Жизнь народов севера

43-летний Владимир Сероттето всю свою жизнь провел в тундре

Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству
Избыток оленины ненцы продают комбинатам, в том числе и европейским.
Нарты — самое необходимое средство передвижения в тундре. В них запрягают оленей и управляют хореем.

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты — Мансийского автономного округа — Югры

«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учебно-исследовательский проект

Жизнь и быт коренных народов Севера

«Стойбище хантов»

Проект выполнили:

обучающиеся 10 класса

Лопаткин Константин

Османов Виталий

Сабиров Денис

Дочкин Алексей

Прасин Евгений

Руководители проекта:

учитель географии

Петунина Светлана Викторовна,

учитель трудового обучения

Яфаркин Михаил Григорьевич

Нягань, 2017

I. Введение………………………………………………………………………………………..3

1. История возникновения народов ханты и манси………………………..………………5

2. Жизненный уклад коренных народов Севера

2.1. Брак и семья………………………………………………………….…….………….…6

2.2. Жилища……………………………………………………………….….……….….…..6

2.3. Домашняя утварь……………………………………………………….………..………7

2.4. Одежда………………………………………………………………….…………..……7

2.5. Пища……………………………………………………………………..…………….…8

2.6. Традиционные занятия………………………………………………….…….…….…..9

2.7. Средства передвижения……………………………………….…………………..…….9

2.8. Культура и традиции……………………………………………………………….….10

II. Выполнение проекта (технологический этап)

III. Вывод………………………………………………………………………………..…..…..16

Литература…………………………………………………………………………………….…17

Приложения………………………………………………………………………………………18

I. Введение

Изучая в 9 классе географию Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, мы узнали очень много интересного о жизни и быте коренных народов севера – ханты и манси. Большинство жителей нашей страны знает о ХМАО-Югре очень немногое. Одни представляют себе лес нефтяных вышек в бескрайней тундре, другие что-то слышали о «зеленом море тайги», муксунах и бурых медведях, третьи— смотрели трансляции с проводившихся здесь соревнований по биатлону. В действительности же Ханты-Мансийский округ — Югра — это особая территория, в котором гармонично сочетается прошлое и будущее, традиции и технологичность, этнография и высокая мода, инновации и спорт, театральные фестивали и бизнес-совещания.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Мы родились и растем на Югорской земле, поэтому должны знать край, в котором мы живем. Когда мы начали изучать географию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, у каждого из нас возникла потребность изучить свой край. Нам было интересно узнать:

  • Кто был первыми жителями этих мест?

  • Как они выглядели?

  • Какова была их культура?

  • Как складывался быт?

В результатепроведенной работы в рамках уроков географии, трудового обучения, внеклассной работы мы попытались найти ответы на все поставленные вопросы. У нас появилось желание окунуться в мир этого удивительного народа. Жизнь народов ханты и манси была тесно связана с природой. Основным материалом для изготовления жилищ, предметов быта является дерево. Ханты и манси используют все его части: древесину, корни, кору и ветки. Это тот материал, с которым мы учимся работать на уроках трудового обучения вот уже шестой год. Мы решили своими руками изготовить несколько хантыйских построек, объединив их в единое целое «Стойбище хантов» (Приложение 1).

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ценностного отношения к культурно- историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры как необходимое условие социализации детей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Традиционная культура коренных малочисленных народов Югры.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнение проекта макета «Стойбище хантов».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Изучить историю происхождения народов ханты и манси.

  2. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера- ханты и манси.

  3. Создать макеты изделий по исследовательской работе и объединить их в общем проекте «Стойбище хантов».

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Изучить литературу по истории происхождения, жизненном укладе народов ханты и манси.

2. Развивать практические навыки и умения в процессе творческой работы при

изготовления макетов к проекту «Стойбище хантов».

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре коренных народов Севера.

  1. История возникновения народов ханты и манси

Своим названием Ханты-Мансийский автономный округ-Югра обязан коренным жителям – ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Угрой, или Югрой новгородцы называли северную часть Западной Сибири к востоку от Урала. Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры — предки ханты и манси.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в Российской Федерации. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» — «народ большой реки»), еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге.

Мои северные истории

До прихода русских в Сибирь у хантов были племена, затем сложились союзы племен – княжества. Остяки — ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Манси («человек»), вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты — Мансийского автономного округа-Югры. Как этническая общность манси сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья, и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири. По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века (вместе с хантами) под именем «югры», а с 14 века – «вогуличи», «вогулы». Манси жили родоплеменным строем, до 30 годов нашего века. Говорят на мансийском языке. Письменность манси существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

Вогулы — манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

Численность хантов – 30 943 тысяч человек ( по переписи 2010 года). Численность манси – 12 269 тысяч человек (по переписи 2010 года).

Жили ханты и манси в паулах — маленьких посёлках и укреплённых поселениях — городищах, которые располагались всегда в очень удобных в промысловых отношениях местах.

2. Жизненный уклад коренных народов севера

2.1.Брак и семья

Главой в семье ханты и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему.

Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама — которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкой.

2.2. Жилища

В конце 19 века У.Т.Сириус описал около 30 типов жилых построек ханты и манси. Кроме жилых построек были еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных. Их можно насчитать более 20 разновидностей. С десяток наберется культовых – священных амбарчиков, домиков и др.

Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников – рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом свое особое жилье, а оленевод, куда не приедет, везде ставит только чум. Постройки были дощатые, берестяные, земляные; по сезонности- зимние, весенние, осенние, летние. Одни из них были стационарными, то есть стояли на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать. Традиционное жилище – прямоугольные срубленные дома. Войдя внутрь жилища, справа или слева располагалась печь – чувал, занимающая весь угол, но дающая свет и тепло. Вдоль стен тянутся дощатые нары, застеленные оленьями шкурами и служащие кроватью. В настоящее время появились низкие столы и скамейки. Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбаров, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики. Было и есть одно правило при строительстве дома – окна в сторону реки не делают и никогда не ложатся спать головой к реке.

В настоящее время ханты ведут полукочевой образ жизни и, как правило, живут в чумах. Стойбище располагается вдоль берега реки.

2.3. Домашняя утварь

До сравнительно недавнего времени необходимые в быту вещи, одежда изготовлялись самими людьми из подручного материала. Основным материалом для изготовления утвари является дерево. Коренное население использует все его части: древесину, кору, корни и ветки. Береста является самым распространенным и легко доступным материалом, из которого изготовляли набирки для ягод, чумашки, короба, туеса, детские колыбели, большая часть из которых украшалась узорами. Применялось несколько способов орнаментации — выскабливание, тиснение, техническая аппликация по цветному или закопченному фону, при помощи ажурной резьбы. Изготовлением изделий из бересты занимались женщины.

Из расщепленного корня кедра плели корневатики – корзинки круглой или прямоугольной формы с накладными крылышками. Из древесины делали черпаки, долбленые блюда, тарелки для мяса и рыбы. Изготовлением деревянной утвари занимались мужчины. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано.

2.4. Одежда

Одежда народов ханты и манси очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления используются местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожу рыб (налима, стерляди, осетра). Широко применяется ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляют одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Вся одежда богато расшивается и орнаментируется бисером.

Изготовлением одежды занимаются только женщины, преимущественно летом. Новая одежда шьется раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.

Одежда делится на зимнюю, летнюю, женскую и мужскую. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, то есть без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Мужская одежда состоит из малицы, меховых чулок и сапог. Женская одежда состоит из сака, ровдужных штанов и меховой обуви. Женская одежда отличается от мужской более богатым декором и распашным покроем.

Маленьким детям шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делают сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носят до 4—5 лет, затем переходят на одежду взрослого типа только меньшего размера.

Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они надевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья).

Мужская летняя одежда состоит из штанов и рубахи, изготовленных вручную. Поверх их носят одежду из грубого холста.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси.У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правом поле мехом.

2.5. Пища

Основной пищей ханты и манси считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

2.6. Традиционные занятия

Охота. Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство. Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства.

2.7. Средства передвижения

Лодка.Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи. Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты.Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

2.8. Культура и традиции

«Медвежий праздник» — это самый любимый праздник ханты и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина — это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать. Игра «Куль – отыр» для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности. Вторая часть игрищ посвящена духам — хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее. Третья часть посвященасмешным, шутливым песням. Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется «песни менков». Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют «запретные песни», посвященные душе медведя. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.

Вороний день – «Вурна хатл» (хант.),отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день — любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В представлениях обских угров ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин — до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин.

Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье.

День оленевода, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

II. Выполнение проекта (технологический этап)

После изучения литературы об истории возникновения коренных народов Севера, об их быте, культуре и традициях мы приступили к выполнению практической части.

Перед началом основной работы на уроках экономики рассчитали, сколько и какого материала нам понадобится. (Приложение 2.)

На уроках черчения мы выполнили чертеж всех будущих строений — подготовили технологические карты (определили последовательность этапов работы). (Приложения 3,4,5,6).

После уроков заготавливали природный материал (мох, береста, ивовые ветки, песок речной разной фракции, галька, речные камушки).

В процессе работы использовали только природный и подручный материал. Все макеты изготовлены вручную с помощью столярных инструментов: ножовка, наградка (ножовка с мелкими зубьями), стамеска (прямая, полукруглая, пологая), киянка, резчицкий инструмент, клюкарза, царазик, косячки и вспомогательного инструмента- стеки для лепки, мастихин, пинцет, слесарные тиски, молоток для отбивания, кисточки щетинные (плоские) и кисточки беличьи (круглые), щетка-сметка.

После того, как были выполнены макеты построек, начали работу по объединению их в единое целое: «Стойбище хантов». Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водится много рыбы, а также пастбища для оленей. На нашем макете стойбище расположено в лесу около реки. Недалеко от стойбища болото, на котором можно собирать клюкву.

На стойбище есть все необходимые стационарные постройки — срубный дом, лабаз, навес и переносные – чум.

  1. Срубный дом

Срубный дом — то наземный сруб с двускатной крышей, без чердака. Крышу крыли следующим образом – сначала на слеги набивали деревянными колышками тонкие рейки, поверх настилали полотнища бересты. Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

На строительства макета «Срубный дом» ушло самое большое количество времени, так как этот процесс трудоемкий. Строили дом поэтапно, согласно технологической карте. Стыки между бревен законопатили паклей, крышу покрыли берестой. (Приложение 3)

Недалеко от входа в дом, расположена хлебная глиняная печь. Делает ее женщина, и размеры печи зависят от величины семьи. После того, как прогорят дрова, угли выгребают и ставят в печь формы с тестом. Чело закрывают деревянным листом. Так как это макет, то мы его выполнили тоже из дерева, но сохранив форму.

  1. Чум

В настоящее время ханты ведут полукочевой образ жизни и, как правило, живут в чумах. Чум – это переносное жилище конусообразной формы. Чум служил летним жилищем рыболовам, летним и зимним – оленеводам. Каркас чума делается из жердей, летом его покрывают полотнами бересты, а зимой – шкурами оленей. Берестяной чум использовался на летней рыбалке, удобен был и при выпасе оленей. Бересту заготовляли весной в период активного соковыделения в березе. Снятую бересту тщательно вываривали в рыбьей ухе (иногда просто в воде), после чего она становилась гибкой и пластичной. Для сшивания кусков бересты использовали нитки из оленьих сухожилий. Обычно тиски — (полотнища бересты) — делали двухслойными. Они применялись так же для укрывания от непогоды предметов на улице, они же использовались в качестве подстилки в чуме. Дверь чума, имевшая форму трапеции, так же выполнялась из тисок. Она подвешивалась на палке. Когда нужно было войти, дверь отодвигали. В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом.

Для чума выстрогали жердочки. Из жердей сделали остов чума и покрыли берестой. (Приложение 4).

  1. Лабаз

Около каждого жилищарасполагалсяамбар на сваях — лабаз. Как правило, на одно хозяйство их приходилось несколько. Лабазы строили хозяйственные, охотничьи и священные. Они бывают разной высоты и размеров. От размеров зависит и количество ножек (сваи). Ножки обязательно делают с зарубками, т.е. застругивают для того, чтобы грызуны не могли попасть в амбар. В лабаз можно было попасть с помощью лестницы.

Свайные амбары использовались для хранения тех вещей и продуктов, которые обязательно должны быть сухими (меховая одежда, мука, соль). Стены амбара делают из тонких бревен и досок. Бревна стараются не подгонять плотно друг другу, чтобы обеспечить проникновение через щели воздуха для вентиляции. Крышу делают двускатную, она нависает над выступающей стеной и дверью помоста – пола амбара.

Лабаз строили по аналогии с домом, так как он имеет такую же конструкцию, только стоит на высоких ножках.

  1. Навес

Для хранения средств передвижения, рыболовных снастей, ловушекстроили навесы. Навес с двускатной крышей, покрытой берестой, на четырех столбах, имеет поперечные балки, предназначенные для хранения более мелких предметов. На земле под навесом хранятся лодки, нарты. Навес предназначен для защиты от осадков. Еще строят навесы коптильни. Предназначенные для копчения рыбы и мяса. Ханты и манси мелкую свежую рыбу, чистили, потрошили ее, плотно нанизывали на жальник головами вверх и укладывали на перекладины под навесом, внизу разводили костер со слабым пламенем.

Данный навес – хозяйственный, предназначен для хранения лодок, просушки древесины. Строили его согласно технологической карте. (Приложение 5).

5.Облас

Ханты селились в основном у реки, поэтому для переезда по рекам, рыболовства использовали легкие лодки –долбленки — обласа. Обычно облас изготавливали из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде. Для его изготовления искали ровное, без сучьев дерево. Отрубали нужный кусок ( два размаха рук- обласок на одного человека). Форма обласа сохранялась благодаря распоркам между бортами. Снаружи натирали сажей с сосновой или пихтовой смолой. Весла изготавливали из кремлевой ели, т.е. заплывшей с южной стороны смолой.

Лодку изготовили из бруска, путем долбления с помощью стамески и киянки. Затем выполнили операцию строгание и зачистили наждачной бумагой. (Приложение 6).

После того, как были выполнены макеты построек, начали работу по объединению их в единое целое «Стойбище хантов».

Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водится много рыбы, а также пастбища для оленей. На нашем макеты вы видите, что стойбище расположено в лесу около реки. Недалеко от стойбища болото, на котором можно собирать клюкву. На стойбище есть все необходимые стационарные постройки — срубный дом, лабаз, навес и переносные – чум.

III. Вывод

В процессе работы над проектом «Стойбище хантов» мы сделали вывод, чтонесмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитие культуры нашего края. Благодаря этому проекту, мы смогли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы, научились выполнять различные виды работ в процессе изготовления макетов различных построек.

Вся проделанная работа очень полезна для нас и пригодится нам в дальнейшем. Получив профессию «Столяр-строительный» кто-то из нас пойдет работать по данному направлению – столяр, плотник или выберет другую профессию, но главное мы научились и знаем, как можно построить дом, как рассчитать количество необходимого материала для строительства какого-либо объекта. А еще мы усвоили главное правило жизни, что только трудолюбием можно добиться в жизни многое.

Этот проект научил нас любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера. Он будет хорошим наглядным пособием для учащихся при изучении географии ХМАО-Югры.

Литература

1. Айпин, Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари — М.: Молодая гвардия 1990 — 71 стр.

2. Бакулин, В.В. «География Ханты-Мансийского автономного округа»: учебное пособие для 8-9-х классов. –М.: Экопрос, 1996.

3. Гаврилова, О.Н. «Край родной. Азбука краеведения» — Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 с.

4. Грасмик, А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

5. Гребенюк, Г.Н., Кискаев И.А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно-методическое пособие. /Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.

6. Добринский, T.H., Плотников, В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. — Тюмень, 1997.

7. Жунтова, Н.М. Методическое пособие по биологии с использованием фольклора и этнографии коренных народов Западной Сибири. — Мегион, 1996.

8. Инфактьев П.П. Путешествие в страну вогулов (предисловие Г.И. Данилиной). — Тюмень: Мандрика, 2003.

9. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.

10. Ким, Э.В., Мясоедова, В.П., Орлова, Т.К.. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. – М.: Экопрос,1997

Интернет-ресурсы:
1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
3. http://rgo.ru. – География сети.
4. ru.wikipedia.org›wiki/Ханты-Мансийский…Югра;
5. ecoguild.ru›regions/hmao/index.htm

Приложение 1

к проекту «Стойбище хантов»

Приложение 2

к проекту «Стойбище хантов»

Затраты на изготовление макета «Стойбище хантов» составили: 24 рубля

Приложение 3

К проекту «Стойбище хантов»

Технологическая карта

изготовление макета «Срубный дом»

Приложение 4

к проекту «Стойбище хантов»

Технологическая карта

изготовление макета «Чум»

Приложение 5

К проекту «Стойбище хантов»

Технологическая карта

изготовление макета «Навес»

Приложение 6

к проекту «Стойбище хантов»

Технологическая карта

изготовление макета «Облас»

Истории из жизни

Я живу в Якутии в Нижнеколымском районе, на берегу Колымы. Да-да, той самой Колымы, где на её берегах стояли остроги (лагеря). Где расстреливали политзаключённых, топили их в баржах, морили холодом и голодом. Но если отмести эти факты в сторону, то вы увидите красивый и величественный край, отчасти не тронутый цивилизацией.
Здесь живут разные народы: эвены, чукчи, юкагиры, якуты. И у всех есть свои поверья и легенды.

Как живут люди за полярным кругом, где время идет совершенно по-другому

Многие в них не верят, хотя даже в наше время случаются некоторые события. До сих пор камлают шаманы у ночного костра, прося совета у духов, кормят огонь. Но этого уже не замечают. Мы же иногда от наших дедов и отцов иногда слышим истории, которые происходили не так уж и давно. Некоторые из них я вам и попробую рассказать.
1) Якутский чёрт. Было это во времена советской власти, когда она только вставала на ноги. Времена были тяжёлые. Есть у нас село Колымское, на значительном расстоянии от него находился участок. Была зима. Из этого участка поехал паренёк в село за продуктами, ехал на нарте, запряжённой двумя оленями. Когда он собирался в путь, к нему подошла старушка из местных и сказала, чтобы он обязательно привязал к нарте верёвку так, чтобы она волочилась за ним, это убережёт его от Абааhы — чёрта. Он сказал: да, мол, хорошо, а на самом деле мимо ушей пропустил.
До села он добрался нормально. Поехал назад, ехал средне, нарта груженая. Стемнело, до участка ехать и ехать, парень иногда хлыстом погонял оленей. Вдруг они понеслись со всей дури, хрипят да набок голову поворачивают, будто пытаются посмотреть, что там сзади. Парень не понял, в чём дело, вдруг как нарту тряханёт. Он не успел оглянуться и проверить, что там сзади, как его обхватили за шею и начали сдавливать с нечеловеческой силой.
Он успел разглядеть, что рука у обхватившего его существа была полностью покрыта чёрной шерстью. В затылок парня врезалось зловонное дыханье. Кровь пульсировала в висках, лёгкие горели от нехватки воздуха. Казалось, конец. Вдруг паренёк услышал слова: «Тебе же говорили — привяжи верёвку». Вспыхнула искра надежды. У него в руке оставался крепко зажатый хлыст. Он распустил его и пропустил под нартой. Нечистый исчез. Верёвка за нартой нужна для того, чтобы чёрт не запрыгнул на нарту. Она путается у него в ногах.
2) Старый барак. Есть старые бараки со времён дедов наших. Иногда в них ночуют охотники. И в одном из этих бараков остановился мой знакомый с братом. Дальше расскажу от первого лица.
Мы уже поели и ложились спать. Выбрали кровати возле печи и уснули. Сплю и чувствую: кто-то рядом лежит. А сплю я лицом к стене и чувствую дыхание тёплое затылком. Думал, что брат лёг ко мне, мы так часто на охоте засыпали — вдвоём теплее. И дальше уснул.
Спал плохо почему-то. Утром встал, смотрю: брат на другой кровати. А кто со мной спал? Бужу его, расспрашивать начал, он, оказывается, отдельно спал. Я спросил: а кто со мной спал? Дальше — больше. Брат пожаловался, что его всю ночь кто-то с кровати скидывал. А также поскидывали с кроватей шкуры, матрасы, а кровати были из досок сколоченные, и на них мы увидели выжженные человеческие силуэты. В давние времена так уходили в мир иной чукчи, и их тела сжигали.
Дачник.

Новость отредактировал Andrey-Mandrey1 — 26-08-2015, 13:25

Ключевые слова:ИсторииАбааhыбаракбратнарта

Северные рассказы

Сборник «Северные рассказы» талантливого уральского писателя Анатолия Матвеевича Климова (р. в 1910 г. — ум. в 1945 г.), автора популярных книг — «Мы из Игарки», «Урал — земля золотая» и «Твои сверстники» — состоит из оригинальных произведений, написанных на малоразработанную и актуальную тему — о людях и природе Крайнего Севера.

Большая часть этих произведений написана в начальный период творческой деятельности А. М. Климова.

В книге два отдела.

В первый включены произведения, описывающие дореволюционный и послеоктябрьский периоды в жизни северных народов, а также рассказы о гражданской войне на Севере; второй самостоятельный раздел представляют рассказы о советских полярных летчиках и зимовщиках.

А. М. КЛИМОВ

СЕВЕРНЫЕ РАССКАЗЫ

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Сборник «Северные рассказы» талантливого уральского писателя Анатолия Матвеевича Климова (р. в 1910 г. — ум. в 1945 г.), автора популярных книг — «Мы из Игарки», «Урал — земля золотая» и «Твои сверстники» — состоит из оригинальных произведений, написанных на малоразработанную и актуальную тему — о людях и природе Крайнего Севера.

Большая часть этих произведений написана в начальный период творческой деятельности А. М. Климова.

В книге два отдела.

В первый включены произведения, описывающие дореволюционный и послеоктябрьский периоды в жизни северных народов, а также рассказы о гражданской войне на Севере; второй самостоятельный раздел представляют рассказы о советских полярных летчиках и зимовщиках.

ИЗ ЖИЗНИ НАРОДОВ СЕВЕРА

ВАУЛИ ПИЕТТОМИН

(Из прошлого ненцев)

ГЛАВЫ ИЗ НЕОКОНЧЕННОЙ ПОВЕСТИ

ГЛАВА 1

Весть!..

Она пришла неожиданно и быстро полонила всю Ямальскую тундру от Енисея до Уральского камня. Ни ветры, ни пурги многодневные, заносные и колючие, ни долгая темень полярной ночи, ни бездорожье безмолвного снега, ни древние курганы предков и старых тадибеев-шаманов Конца Земли — не смогли удержать ее у себя и упрятать. Они не в силах были схоронить ее под снегом, не сумели запутать в лабиринтах звериных следов, безымянных речушек, взгорий и в урочищах лесотундры…

Весть неслась по тундре: она проносилась по бестропью, боролась с ураганами снега, распутывала хитрые следы нарт и неизбежно пробиралась к чумам ненцев-кочевников; она врывалась в жалкие бедные чумы громкая, торжествующая, если ее принимали как свою, как долгожданную, и просачивалась в щели жилищ тихо, медленно, но упрямо, если ее встречали настороженно, боязливо, с содроганием, а иногда и с проклятиями…

Дряхлые от времени шаманы — глашатаи бога Нума, хитрые и желчные старейшины родов — правители и законники пытались украсть ее у снегов. Они прятали ее у себя в просторных, теплых, обильных женами и песцами чумах, глушили и перевирали. Но весть неслась все дальше и дальше, властвуя, ликуя и побеждая своею правдой косноязычность и ложь богатых князей… Она неслась на легких ездовых нартах за четверкой стремительных, подобных порыву ветра, оленей, искала дорог на лыжах и из уст в уста, из чума в чум, из стойбища в родовые станы, плескалась над снегами.

Весть!..

* * *

В истерзанном ветрами жилище Нырмы Тырово властвовал холод. Сам хозяин чума лежал умирающий на ветхих шкурках ногами к огню. Всю жизнь, долгую жизненную тропу Нырма пас чужих оленей и не видел счастья. Горе постоянно сопутствовало ему… Тырово умирал.

Вокруг костра сидели его пять сыновей. В бабьем углу безмолвно ютилась жена, выплакавшая все свои слезы. Умирающий говорил:

— Вы слушали, мужчины, голос снегов? Весть пришла ли к вашему огню?

Сыновья молча кивнули головами.

— Мои дети, говорю вам, — идите на зов! Идите на Таз, уходите дальше от царских людей, купцов и русских шаманов с их лживыми и такими же мертвыми, как и наши, богами! Ступайте к нему, сыновья. Он — истина. Он — правда. Бегите к нему от несчастий, от горя и нищеты. — Нырма закашлялся…

Старик был слаб и немощен. Удивительным казалось, что он еще живет. Только глаза у него иногда вспыхивали внутренним стремлением и упорством — жить! Он знал, что умирает, и старому Тырово было тяжело. Жаль было умирать именно теперь, когда в тундру пришла эта весть о герое, освобождающем его народ. Пришла правда, которую он так безуспешно выслеживал всю свою жизнь.

— Скоро Нум позовет меня к себе и я уйду. Князя белых оленей — лютого Ваську Сэротетто, который избил меня и отнял жизнь за пять потерянных в пургу важенок, я отдаю вам, сыновья. Он — несчастье нашего рода… Идите, мужчины, по дороге того ненца с Таза… Идите…

И старик умер.

* * *

Десять упряжек лежали уже у чума беднейшего в роду Пыеда, но новые все еще продолжали прибывать. Пыеда Оковой встречал гостей с мороза и тряски. Пламя костра высоко лизало дымную темноту чума. Два десятка ненцев в разных позах и положениях разместились у тепла. Трубка мира, мудрости и единомыслия беспрерывно переходила из рук в руки…

— Сказывали ненцы: он сзывает к себе всех бедных и дает им оленей богатых… — перекрикивая других, сообщал Порунгуй Хэвко, батрак князя Мессовской тундры Мочидомо Хороля.

— Он разоряет богатых и ничего не несет к себе в чум — все отдает бедным, — добавляет Тер Хэлло.

— Говорит: платить ясак царям, попам и князцам не надо…

— Товаров, сахару, жиру, калача, и медных вещей будут давать много-много за шкуру зверя…

— С каждого охотника, умеющего стрелять из лука, будут брать не двух, а одного белого песца…

— Работник у богатого будет у него в чуме жить, есть много будет, за работу оленей получать будет…

…Говорили все.

Трубка мира и мудрости много раз заново наполнялась и обходила сидящих вновь и вновь. Выкрики, говор, возбужденные восклицания слились в один дышащий надеждами и гневом крик. И над всем этим носилось гневное, но простое, ласковое и суровое, близкое, но и далекое имя:

— Ваули…

— Вавля…

— Пиеттомин…

Крики вместе с дымом вырывались в дымоход чума и хороводились вокруг в морозном застое.

Потом вдруг налетал ветер и уносил в снега, в незнаемые просторы — не обхоженные, не объезженные — ликующую весть и простое имя:

— Таз… Фю-у!.. Мятеж… Вавля… Народ…

«Меня сводили с ума полярные чайки!»: истории о жизни на Крайнем Севере

Ясак… У-ух!.. Собирайтесь… Правда… Ваули!

Шла весть могучими порывами, и она была желанной. А имя — Ваули Пиеттомин суровые дети снежных, промороженных тундр произносили с такой же любовью, как некогда произносил имена Степана Разина и Емельяна Пугачева русский крестьянин.

* * *

И до всесильного, главного тадибея заснеженного Ямала — хитрого, хромоногого Вывки — дошла весть страшная и тревожная. Старый Вывка еще пять лун назад разослал по тундрам двадцать зарубок о дне большого сбора князей, почетных шаманов и старейшин родов, чьи оленьи отрубы мощнее туч на хмуром небе. Сегодня, в день сбора, одна за другой мчались оленьи упряжки с богатыми, сильными в тундре ездоками.

Задачи

:

  • Способствовать расширению представлений о жизни на крайнем севере, о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.
  • Упражнять в словообразовании сложных слов.
  • Закрепить образования притяжательных прилагательных.
  • Согласования числительных с прилагательными и существительными.
  • Формировать положительное отношение к людям разных национальностей их обычаям.
  • Развивать интерес к искусству народов севера.
  • Закреплять, у детей умение создавать коллективное изображение заполняя, весь формат, ориентироваться в пространстве листа.

Предварительная работа

:

  • Чтение произведения Н. Сладкова “Разноцветная земля”.
  • Просмотр развивающих фильмов о животных Севера.
  • Рассказ, беседы о жителях Крайнего Севера. Знакомство с народными промыслами, обычаями, народными одеждами и их украшением.

Ход занятия

Ребята послушайте, пожалуйста, загадку

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместилась вся земля…..(глобус)

Ребята, а вы любите путешествовать?

Давайте сегодня отправимся в путешествие на Крайней Север. А как вы думаете, как можно добраться туда прямо сейчас из детского сада. У меня есть волшебный цветик – семицветик. Давайте вспомним слова, которые произносила девочка Женя, чтобы ее желания исполнились.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели….

Вот мы и оказались с вами на Крайнем Севере.

Какой климат на Крайнем Севере? (Суровый, очень холодно, вокруг ледяные горы, вечная мерзлота, полярная ночь, северное сияние.)

Есть на Крайнем Севере свои чудеса: когда темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Садитесь, пожалуйста на ковер. (Дети садятся на ковер и смотрят видеозапись).

Какие животные живут здесь? (Моржи, тюлени, олени, белые медведи, песец.)

А как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Правильно. Они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира.

Сейчас мы с вами поиграем “Веселый счет”

Мы с вами посчитаем животных, которых назвали:

– один мохнатый белый медведь
– два мохнатых белых медведя
– пять мохнатых белых медведей

– один рогатый олень
– два рогатых оленя
– пять рогатых оленей

– один большой морж
– два больших моржа
– пять больших моржей

– один неуклюжий тюлень
– два неуклюжих тюленя
– пять неуклюжих тюленей

А теперь давайте скажем, одним словом:

Д/И “ Скажи, одним словом”
– длинные усы – длинноусый
– острые зубы – острозубый
– короткие уши – короткоухий
– толстые лапы – толстолапый
– длинная шерсть – длинношерстный

На Крайнем Севере живут разные народы, а какие народы вы знаете? (Ненцы, ханты, чукчи, эскимосы, нанайцы.)

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую.

Счастливые люди русского севера: дети Тайги

Потому – что Крайней Север – это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.

А чем занимаются жители Крайнего Севера? (Ловят рыбу, занимаются оленеводством, охотятся.)

А как люди одеваются? (Тепло.)

Из чего люди Крайнего Севера изготавливают свою одежду? (Из кожи морских животных, оленьих шкур.)

Правильно, они изготавливают свою одежду из того материала, который могли раздобыть.

Давайте вспомним, как называется традиционная одежда жителей Крайнего Севера. (Мужская шуба – малица, женская шуба – ягушка, паница.)

А как называется обувь жителей? (Пимы, унты.)

Чем украшена одежда, обувь? (Узором – орнаментом, украшена аппликацией из меха другого цвета.)

В орнаменте народы Севера, какой узор использовали? (Разноцветные полоски, вертикальные, горизонтальные, ромбовидный узор.)

Жители Крайнего Севера использовали древней орнамент.

Какие изображения были в орнаменте? (Оленьи рога, лисьи лапы, медвежьи ушки, заячьи ушки, оленья тропа.)

Ребята, а что еще украшали орнаментом жители Крайнего Севера? (Свой дом.)

А как он называется? (Чум.)

Чум похож на шалаш, покрытый оленьими шкурами.

Ребята, а давайте вспомним игру “Белый шаман”.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения.

В центре круга – водящий белый шаман. Встает на колено и бьет в бубен ритм. Затем подходит к играющему и отдает бубен, получивший бубен должен повторить ритм проигранный водящим.

Молодцы ребята много знаете вы о Крайнем Севере.

Давайте с вами вернемся в детский сад и создадим, картину Крайнего Севера, сделаем аппликацию национальным костюмам, чумам.

А вернутся, нам поможет цветик – семицветик.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по–моему вели…..

Вот мы и вернулись в детский сад. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Вот наша картина, которую мы должны с вами доделать.

Как вы думаете, почему картина черна – белая? (Черная – полярная ночь, белая – снег.)

Дети выполняют аппликацию на основе орнамента Севера. Во время аппликации включить аудиозапись мелодий народов Севера. Выполненные работы дети размещают на картину, также размещают силуэты оленя, белого медведя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *