Взаимодействие школы и детского сада

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

гимназия №259 ГО ЗАТО г. Фокино

Приморского края

Программа

«Организация взаимодействия детского сада и школы»

Валекжанина Ю.Г.

учитель начальных классов.

2016 уч.г.

Обоснование программы

Преемственность

выступает

одной

из

главных

задач

дошкольного

образовательного

учреждения

и

школы,

как

необходимое

условие

адаптации

первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа

и

детский

сад

два

смежных

звена

в

системе

образования.

Неподготовленность ребёнка влечёт за

собой негативные последствия: в классе он

испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок

включается

в

особый

режим.

Поэтому

в

учебно-воспитательной

работе

школы

и

любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к

обучению

в

школе,

должна

существовать

преемственность.

Сегодня

понятие

преемственности

практикуется

широко

как

непрерывный

процесс

воспитания

и

обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного

периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а

начальная

школа,

используя

опыт

детского

сада,

способствует

его

дальнейшему

личностному становлению.

МКОУ гимназия №259 имеет широкие возможности для реализации программы

преемственности,

так

как

в

условиях

педагогического

процесса

реализуется

образовательные программы предшкольной подготовки и начальной школы.

Таким

образом,

преемственность

обеспечивает

постепенное

развитие

и

углубление

знаний,

усложнение

требований

к

умственной

деятельности,

формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности

между развивающим центром предшкольной подготовки «Филиппок» и начальной

школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

Целенаправленное

взаимодействие

дошкольной

группы и начальной школы МКОУ гимназии №259 возможно только при разработке и

реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям

школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей трудностями.

Программа

преемственности

основывается

на

следующих

теоретико-

методологических положениях:

1)

фундаментальных

исследований

отечественной

научной

психолого-

педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2)

научных

исследований,

практических

разработок

и

методических

рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного

дошкольного и начального образования;

3)

действующего

законодательства,

иных

нормативных

правовых

актов,

регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет

в рамках программы преемственности:

1. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с

окружающим миром.

Деятельностное

развитие:

овладение

деятельностью,

прежде

всего

ведущей;

формирование творческого характера деятельности.

3. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое

развитие

как

предпосылка

изучения

предмета

«Родной

язык»,

математическое

развитие

как

предпосылка

изучения

предмета

«Математика»,

художественно

эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.

Цель

программы:

обеспечение

преемственности

и

непрерывности

в

организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МКОУ

гимназии №259

Задачи программы:

1. Создать на территории гимназии единое пространство, наиболее благоприятных

условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий,

подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении

духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в

условиях образовательного процесса гимназии

3.Создать

психолого-педагогические

условия,

обеспечивающие

сохранность

и

укрепление

здоровья,

непрерывность

психофизического

развития

дошкольника

и

младшего школьника.

4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от

игровой к учебной деятельности.

5.Способствовать

преемственности

учебных

планов

и

программ

дошкольного

и

школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.

Принципы построения программы

Принцип

интеграции

содержания

дошкольного

и

начального

школьного

образования.

Принцип

гуманизации,

означающий

личностно-ориентированных

подход

к

детям

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста

на

основе

передовых

идей

психолого-педагогической науки.

Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по

реализации программы.

Принцип

учёта

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей

дошкольного и младшего школьного

возраста, основанного на специфике этапов

развития и личностных характеристик воспитанников.

Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной

школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной

ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный — учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка

дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника,

так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение

процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный

обеспечение

связей

ведущих

деятельностей

смежных

периодов,

опора

на

актуальные

для

данного

периода

деятельности

компоненты,

создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего

возрастного периода.

Содержательный

правильное

соотношение

между

непосредственной

образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая

культура»,

«Здоровье»,

«Социализация»,

«Труд»,

«Безопасность»,

«Чтение

художественной

литературы»,

«Коммуникация»,

«Познание»,

«Художественное

творчество»,

«Музыка»,

установление

перспектив

в

содержании

обучения

от

дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный — учет особенностей общения детей старшего дошкольного

и

младшего

школьного

возраста,

обеспечение

непосредственного

и

контактного

общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический — постановка в центр воспитательно — образовательного

процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и

предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный

характер его обучения и воспитания.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Установление

делового

сотрудничества

между

воспитателями

и

учителями

начальных классов.

Взаимное

ознакомление

учителей

и

воспитателей

с

задачами

образовательно-

воспитательной работы в начальной школе.

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и

воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.

Семинары-практикумы.

Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с

последующем обсуждением).

Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в

практике учителей и воспитателей.

Разработку

и

создание

единой

системы

диагностических

методик

“предшкольного” образования.

Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно

просветительский: предполагает

взаимное

ознакомление

учителей

и

воспитателей

с

задачами

образовательно–воспитательной

работы.

Направления реализации программы преемственности

Организационно-

методическое

обеспечение

Работа с детьми

дошкольной группы

Работа с родителями

Изучение

программы

старших

групп

и

первого

класса.

Участвуют

в

совместных

педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».

Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами

осуществления

учебно-воспитательной

работы

(взаимное

посещение

педагогами

уроков

в

школе

и

непосредственной

образовательной

деятельности

детей

в

дошкольных группах с последующем обсуждением).

Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей

со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей

своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках

школы будущего первоклассника

Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению

“школьной зрелости”.

Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной

группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия

Консультации воспитателя, учителя начальных классов

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных

соревнований.

Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с

родителями:

1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить

ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».

2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника.

взаимодействие школы и детского сада в свете реализации ФГОС

Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе

«; «Поступление в школу — важное событие в жизни семьи» и др.

На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план

работы

ДОУ

и

МКОУ

гимназии

№259

по

реализации

преемственности.

Совместный план работы ДОУ и МКОУ гимназии №259

(направление: ДОУ – начальная школа)

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

п/п

Заседание городского

методического

объединения учителей

начальных классов и

воспитателей.

Встреча учителей

выпускных

4-х классов с

воспитателями

подготовительных к школе

групп

1. Скорректировать

план совместной

работы начальной

школы и

дошкольных групп

2. Выявить

возможность и

место участия

выпускников

подготовительных

групп в празднике “1

сентября – День

Знаний”.

август

учителя

начальных

классов и

воспитатели

Диагностика,

определяющая готовность

детей к обучению в школе

«Адаптация

первоклассников»,

совместный педсовет с

воспитателями

дошкольных групп

Проанализировать

уровни

сформированности

интегративных

качеств

первоклассников и

готовности к

обучению в школе,

согласно модели

Сентябрь

Учитель

начальных

классов

Праздник “1 сентября –

День Знаний”.

Создать для

будущего

выпускника

дошкольных групп

условия для

повышения учебной

мотивации.

2. Создать для

учащихся 1-го

класса условия

возникновения

гордости быть

учеником.

Сентябрь

учителя

начальных

классов и

воспитатели

Взаимопосещение

воспитателями

дошкольных групп уроков

в 1-м классе начальной

школы и учителей

выпускных 4-х классов

непосредственной

образовательной

деятельности в

дошкольных группах

Познакомить

воспитателей

дошкольных групп с

методами и

приёмами,

применяемыми на

различных уроках

учителями

начальной школы.

Познакомить

В

течение

года

учителя

начальных

классов и

воспитатели

учителей с методами

и приёмами,

применяемыми в

организации

непосредственной

образовательной

деятельности с

детьми

Выявить возможные

ошибки при

обучении и

воспитании

первоклассников.

Выставка продуктивной

деятельности «Осенняя

фантазия»

Совместное

творчество

учащихся начальных

классов и детей

дошкольных групп

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

дошкольных

групп

Мастер – класс для

учителей: «Всестороннее

развитие ребёнка в

игровой деятельности»

Защита творческих

тем по воспитанию

детей воспитателями

дошкольных групп

Ноябрь

Воспитатели

Совместное заседание

ГМО

Общие понимания и

требования готовности

ребенка к школе

1.Выработать

педагогами

дошкольных групп

и школы общее

понимание и

требования к

готовности ребенка

к школе.

Ноябрь

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Изучение воспитателями

подготовительных групп

программ 1-го класса

начальной. школы,

планируемых к открытию

на будущий учебный год.

Показать

разнообразие

программ в

начальной школе.

Повысить уровень

подготовки к

обучению в школе,

базируясь на

программах школы.

Сентябрь

— апрель

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Праздник “Мы теперь –

ученики”.

Выявить

возможность и

место участия

выпускников

подготовительной

группы в празднике

Ноябрь

Учителя

начальных

классов

“Мы теперь –

ученики”.

Создать для

будущего

выпускника

дошкольных групп

условия

возникновения

желания учиться в

школе.

Создать для

учащихся 1-го

класса условия

возникновения

гордости быть

учеником.

Семинар-практикум

«Использование

здоровьесберегающих

технологий в работе

дошкольных групп и

начальной школы

Знакомство с

новыми

образовательными

технологиями

Ноябрь

Администрация

школы

Работа предшкольного

развивающего центра

«Филиппок» (проведение

адаптационных занятий с

воспитанниками

дошкольной группы)

1.Создание условий

для личностного

развития ребенка.

2. Обеспечение

успешной адаптации

к обучению в школе,

желания учиться и

развиваться

Октябрь —

апрель

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Акция «Начальная школа —

детскому саду: новогоднее

чудо». Обмен опытом по

театрализованной

деятельности педагогов

начальных классов и

дошкольных групп

Создание условий

для совместного

эмоционально фона

при проведении

праздников,

развлечений,

досугов, выставок

Декабрь

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Проведение совместного

педагогического совета

для обсуждения

преемственности в

речевом развитии детей

дошкольного и младшего

школьного возраста

Выявить

особенности

программ по

речевому развитию

Подготовить к

школе

воспитанников

дошкольных групп

Декабрь-

февраль

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

согласно

программным

требованиям ДОУ и

школы.

Посещение мероприятия в

дошкольных группах по

физкультурному досугу

«Ловкие, сильные,

быстрые», посвящённому

Дню защитника Отечества

Привлечение

учащихся начальных

классов к

проведению

праздника

Февраль

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

дошкольных

групп

Проведение тестирования

по определению школьной

зрелости при поступлении

в школу.

Выявить уровень

школьной зрелости у

воспитанников

подготовительных

групп.

Наметить пути

формирования

развития

школьнозначимых

функций для тех

воспитанников

подготовительных

групп, у которых

низкий и

пониженный

уровень школьной

зрелости.

Выявить

воспитанников

подготовительных

групп со средним и

повышенным

уровнем школьной

зрелости и наметить

пути его повышения

и поддержания

уровня школьной

мотивации.

Апрель-

май

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Проведение совместного

родительского собрания

“Подготовка к школе в

системе “Детский сад –

семья – школа”

Привлечь родителей

к обучению детей в

школе

Сформулировать

задачи дошкольной

группы и семьи в

подготовке детей к

Март

Администрация

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

школе.

Обозначить

требования учителей

к уровню

подготовки

выпускников

дошкольной группы

к обучению в школе.

Экскурсии воспитанников

дошкольных групп в

школу в рамках «Дня

открытых дверей»

Познакомить

воспитанников

дошкольной группы

со зданием школы,

учебными классами,

физкультурным

залом, библиотекой.

Создать для

будущих

первоклассников

условия

возникновения

желания учиться в

школе.

Март

Администрация

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Праздник «Масленица»

Совместная

организации

праздника учащихся

начальной школы и

дошкольной группы

Март

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Организация тематической

творческой выставки: “Вот

что я умею!”

1. Выявить

творческий

потенциал детей

предшкольного и

школьного возраста.

Апрель

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Консультации для

родителей будущих

первоклассников “Как

правильно организовать

свободное время ребёнка”

Помощь родителям

в решении

педагогических

проблем.

Март —

май

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Выставка «Мир глазами

детей» Преемственность

изобразительных

технологий в дошкольном

образовании и начальной

школе

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

“День открытых дверей”

Показать с помощью

Март

Администрация

(по отдельному плану)

компьютерной

техники

презентацию школы.

Обозначить для

родителей будущих

первоклассников

программные

требования для

выпускников ДОУ.

Довести до каждого

родителя программу,

учебные пособия,

планируемые на

будущий учебный

год в школе.

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Диагностическое

обследование,

определяющее успешность

обучения первоклассников

в конце учебного года

Определение уровня

готовности к

обучению в школе

Март

Администрация,

учителя

начальной школы

Круглый стол

«Сравнительный анализ

диагностики в начале и

середине учебного года»

Обсуждение

проблем в

подготовке к школе

детей дошкольной

группы

Март

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

дошкольных

групп

Экскурсия «Введение в

школьную жизнь»

Знакомство со школьной

библиотекой, спортивным

залом, школьным музеем,

игровыми комнатами,

кабинетом музыки

Путешествие по

школьным станциям

Апрель

Администрация

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

Праздник “Прощай,

Азбука!”

1 Создать для

будущего

выпускника

дошкольной группы

условия

возникновения

желания учиться в

школе, уметь читать.

2. Создать для

учащихся 1-го

класса условия

возникновения

Май

гордости быть

учеником.

Круглый стол “Вопросы

преемственности ДОУ и

школы

Составить

примерный план

совместной работы

начальной школы и

дошкольных групп

на будущий учебный

год.

Подвести итоги

совместной работы

начальной школы и

дошкольных групп

по решению

проблемы

преемственности.

Апрель-

май

Участие первоклассников в

празднике “До свидания,

детский сад!”

Создать для

будущего

выпускника

дошкольных групп

условия

возникновения

желания учиться в

школе.

Май

Воспитатели

дошкольных

групп

Педагогический совет

«Реализация

преемственности между

ДОУ и начальной школой»

Анализ работы по

преемственности за год.

Составление плана работы

на новыйучебный год.

Создание консультативных

пунктов для родителей

будущих первоклассников

на базе школы

Подведение итогов

по реализации

программы

преемственности

Май

Администрация

Учителя

начальных

классов и

воспитатели

дошкольных

групп

Психолог

Ожидаемые результаты программы

1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп

и начальной школы, подчиненность всего учебно —

воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его

обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности,

любознательности, самосознания и самооценки.

2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных

звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом

соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания

предметно — развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.

5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных

этапах обучения.

Создание

системы

диагностических

тестов

и

заданий

для

контроля

за

достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.

Модель выпускника дошкольных групп — предполагаемый результат совместной

деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов,

семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка,

которыми должен обладать выпускник

Утверждаю: Утверждаю

Директор МБОУ СШ № Заведующий МБДОУ №

Приказ №от ________2018г Приказ № от 30.08. 2018г.

План взаимодействия со школой на 2018-2019 учебный год

Цель: Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной и методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  1. Согласовать цели и задачи дошкольного и начального образования.
  2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  3. Обеспечить условия реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  4. Организовать преемственность планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и дошкольное учреждение нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей- подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе — наличие способности обучаться.

Организация работы по преддошкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные методические и педагогические мероприятия по вопросам преемственности, эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школьному обучению в школе.
  • Взаимопосещение НОД. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработка и создание единой системы диагностических методик для определения готовности детей к школе.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных мероприятий с дошкольниками.
  • Работу психологов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
  • Совместное проведение мероприятий с детьми школьного и дошкольного возраста. Система взаимодействия с родителями включает:
  • Проведение родительских собраний
  • Проведение дней открытых дверей
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

-личностного развития ребенка;

-укрепления психического и физического здоровья;

-целостного восприятия картины окружающего мира;

-формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

-преодоления разноуровневой подготовки.

  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

План работы

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Методическая работа

    Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе

    сентябрь

    Старший воспитатель ДОУ и заместитель директора школы

      Знакомство воспитателей с требованиями образовательной программы в 1 классе в соответствии с ФГОС НО.

      октябрь

      Старший воспитатель ДОУ и заместитель директора школы

        Знакомство учителей с образовательной работой в подготовительной группе в рамках реализации ФГОС ДО

        октябрь

        Заместитель директора школы

          Посещение воспитателями уроков в 1 классе.

          ноябрь

          Старший воспитатель ДОУ и заместитель директора школы

            Организация и проведение тематического педсовета в МБДОУ «Использование педагогических технологий в образовательной области «Физическое развитие», обеспечивающих физическую готовность ребенка к школьному обучению»

            ноябрь

            Заведующий, старший воспитатель ДОУ

              Посещение учителями начальных

              классов занятий в дошкольной группе:

              Цель: знакомство с уровнем развития

              детей подготовительных группы

              январь, май

              заместитель директора школы

                Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению

                октябрь,

                Воспитатели, психолог

                  Мониторинг успеваемости

                  первоклассников

                  декабрь

                  Воспитатели, учителя нач.кл.

                    Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность

                    дошкольников к школьному обучению»

                    май

                    Старший воспитатель ДОУ и заместитель директора школы, воспитатели, учителя нач.кл.

                    Работа с детьми

                      Экскурсии детей в школу:

                      • знакомство со зданием школы;
                      • знакомство с кабинетом (классом);
                      • знакомство со школьной мастерской;

                      □знакомство со физкультурным залом;

                      • знакомство со школьной библиотекой.

                      в течение года

                      воспитатели, учителя

                      нач. классов

                        Интеллектуальный марафон «Знай-ка!»

                        для детей старшего дошкольного возраста

                        февраль

                        воспитатели

                          Совместные мероприятия учащихся 1-х классов и воспитанников ДОУ по разным направлениям развития.

                          В течение года

                          Воспитатели, учителя физической культуры,

                          музыкальный руководитель

                            Курсы для будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»

                            ноябрь -апрель

                            учителя нач.

                            «Организация взаимодействия детского сада и школы»

                            классов

                              «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!»

                              май

                              воспитатели, музыкальный руководитель

                              Работа с родителями

                                Консультация (на сайте МБДОУ) «Критерии готовности ребенка к школьному обучению»

                                ноябрь

                                Старший воспитатель МБДОУ

                                  Оформление уголка в ДОУ «Для вас,

                                  родители будущих первоклассников»

                                  декабрь

                                  воспитатели

                                    Консультация (на сайте МБДОУ): «Речевая подготовка детей к школе в семье»

                                    Январь

                                    Старший воспитатель МБДОУ

                                      Проведение родительского собрания в подготовительной группе на тему «Как помочь ребенку подготовиться к школе»

                                      март

                                      Воспитатели

                                        Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником».

                                        апрель

                                        воспитатели

                                          Курсы для будущих первоклассников «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе».

                                          Ноябрь — апрель

                                          учителя нач. классов

                                            Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики

                                            готовности детей к обучению в школе.

                                            в течение года

                                            Воспитатели, педагог-психолог

                                              Телефонная «Горячая линия» для родителей: «Что беспокоит родителей перед записью детей в школу?»

                                              Апрель-май

                                              педагог-психолог

                                                День открытых дверей для родителей и будущих первоклассников

                                                май

                                                заместитель директора школы, учителя нач.классов

                                                  Выставки детского творчества

                                                  в течение года

                                                  воспитатели

                                                  Работа по преемственности в МБОУ «СОШ № 7»

                                                  на ступенях дошкольного и начального школьного образования

                                                  г. Сосновый Бор, Ленинградской области.

                                                  «Школьное обучение никогда не

                                                  начинается с пустого места, а всегда

                                                  опирается на определённую стадию

                                                  развития, проделанную ребёнком».

                                                  Л. С. Выготский

                                                  Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача — научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.

                                                  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное , физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

                                                  Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.

                                                  Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

                                                  Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.

                                                  Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:

                                                  — формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;

                                                  — имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;

                                                  — несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;

                                                  — недостаточно соблюдается психологическая преемственность

                                                  — отсутствуют единство в программах обучения и воспитания

                                                  Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования,выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.

                                                  Задачи:

                                                  1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
                                                  2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.

                                                  На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационныйаспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.

                                                  На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.

                                                  Блоки

                                                  Ответственные

                                                  Основные мероприятия

                                                  Администра-тивный блок

                                                  Директор школы, заведующая ДОУ

                                                  1. Совместные административные совещания, круглые столы

                                                  2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе

                                                  3. Общее родительское собрание

                                                  Методический блок

                                                  Завучи по УВР, зам. зав по УВР

                                                  1. Совместные педагогические советы, семинары, консилиумы
                                                  2. Взаимопосещение открытых занятий
                                                  3. Работа творческих групп
                                                  4. Проведение предметно- педагогических недель.
                                                  5. Анкетирование, тестирование.
                                                  6. Мониторинги усвоения учебной программы.
                                                  7. Дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников.
                                                  8. Родительские собрания, консультации для родителей
                                                  9. Оформление уголков в д/садах «Вас приглашает школа»
                                                  10. Информационные бюллетени для родителей

                                                  Оздоровитель-ный блок.

                                                  Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры.

                                                  1. Семинары- практикумы.

                                                  2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий

                                                  3. Проведение дней здоровья

                                                  4. Работа с родителями.

                                                  5. Мониторинг здоровья воспитанников

                                                  Психологичес-кий блок.

                                                  Психологи, педагог- социолог.

                                                  1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы

                                                  2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований.

                                                  2.Психолого-педагогические семинары

                                                  3.Тренинги.

                                                  4.Консультации для педагогов и родителей

                                                  5.Уроки общения.

                                                  Блок досуговой деятельности

                                                  Музыкальные руководители и педагоги организаторы

                                                  1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку.

                                                  2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ.

                                                  3.Театрализованные представления.

                                                  4. Праздники

                                                  5.Сбор информации о детях, посещающих кружки

                                                  Блок дополни-тельных услуг.

                                                  Руководители кружков.

                                                  1. Кружки, факультативы

                                                  2. Творческие отчеты

                                                  В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.

                                                  В настоящее время родители выбирают школы не только своего микрорайона и детские сады вынуждены взаимодействовать с большим количеством школ, что создает определенные трудности в организации работы и планировании. Поэтому основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формыорганизации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Также мы учитываем состояние здоровья детей, поступающих в 1 классы, в нынешних условиях: неудовлетворительное – у 80-90 % — имеются изменения в состоянии здоровья, 18-20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья дети получают фиточаи, кислородные коктейли, проводится витаминизация пищи. Для них работает игровая комната, проводятся занятия в зале ЛФК, в тренажерном зале, работают ГПД.

                                                  Организуются праздники при активном участии родителей. Много совместных мероприятий проводится с первоклассниками и подготовительными группами детских садов: интеллектуальная игра «Умники и умницы», участие в школьных конкурсах чтецов, экскурсии «Вас приглашает школа № 7», открытые занятия и уроки. Дети из детских садов участвовали в выставке «Дары осени», рисовали рисунки на тему: » Я скоро пойду в школу», для них организуются просмотры видеофильмов по ОБЖ, ПДД, ППБ. На Новый год ребята из детских садов приходили к Новогодней елочке, где старшеклассники им показал спектакль, а Дед Мороз поздравил с Новым годом.

                                                  В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:

                                                  1. Сбор информации о подготовке первоклассников к школьному обучению в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс – наблюдения:

                                                  — первичная адаптация (психолог)

                                                  -обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач)

                                                  — посещение уроков, мероприятий занятий (завучи)

                                                  Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы

                                                  1-2 недели сентября

                                                  сентябрь- октябрь

                                                  октябрь-ноябрь

                                                  сентябрь

                                                  1. Проведение круглого стола по первичной адаптации «Наши первоклассники» (внутришкольный)

                                                  сентябрь

                                                  1. Проведение педконсилиума «Готовность учащихся 1-х классов к обучению, их адаптация»

                                                  ноябрь

                                                  1. Планирование коллективных и дифференцированно – индувидуальных формы работы с педагогами, детьми и родителями.

                                                  Корректировка совместных планов по сотрудничеству.

                                                  Проведение родительских собраний

                                                  ноябрь

                                                  1. Организация контрольных мероприятий по преодолению возникших проблем

                                                  — взаимопосещение занятий

                                                  -семинары по коррекционной работе с учащимися

                                                  — подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр.

                                                  — отчеты и подведение итогов работы на административном совете.

                                                  ноябрь- май

                                                  При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс — наблюдения

                                                  Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.

                                                  Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.

                                                  Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.

                                                  Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.

                                                  Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья.

                                                  Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план — карты, по которым они ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум. Приложение №1

                                                  На консилиум по итогам работы приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города и заведующая детским отделением МСЦЧ-38.

                                                  Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается. Приложение №2 (План работы консилиума)

                                                  Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.

                                                  Вся проводимая работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет.

                                                  Взаимодействия детского сада и школы

                                                  Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №12 воспитываются дети с проблемами зрения, в нашей школе созданы коррекционные классы IV вида, которые в основном комплектуются на основе групп данного д/сада. Курирует нашу совместную работуклиника глазных болезней Педиатрической Медицинской Академии г. Санкт-Петербурга.

                                                  В ДОУ №19 внедряется в воспитание экологическое направление, что напрямую связано с нашей экологической школой и нами четко отработаны преемственные связи. Совместно с ДОУ №15 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.

                                                  В ДОУ № 8 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.

                                                  Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.

                                                  Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.

                                                  Королева Н.С. – зам. директора по УВР

                                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

                                                  Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

                                                  Ст.воспитатель

                                                  Перякина О.В.

                                                  Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

                                                  Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

                                                  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

                                                  Цели:

                                                  — создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

                                                  — обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

                                                  — создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

                                                  — увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

                                                  Задачи:

                                                  -Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

                                                  -Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

                                                  -Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

                                                  Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

                                                  В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

                                                  Дошкольное образование Начальное образование
                                                  1 Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты
                                                  (знания, умения, навыки).
                                                  2 Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др
                                                  3 Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
                                                  Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).
                                                  Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

                                                  Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

                                                  Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

                                                  Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

                                                  • замену учебного блока на образовательные области

                                                  • увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

                                                  • изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

                                                  • изменение объема и содержания образовательной деятельности.

                                                  Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

                                                  Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

                                                  Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

                                                  Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

                                                  В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

                                                  Портрет выпускника

                                                  Выпускник ДОУ

                                                  Выпускник начальной школы

                                                  Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
                                                  Любознательный, активный
                                                  Эмоционально отзывчивый
                                                  Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
                                                  Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
                                                  Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
                                                  Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
                                                  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
                                                  Овладевший необходимыми умениями и навыками
                                                  Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
                                                  Любознательный, активно познающий мир
                                                  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
                                                  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
                                                  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
                                                  Любящий свой народ, свой край, свою Родину
                                                  Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
                                                  Метапредметные результаты
                                                  Предметные результаты

                                                  Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

                                                  К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

                                                  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

                                                  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

                                                  • ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

                                                  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

                                                  • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

                                                  • ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

                                                  Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

                                                  Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

                                                  Формы осуществления преемственности:

                                                  I. Работа с детьми:

                                                  1) экскурсии в школу;

                                                  2) посещение школьного музея;

                                                  3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

                                                  4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

                                                  5) выставки рисунков и поделок;

                                                  6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

                                                  7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

                                                  участие в театрализованной деятельности;

                                                  9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

                                                  II. Работа с педагогами:

                                                  1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

                                                  2) семинары, мастер- классы;

                                                  3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

                                                  4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

                                                  5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

                                                  6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

                                                  7) педагогические и психологические наблюдения.

                                                  III. Работа с родителями:

                                                  1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

                                                  2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

                                                  3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

                                                  4) дни открытых дверей;

                                                  5) анкетирование, тестирование родителей;

                                                  6) образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей

                                                  7) визуальные средства общения;

                                                  заседания родительских клубов

                                                  Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

                                                  По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

                                                  Ожидаемые результаты

                                                  1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

                                                  2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

                                                  3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

                                                  4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

                                                  5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

                                                  6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

                                                  План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год

                                                  Стратегическая идея:

                                                  · обеспечить высокий уровень развития личности;

                                                  Приоритетные направления для начальной школы:

                                                  · формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

                                                  Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

                                                  · раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

                                                  Главная цель:

                                                  · реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

                                                  Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

                                                  Задачи детского сада и школы

                                                  I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

                                                  II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

                                                  III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

                                                  IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

                                                  План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.

                                                  п/п

                                                  Мероприятия

                                                  Сроки

                                                  Ответственный

                                                  Методическая работа

                                                  1 — День знаний;
                                                  -Обсуждение плана совместной работы
                                                  Сентябрь Завуч
                                                  Зам. зав. по УВР
                                                  2 Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. Сентябрь Завуч
                                                  Зам. зав. по УВР
                                                  3 — Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
                                                  — Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».
                                                  Октябрь
                                                  ноябрь
                                                  зам. зав по УВР
                                                  воспитатели
                                                  4 — Подведение итогов адаптации первоклассников;
                                                  — Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;
                                                  январь-
                                                  май
                                                  зам. директора по УВР,
                                                  психолог, учителя
                                                  5 — Составление списков будущих первоклассников апрель-май зам. зав. по УВР
                                                  6 Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:
                                                  — во второй половине года:
                                                  цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.
                                                  Апрель Завуч
                                                  Зам. зав. по УВР
                                                  Учителя нач. классов
                                                  Вос-ли. подг.гр.
                                                  7 Педагогические совещания.
                                                  Вопросы для обсуждения:
                                                  — актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.
                                                  Январь Завуч
                                                  Зам. зав. по УВР Психолог
                                                  8 Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. Декабрь Инструктор по физ. воспитанию
                                                  9 Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г. Май Зам. зав. УВР

                                                  Работа с родителями

                                                  Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
                                                  — Родительское собрание для будущих первоклассников
                                                  — Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»
                                                  январь Зам. директора по УВР
                                                  Психолог
                                                  Зам. зав. по УВР
                                                  Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе Январь Вос-ли подг.гр.
                                                  Готовность детей к школьному обучению. Апрель Психолог
                                                  Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
                                                  Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»
                                                  М ай Вос-ли подг.гр.

                                                  Работа с детьми

                                                  Экскурсия в школу на праздничную линейку. Сентябрь Зам.

                                                  Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения

                                                  зав. по УВР Воспитатели подг. группы

                                                  Экскурсии в школу:
                                                  ü Знакомство со спортивным залом;
                                                  ü Знакомство с созданием школы;
                                                  ü Знакомство с классами (кабинетами);
                                                  ü Знакомство с библиотекой.
                                                  В течение года Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр.
                                                  Взаимопосещение Новогодних утренников Декабрь Зам. зав. по УВР, завуч
                                                  Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» Февраль воспитатели подг.гр.
                                                  психолог
                                                  Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
                                                  Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»
                                                  ноябрь
                                                  апрель
                                                  Воспитатели,
                                                  уч. нач.классов
                                                  Участие первоклассников в празднике
                                                  «До свидания, детский сад»
                                                  май учителя, воспитатели,
                                                  муз руководители

                                                  Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

                                                  Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО «Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района» Гомельской области Республики Беларусь
                                                  Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
                                                  Актуальность проекта:
                                                  В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
                                                  Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
                                                  Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
                                                  Цели:
                                                  • сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
                                                  • создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
                                                  Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.
                                                  Задачи:
                                                  • воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
                                                  • вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
                                                  • вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
                                                  • воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
                                                  • научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
                                                  • дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
                                                  • формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
                                                  • развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
                                                  • повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.
                                                  Работа с детьми:
                                                  • научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
                                                  • вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
                                                  • принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
                                                  • создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
                                                  • оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
                                                  • помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
                                                  • научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
                                                  Работа с педагогическими кадрами:
                                                  • создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
                                                  • организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
                                                  Объект проектной деятельности (база внедрения):
                                                  Дошкольники 4 – 6 лет.
                                                  Субъекты проектной деятельности:
                                                  • члены педагогического коллектива школы:
                                                  — педагог – организатор;
                                                  — школьный психолог;
                                                  — педагог-дефектолог (при необходимости);
                                                  — социальный педагог;
                                                  — руководители кружков;
                                                  — учителя начальных классов;
                                                  — учитель, принимающий выпускников детсада;
                                                  — лидер детского объединения.
                                                  — творчески работающие учителя.
                                                  • Члены ученического коллектива школы:
                                                  — актив системы детского самоуправления;
                                                  — актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
                                                  — ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
                                                  — «Октябрята»;
                                                  — ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.
                                                  • Родительская общественность;
                                                  • Члены воспитательского состава детского сада.
                                                  Формы и методы работы:
                                                  • Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
                                                  • Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
                                                  • Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
                                                  • Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
                                                  • Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
                                                  • Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.
                                                  Сроки и графики внедрения:5 лет
                                                  Этапы планирования:
                                                  Подготовительный этап — 2 года:
                                                  • Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
                                                  • Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
                                                  • Планирование учебно-методических комплексов;
                                                  • Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
                                                  • Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.
                                                  Основной этап – 2 года:
                                                  • Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
                                                  • Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
                                                  • Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
                                                  • Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
                                                  • Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.
                                                  Заключительный этап – 1 год:
                                                  • Мониторинг и оценка результатов проекта;
                                                  • Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
                                                  • Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.
                                                  Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:
                                                  1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:• Уровень мотивации детей на учёбу;
                                                  • Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
                                                  • Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
                                                  • Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
                                                  • Место школы в формировании личности ребёнка;
                                                  • Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.
                                                  2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
                                                  • Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
                                                  проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.
                                                  3. Оценка социокультурной ситуации:
                                                  • Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
                                                  • Уровень коммуникативных умений первоклассников;
                                                  • Уровень ценностных ориентаций;
                                                  • Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
                                                  • Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
                                                  • Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
                                                  Нормативное обеспечение:
                                                  • Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
                                                  • Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
                                                  • Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
                                                  • Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».
                                                  Методическое обеспечение:
                                                  • Научно-методические материалы по проблеме проекта;
                                                  • Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
                                                  • Методическая литература.

                                                  Рекомендуем посмотреть:

                                                  Экологическая газета для родителей детей подготовительной группыСеминар для родителей детского садаИгры для адаптации детей к школеВстреча в детско-родительском клубе на тему: Новый год.>Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

                                                  Конспект

                                                  Добавить комментарий

                                                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *