Знакомство с городецкой росписью

Содержание

1 «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи» ГБДОУ 43 г. Санкт- Петербург Выполнила: воспитатель Федосеева Анастасия Сергеевна

2 Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

3 К нам сюда скорее просим. Заходи, честной народ! Веселее, не зевайте, Всех вас ярмарка зовёт! Ярмарка! Русская ярмарка! Кто на ярмарку придёт. Что захочет – всё найдёт!

4 Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком.

Занятия по городецкой росписи в старшей группе детского сада

Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

5 В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

6 Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

8 Купавка самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердце венки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Наталья Тарасенко
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с городецкой росписью»

Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с Городецкой живописью»

Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС

Тарасенко Наталья Михайловна

Используемая литература

• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.

• Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. Голицына Н. С. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 568с.

• Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий. Колдина Д. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112с.

• Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Мозаика-синтез. Москва. 2017

Оборудование:

Наглядный материал «Городецкая роспись»; образец педагога; кисти № 2,№ 4; стаканчики с водой, салфетки сухие и влажные; бумажные шаблоны –разделочная доска.

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;

2. Учить выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам, передавая характерные особенности

3. Учить правильно выбирать кисть для рисовании различных элементов (широкую для рисования крупных элементов, тонкую для листочков и линий);

4. Учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи;

Развивающие:

1. Формировать эстетическое отношение к предметам декоративно прикладного искусства;

2. Расширять знания детей о предметах, окружающих нас;

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;

2. Воспитывать умение работать в парах;

3. Воспитывать желание помогать друг другу.

Ребята, а как вы думаете, откуда к нам пришла Городецкая роспись? Кто ее придумал? На чем ее рисуют? (ответы детей)

А вы хотели бы узнать об этом. (ответы детей)

Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой. Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба. Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Таким образом, городецкие мастера стали расписывать разные предметы домашней утвари (разделочные доски, шкатулки, панно, подносы и др.) из дерева в стиле Городецкой росписи, тем самым они прославились сами и прославили свое мастерство.

Городецкая роспись выполняется в три этапа.

Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи для детей старшей группы

Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка, т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Сегодня мы с вами будем учиться украшать разделочные доски Городецкой живописью. Вы готовы превратить свои белые доски в красивые расписные? (ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, перед вами на столе лежит шаблон разделочной доски, стоят краски, кисти (разные, баночки с водой, салфетки. Вы готовы приступить к работе? (ответы детей)

Первое что мы с вами нарисуем это контур нашей разделочной доски, для этого возьмите широкую кисть и красную краску и проведите вдоль всего контура красную, ровную линию. Далее мы с вами нарисуем основные элементы Городецкой росписи – это купавки и розаны. Для это нам снова понадобится широкая кисточка. Мы с вами нарисуем сначала красной краской круг и закрасим середину – это будет основа нашего розана. Дальше над ним располагаем бутоны купавки, они у нас будут нарисованы синей краской. Нарисуйте три красивых ровных круга и раскрасьте их.

Затем мы с вами будем рисовать листочки, для этого нам нужна зеленая краска. Ребята, не забывайте тщательно промывать кисточку.

Ну вот, ребята, у нас готова основа нашей работы. Чтобы нам с вами работать дальше надо, чтобы краска подсохла. А пока краска сохнет, мы с вами отдохнем:

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели Стучим по столу.

И работать захотели. Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.

Постучали повертели Круговые движения кистями.

И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.

Давайте продолжим нашу работу. Нам с вами нужно нанести последние главные штрихи нашей работе – выполнить разбелевку. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белая краска. Мы с вами будем наносить белые штрихи на основу (рисуем точки, капельки и линии). Ребята, посмотрите, как заиграл ваш узор, но для полного завершения мы с вами возьмем черную краски и выполним окончательные шрихи. (дети выполняют по показу педагога)

Вот и готовы наши разделочные доски, полюбуйтесь, пожалуйста, какая красота у нас с вами поучилась. Вам понравилось быть городецкими мастерами? (ответы детей)

Давайте, организуем выставку наших работ, чтобы порадовать и удивить родителей.

Занятия по рисованию являются одной из основных составляющих обучения детей изобразительному творчеству в детском саду. Дошкольники учатся рисованию трёх видов: предметному, сюжетному или тематическому, декоративному.

На занятиях по декоративной росписи воспитанники приобретают навыки рисования линий, геометрических фигур и составления из них узоров, получают знания о цветах и их сочетаниях.

Этот вид рисования учит видеть взаимосвязь цвета и формы в узоре и составлению композиции.

Обучение декоративному рисованию включается в себя обязательное знакомство воспитанников с образцами народной орнаментальной живописи. Это развивает чувство прекрасного у детей, вызывает уважение к труду других людей, воспитывает любовь к родине. Программа по декоративному рисованию в старшей группе детского сада предполагает занятия по знакомству с техникой гжель, хохломской и городецкой росписи, дымковской игрушкой.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в старшей группе детского сада

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками старшей группы три раза в неделю. Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Длительность занятия по рисованию в старшей группе составляет 25–30 минут, ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке программы по рисованию в старшей группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 5–6 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждой работы, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники старшей группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, но воспитатель должен обучить их способам получения различных оттенков путём смешивания гуашевых красок и приёмы высветления оттенков акварели. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, воспитатель обучает новым способом рисованию кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины.
  • Обучение следованию словесным указаниям. Воспитатель даёт задание найти на иллюстрации простые фигуры (квадрат, круг, овал) и предложить ребятам отметить их простой штриховкой. Или обозначить обязательным условием использовать в работе краски определённых цветов.
  • Использование навыка устойчивой памяти. На занятиях по рисованию в старшей группе воспитатель не использует форму показа. Он обозначает, какими способами надо будет выполнить задание. Возможно предварительное рассматривание примера рисунка на заданную тему и обсуждение: в какой технике выполнена работа (карандаш, гуашь, акварель), какие приёмы использованы (рисование прямых и изогнутых линий, геометрических фигур, штриховка, закрашивание и т. д.), какие цвета и оттенки использованы. Прямой показ воспитатель использует только для демонстрации выполнения сложного орнамента или технике рисования на непривычной (по форме или качеству поверхности) основе.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Ознакомившись с темой занятия и практическим заданием, ребята охотно продумывают композицию рисунка и этапы выполнения действий для его создания.
  • Игра — основной способ обучения рисованию. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

Ознакомительные занятия по декоративному рисованию проводились в средней группе, в старшей группе ребята продолжают изучение разнообразия народных промыслов, учатся оформлению в этих стилях.

Цель декоративного рисования в детском саду — составление детьми узоров на различных основах.

Задачи обучения декоративному рисованию в старшей группе:

  1. Обучение созданию орнамента при помощи простых форм (линии, геометрические фигуры, точки) и растительных элементов (листики, ягоды, цветы).
  2. Развитие умения симметрично располагать узор в зависимости от формы основы для рисования (листа бумаги или заготовки).
  3. Обучение использования принципа чередования двух-трёх элементов. Сначала дети учатся создавать орнамент из простых элементов (завиток, круг с точкой), постепенно переходя к более сложному растительному мотиву. Освоение чередования способствует развитию чувства ритма и правильной композиции.
  4. Расширение использования в работе контрастных цветовых сочетаний и цветного фона. Активизируется развитие зрительного мышления детей.
  5. Обучение созданию орнамента на объёмных формах. Рисование на трёхмерной основе намного сложнее, чем на плоскости: ребёнок начинает рисовать узор на выпуклой части предмета, который меняет свою форму. Поэтому для упрощения задачи в старшей группе следует использовать модели, созданные по образцу объёмных предметов (вазы, кувшина, чашки, игрушки).

Материалы и инструменты для занятий росписью в старшей группе: плотная бумага (ватман или полуватман, разрезанные на листы), простые карандаши, акварельные краски или гуашь, специальные палитры или пластиковые тарелочки для смешивания красок. Для создания конкурсных или проектных работ возможно использование акриловых красок. Плюсы акриловой краски в декоративном рисовании:

  • Быстро сохнет, что позволяет значительно сократить время на просушку рисунка между этапами создания элементов.
  • Не просвечивает фон. Что удобно при рисовании на цветной поверхности, узор будет ярким.
  • Различные эффекты. Акриловые краски бывают матовые, глянцевые, перламутровые, «металлик». Для декоративного рисования особенно актуально использование глянцевых красок для создания работ в стиле лаковой народной живописи (хохлома, палех, жёстовская живопись).

Знакомство с приёмами народных стилей живописи следует проводить на простых бумажных заготовках: прямоугольные, квадратные или круглые листы плотной бумаги. Оттачивание техники декоративного рисования проходит на листах в форме народного изделия (тарелка, поднос, чашка, ложка и т. д.). Итоговые работы по освоению рисования узора создаются на выпуклых заготовках из различных материалов: папье-маше, глина, дерево.

Примеры декоративного рисования на различных формах

Городецкая роспись на занятиях в старшей группе

Городецкая роспись — как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова

Городецкая роспись — одно из наиболее ярких и самобытных явление русской народной живописи. Зародился этот вид росписи более двух веков назад в Нижегородской области — в Городце. Образцы росписи встречаются на старинных прялках, сундуках, санях, ставнях, дверях и предметах мебели. Деревянную поверхность городецкие мастера украшают цветочным орнаментом, несложными сюжетными композициями и изображением животных. Отличительной чертой городецкой росписи является расписывание предмета без предварительного нанесения рисунка. Используются яркие краски: красная, синяя, зелёная. Для обводки применяется чёрная и белая краски.

Техника и основные приёмы городецкой росписи

Городецкая роспись традиционно выполняется темперой — красками, созданными из порошковых пигментов. На занятиях в детском саду обычно используется гуашь (для создания итоговых работ на деревянных заготовках рекомендуется гуашь предварительно смешать с клеем ПВА). Ребят необходимо научить приёму разбавления краски, так как для создания узоров городецкой росписи для работы необходимо приготовить по два оттенка каждой основного цвета — насыщенный и разбавленный. Высыхая, гуашь приобретает белёсоватый оттенок, воспитанники должны знать, что приступать к следующему этапу росписи можно, только когда полностью высох ранее нанесённый слой краски.

Первоочередная задача в обучении городецкой росписи — научить детей правильно держать кисточку. Локоть должен быть зафиксирован на рабочей поверхности, кисть руки сводобна, для удобства можно слегка упираться о стол мизинцем. Рисовать нужно, держа кисть под прямым углом к украшаемой поверхности.

Городецкая роспись выполняется в три этапа:

  • Подмалёвок — нанесение основного пятна.
  • Тенёвка — дополнение скобками, проработка элементов узора.
  • Оживка — рисование многочисленных мелких деталей.

В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, учатся создавать основные элементы:

  • Розан — наиболее популярный элемент растительного орнамента в городецкой росписи.

    Памятка по этапам росписи

  • Роза — один из главных элементов цветочного орнамента.

    Этапы создания элемента

  • Купавка — стилизованное изображение цветка водяного растения (кувшинки).

    Этапы создания элемента росписи

  • Ромашка — стилизованное изображение многолепесткового цветка. Краски могут быть разнообразными для создания этого элемента.

    Этапы создания элемента росписи

  • Гроздь винограда — создание орнамента с помощью рисования ягод.

    Поэтапное выполнение элемента городецкой росписи

  • Листья и кустики. Видов рисования листьев в городецкой росписи существует много. В работе можно использовать рисование отдельных элементов или составлять из листьев так называемые кустики.

    Примеры элементов растительного орнамента городецкой росписи

Изучаемые элементы городецкой росписи воспитанники складывают в узор. На занятиях в старшей группе дети должны освоить следующие типы композиции городецкой росписи:

  • Цветочная полоса — один из старейших узоров городецкой росписи. Элементы орнамента рисуются друг за другом. Прямой полосой можно оформить заготовки посуды (полосы на вазе, каёмка чашки). Для заготовок простых геометрических форм (круг, квадрат, ромб) можно вписать цветочную полосу по периметру листа.

    Пример создания орнамента с в стиле городецкой росписи

  • Букет — симметричное расположение цветочных элементов с дополнением листьями.

    Пример композиции из элементов городецкой росписи

  • Гирлянда — вытянутый букет, от крупного цветка в центре расходятся более мелкие элементы.

    Пример композиции из элементов городецкой росписи

Индивидуализировать задания по декоративному рисованию в старшей группе можно, когда воспитанниками освоены основные приёмы росписи и способы создания композиции. Привлечь интерес к предстоящей работе можно на подготовительном этапе: предложить детям совместно с родителями сделать к следующему занятию бумажную заготовку, имитирующую предмет посуды, для рисования букета по мотивам городецкого промысла. Это могут быть тарелка, чашка, ковш, кувшин, чайник.

Непосредственно во время творческого процесса ребятам можно дать задание, предполагающее самостоятельный выбор элементов для росписи. Для создания цветочной гирлянды воспитанники составят орнамент исходя из оценки своих технических способностей и руководясь собственным вкусом.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения декоративному рисованию является развитие интереса к изобразительной деятельности, работе с красками. Вместе с тем через изучение своеобразия произведений народного творчества воспитывается уважительное отношение к ручному труду и чувство гордости народными мастерами родной страны. Наиболее действенный способ привлечения внимания к расписыванию контура (заготовки) и активизации познавательной деятельности — использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал, выставка изделий городецких мастеров.
  • Использование текстов народных сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок. Использование образцов устного народного творчества особенно актуально: словесные образы будто оживают на расписных поверхностях.
  • Музыкальное сопровождение (прослушаивание русских народных песен, звучание народных инструментов — балалайка, гармонь, свирель и др.)
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр. Включение игровых элементов на различных этапах занятия соответствует ведущей форме получения знаний у детей 5–6 лет — игре. Проблемные ситуации и беседы выполняют задачу развития логического мышления и умения грамотного построения устной речи.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе

Рассмотрим варианты мотивирующего начала занятия на примере изучения городецкой росписи:

Составление конспекта занятия по городецкой росписи в старшей группе

К каждому занятию воспитателю необходимо составлять подробный конспект занятия. Цели и задачи должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Если проводилась подготовительная работа (чтение сказок по теме, рассматривание росписи на деревянных изделиях и т. д.), следует отметить это отдельным пунктом в методической разработке и указать степень эффективности подготовки.

В конспекте фиксируется использование наглядных и технических материалов воспитателем, а также тех материалов и инструментов, которыми будут пользоваться дети. Затем следует описать ход занятия.

После проведения занятия необходимо провести анализ проделанной работы. В методических материалах личного пользования можно сделать пометки на полях напротив каждого этапа занятия: что удалось выполнить, какие методы и формы работы оказались результативными, каков был эмоциональный настрой воспитанников, совпало ли реальное занятие с планируемым временным распределением.

Схема конспекта занятия:

  • Тема.
  • Цели и задачи занятия.
  • Материалы и оборудование.
  • Проведение подготовительной работы.
  • Ход занятия:
    — Организационный момент 1–2 минуты.
    — Мотивирующий этап 4–8 минут.
    — Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы поэтапного рисования элемента. Возможен показ создания незнакомой/сложной детали. 4–6 минут.
    — Самостоятельная работа воспитанников 7–10 минут.
    — Демонстрация работ, обсуждение 3–4 минуты.
    — Подведение итогов 1–2 минуты.
  • Анализ работ воспитанников. Самоанализ работы воспитателя.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста «Роспись доски городецким узором».

Качанова Ирина Львовна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N111 «Золотая рыбка» г. Братск.

Варианты заданий по городецкой росписи в старшей группе: темы и выполнение

«Знакомство с городецкой росписью»

Вводное занятие по городецкой росписи в практической части включает обязательное повторение смешивания цветов и выбеливания.

«Роспись разделочной доски городецким узором»

Предполагается наличие у ребят опыта рисования элементов «розан» и «купавка». Цель занятия — научить созданию городецкого узора на заготовке с использованием нового приёма — «ромашка».

Поэтапное рисование «ромашки»:

  • Нанесение основного пятна.
  • Выполнение обводки другим оттенком, подрисовывание скобок.
  • Оживление цветка «жемчужинками».

Замысел композиции на доске будет индивидуальным, но с обязательным включением в нарисованный букет или цветочную гирлянду «ромашки».

«Узор для городецкого панно»

Цель: создание панно на бумажной основе. Задачи: учить рисовать цветочную гирлянду с новыми элементами — «розан» и «купавка»; украшать рисунок «оживками» — точками и штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора.

Поэтапное рисование «розана» и «купавки»:

  • Создание круглых пятен замалёвкой: для «розана» большего диаметра, чем для «купавки».
  • Обводка кругов выбеленной краской.
  • Обозначений центра цветка: рисуется краской без добавления белил, у «розана» — посередине, у «купавки» центр смещён влево или вправо.
  • Оживка цветов белилами (штрихи).

«Букет для мамы»

Итоговое занятие. Воспитанникам даётся задание нарисовать в подарок мамам на 8 Марта вазу с цветами по мотивам городецкой росписи.

Видеоматериалы

Короткое слайд-шоу под народную музыку с фотографиями изделий городецких мастеров

Подходит для показа на проекторе.

Мастер-класс «Рисование ягодки»

Мастер-класс «Рисование подмалёвка»

Мастер-класс «Тенёвка и оживка»

Открытое занятие по изобразительной деятельности «Городецкая роспись»

Занятия по декоративному рисованию расширяют знания детей о народных промыслах, музыке, фольклоре. Активно пополняется словарный запас воспитанников. Палех, хохлома, гжель, городец — эти слова будут наполнены для ребят смыслом и сохранятся в памяти яркими, сказочными образами. Изучение особенностей и приёмов исполнения городецкой росписи способствует развитию пространственного и образного мышления, умения самостоятельного планирования действий и построения композиции. Создавая рисунки по мотивам городецкой росписи, ребята сами могут выбрать форму заготовки, продумать вид будущего орнамента и подобрать цвета для работы. Произведения мастеров из Городца близки детям своей красочностью и простотой композиции, побуждают к самостоятельному творчеству.

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе

Деревянные предметы с образцами росписи

Локоть зафиксирован, кисть при рисовании держится перпендикулярно расписываемой поверхности

Порядок выполнения орнамента

Инструкция по смешиванию основных цветов городецкой росписи

Схема спешивания цветов городецкой росписи

Городецкая роспись — гордость русских народных промыслов. Эти чудесные орнаменты не спутаешь с другими. Краски здесь яркие и сочные, прекрасные цветы с резными листьями, изящные птицы и лошадки словно перенеслись со страниц сказок. В старшей группе воспитателю нужно уделить особое внимание этому виду декоративной росписи.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

В старшей группе при подготовке основы для рисования уже можно задействовать дошкольников. Большинству детей очень нравится процесс тонирования и даже раскладывания бумаги для просушки.

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

  1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

    Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна

  2. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом).

    Городецкая роспись: как провести интересное занятие по декоративному рисованию в старшей группе детского сада

    Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

    При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым

  3. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

    Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его

Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто. Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования. Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

    Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера

  2. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

    Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него

  3. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

    Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками

  4. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

    Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания

  5. Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

    Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много

Видео: как нарисовать цветок купавку (городецкая роспись)

Варианты темы

Согласно программе по изобразительной деятельности теме городецкой росписи отводятся два занятия в октябре (одно за другим). Первое носит ознакомительный характер и предполагает рисование отдельных элементов, второе же — уже создание собственного узора на квадратной основе.

Однако данную тему можно обыграть более интересно и обращаться к ней чаще:

  1. Роспись предмета кухонной утвари: «Городецкая доска» (ваза, блюдо, тарелка, ложка и пр.).
  2. «Букет для мамы» (по мотивам городецкой росписи). Занятие можно провести накануне праздника 8 Марта — получится подарок маме.
  3. «Гирлянда из городецкого узора» (как вариант «Бусы»). Это будет длинный симметричный узор, в центре доминанта — крупный цветок. В случае с бусами детям предлагаются круги-шаблоны, которые они обводят, а затем внутри украшают элементами росписи.
  4. «Роспись перьев сказочной птицы городецким узором» (коллективная композиция). Педагог заранее готовит основу — тело птицы без хвоста на листе ватмана. Дошкольникам предлагаются листы бумаги в виде больших перьев, которые нужно расписать. В конце занятия все перья приклеиваются к птице.

Тему можно обыграть оригинально

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности. Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

    Городецкая роспись — это н только растительные мотвиы, но и изображение самых разных животных

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

    Народные гуляния Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

    Раньше городецкие мастера предпочитали более яркий фон

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Тема: «Знакомство с городецкой росписью».

Цель. Познакомить детей с городецкой росписью.

Программные задачи:

  • Образовательная:
    • знакомство с городецкой росписью, ее особенностями;
    • учить выделять основные элементы узора;
    • упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
    • закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;
  • Развивающая:
    • развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции ,художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
    • воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Методические приемы: . объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций) , сюрпризный момент

Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок «Сивка-Бурка», «Жар – птица», потешек, скороговорок, загадок; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование цветов..

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Демонстрационный и наглядный материал.

Для воспитателя: наглядно-демонстрационные пособия, выставка изделий с городецкой росписью.

Для детей :из альбомных листов заготовки разделочных досок; гуашь, кисточки, палитра, тряпочки (на каждого ребенка) ,баночка с водой .

Для младшего воспитателя: одежда Почтальона.

План.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вводная беседа – 5 мин.
3. Самостоятельная работа – 15 мин.
4. Физминутка – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

Использованная литература: Т.С. Комарова » Занятие по изобразительной деятельности» для старшей группы.. Программа М.А.Васильевой «От рождения до школы»

Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).

ХОД проведения.

1. Организационный момент

. Здравствуйте, дети! В нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

. Раздается стук в дверь, заходит Почтальон.(Младший воспитатель переодетый в Почтальона)

Почтальон:Здравствуйте, ребята.

Ребята: Здравствуйте.

Почтальон. Я, почтальон Печкин, принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста вот здесь. (Воспитатель расписывается . Почтальон выходит)

Вос. Ребята, интересно от кого может быт это письмо?

Д. От Деда Мороза.

Из леса.

Может от мамы.

Вос. Давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно.

(Воспитатель читает письмо)

“Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Вос. Ребята, от кого пришло письмо?

Реб. От поваров.

Вос. С какой просьбой они к нам обращаются?

Реб. Они просят, чтобы мы расписали их разделочные доски.

Вос. Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Дети. Цветами.

Листьями.

Кругами.

Вос.(вытаскивает от конверта стихотворение) Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту.

(Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городецкая роспись- сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Вос. Ребята, наши повара хотят, чтобы мы расписали их разделочные доски городецкой росписью. А вы знаете, как расписать городецкую роспись?

Реб. Нет.

Вос. Ребята, мы сегодня познакомься с городецкой росписью, и научимся его рисовать.

(Воспитатель рассказывает и показывает )

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовым , голубым ,красным, зеленым .Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Смотря на эти росписи вы какие сказки вспомнил.

Реб.»Сивка-Бурка,.

«Жар-птица»

«Аленький цветочек»

Вос. Да, ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи.
( Воспитатель показывает образец разделочной доски.)

Вос. Посмотрите внимательно на эту разделочную доску и скажите, какие цвета использовали мастера при расписывании этой доски?

1 реб. Розовый.

Голубой.

Зеленый

Вос. Да, ребята, правильно . Мастера городецкой росписи при расписывании этой доски использовали розовый, голубой и зеленые цвета.

Как называется этот элемент, который расположен в центре раз. доски?

1 реб. Цветок.

Бутон.

Вос. Молодцы, ребята, это бутон. Бутон в центре узора “смотрит” вверх . А каким цветом расписан бутон?

Розовом.

Вос. Ребята , посмотрите на ваши краски. У вас есть розовый цвет.

Нет.

Вос Что же нам делать? Как получить розовый цвет? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

Реб. Если в белую краску добавить немного красной краски и получаться розовый цвет.

Вос. Да правильно ,ребята. Когда мы в белую краску добавим немного красной краски, то получаем розовый цвет. Вот смотрите. (Воспитатель смешивает краски.)

Вос. В каждом углу раз. доски. расположены маленькие бутоны голубого цвета. У вас есть голубой цвет.

Реб. Нет.

Вос. А что можно сделать, чтобы у нас получился голубой цвет?

Реб. А в белую краску добавить немного синий краски и получаться голубой цвет.

Вос. Да правильно ,ребята. Если мы в белую краску добавим немного синий краски, то получим голубой цвет. Вот смотрите. (Воспитатель смешивает краски.)

Вос. Еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того чтобы оживить их. Эти элементы так и называются оживками. Их они рисовали белыми или черными красками.

Вос. Вот тут на разделочный доски расположены зеленые листочки. Обратите внимание на то, что величина листьев одинакова. Я буду расписывать свою разделочную доску, а вы внимательно слушайте и смотрите.

( Воспитатель рисуете и рассказывает.)

Вос. Ребята, самое важное в рисовании — научиться правильно держать кисть.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство детей с Городецкой росписью»

Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна. Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности. (Восп. показывает.)

Я сначала на кисточку набираю розовый цвет и на середине доски рисую крупный бутон . Потом хорошенько и аккуратно промываю кисточку и набираю на кисточку голубой цвет и в каждом углу рисую маленькие бутончики. Тоже так же аккуратно промываю кисточки , набираю на кисточки зеленый цвет и рисую лиспочки. Листочки нужно рисовать между голубыми бутонами.

Вос. Ребята, какого элемента не хватает в моем рисунке?

Реб. Оживки.

Вос. Правильно, Айгуль. В моей росписи не хватает оживки. Ребята, чтобы рисовать оживки нужно немножко подождать, чтобы бутоны высохли. Но я заранее расписала другую раз доску ,чтобы не ждать. (Воспитатель берет другой рисунок)Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

Вот ребята я расписала свою разделочную доску. Красиво получилась у меня раз доска?

Реб. Очень красиво

Реб. Красиво.

А теперь ребята, все сели правильно. Спина у нас прямая, ножки вместе. Друг другу не мешаем. Подготовим свое рабочее место.

Вос. С кого элемента вы начинаете расписывать доску?

Реб. С центрального бутона.

Теперь у вас все готово, давайте поможем поварам, и исполним их просьбу.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель помогает смешивать краски). Ильнар, в белую краску нужно было добавить красную краску не слишком много. У тебя получился не розовый цвет, а красный. Давай вдвоем попробуем еще раз.

(Обращать внимание как дети держать кисточки). Глеб, кисточку нужно держать правильно с тремя пальцами. Молодец, Алина очень хорошо получается у тебя. Тимур, нужно как следует промывают кисточки и сушит ее об салфетку.

( Следить за осанкой детей). Лиана и Даша, когда рисуете слишком не наклоняйтесь, спина должна быть прямой.

(Когда дети закончили рисовать бутоны и листья)

Вос. Ребята, пока ваши росписи высыхают, давайте проведем физминутку.

Физкультурная минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется..

Вос. Правильно сели и продолжаем работу.

(Воспитатель помогает) Арина , оживку рисуем полукругом. Вот так. Молодец Али, очень красиво получились у тебя оживки.

Вос. Ребята, если готовы ваши работы давайте их ( дети сами вешают свои работы)

Вос.: Ребята, давайте посмотрим на ваши работы. (дети смотрят на свои работы).

Вос. Какая доска получилась по вашему самой очень красивой и аккуратной ?

Реб. Вот этот.

2реб. Нет, вот этот.

Вос. Эти работы они очень красиво и аккуратно расписали ,молодцы.

Вос. Ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились ?

Реб. с городецкой росписью.

Вос. На городецких изделиях можно увидеть что?

Реб. На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней

2 реб. Сценки чаепития, охоты.

Вос. Какие цвета используют городецкие мастера при расписывании своих работ?

Реб. Они используют яркие цвета розовый, голубой.

Молодцы! Дети, вы справились с заданием ,помогли поварам расписать их разделочные доски. Они вам будут очень благодарны. И еще вкуснее вас будут кормить.

Шалапанова Марина Геннадьевна

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска

Конспект НОД по рисованию

в старшей группе на тему

«Знакомство детей с Городецкой росписью»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

Шалапанова Марина Геннадьевна

2019 г.

Тема: «Городецкая роспись»

Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.

Цветочная сказка под названием «Городец»: проводим занятие по росписи в старшей группе

познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка),

Программное содержание:

Обучающие:

  • Активизировать словарь детей по теме занятия;
  • Продолжать знакомить с городецкой росписью.
  • Учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).
  • Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Развивающие:

  • Развивать мышление, мелкую моторику рук,координацию движений, глазомер; Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
  • Развивать самостоятельность и творческую фантазию.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества.
  • Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к искусству, народным традициям;
  • воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Методы и приемы:

  • Наглядные — Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.
  • Словесные — Рассказ о городецкой росписи, объяснение воспитателя.
  • Практические — Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.
  • Здоровьесберегающие (игровые) -физминутка.

Словарная работа: Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.

Оборудование:

Демонстрационный материал — выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал: гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага.

Предварительная работа:

  • Рассматривание предметов народного промысла;
  • Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов.

Предварительная работа:

Предварительная работа воспитателя — подбор иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Предварительная работа с детьми — Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. А поможет мне рассказать подробнее о росписи Городец Городецкий мастер, которого я пригласила сегодня к нам в гости. Слышите, кто то стучится в дверь.(Стук в дверь).

Мастер: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Здравствуйте мастер, мы очень рады с ребятами, что вы, несмотря на свою занятость, все же нашли время к нам прийти на занятие.

Мастер: Ну что вы, как я мог не прийти, я очень рад, что вы меня пригласили.Ребята скажите, можеткто-нибудь, из вас уже слышал, что такое Городец?

Дети: Городец— русский народный промысел по дереву.

Мастер: Верно ребята.Городецкая роспись — русский народный художественный промысел Нижегородского края. Эта роспись яркая, лаконичная ,в ней присутствуют различные жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, которые украшали прялки, мебель, ставни, двери.

Воспитатель: Мастер расскажите нам, как появилась Городецкая роспись.

Мастер:Городецкая роспись получила свое развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Воспитатель: Ну что ребята запомнили, скажите мне как появилась Городецкая роспись, и почему ее так назвали?

Дети: Жители, которые жили рядом с городом Городец, были большими искусными умельцами по дереву, изготавливая различные изделия, украшая яркими, нарядными узорами так и появилась роспись.

А назвали ее Городецкая роспись потому, что возили продавать на ярмарку в город Городец, отсюда и название.

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. Мастер скажите, что это были за изделия, которые изготавливали мастера, что на них изображали, какие краски использовали?

Мастер: Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками.

Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, листик.В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней . Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент .

Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.

Воспитатель: Ребята назовите, изделия которые вы запомнили, из каких элементов состоит Городецкая роспись, каким образом выполняют роспись?

Дети: Изделий изготавливали очень много, разделочные доски, шкатулки, двери, сундуки и мн.др.В Городецкой росписи используют такие элементы как – розан, ромашка, купавка, бутон, листик, орнамент, узор. И выполняют роспись без предварительного нанесения контура рисунка.

Мастер: Какие же вы молодцы, вы очень внимательные ребята.

Воспитатель: Как я вам благодарна, вы не только хороший Мастер, но еще и замечательный рассказчик. Нам очень интересно узнать как выполняется роспись, расскажите, пожалуйста, нам, правда ведь ребята?

Дети: Да, очень интересно, расскажите нам ?

Мастер: С большим удовольствием расскажу,слушайте.

Городецкая роспись выполняется в три этапа .

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Для цветов и ягодок используются следующие краски: охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый (красный+черный), голубой (синий+белый) и синий. Для листьев чаще всего используется городецкий зеленый который состоит из зеленного желтого и немного коричневого. Иногда рисуются маленькие листики коричневой краской.
Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Основные цвета тенёвки: черный, темно-коричневый, для синих и голубых элементов темно-синий. Использование черной краски для тенёвки делает орнамент более контрастным и яркими. А тенёвка всей росписи коричневой краской делает ее более нежной и легкой.

Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Основным цветом разживки является белый, жёлтый может использоваться лишь как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе отсутствовать.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называются три этапа, которые используют при городецкой росписи? Какие краски используют мастера?
Дети : Городецкая роспись выполняется в три этапа .Первый этап- подмалевка, Второй этап — тенёвка, Третий этап — оживка (или разживка).

Дети: Мастера используют, розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую краски. А также их оттенки.

Мастер: Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием

по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона.

У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Купавка -самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Розан — отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Ромашка — цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза -самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь -символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция — построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали очень подробно о том как нужно рисовать цветы, какие краски и этапы применять.

Скажите, что обозначают цветы в городецкой росписи?

Чем является городецкая птица и конь?

Почему важна композиция в произведении искусства Городецкой росписи?

Дети: Цветы в городецкой росписи это символ здоровья и процветания. Городецкая птица является символом семейного счастья. Городецкий конь -символ богатства.

Соотношение отдельных частей (компонентов), росписи образуют единое целое их незнание или несоблюдение может привести к нарушению гармонии.

Воспитатель, Мастер: Совершенно верно, Молодцы ребята.

Воспитатель: Итак, ребята, так как мы узнали о городецкой росписи очень многое, благодаря нашему Мастеру.

А сейчас ребята я вам предлагаю побыть настоящими городецкими мастерами и украсить разделочную доску “бутонами” и “листьями”.

Мастер: Ребята а я вам с радостью помогу.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята напомните мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Дети: Мастера используют розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую краски.

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Итак как мы с вами все повторили, занимаем свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем тенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать?

Дети: Путем примакивания кисти.

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнитьфизминутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Воспитатель: Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. Наша доска готова.

А сейчас я попрошу нашего Мастера, оценить ваши работы.

Мастер: Ребята какие вы молодцы, мне очень понравились ваши работы, и хочу отметить что большинство ребят, применяли все этапы тенёвки, оживки, подмалёвки, правильно подобрав цвета, работали аккуратно. Вы очень способные.

Ну а сейчас мне пора с вами прощаться, ведь мне нужно готовиться к «Ярмарке» на которой состоится выставка изделий городецкой росписи. И я буду очень рад, если и вы придете. До свидания!

Воспитатель: Это вам мы говорим спасибо, ведь без такой нужной и интересной информации которую вы нам сегодня рассказали и раскрыли, у нас бы не получилось таких замечательных и точных работ. Мы обязательно придем, правда же ребята? До свидания!

Дети: Спасибо вам большое,с удовольствием придем. До свидания!

Подведение итогов:

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец.

А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.

Воспитатель: Чему мы научились?

Дети: рисовать бутоны цветов и листья. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?

Дети: Всё!

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Дети: Да!

Рассматривание готовых работ.

Воспитатель: А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети: Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.

Воспитатель: Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими. И вы им расскажите что сегодня узнали о городецкой росписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *