Тест по логопедии

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р»

Спесивова Нинель Евгеньевна,
логопед ГУЗ СО «Аткарская РБ»
г. Аткарск, Саратовская обл.

Оригинал: скачать

Сертификат о публикации: не выдавался

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса ,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.
Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Опишу методику коррекции звука » Р» , которую использую в своей практике.
Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:
«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Часики».

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д—ддддд .

«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».

Способы постановки.
1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.

2. Постановка звука от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный . Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации . Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

3. Способ постановки звука от упражнения » Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка от звука . Ребенок произносит звук , длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный . После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного в состояние вибрирующего звука.

5. Постановка от звук или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д , сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

6. Постановка при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

7. Постановка из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» • Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.

8.Если звук заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

9. Постановка от сочетания . Ребёнка просят по очереди произносить звуки и в сочетании или в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков и ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

10. Постановка . Длительный раскатистый последовательно соединять с гласными , Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения в слогах, вводят слова и т.

Нарушения произношения звуков и .

д.

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:

Некоторые задания:
Повтори слог;
Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;
Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;
Начни слово.

2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Некоторые задания:
Повтори РА РА РАК и тд;
Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд ;
Назови картинки;
Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков;
Скажи РОМАШКА со словом НЕТ ( даю, вижу.любуюсь ) НЕТ РОМАШКИ и т д;
Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд;
Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд .
Подбери слово к схеме ( даются картинки).
Придумай слово к схеме.
«Собери родственников» РУКА — ручки, ручной, рукава и тд.
Ответь на вопрос словом: Сок из груш .Какой? ГРУШЕВЫЙ.

6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.

7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.

8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд

9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ .

10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.

11.В » богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.

12.В предложении :

Некоторые задания:
Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.
«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –( покусали комары) и т д.
Повтори предложение по картинке за логопедом.
Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.
Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.
Исправь предложение «Путаница»
Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…)
Составь предложение к схеме по картинке и т д .
«Вырасти» предложение, добавляя слова.
Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.

Далее звук автоматизируется во фразовой речи ( стихи, пересказы, рассказы, беседы).
Желаю успеха!

Звукопроизношение (+ голос)

1.К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, звонкий, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, смычный, мягкий?

2.Определить последовательность постановки звуков при нарушении одной фонетической группы.

А) мягкие

Б) твердые

В) смычные

Г) щелевые

Д) аффрикаты

Е) сонорные

3.Какое дыхание является наиболее правильным при работе над звукопроизношением?

А) диафрагмальное

Б) грудное

В) верхнее-грудное ( ключичное)

Г) смешанное (диафрагмально-реберное)

4.При мягкой атаке голоса происходит…

А) плотное смыкание голосовых складок, из вибрация за счет порыва воздуха

Б) неплотное смыкание голосовых складок

5. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, твердый, слитно-смычно-щелевой (аффриката)?

А)

Б)

В)

Г)

6.К характеристике нарушения тембра голоса относится:

А) хриплый голос

Б) монотонный голос

В) слабый голос

Г) низкий голос

7. Какой звук усваивается раньше других?

А)

Б)

В)

Г)

8. Какие виды нарушений встречаются чаще других?

А) ламбдацизмы

Б) ротацизмы

В)дефекты свистящих

Г) дефекты шипящих

9. Что входит в подготовительный этап коррекции нарушений звукопроизношения?(несколько правильных вариантов ответа)

А) усовершенствование речевой моторики

Б) постановка звука по подражанию

В) дифференциация смешиваемых звуков в слогах

Г) развитие фонематического восприятия

10. К какому из указанных звуков относится следующая характеристика: согласный, ротовой, переднеязычный, язычно-зубной, мягкий, звонкий, щелевой?

А)

Б)

В)

Г)

Дислалия

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ И ПРИЕМЫ ИХ ПОСТАНОВКИ. 1. Недостатки произношения звуков р и р (искажения — ротацизм, замены — параротацизм)

Дислалия это…

А) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервацииречевого аппарата

Б) нарушение тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата.

В) нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата.

Г) системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие непосредственного нарушения функции речедвигательного и речеслухового анализаторов

2. Как проявляется дислалия в большинстве случаев?

А) самостоятельно

Б) в сочетании со «стертой дизартрией»

3. В каком возрасте могут уже наблюдаться патологические формы нарушения звукопроизношения?

А) до 7 лет

Б) до 6 лет

В) до 8 лет

Г) до 5 лет

4.Какое нарушение является полиморфным?

А) Нарушено произношение одного звука и звуков одной фонетической группы

Б) Нарушено произношение звуков разных фонетических групп

5. Механическая дислалия…

А) связана с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга и обусловлена социальными причинами

Б) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речедвигательного анализатора

В) связана с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата

Г) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речеслухового анализатора

6. Моторная дислалия…

А) связана с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга и обусловлена социальными причинами

Б) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речедвигательного анализатора

В) связана с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата

Г) связана с нейродинамическими сжвигами в центральных отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов

7. Функциональная дислалия

А) связана с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга и обусловлена социальными причинами

Б) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речедвигательного анализатора

В) связана с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата

Г) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речеслухового анализатора

8. Сенсорная дислалия…

А) связана с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга и обусловлена социальными причинами

Б) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речедвигательного анализатора

В) связана с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата

Г) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речеслухового анализатора

9. Сенсомоторная дислалия…

А) связана с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга и обусловлена социальными причинами

Б) связана с нейродинамическими сдвигами в центральном отделе речедвигательного анализатора

В) связана с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата

Г) связана с нейродинамическими сжвигами в центральных отделах речедвигательного и речеслухового анализаторов

10. Что НЕ является причиной механической дислалии?

А) строение зубов

Б) неправильный прикус

В) подражание неправильной речи окружающих

Г) короткая подъязычная связка

Дизартрия

1. Дизартрия это…

А) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервацииречевого аппарата

Б) нарушение тембра голоса и звукопроизношения вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата.

В) нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата.

Г) системное недоразвитие речевой деятельности, расстройство речевой функциональной системы вследствие непосредственного нарушения функции речедвигательного и речеслухового анализаторов

2. Причина корковой дизартрии…

А) очаговые поражения двигательных зон коры мозга

Б) поражение мозжечка

В) поражение ядер в продолговатом мозгу

Г) поражение пирамидных путей от коры до продолговатого мозга

3. Причина псевдобульбарной дизартрии…

А) очаговые поражения двигательных зон коры мозга

Б) поражение мозжечка

В) поражение ядер в продолговатом мозгу

Г) поражение пирамидных путей от коры до продолговатого мозга

4. Полное отсутствие голоса и речи может возникнуть при…

А) анартрии

Б) дизартрии

В) стертой дизартрии

Г) дислалии

5. Наименее выраженная форма дизартрии…

А) дизартрия

Б) анартрия

В) стертая дизартрия

6.Что характерно для паретической дизартрии?

А) недостаточная сила мышечных сокращений, слабость и вялость мышц

Б) тонические или клонические спазмы

В) гиперкинезы, синкинезии

Г) все вышеперечисленное

7.Что характерно для смешанной дизартрии?

А) недостаточная сила мышечных сокращений, слабость и вялость мышц

Б) тонические или клонические спазмы

В) гиперкинезы, синкинезии

Г) все вышеперечисленное

8.Что характерно для спастической дизартрии?

А) недостаточная сила мышечных сокращений, слабость и вялость мышц

Б) тонические или клонические спазмы

В) гиперкинезы, синкинезии

Г) все вышеперечисленное

9.Что характерно для гиперкинетической дизартрии?

А) недостаточная сила мышечных сокращений, слабость и вялость мышц

Б) тонические или клонические спазмы

В) гиперкинезы, синкинезии

Г) все вышеперечисленное

10. Какие из причин дизартрии являются приобретенными? (несколько правильных вариантов ответа)

А) неблагоприятное протекание беременности (токсикозы, резус-конфликт и т.д.)

Б) инфекционные заболевания ЦНС

В) опухоли головного мозга

Г) осложненные роды (асфиксия, родовая травма и т.д.)

Нарушения речи

Виды нарушений речи:

  1. Нарушения устной речи:
  2. Нарушения письменной речи:

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно
  • нарушение может отражаться на общем психическом развитии
  • Нарушение обязательно требует логопедического вмешательства

Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:

  • развитие сенсорных функций
  • развитие общей речевой моторики
  • развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом
  • коррекция нарушения речи и развитие речи
  • формирование и коррекция личности
  • воздействие на социальное окружение пациента

Формы воздействия:

  • воспитание речи при полном ее отсутствии
  • перевоспитание неправильно сформированной речи
  • медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК

Методы воздействия:

  • метод прямого воздействия (тренировка нарушенных функций)
  • метод обходных путей (опора на компенсаторные возможности человека, его сохранные анализаторы)

Речевое развитие включает в себя две стадии:

  1. Понимание речи
  2. Самостоятельная речь

Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным Вначале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства.

К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года — фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.

В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:

  • дофонемный (от рождения до 1 года), характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребенка на окружающую среду. Крики, предречевые вокализации появляются к 2-3 месяцам, гуление — 3 месяца, лепет ;-6 месяцев. У ребенка вырабатываются определенные моторно — акустические связи.
  • Фонемный период (после 1 года) продолжается примерно до 5 лет. В это время ребенок овладевает всей языковой системой. Последовательность появления звуков определяется возможностями речедвигательного анализатора и идет в направлении от простых по артикуляции звуков к сложным.

Краткая характеристика развития экспрессивной речи:

Гуление 2-3 месяца

Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)

Первые слова 10-12 месяцев

Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.

Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.

Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.

Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет

Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.

Диффиренциация всех звуков речи к 4г.

Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.

Анатомо-физиологические механизмы речи:

Речь представляет собой сложную функциональную систему, части которой взаимодействуют между собой.

Система имеет центральные и периферические отделы.

Речевая система включает в себя:

  • корковые отделы
  • подкорковые образования — проводящие пути
  • расположенные на периферии органы

Корковая система: (для правшей доминантным по речи является левое полушарие мозга)

  • лобные доли (планирование речи)
  • область переднецентральной извилины (анализ и синтез речевых движений для одного звука)
  • область за центральной извилиной (анализ и синтез последовательности речевых движений, переключаемость движений)
  • Центр Брока (моторный центр речи)
  • задняя треть верхней лобной извилины (произвольные движения)
  • Центр Вернике (слуховой центр речи)
  • теменнозатылочная область (пространственный и временной анализ и синтез)
  • нижняя теменная извилина (мышечно-суставное чувство, объем движений)
  • Правое Полушарие (эмоциональная окраска речи, темп, ритм — просодическая сторона).

Периферические отделы речевой системы включают в себя дыхательные пути, гортань, ротовую и носовую полости, органы артикуляции.

В отдельном разделе описаны нарушения речи при ДЦП(детском церебральном параличе).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *