу, в частности иностранную в целях изучения иностранного языка, можно в любых условиях.

После окончания университета мне часто приходилось ездить на трамваях, бывать в командировках. Время, потраченное на поездки, по моей классификации считалось «отбросом времени», и я старался его максимально использовать. Я знаю очень прилично три языка: французский, немецкий и английский. …языки я почти целиком изучал на железных дорогах, в трамваях и очередях, в ожидании приема у врача и т.д. Начал заниматься я, например, английским языком с 1907 г. и за 30 лет очень пополнил запас слов, ознакомился с французской, немецкой и английской литературой и сейчас могу читать любое произведение. Несмотря на мой дефект в произношении, я в Ленинграде в 1934-36 гг. был переводчиком приезжающих иностранных ученых-биологов. Я справлялся хорошо с переводом потому, что у меня был большой запас слов, и потому, что у меня не было ложного самолюбия (что является крупным дефектом). Один мой приятель, который часто бывал за границей, терялся, когда его сразу не понимали. Я же, если меня не понимали, повторял два-три раза, и в конце концов меня понимали.

Привычка использования отбросов времени дает возможность использовать его все более квалифицированно… Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора-два часа, я перехожу к более легкому чтению — историческому или биологическому тексту. Когда голова устает, то берешь беллетристику…

Для трамваев у меня тоже не одна книжка, а две или три. Вот как можно использовать много времени из того, которое обычно пропадает.

На заседаниях я занимался зачастую решением задач, причем без ущерба для моей деятельности как члена заседания. Сначала мое поведение вызывало протест, а потом, видя мою активность как члена заседания (реплики, выступления), перестали протестовать.

Использование «отбросов времени» важно потому, что времени не хватает, а тем самым вы можете поддерживать разносторонность ваших интересов».

Часть 5. «Формула» счастья. Обмен впечатлениями от полученной информации, обсуждение. Рекомендации по учёту времени.

«Тот, кто однажды столкнулся с Любищевым, будет снова возвращаться к нему. … Автор задумывается: можно ли его героя считать действительно героем, а жизнь его — героической, достойной подражания? Так ли все это? Героизм — это вспышка озаряющая — и само озарение, требующая крайнего напряжения сил. Стать героем можно поступком, далеко выходящим за рамки обыденного долга. Совершая подвиг, герой жертвует, рискует всем, вплоть до жизни — во имя истины, во имя Родины. Ничего такого не было у Любищева. …Была не вспышка, а терпение. Неослабная самопроверка. Изо дня в день он повышал норму требований к себе, не давал никаких поблажек. Но это ведь тоже — подвиг. Да еще какой! Подвиг — в усилиях, умноженных на годы. Он нес свой крест, не позволяя себе передохнуть, не ожидая ни славы, ни ореола. Он требовал от себя всего, и чем больше требовал, тем явственней видел свое несовершенство. Это был труднейший подвиг мерности, каждодневности. Каждодневного наращивания самоконтроля, самопроверки. Впрочем, нашелся человек, который усомнился, подходит ли сюда слово «подвиг». Потому что какой же это подвиг, если он доставляет одно удовольствие? Всегда находится такой усомнившийся человек. И слава Богу, что люди эти не выводятся, хотя никаких благоприятных условий для их размножения не существует. Вопрос усомнившегося человека затруднил автора. Вскоре и у самого автора начались некоторые сомнения. Какой же тут крест, думал автор, если этот крест нисколько же Любищева не тяготил, а, наоборот, приносил удовлетворение, и ни за какие коврижки он не сбросил бы этот крест. А чем он жертвовал ради своей Системы? Да ведь ничем. …. А раз нет подвига, то выходило, и призывать не к чему. А насчет служения науке, то ведь на самом деле не он служил науке, а наука служила ему. Не сразу автор разобрался в том, что все это, так сказать, с точки зрения самого Любищева, и тем более удивительно. Потому что каким душевным здоровьем надо обладать, чтобы чувствовать счастье от ежедневного преодоления. У нас, наблюдающих издали это непрестанное восхождение, все равно рождается чувство восхищения, и зависти, и преклонения перед возможностями человеческого духа. Подвига не было, но было больше, чем подвиг, — была хорошо прожитая жизнь. Странность ее, загадка, тайна в том, что всю ее необычайность он считал для себя естественной. Может, это и была естественная жизнь Разума? Может, самое трудное — достигнуть этой естественности, когда живешь каждой секундой и каждая секунда имеет смысл. То, что он получал от науки, было больше, чем он давал ей, и это было для него естественно, а для нас странно, потому что, казалось бы, он все, что мог, отдавал науке. Множество подобных секретов и странностей скрыто в его жизни, и, честно говоря, автор не всегда может оценить и понять их. Автор, например, не в состоянии извлечь какие-то рекомендации, и хотя повествование кончается, автор еще не может вынести окончательные суждения, дать какие-то советы читателю. Автор надеется, что читатель в них и не нуждается. Потому что сам автор, оставаясь полным раздумий, глубоко благодарен своему герою, который заставил его усомниться в развитии своей жизни.

Д.Гранин. «Эта странная жизнь»

Любишев является основателем и разработчиком принципов постановки целей и учёта времени, сегодня называемых тайм-менеджментом.

Самый главный вывод, полученный из книги Д.Гранина: никогда ничего не поздно начинать,надо быть только уверенным в победе над обстоятельствами, ставить небольшие, но посильные цели, не расслабляться и не лениться.

Выдающиеся учёные, прославившие Крым

Хронометраж не самоцель, а инструмент, который помогает отследить, на что тратится время.

Можно делать записи по ходу дела, фиксируя текущие события в свободной форме. Другой вариант – выделить конкретное время. Например, делать записи в конце каждого часа или полутора.. заранее выбрать интервал времени, который будете отображать в хронометраже, например, описывать события за каждые 15 минут. Форма ведения хронометража: «событие-время», или «время-событие». Добавьте третью колонку, в которой будете давать оценку ,например, событие «беседа в чате» или «игра в пасьянс» оцените как «поглотитель» или «бесполезная трата».

Оптимальный вариант ведения хронометража следующий: вести хронометраж постоянно необходимое количество времени – то, которое позволит вам выявить закономерности ваших временных затрат. Кому-то понадобится год, кому-то несколько месяцев. Проводите анализ, корректируйте временные затраты, оптимизируйте их и опять проводите хронометраж.

Подведение итогов.

Жизнь выдающихся учёных наглядно демонстрирует, что их величие не минутное озарение, а результат напряжённого, кропотливого труда. Честное служение делу, ответственность и обязательность – непременные качества настоящего учёного. Изучение наследия В.И.Вернадского и А.А.Любищева востребовано временем.

http://www.e-reading.by/chapter.php/4004/28/Balandin_-_Vernadskiii__zhizn’,_mysl’,_bessmertie.html

Баландин Р. К.Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. — http://www.e-reading.by/chapter.php/4004/0/Balandin_-_Vernadskiii__zhizn%27%2C_mysl%27%2C_bessmertie.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *