Все про фольклор

Чтобы сделать проект, посвященный устному народному творчеству или фольклору, можно использовать информацию, предоставленную ниже.

Проект «Устное народное творчество» для 2 класса план:

  1. Фольклор или устное народное творчество;
  2. Песня;
  3. Сказка;
  4. Загадки;
  5. Пословицы и поговорки.

Народное устное творчество по-другому принято называть «фольклор», оно создавалось веками и включает в себя множество разновидностей. В фольклоре передается многое: история и самобытность народа, традиции и обычаи, быт и жизнь людей. В разновидности фольклора входят сказки, песни, пословицы, былины, загадки, поговорки и многое другое. Они передавались из поколения в поколения, из уст в уста. В большинстве своем устное народное творчество существует в стихотворной форме, так легче его запоминать.

Песня.

Особый словесно-музыкальный жанр — песня. Обычно она небольшая по содержанию и может быть нескольких разновидностей: обрядовая, плясовая, лирическая или историческая. В песнях можно найти переживания отдельных людей, размышление о судьбе и события семейной и общественной жизни.

Сказка.

Эти фольклорные произведения основаны на вымышленных событиях. Сказки делятся на два типа — бытовые и волшебные. В волшебных сказках есть фантастическая сила, которой не существует в реальной жизни. А в бытовых сказках изображаются люди в повседневной обстановке. Сказку от других фольклорный произведений отличает хороший конец — добро всегда побеждает зло.

Терминология и мнения учёных

Г. С. Виноградов, один из знатоков народного фольклора, первым стал широко употреблять термин «детский фольклор» и отмечал, что им целесообразно обозначать произведения, составленные самими детьми, а также поэзию пестования (небольшие лирические произведения, которые читают взрослые, лаская детей). Несколько позже к этому виду приобщили колыбельные песни (хотя некоторые учёные до сих пор считает их видом семейно-бытовой лирической песни). Также было обнаружено, что некоторые произведения, которые бытовали в среде взрослых, потеряв свой первоначальный сакральный смысл, в несколько видоизменённом, упрощённом виде перешли в детский фольклор. Все знатоки фольклора пришли к единому мнению, что к детскому фольклору относятся и произведения детей, и произведения, написанные для детей взрослыми. Детский фольклор имеет свою специфику: соответствует возрастному развитию детей в выборе тем, образов, идей; характеризуется сочетанием стихов и прозы с элементами игры, сопровождающими движениями; во многих произведениях (составленных взрослыми для детей) проявляется выраженное воспитательное значение.

Примечания

  • Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: «Просвещение», 1987. — 240 с.
  • Современный школьный фольклор: пособие-хрестоматия для студентов / С. М. Лойтер, Е. М. Неелов — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1995. — 115 с.
  • Феномен детской субкультуры / С. М. Лойтер. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1999. — 46 с.
  • Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты / С. М. Лойтер. — Петрозаводск: Изд-во КПГУ, 2001. — 294 с.
  • Поэтика детского стиха в её отношении к детскому фольклору / С. М. Лойтер. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 214 с.
  1. Анатолий Иваницкий
  2. 1234Марина Лановик
  • Народное творчество — художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура,… … Художественная энциклопедия

  • НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Большой Энциклопедический словарь

  • Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

  • народное творчество — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народный массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Энциклопедический словарь

  • народное творчество — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: народное искусство Вид: фольклор В терминах фольклор , народное творчество слово народ подчеркивает… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Народное творчество — Народные музыканты. Будапешт, Венгрия. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — в соответствии со ст. 4 Закона от 16 мая 1996 г. Об авторском праве и смежных правах (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.) под народным творчеством понимаются произведения, включающие характерные элементы традиционного художественного… … Юридический словарь современного гражданского права

  • Народное творчество.Вышивка — Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм Вышивание общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора … Википедия

  • Башкирское народное творчество (книжная серия) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение.

    Что такое фольклор и какие жанры он включает

    Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

  • Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Жанры произведений У.Н.Т., доступные детям дошкольного возраста.

    Детский фольклор- явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

    Система жанров детского фольклора представлена в таблице 1.

    Таблица 1

    Неигровой фольклор

    Поэзия пестования:

    Пестушки (от «пестовать» — «нянчить, растить, воспитывать») – это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться, и создают особое настроение. Например, потягушки:

    Потягушечки, потянись,

    Поскорей, скорей проснись.

    Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы. Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собачка, не лай,

    Белолапа, не скули,

    Мою Таню не буди.

    Прибаутки – это небольшие стихотворные сказочки в стихах с ярким динамичным сюжетом. шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.

    И-та-та, и-та-та,

    Вышла кошка за кота,

    За кота котовича,

    За Иван Петровича.

    Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

    Докучные сказки – это шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием. Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка — веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».


    Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр — «докучливая сказка»:

    «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?»

    «Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»

    Потешный фольклор

    Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

    — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку. Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу, полетели! На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели!

    К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, пришедших в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора и вызывающих смех тем, что нарочито смещены, нарушены реальные связи предметов и явлений.

    В фольклоре небылицы существуют и как самостоятельные произведения, и в составе сказок.

    Что такое Фольклор

    В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.

    Приёмы народной небылицы в изобилии можно встретить в авторской детской литературе — в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова, в стихах С. Маршака. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:

    Ещё где же это видано, Ещё где же это слыхано, Чтобы курочка бычка родила, Поросёночек яичко снёс… Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке.

    Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании однокоренных или похожих по звучанию слов, что затрудняет их произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи. Т.е. скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

    Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку — цап! Шла Саша по шоссе И сосала сушку.

    Есть в детском фольклоре жанры, отражающие взаимоотношения между детьми, детскую психологию.Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки.

    Дразнилки — короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек — к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

    Коля-Коля-Николай! Сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут. Ябеда-корябеда, Солёный огурец! На полу валяется, Никто его не ест.

    Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка: «Кто обзывается, тот так и называется!»,

    Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. Поддёвки — своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

    — Скажи: лук.

    — Лук.

    — По лбу стук!

    Мирилки — на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.

    Не дерись, не дерись,

    Ну-ка быстро помирись!

    Игровой фольклор

    Считалки – короткие, часто шутливые стихи с чёткой рифмо-ритмической структурой, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.). Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

    Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка. Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу. Цынцы-брынцы, куда едешь? Цынцы-брынцы, в городок. Цынцы-брынцы, чего купишь? Цынцы-брынцы, молоток! Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить, Все равно тебе водить.

    Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать “условия” игры, определять последствия при нарушении этих условий.

    Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить. Играя в молчанку нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…

    А вот пример современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

    Тише, тише,

    Кот на крыше,

    А котята еще выше!

    Кот пошёл за молоком,

    А котята — кувырком!

    Кот пришёл без молока,

    А котята: «Ха-ха-ха!»

    Ещё одна группа жанров — календарный детский фольклор — связана уже не с игрой: эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой.

    Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

    Солнышко-ведёрышко,

    Выгляни в окошечко!

    Солнышко, нарядись!

    Красное, покажись!

    Приговорки – стихотворные обращения к животным, птицам, растениям, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

    Божья коровка,

    Улети на небо,

    Там твои детки

    Кушают котлетки,

    А собакам не дают,

    Только сами достают.

    Страшилки – устные рассказы-пугалки.

    Детский фольклор — живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки — небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

    «Красное пятно»

    Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

    Анастасия Машнова
    Статья «Народный детский фольклор»

    Народный детский фольклор

    Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

    Статья «Народный детский фольклор»

    Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

    Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

    Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

    Таким образом, фольклор – это важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

    Богатство русского языка открывается перед дошкольником в произведениях устного народного творчества. Образцы его – пословицы, загадки, сказки и другие – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Жанры входят в язык детей в доступном содержании. Живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на речь ребёнка.

    Произведения устного народного творчества входят в состав детского фольклора.

    Детский фольклор – это произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

    Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов. Каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.

    Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены верой в силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.

    Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями.

    В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.

    Ах ты, радуга-дуга.

    Ты высока и туга!

    Уж как дождь-дождем,

    Мы давно тебя ждем.

    Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

    Божья коровка, улети на небко!

    Там твои детки кушают котлетки!

    Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.

    Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.

    В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

    Колыбельные песни: взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова были обычно ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них – свои обязанности.

    Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть или накормить:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка.

    В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.

    Потом начинаются самые первые игры, потешки: Идет коза рогатая, Сорока-ворона кашку варила, Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

    К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.

    Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

    У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

    В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

    Петя-Петя-Петушок,

    Петя — красный гребешок,

    По дорожке он пошел

    И копеечку нашел,

    Купил себе сапожки,

    А курочке — сережки!

    Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.

    Пчёлы в поле полетели,

    Зажужжали, загудели,

    Сели пчёлы на цветы,

    Мы играем – водишь ты!

    Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.

    Стеклянный дом на окне

    С прозрачной водой,

    С камнями и песком на дне,

    И с рыбкой золотой.

    (Аквариум)

    Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.

    С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

    Таким образом, благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

    Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.

    Считалка как жанр игрового детского фольклора

    Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

    В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

    • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
    • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
    • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

    Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

    Отличительными признаками считалок являются:

    • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
    • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
    • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
    • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

    С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

    Применение считалок в играх с детьми

    В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.

    Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.

    Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»

    Примеры русских народных считалок:

    • Перводан, другодан,
      На колоде барабан,
      Свиристель, коростель,
      Ёжик!

      Свиристель — это певчая птица, родственная воробью

    • Белка прыгала, скакала,
      А на ветку не попала,
      А попала в царский дом,
      Где сидели за столом
      Царь, царевич,
      Король, королевич,
      Сапожник, портной.
      А ты кто такой?
      Говори поскорей,
      Не задерживай честных
      И добрых людей.

      Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце

    • Первенчики, другенчики,
      Летели голубенчики
      По Божьей росе,
      По поповой полосе.
      Там чашки, горшки,
      Медок, сахарок —
      Выйди вон, королёк.

      Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных

    • Ехал Ваня из Казани,
      Полтораста рублей сани,
      Пятьдесят рублей дуга,
      Мальчик девочке слуга.
      — Ты, слуга, подай карету,
      А я сяду и поеду.
      Ты, слуга, подай метлу,
      Я в карете подмету.
      Ты, слуга, подай лимон
      И выкатывайся вон.

      Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации

    • Лиса по лесу ходила.
      Лиса голосом вопила,
      Лиса лычки драла,
      Лиса лапотки плела —
      Мужу двое, себе трое
      И детишкам по лаптишкам!
      Кто лаптишки найдёт,
      Тот водить пойдёт.

      Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке

    • – Заяц белый,
      Где ты был?
      – В лесе.
      – Что делал?
      – Лыки драл.
      – Куда клал?
      – Под колоду.
      – Кто брал?
      – Родивон.
      – Поди вон!

      Драть лыки — это значит снимать кору с дерева

    • Раз, два, три, четыре, пять —
      Ты, Васятка, выйди, сядь.
      Будем дальше мы считать —
      Хотим в жмурки мы играть.
    • Серый зайка вырвал травку.
      Положил её на лавку.
      Кто травку возьмёт,
      Тот и вон пойдёт.

      Заяц — частый персонаж считалочек

    • Сидит утка на гнезде,
      Золотые несёт яйца.
      Сколько их там — угадай.
      Раз, два, три — убегай!

      Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша

    • Раз, два, три, четыре, пять –
      Вышли мальчики играть,
      Стали друг друга считать
      Да водилку выбирать.
      Им стал дядя Родивон,
      Пусть он выйдет отсель вон.

      Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить

    • Девки делят сарафан.
      Кому клин, кому стан,
      Кому целый сарафан,
      Кому пуговки литые,
      Кому серьги золотые.

      Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма

    • Ани-бани — что под нами,
      Под железными столбами?
      Стульчик, мальчик, королёк,
      Убирайся в уголок.
    • Раз, два,
      Голова;
      Три, четыре,
      Прицепили;
      Пять, шесть,
      Сено весь;
      Семь, восемь,
      Сено косим;
      Девять, десять,
      Деньги весить;
      Одиннадцать, двенадцать,
      На улице бранятся.

      Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая

    • Ходит свинка по бору,
      Рвёт траву-мураву,
      Она рвёт и берёт,
      И в корзиночку кладёт.
      Этот выйдет,
      Вон пойдёт!
    • В синем море — океане
      Золотой корабль плывёт,
      А на острове Буяне
      Тёмный лес растёт.
      Станем думать да гадать,
      Как нам сосны сосчитать;
      Как ни думай, ни гадай,
      Только нас ты догоняй.

      Содержание народной считалки перекликается со сказкой А.

      Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа

      С. Пушкина

    • Под горою у реки
      Живут гномы-старики.
      У них колокол висит,
      Позолоченный звонит:
      Диги-диги, диги-дон –
      Выходи скорее вон.
    • Села баба на клюку,
      Поехала к старику.
      Набрала чесноку,
      Продала старику.
      Старик мост мостил,
      Просят крестил;
      Поросята полосаты,
      Они на небо глядят,
      С неба звёзды летят,
      С неба звёздочки летят,
      Рассыпаются;
      Поросята полосаты
      Разбегаются.

      Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!

    • Шла коза по мостику
      И махала хвостиком,
      Зацепилась за перила,
      Прямо в речку угодила.
      Кто не верит — это он:
      Выходи из круга вон!

      Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора

    • Прыг да скок,
      Прыг да скок,
      Скачет зайка —
      Серый бок.
      По лесочку
      Прыг-прыг-прыг,
      По снежочку
      Тык-тык-тык.
      Под кусточек присел,
      Схорониться захотел.
      Кто его поймает,
      Тот водить и станет.

      Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности

    • Раз, два, три, четыре, пять,
      Негде зайчику скакать,
      Всюду ходит волк, волк,
      Он зубами — щёлк, щёлк!
      А мы спрячемся в кусты,
      Прячься, заинька, и ты.
      Ты, волчище, погоди,
      Как попрячемся — иди!
    • Шла торговка мимо рынка,
      Спотыкнулась о корзинку.
      В этой маленькой корзинке
      Есть помада и духи,
      Ленты, кружева, ботинки,
      Что угодно для души.

      Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками

    Видео: популярные народные считалки

    Подрастая, дети учатся игровому взаимодействию, общению с товарищами, распределению обязанностей и ролей. Научить их честному ведению игры, а также познакомить с историей и традициями нашего народа, помогут русские народные считалочки.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *