Тень от предмета

ольга кочеткова
Конспект занятия «Как образуется тень?»

Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Как образуется тень?».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о тени и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную деятельность;

2. создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;

3. формировать у детей навык рисования предмета по начальным заготовкам;

4. формировать представления детей о теневом театре.

Развивающие:

1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и художественной деятельности;

2. развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

3. развивать умение увидеть в тени предмет или его часть;

4. стимулировать воображение;

5. развивать умение владеть куклами теневого театра;

6. активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

7. развивать связную речь, умение рассуждать;

Воспитательные:

1. формировать навыки сотрудничества;

2. воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Средства обучения и воспитания: фонарики, кусочек прозрачного тонкого пластика, деревянный брусок, настольная лампа, ширма-экран для теневого театра (3 штуки, куклы теневого театра, предметы для художественной деятельности (листы бумаги, карандаши, цветные ручки, фломастеры, предметы для создания тени к упражнению «Дорисуй предмет из тени!» (листья гербария, скомканные листы бумаги и пр., магнитофон, аудиозапись «Энергичная музыка».

Планируемые результаты:

• Дети узнают ответ на вопрос «Как образуется тень?»;

• Дети расширят представления о свойствах тени;

• Дети проявят интерес к опытно – экспериментальной деятельности;

• У детей проявится интерес к театральной деятельности;

• У детей сформируются навыки сотрудничества, дружеского отношения при детско-взрослом взаимодействии;

• У детей сформируются навыки рассуждения, делать выводы.

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!

Ей бродить ничуть не лень,

Рядом с вами каждый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Что такое тень и откуда она взялась?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю провести несколько экспериментов и выяснить, какими свойствами обладает тень. Вы согласны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Повертелись, покружились, в юных исследователей превратились!

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Опыт 1. «У всех ли предметов есть тень?»

Цель: Выяснить, все ли предметы имеют тень.

Ход: Предложить детям определить, одинакова ли тень от деревянного бруска и от тонкого прозрачного кусочка пластика?

Вывод: Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. Темные плотные предметы дают темную тень, так как от них меньше отражаются лучи света.

Конспект ООД по познавательному развитию «Светло и темно. Что такое тень» для средней группы

Воспитатель: Молодцы! С первым опытом справились. Предлагаю немного размяться!

Физминутка под энергичную музыку по замыслу детей.

Воспитатель: Отлично! Я чувствую прилив сил. А вы?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где еще, кроме комнаты мы можем увидеть тень?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Предлагаю, подойти к окну и рассмотреть уличные тени.

Наблюдение «Уличные тени».

Цель: Рассмотреть тень от солнца на улице. Сделать вывод о том, что тень появляется, когда есть источник света. Лучи света не могут пройти через предмет и образуют тень. В тени прохладнее, чем на солнце.

Воспитатель: А давайте сейчас посмотрим на наши тени. Какие они?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: А как вы думаете, от предмета всегда одна тень или может быть несколько?

Дети размышляют и отвечают.

Опыт 2. «Несколько теней от одного предмета».

Цель: определить, что от предмета может быть несколько теней, если рядом не один источник света.

Ход опыта: около окна на столе поместить деревянный брусок, он будет отбрасывать одну тень. Добавить еще несколько источников света при помощи настольной лапы и фонарика и определить, что теней стало три, то есть столько же, сколько источников света.

Воспитатель: Сколько всего мы узнали! А как вы думаете, изменится ли тень от предмета, если источник света будет находиться то дальше от предмета, то ближе к нему?

Дети размышляют и отвечают.

Опыт 3. «Большие и маленькие тени».

Цель: определить, что чем ближе источник света к предмету, тем тень меньше (короче, чем дальше — тем тень больше (длиннее).

Ход: взять любой предмет и встать с ни около стены, подсветить фонариком. Мы увидим тень определенного размера, почти равную размеру предмета. Затем один ребенок берет фонарик и отходит с ним на пару шагов назад – тень становится больше (длиннее).

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что тени имеют разные размеры и формы и что некоторые из них похожи на какие-то предметы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в такую игру: «Дорисуй предмет из тени!». Ваша задача: взять лист бумаги, положить на него любой понравившийся предмет, это может быть мятый лист бумаги, игрушка, листья гербария и пр., все то, что вам больше всего приглянется в группе. Этот предмет необходимо расположить так на листе, чтобы на него падала тень. Внимательно посмотрите, на что она будет похожа и попробуйте дорисовать предмет на ее полученной тени (рисунок 1).

Рисунок 1 – примеры выполнения упражнения «Дорисуй предмет из тени!».

Воспитатель и дети смотрят, что у кого получилось, делятся впечатлениями от проделанной работы.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

Воспитатель: Ребята, как много интересного вокруг нас! Что мы сегодня с вами узнали о тенях?

Дети обобщают полученный на занятии материал.

Воспитатель: Вы знаете, существуют теневые театры со специальными куклами (показывает ширмы-экраны теневого театра, вы слышали о таких?

Дети отвечают.

Воспитатель: Знаете, как он работает?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель показывает технологию работы теневого театра (рисунок 2, показывает куклы данного театра (рисунок 3) и предлагает детям попробовать себя в роли актера такого театра. Дети самостоятельно делятся на подгруппы и пробуют поиграть в таком театре по замыслу.

Рисунок 2 – Организация теневого театра.

Рисунок 3 – Пример кукол теневого театра.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Медвежьегорская СОШ №3»

Исследовательская работа

«Откуда берутся тени?»

Выполнил: Антонюк Артём, 9 лет,

ученик 3б класса

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»

Научный руководитель: Пакуть Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»

Контактные данные:

E-mail: [email protected]; тел. 8 (921) 227 26 91

г.Медвежьегорск

2015/2016г.

Введение

Однажды вечером у нас дома отключили свет. Мама зажгла свечу. Мы с сестрёнкой стали подносить руки к свече и, глядя на стену, «строили» разные фигуры. И тут, у меня возник вопрос: «Откуда берутся тени?». Этот вопрос и лёг в основу моего исследования.

Цель исследования: Узнать откуда берутся тени?
Задачи:

  1. Собрать необходимую информацию о понятии «тень»;
  2. Провести опыт – понаблюдать за тенью;
  3. Узнать, где применяют тени на практике;

Гипотеза: Я думаю, что тень есть у всех предметов, но увидеть мы её можем только при наличии света.

Часть 1. Теоретическая часть.

Все мы знаем, что в солнечный день отчётливо видны тёмные пятна, которые «падают» от людей, деревьев, домов и других предметов. Что это за пятна и откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала узнать, что такое свет. Ведь этих пятен мы не увидим в тёмной комнате или на улице в пасмурный день.

«Свет – это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, электрической лампочкой или свечой. Свет распространяется волнами. Эти волны идут через воздух прямолинейно, то есть по прямой линии, и проходят только сквозь прозрачные предметы. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти и обойти его не могут. За этими предметами образуется тёмное пятно – это и есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет».

«Непрозрачные объекты образуют два вида тени. Если свет вообще не попадает в данную область, то образуется тёмная тень, называемая полной. Если какое-то количество света попадает в данную область, то образуется серая тень, называемая полутенью. Она образуется вокруг полной тени».

Находясь в тёмной комнате, мы не увидим теней, а если включим электрическую лампу, то увидим, что у каждого предмета в комнате есть своя тень. В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. В течение дня и наша тень меняет свои размеры. Это связано с расположением солнца. Если присмотреться, то можно увидеть, что тени особенно длинны на закате и восходе. Короткой тень становится, когда солнце поднимается высоко над горизонтом.

Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень – это не предмет, а явление. Благодаря этому явлению, мы можем наблюдать солнечное затмение.»Затмение – явление, обусловленное тем, одно небесное тело загораживает другое. При солнечном затмении Луна, проходя между Солнцем и Землёй, частично или полностью закрывает Солнце. При лунном затмении Земля, оказавшись между Луной и Солнцем, отбрасывает тень, в которую попадает Луна».

Во все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, находящихся на Солнце, люди могли определить время суток. Мореплаватели научились прокладывать курс по звёздам, луне и солнцу, наблюдая за тенью на поверхности Земли.

Сегодня люди научились использовать тень и в творчестве. «Теа́тр тене́й — это форма визуального искусства, которая зародилась в Азии более 1700 лет назад».

«Что таоке тень»

Для театра теней использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислонялись к экрану сзади и становились видны. В середине 2000-х годов зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток выступали танцоры, используя свою гибкость и пластику. Сегодня театр теней приобрёл большую популярность, во многих странах мира начали зарождаться целые театры теней.

Часть 2. Практическая часть.

Я решил провести опыт и понаблюдать за тенью в домашних условиях. Для этого мне понадобился источник света — настольная лампа и предмет, от которого должна была появиться тень. Настольную лампу от предмета я установил на расстоянии 30 см. Затем я погасил свет в комнате, включил настольную лампу и увидел, как от предмета образовалась тень. Она была тёмного цвета, взяв линейку, я замерил её размер – 28 см. Изменится ли её размер, если взять игрушку другого размера? – решил проверить я. А что произойдёт с тенью, если переместить источник света (лампу)? А если рядом включить ещё одну лампу? Так опыт превратился в эксперимент: изменяя условия, я получал разные результаты.Эксперимент состоял из 4 частей:

  1. 1 источник света (настольная лампа) и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №1);
  2. 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №2);
  3. 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет другого размера (в 2 раза больше первого предмета), от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №3);
  4. 2 источника света (настольная лампа и фонарик) и предмет, от которого падает тень на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №4);

Результаты эксперимента я поместил в таблицу.

Заключение

В результате проведённого мною эксперимента, моя гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась лишь частично, но, несмотря на это, проведённым исследованием я доволен.

Тень, как я и думал, действительно появляется только при наличии света, но, в процессе эксперимента я узнал для себя много нового. Например, что цвет, размер и форма тени могут изменяться. Чем дальше источник света от предмета, тем меньше будет её размер, тем темнее и чётче она будет. Чем ближе предмет к источнику света, тем больше, размытее будет тень. Изменения тени зависят и от размера, формы предмета и от того, где расположен источник света. Оказалось, теней от предмета может «падать» несколько, это опять же зависит от того, сколько источников света освещает его.

В процессе исследования я открыл много нового о явлении, с которым встречался ежедневно, но никогда не задумывался о его возникновении. Теперь я точно знаю, откуда берутся тени!

Список используемой литературы

  1. Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. — М.: Издательство «Слово », 1999. — 64 с.
  2. Кошманская И. П. Театр в детском саду / И.П.Кошманская. — Ростов-на-Дону: Издательство » Феникс », 2004. — 320 c.
  3. Кузнецов В. И. Свет / В.И. Кузнецов. — М.: Педагогика, 1977. — 128 с.
  4. Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. — М.: ООО » Издательство РОСМЭН — ПРЕСС », 2002. — 63 с.
  5. Википедия – свободная энциклопедия . – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  6. Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» . – Режим доступа: http://shishkinles.ru/

Приложение 1: Проведение эксперимента.

Фото №1 Фото №2

Фото №3 Фото №4

Приложение 2: Результаты эксперимента.

Часть эксперимента

Результат

Вывод

1 источник света (настольная лампа) и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см;

Тень тёмная, но размытая. Её длина 28 см

Чем выше источник света, тем меньше и чётче будет тень,

1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см;

Тень тёмного цвета, ярко-выражена, чёткая. Её длина 10см

1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет другого размера (в 2 раза больше первого предмета), от которого падает тень, на расстоянии 30 см;

Тень тёмного цвета, ярко-выражена, чёткая. Её длина 20см (в 2 раза больше тени первого предмета)

Чем больше предмет, от которого «падает» тень, тем больше тень.

2 источника света (настольная лампа и фонарик) и предмет, от которого падает тень на расстоянии 30 см;

От предмета «падает» сразу 2 тени: тень от лампы более чёткая и тёмная, тень от фонарика – слабая, нечёткая. Их длина примерно одинаковая – 28 см

Сколько источников света – столько и теней.

Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» . – Режим доступа: http://shishkinles.ru/shishkinles/Matilda/sovinform/zasedaniya/Otkuda_berutsa_teni/

Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. — М.: ООО » Издательство РОСМЭН — ПРЕСС », 2002. – С. 20

Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. — М.: Издательство «Слово », 1999. – С.59

Страшно интересно

>Люди-Тени Люди со всего мира пишут о том, что они видели нечто, что они могут только лучше всего описать как “теневые люди”.

Что такое тень для детей

Это означает, что они видят человека или сущность, которая выглядит как тень; темная, прозрачная и мимолетная.
Исходя из обстоятельств, окружающих теневых людей в данном случае, кажется, что они являются духами, которые не могут перейти на другую сторону. Из рассказов, которые я читал, можно сделать вывод, что они убили себя, попали в автомобильную аварию, стали жертвой убийства или какой-то другой неестественной смерти. Даже маленькие дети, которые смогли поговорить с Теневыми людьми, сказали, что причина, по которой они все еще здесь, заключается в том, что «они не могут попасть на небеса». Другими словами, это те, кто застрял в нашем мире.

Люди-Тени не материализуются достаточно, чтобы увидеть в полном объеме, но имеют достаточно энергии, чтобы увидеть их мимолетно или краем глаза. Их масса не такая плотная, как наша, они не отражают свет так же, как любая физически твердая форма, например, мы сами или предметы в комнате. Мне интересно, что некоторые призраки могут материализоваться в более плотной форме, чем другие. Некоторые из них совершенно невидимы, некоторые представляют из себя тени, а некоторые — полноценные явления, проявляющиеся физически.

Я думаю, что теневые люди это отдельная категория привидений. Они появляются там, где насильственное событие запечатлело себя на ткани времени и пространства. Это как видеозапись, которая играет снова и снова, несмотря на то, что актеры перешли в иной мир.
Как и с любым духом, застрявшим здесь, мы можем попытаться поговорить с ними, побудить их двигаться к свету или попросить Божественной помощи, чтобы помочь им двигаться дальше. Некоторые теневые люди не хотят уходить, пока они не почувствуют, что что-то здесь решено, или они слишком привязаны к человеку или месту. У всех духов есть возможность двигаться дальше, так что для них это просто вопрос времени. И они безусловно сделают этот шаг — с нашей помощью или без нее.

Ниже приведены цитаты некоторых свидетелей, видевших Людей-Теней.
***
«Я жил в своем старом доме, который был расположен неподалеку от места битвы при Wilson’s Creek, и я могу поклясться, что в моем доме была тень или что-то еще”.
«Мой внук, наконец, признался сегодня своей маме, что он видел как теневых людей, так и духов, которые, по-видимому, обитают в нашем старом доме”.
«Я заметила, что какая-то фигура, похожая на тень, приходит и уходит в одном и том же месте. Я сосредоточилась на нем и улыбнулась. Мне показалось, что он помахал мне. Это привлекло мое внимание, потому что я смотрела боковым зрением, а больше в комнате ничего не двигалось. Он показался мне моим напарником, он был в одежде, в которой мы его похоронили”.
«Когда я медитировал, внезапно огромная тень появилась с моей правой стороны над моей головой с верхней части кровати. Это была чернота, которая была настолько темной, что это была противоположность пустоте. Он был плотный. У него была субстанция, это было нечто”.
“Я вижу тени. Они разной яркости — от черноты к серому цвету (наиболее часто), к белизне”.
«Иногда, когда я нахожусь в относительно спокойном состоянии, или в очень тревожном или испуганном состоянии, я вижу эти теневые формы. Они появляются в краях моего зрения, и когда я пытаюсь сосредоточиться на них, они буквально убегают”.
“Мне было 10 лет в четвертом классе. Я проснулся с холодком на ногах. Перевернулся, чтобы немного погреться, но не получилось. Я сел и посмотрел перед собой. Там я увидел затененную фигуру, почувствовал и увидел присутствие человека. Энергия, которую я получил от него, была полна печалью. Я окаменел от страха. И вдруг он исчез”.
Автор — scarystory.ru.

Новость отредактировал Estellan — 22-08-2019, 20:45

Ключевые слова:Теневые людичеловексущностьтеньпривиденияиной мир

Тень.

Тень: Что это за интригующий элемент, находящийся во мраке, тянущийся за нами подобно хвосту доисторической ящерицы, и неотступно преследующий нас в нашем духовном мире? Какую роль она играет в современной душе?

Личность — это то, кем мы хотели бы быть и то, какими мы хотим предстать перед людьми. Это наши психологические одежды, создающие промежуточный слой между нашим истинным «Я» и окружающим миром, так же как физическая одежда создает наш образ, которому мы соответствуем. Эго — это то, что мы собой представляем, и то, о чем мы знаем осознанно. Тень — это та часть нас, которую мы избегаем видеть или знать.

Все мы рождаемся целостными, и, хочется надеяться, целостными умрем. Но где-то в самом начале пути, когда мы вкушаем один из замечательных плодов с Древа познания, все сущее начинает делиться для нас на добро и зло, так мы начинаем процесс создания Тени; мы разделяем наши жизни. В процессе культурного воспитания мы сортируем данные нам Богом качества на приемлемые для жизни в обществе и те, от которых надо отказаться. Это замечательно и необходимо, и цивилизованное общество не могло бы существовать без различения добра и зла. Но те качества, от которых мы отказались, или сочли неподходящими, никуда не деваются. Они лишь прячутся по темным углам нашей личности. Когда они долго находятся в вытесненном состоянии, они начинают жить собственной жизнью, жизнью Тени. Тень — это то, что не зафиксировано в сознании в адекватном виде. Это презираемая часть нашей личности. Иногда энергия, которой обладает Тень, почти равняется энергии Эго. Если ее энергия больше, чем у Эго, она прорывается в непреодолимой ярости или неблагоразумном поступке, которые минуют наше сознание, или у нас начинается депрессия, либо происходит несчастный случай, который, как кажется, преследует какую-то собственную цель. Самостоятельное вторжение Тени — это явление чудовищного монстра в нашем внутреннем мире.

Цивилизационный процесс, являющийся блестящим достижением человечества, представляет собой выбраковку тех качеств, которые препятствуют обществу мирно жить

по идеалам. Всякий, кто не прошел через этот процесс, остается «дикарем», которому нет

места в культурном сообществе.

Конспект занятия «Как образуется тень?»

Мы все родились целостными, но так или иначе, культура требует, чтобы мы жили лишь небольшой частью всего наследства, данного нам

от природы, и отказывались от остальных частей. Мы делим себя на Эго и Тень, потому что наша культура требует, чтобы мы вели себя определенным образом. Это следствие того, что мы отведали плоды с Древа познания добра и зла в садах Эдема. Культура отвергает примитивного человека в нас, но взамен дает более высокоорганизованные и изощренные способности.


Можно выдвинуть очень серьезные аргументы в пользу того, что детей нельзя погружать раньше времени в процесс приобщения к цивилизации, иначе они будут лишены детства; им необходимо разрешить пребывать в райских кущах, пока они не станут достаточно сильными, чтобы выдержать процесс воспитания и не сломаться при этом. Эта сила приходит к каждому в свое время, и нужен острый глаз, чтобы заметить, когда дети готовы воспринять коллективную жизнь общества.

Интересно путешествовать по миру и наблюдать, какие качества разные культуры относят к Эго, а какие — к Тени. Становится очевидным, насколько культура — искусственное, но необходимое образование. Мы обнаруживаем, что в нашей стране мы ездим по правой стороне дороги, а в других — по левой. На Западе мужчина может идти по улице под руку с женщиной, но не с мужчиной; в Индии он может держаться за руку с приятелем-мужчиной, но не с женщиной. На Западе, присутствуя в публичных и религиозных местах в обуви, человек проявляет уважение, на Востоке — напротив: оставаться в обуви в церкви или в доме — это знак неуважения. Если в Индии вы войдете

в храм в обуви, вас попросят выйти и не приходить до тех пор, пока вы не научитесь вести

себя подобающим образом. На Ближнем Востоке принято показывать удовлетворение от трапезы громкой отрыжкой; на Западе это будет верхом неприличия.

Процесс сортировки совершенно произволен. Так, к примеру, в одних культурах индивидуальность представляет собой огромную ценность, а в других — величайший грех. На Ближнем Востоке самоотречение признается как большое достоинство. Ученики великих мастеров по живописи и стихосложению чаще подписывают свои произведения именем учителя, чем своим. В нашей культуре каждый человек стремится, как можно больше прославить свое имя в обществе. Столкновение столь противоположных точек зрения представляет собой опасность, поскольку быстрое распространение сетевого общения в современном мире ведет нас к более тесному контакту. Тень из одной культурной традиции подобна тлеющему фитилю для другой, и это становится камнем

преткновения.

Поразительно также, что некоторые очень хорошие качества тоже оказываются повернутыми в Тень. В основном, средне развитые житейские качества считаются нормальным явлением. Стоит им оказаться чуть менее развитыми, — и они попадают в Тень. Но и более развитые тоже отправляются в Тень! Подобные чистейшим золотым слиткам качества нашей индивидуальности, не находящие места в нивелирующем процессе, которым является культура, также отправляются в Тень.

Любопытно, что люди более склонны накапливать в Тени благородные аспекты, чем прятать темные стороны. Вытащить «скелет из шкафа» относительно просто, а вот присвоить «золото», хранящееся в Тени, ужасно. Обнаружить свой великодушный характер более разрушительно, чем считать себя последним подонком. Несомненно, в вас есть и то, и другое: но никто не обнаруживает все одновременно. «Золото» относится к нашему высшему призванию, и на некоторых жизненных этапах бывает трудно признать его существование в себе. Незнание своих «золотых» качеств может быть столь же разрушительным, как незнание темной стороны психики, и у некоторых людей может возникнуть тяжелый шок или болезнь, прежде чем они научатся извлекать «золото». Нет сомнения, что необходим интенсивный опыт, чтобы показать нам, что важная часть нас самих временно не используется или остается бесполезной. В племенных культурах шаманы или целители часто используют болезнь как источник для инсайта, который нужен им, чтобы исцелиться, а затем передать эту мудрость другим людям. Это является примером для нас в наше время. Мы до сих пор используем архетип Раненого Целителя, который, научившись исцелять себя самого, нашел «золото» в собственном опыте.

Где бы мы ни начали, и из какой бы культуры мы ни происходили, мы приходим во взрослом состоянии к явно выраженным Эго и Тени, системе представлении о правильном и неправильном, с двумя полярностями, как Ванька-Встанька.*

Процесс духовного исцеления заключается в восстановлении целостности личности. Термин «духовное исцеление» означает воссоединение разрозненных частей воедино, заживление ран, нанесенных разъединенностью. Как в процессе усвоения культурных норм нам абсолютно необходимо выйти из первобытного состояния, так потом совершенно необходимо выполнить духовную задачу последующего объединения нашего разделенного на части и отчужденного мира. Потерявший Эдем обретает Небесный Иерусалим.

Итак, ясно, что мы должны создать Тень, иначе нам не видать культуры; а потом мы должны восстановить целостность личности, которая была утрачена из-за идеалов, навязанных культурой, или нам придется жить в состоянии разъединенности, которое нарастает в процессе нашей эволюции и становится все более и более болезненным. В общем, первую половину жизни мы посвящаем процессу культурного воспитания —

приобретению навыков, созданию семьи, приучению себя к дисциплине сотнями различных способов; а вторую половину жизни отдаем восстановлению целостности (исцелению) жизни. Можно выразить недовольство таким бессмысленным хождением по кругу, однако, целостность в конце осознанная, в то время как в начале она бессознательная и по-детски наивная. Эта эволюция, хоть она и кажется ничем не оправданной, стоит тех боли и страданий, которыми за нее заплачено. Единственная неудача, которая может произойти — это остановка на середине пути и не достижение завершенности. К сожалению, многие люди на Западе попадают именно в эту ловушку.

*Эго и правильное во всех культурах понимаются как синонимы, в то время как Тень и неправильное также являются парой. В точном знании того, что правильно, а что неправильно, заключается большая сила культуры, объединяющая тех, кто действует надлежащим образом. Эта культурная «правильность» весьма эффективна, но очень неповоротлива. Когда в средние века инквизиция осуждала еретика к сожжению на костре, основание для принятия такого решения должно было быть бесспорным. Тот факт, что в душе западного человека возникла индивидуальность и свобода веры, подтверждает эту одностороннюю точку зрения. Фанатизм всегда легко опознается по бессознательной неопределенности, не регистрируемой в сознании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *