Упражнение на невербальное общение

1. Упражнение «Невербальный подарок» (развитие навыков невербальной коммуникации)

Все стоят в кругу. Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что вы ему подарили. Тот кто получает должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

2. «Метафора общения»

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Как вы думаете, о чем эта история? (общение)

Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.

Памятка по развитию невербальных средств педагогического общения

3. Oб общении (теоретический блок)

O трех взаимосвязанных сторонах общения

В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают различные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны:

  • Перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении)
  • Интерактивная (регулирование взаимодействия собеседников)
  • Коммуникативная (передача информации)

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе общения и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Так выполняются совместные действия рабочими конвейра на производстве, так взаимодействуют танцоры и члены спортивных команд и т.д.

Перцептивная сторона общения предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания между ними.

Каким образом, вступая в процесс общения, мы можем обмениваться информацией? Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам общения:

  • речевому (вербальному или словесному) и
  • неречевому (невербальному, несловесному). В начале занятия мы с вами приветствовали друг друга с помощью невербальных средств общения.

Содержание информации передается нами главным образом с помощью языка, то есть в словесной форме, ведь общаясь между собой, люди используют речь как одно из важнейших средств общения. В речевом обращении важно умение говорить красиво, убедительно, ярко. Недаром существует такое понятие – «ораторское искусство». Об этом мы будем говорить на следующих занятиях.

Немаловажное значение в общение играют: мимика (положение и движение частей лица); пантомимика (положение и движение частей тела); зрительный контакт.. Очень важно уметь использовать вербальные и невербальные средства общения, грамотно сочетать их в общении.

4. Упражнение «Всеобщее внимание» (развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.)

Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Обсуждение итогов: кому удалось привлечь внимание других и за счет каких средств? Какое средство общения наиболее важно при организации процесса коммуникации?

5. Упражнение «Фигуры»

У одного игрока рисунок с геометрическими фигурами (примерно 6-8 фигур: овал, ромб, трапеция, квадрат, треугольник…, нарисованными на нелинованном листке). Игрок, не показывая своего рисунка, должен объяснить всем, где что нарисовано, чтобы каждый на своем листке нарисовал то же самое. Затем сравниваются рисунки. По окончании объясняющему надо поделиться своими впечатлениями о том, что происходило. Сложно ли было объяснять только с помощью речи? НЕ было ли желания использовать мимику и жесты?

В следующем упражнении мы с вами будем использовать только мимику и жесты.

6. Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.Д., пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? НЕ было ли желания использовать еще и речь?

7. Подведение итогов.

Упражнение «Клубок». Все стоят к кругу. Каждый участник держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая тема, Какие выводы вы сделали из нашего сегодняшнего занятия.

Дарим друг другу аплодисменты.

Игровой процесс знаком каждому человеку с детства, а в определенный период времени именно он является основным видом деятельности для освоения, закрепления и воспроизведения какого-либо опыта.

Однако и во взрослом возрасте игры могут использоваться не только ради развлечения, но и с вполне определенной пользой – особенно распространено их использование в психологии. Что же обусловливает такую их популярность? В чем заключается практический смысл их применения?

Примеры психологических игр для подростков вы найдете в нашей статье.

Игры на психику: что это и для чего нужно?

Психологические игры чаще всего предполагают моделирование какой-либо ситуации, в которой человек может не только выявить свои шаблонные реакции, но и попробовать изменить их, обнаружить новые способы преодоления трудностей, раскрыть свой творческий потенциал.

Причем осознание того, что это происходит в игровой форме, позволяет больше раскрепоститься, лучше проявить свои коммуникабельные способности.

В психологических играх, в отличие от обычных, важен не только процесс, но и возможность достигнуть вполне определенного результата.

Данный метод используется в следующих случаях:

  1. Для диагностики – позволитьвыявить возможные деструктивные формы поведения, шаблонные реакции.
  2. Для улучшения адаптации – помочь участникам игрового процесса лучше узнать друг друга, усвоить определенные нормы поведения в коллективе, развить более доверительные отношения.
  3. Для коррекции структуры личности – в процессе игры возможно обыграть и закрепить определенные реакции и навыки.
  4. Для терапиифобий и страхов – также можно разработать такую линию поведения, которая способствовала бы более эффективному преодолению трудностей.
  5. Для формирования определенных профессиональных навыков – например, более эффективного общения, умения быть более убедительным и т. п.

Возможность настолько широкого использования игрового процесса в психологии сделала данные игры популярным и эффективным инструментом не только для профессиональных психологов, педагогов и коучеров, но также для руководителей и членов практически любого коллектива.

Примеры интересных игр

Для взрослых

Судебный процесс над безработным

Участникам этой игры предлагается придумать легенду о человеке с определенным жизненным путем – получением образования, завязыванием семейных отношений, устройством и последующей потерей работы.

После того, как легенда придумана, из группы выбирается участник, который должен играть непосредственно роль безработного, затем формируются группы «обвинения», «защиты» и «присяжных».

При разыгрываемом судовом процессе над безработным по легенде человеком группой «обвинения» выдвигаются ошибки, которые привели к разыгрываемой ситуации, причем упор делается именно на его вину.

Группа «защиты», напротив, должна снять вину с подзащитного, а «присяжные» определить, кто будет прав в том или ином случае.

В игре можно рассмотреть самые различные нюансы, касающиеся успеха и ответственности за свои шаги к нему каждого человека – предугадывание сложностей и отношение к ним (подчинение, смирение или противостояние), реализация своего потенциала, ощущение своей профессиональной значимости в коллективе и множество других вопросов, связанных с профессиональной сферой.

Трансформация

Психологическая игра «Трансформация» представляет собой увлекательный игровой процесс, имитирующий жизненный путь игрока.

В начале игры каждый определяет для себя собственную цель, к которой он стремится, после чего на игровом настольном поле, символизирующем человеческую жизнь, он должен к ней добраться, превозмогая различные трудности.

Каждую ситуацию, в которую попадает игрок, он должен пережить на нескольких уровнях – физическом (с которого и начинается «рождение» каждого игрока), эмоциональном, ментальном и духовном.

Весь игровой процесс построен таким образом, что человек, неспособный расти над собой, не сможет продвигаться в игре, что в равной мере относится и к реальной жизни.

Для компании

Снятие стресса. В данную игру возможно играть в компании, в которой все более-менее знакомы друг с другом.

Смысл игры очень прост – обругать всех присутствующих, выплеснув при этом негативные эмоции.

Заранее придумывается какой-либо повод для того, чтобы обвинить всех игроков – например, невозможность уйти в отпуск, опоздание на какую-либо встречу и т. п.

После этого игрок пытается обвинить в своих неудачах других, как можно более красочно описывая их вину в собственных неудачах.

Несмотря на кажущуюся конфликтность, данный игровой процесс прекрасно освобождает человека от негатива и может проходить в юмористической форме.

Осознание того, что все это – всего лишь игра, позволяет участнику чувствовать себя раскованно, на некоторое время избавившись от чувства ответственности за собственные поступки, скинув ее на других.

Для двоих

Препятствия

Данная психологическая игра направлена на развитие доверия между партнерами. Одному из них завязываются глаза так, чтобы он не мог ничего видеть, после чего предлагается пройти по комнате, в которой заранее были установлены различного рода препятствия.

Запрещается использовать тактильные ощущения, передвигаться наощупь — для руководства движениями можно пользоваться только лишь советами и подсказками партнера.

После преодоления преград партнеры меняются ролями.

Такая простая игра на самом деле учит людей слушать и слышать, доверять друг другу в затруднительных ситуациях, полагаясь не на себя самого, свои страхи и опасения, а на своего партнера.

Надстройка

Партнерам предлагается высказать какое-либо требование друг к другу, исходя из позиции «сверху».

Для этого можно, например, принять соответствующую позу – стать над слушающим так, чтобы возвышаться над ним, в то время, как последний может сесть на низкий стульчик, чтобы занимать подчиненное положение перед предлагающим и в пространстве.

После того, как требование будет выдвинуто, партнеры меняются ролями.

В заключение игры участникам необходимо обменяться своими ощущениями в тот момент, когда партнер что-либо требует в приказном порядке, после чего каждому высказать ту же просьбу, исходя из положения «на равных» — в том числе заняв соответствующую позу, при которой оба партнера находятся на одном уровне друг перед другом.

Данная игра позволяет обратить внимание на то, какую позицию мы иногда бессознательно занимаем по отношению к партнеру и какое влияние она оказывает на его восприятие.

Для студентов в аудитории

Лгун

Участники игры на заранее приготовленных листочках пишут утверждения подобного типа: «В детстве я мечтал стать…» или «Я хочу научиться…».

На два из пяти подобных утверждений каждым участником должен быть дан заведомо ложный ответ.

Затем утверждения зачитываются вслух, остальными же участники должны определить, какие из них верные, а какие – ложные.

В зависимости от того, будет разгадана ложь или нет, начисляются баллы либо лгуну, либо выявившему ложь участнику игры.

Ловушки

Для данной игры в группе выбирается главный участник, для которого всеми остальными игроками определяется цель – например, получение престижной работы, достижение какой-либо цели, получение награды.

В процессе обсуждения главному игроку приписываются основные характеристики согласно условиям игры – семейное и материальное положение, различного рода нюансы, привычки – все, что может так или иначе влиять на процесс достижения цели.

Всем участвующим предлагается придумать возможные трудности на пути к выбранной цели и записать их на листочек. После этого они зачитываются главному игроку, который, не раздумывая, должен найти способ преодолеть названную «ловушку».

Следует учесть, что трудности могут быть как внешними, определенными обстоятельствами, так и внутренними, обусловленными собственными установками главного игрока.

При этом человек, который зачитывает ту или иную ловушку, должен сам предоставить ответ на то, как ее преодолеть.

Главному игроку также предлагается придумать трудности, которые могут встать у него на пути к цели и предложить варианты их решения – возможно, он предугадает то, что будет впоследствии зачитано остальными участниками.

За каждую предугаданную сложность главному игроку ставится 2 балла, за найденный выход – один. Если он не смог преодолеть сложность – балл снимается.

Таким образом, после всех зачитанных «ловушек» можно будет сказать, справился ли главный герой с поставленной перед ним целью.

Также можно определить наиболее креативного участника, который предложит самый нестандартный выход из сложившейся ситуации.

Упражнения для тренингов

Заверши фразу

Суть игры заключается в том, что тренер высказывает начальную часть какого-либо тезиса – например, «Каждый успешный человек обязан…», после чего предлагает продолжить ее одному или нескольким участникам тренинга.

В процессе обсуждения участникам необходимо выделить наиболее важные аспекты произнесенных утверждений, а также обозначить индивидуальное отношение к ним участников тренинга, решить спорные вопросы, попытаться прийти к общему мнению или взаимопониманию ситуации ее участниками.

Данная игра позволяет членам коллектива лучше узнать друг друга, прийти к взаимопониманию, к принятию позиции партнера, а также учит вместе работать над одним вопросом, несмотря на то, что у каждого могут быть принципиально различные позиции и отношение к нему.

Без оценок

Данная психологическая игра направлена на выработку беспристрастного суждения об окружающих, что особенно важно при работе с людьми, когда личная оценка часто мешает дать объективную оценку сложившейся ситуации и действовать при этом максимально эффективно.

Во время игры группа делится на пары, в которых один из участников должен описать их общего знакомого таким образом, чтобы избежать каких-либо оценок.

Одновременно с этим партнер внимательно слушает описание и указывает на ошибки в том случае, если то или иное выражение можно рассмотреть, как субъективную оценку. После окончания регламентированного времени (например, 3-4 минут) партнеры меняются ролями.

На ПК

Лила. Данная игра представляет собой один из вариантов трансформационных игр.

Тренинг для студентов : «Вербальное и невербальное общение»

Перед началом игры участник должен определить свою цель, причем достаточно конкретным образом – например, определиться, какие именно шаги он должен совершить для осуществления своих планов, что он должен сделать перед тем, как обзавестись собственной семьей и т. п.

После этого игрок начинает свой путь на игровом поле, состоящем из 72 ячеек, каждая из которых соответствует тому или иному уровню бытия. Некоторые ячейки будут предшествовать взлетам, другие – падениям.

От того, как именно вы будете относиться к каждому из подобных состояний, будет зависеть и ваше продвижение в игровом процессе, равно как и в реальном жизненном пути.

Психологические игры – очень удобный инструмент для работы как с коллективом, так и с индивидуальной личностью по той причине, что участник сам определяет степень своей вовлеченности в игровой процесс, отношение к нему и его значение для себя.

Кто-то будет относиться к результатам игры достаточно серьезно, кто-то – поверхностно, осознавая, что это всего лишь игра.

Однако в любом случае играющий будет чувствовать себя более раскованно в игре, чем при реальной подобной ситуации, тем самым открывая для себя новые возможности и способы реагирования в нестандартных ситуациях.

Разбираем популярные психологические игры:

Наша интересная группа Вконтакте:

Елена Качева
Тренинг для педагогов «Невербальное общение»

Тренинг 2. Невербальное общение.

Игра-активатор “Друг к дружке”

Сейчас мы будем играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

— Правая рука к правой руке!

— Спина к спине!

— Друг к дружке!

— Бедро к бедру!

— Пятка к пятке!

— Друг к дружке!

— Носок к носку!

— Живот к животу!

— Друг к дружке!

— Бок к боку!

— Колено к колену!

— Друг к дружке!

— Затылок к затылку!

— Локоть к локтю!

— Друг к дружке!

— Кулак к кулаку!

— Мизинец к мизинцу!

Все. Спасибо. Садитесь!

Упражнение «Сообщение»

Участники разбиваются по парам. Каждый должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую тот должен понять и озвучить. Затем партнеры меняются ролями.

— вызывают к заведующей

— поменяться сменами

— течет кран в туалете

Упражнение «Говорящее тело»

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание (см. приложение) изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

К упражнению «Говорящее тело»:

— Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман

— Изобразите позу человека, читающего сложный учебник

— Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал

— Изобразите позу человека, пишущего письмо другу

— Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога

— Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе

— Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди

— Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Упражнение «Фигуры»

У одного игрока рисунок с геометрическими фигурами (примерно 6-8 фигур: овал, ромб, трапеция, квадрат, треугольник, нарисованными на нелинованном листке). Игрок, не показывая своего рисунка, должен объяснить всем, где что нарисовано, чтобы каждый на своем листке нарисовал то же самое. Затем сравниваются рисунки. По окончании объясняющему надо поделиться своими впечатлениями о том, что происходило. Сложно ли было объяснять только с помощью речи? НЕ было ли желания использовать мимику и жесты?

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу, где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания, далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.

Разминочные упражнения

д., пока все не примут участия в рисовании картины.

Задание: Вам необходимо изобразить ёжика, который несёт на спине яблоко и два грибочка.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? НЕ было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Идеальное общение — кто вы?»

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

Домашнее задание: подумать о трудностях в общении с родителями (моменты)

Заключение.

Упражнения на отработку навыков невербального общения можно разделить на две большие группы:

  • Упражнения, направленные на развитие собственных жестов и мимики.
  • Упражнения, направленные на понимание невербалики других, на формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретацию.

Упражнения на развитие мимики и жестов

1. Развитие мимики.

Упражнение выполняется перед зеркалом. Придумать жизненную ситуацию и изобразить её мимически. Ситуации не обязательно придумывать самостоятельно. Можно воспроизводить мимику актеров в сценах из фильма. Хорошо воспроизводятся герои диснеевски мультфильмов, поскольку их мимику прописывают достаточно выразительно.

2. Развитие жестов.

Упражнения для утренней зарядки:

  • гимнастика пальцев и кисти
  • круговые движения и взмахи локтями,
  • круговые движения плечами, с элементами «цыганочки»,
  • наклоны, круговые движения корпусом,
  • круговые движения тазом,
  • рисование тазобедренными косточками в воздухе (можно рисовать цифры или буквы),
  • упражнение на точку «сметь»: ноги на ширине плеч, прямые руки сцепить за спиной в плотный замок из пальцев, сохраняя прямые руки, получившийся замок потянуть вверх (как будто хотим коснуться затылка). В результате должно появиться приятное ощущение в районе плеч и лопаток.

Все упражнения лучше выполнять под музыку, в танце. Так движения встраиваются быстрее. Зарядку для пальцев, запястий и локтей полезно повторять в течение дня в перерывах между работой.

3. Ведение по точкам-импульсам.

Упражнение в паре. Выбирается точка – импульс. Например, плечи. Ведущий человек касается плеча второго участника (или обозначает касание на расстоянии 2-3 см от плеча) и ведет партнера по залу за эту точку. Смысл упражнения – понять, какими разными способами один и тот же человек может двигаться.

4. Формирование походки.

Учитывая ведущие точки – импульсы женской или мужской походки, сформировать и продемонстрировать походку. Усложнение задания: продемонстрировать походку в конкретной ситуации.

Например, женщина на работе (энергичная походка от колена, смелая походка от точки «сметь»), женщина на свидании (кокетливая и сексуальная походка попой), женщина на отдыхе (открытая, легкая походка от солнечного сплетения).

Упражнение на отработку и переключение походки можно отрабатывать по дороге домой, на прогулке или в офисе.

5. Формирование ситуативной невербалики.

Упражнение в группах. Предлагается описание ситуации. Группа продумывает невербальные проявления героя ситуации и демонстрирует сценку. Задача всех остальных участников – описать невербальные проявления героя и угадать, какую ситуацию показала группа.

Примеры ситуации: серьезный разговор с начальником, первое свидание и т.д.

Группа также может придумывать ситуации самостоятельно.

Упражнения для фиксации и интерпретации невербалики

1. Фиксация невербалики в тексте.

Наиболее удобными для наблюдения являются следующие параметры невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Однако при их фиксации нередко происходит достраивание несуществующих параметров: фиксируя жест, появляется представление о типичной для данного жеста интонации, фиксируя интонацию, сама собой додумывается мимика и т.д. Поэтому важно научить себя фиксировать только то, что действительно демонстрируется.

Упражнение состоит в том, чтобы по отрывкам текста определять, какие параметры невербалики в тексте описаны.

Например: «Девочка упрашивала маму взять домой бездомного котенка. Глаза девочки выражали надежду». В этом предложении мы видим описание мимики: «выражало надежду». При этом здесь нет описания интонации. Неизвестно, как девочка упрашивала: плакала, кричала, хныкала, была у неё требовательная интонация или просящая.

Упражнение можно отрабатывать на любых текстах, содержащих описание невербалики.

2. Режим видеокамеры.

Упражнение состоит в том, чтобы описывать мимику и жесты окружающих в режиме нон-стоп, фиксируя только наблюдаемые признаки и не допуская интерпретаций.

Например, неправильный вариант выполнения: «У Васи грустное лицо, а Маша веселая». Правильный вариант выполнения: «Уголки Васиных губ, скорее, направлены вниз, подбородок, скорее, опущен, чем приподнят, глаза, скорее, прикрыты, плечи, скорее, опущены, Вася держит в правой руке тетрадь, левая рука опущена вдоль тела. В это время Маша…и т.д.».

В этом упражнении важны скорость и переключение — последовательное описание невербальных проявлений множества людей.

Тренинг для педагогов «Невербальное общение»

3. Переключение параметров.

Упражнение выполняется в паре. Один человек говорит произвольный текст, другой дает ему команды – добавить выразительности одному из параметров невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Команды не должны чередоваться слишком быстро. В конце упражнения второй номер дает обратную связь: в чем наиболее ярко проявлялся тот или иной параметр невербалики первого участника.

В этом упражнении работают оба участника: первый отрабатывает собственные проявления невербалики, второй учится их фиксировать.

4. Описание и интерпретация видеофрагментов

Упражнение заключается в просмотре фильмов и видеороликов с выключенным звуком. Сначала описываются невербальные проявления актеров (преобладающая мимика, описание мимики по зонам, жесты и походка). После объективного описания высказываются предположения, какие чувства, эмоции, состояния испытывает герой видеофрагмента. Наконец, высказываются версии всего сюжета.

5. Описание и интерпретация в метро

В метро или любом другом людном месте посчитать — каких уголков губ у пассажиров больше: вверх или вниз? Больше оказывается тех, которые подсчитываем: считаем улыбки – их будет больше, считаем опущенные уголки губ – больше получится грустных лиц). Результат данного упражнения состоит в том, что при подсчете появляется видение некоторых промежуточных выражений лица.

Например: улыбка может быть беззаботная, задумчивая, насмешливая, скромная, открытая и т.д.

Следующий этап выполнения упражнения — выявить особенности невербалики, за счет которых одно и то же мимическое движение передает разные эмоции.

6. Игра «Мафия»

Упражнение состоит в том, что в процессе игры участники могут аргументировать свои решения только констатацией невербальных признаков.

Игры на овладение невербальными средствами общения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: » Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.

Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую — нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка — отгадать, что изображает команда. .

Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу ( которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют » произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты.

Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются » спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что — либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *