Стихи для развития памяти

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации. Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению. Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Детские стишки — развиваем речь и память

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарем,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка — с листом.

Раз!

Почему заучивание стихов развивает мощную память

Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Нет, нет, нет!

— А чего?

— Конфет, конфет.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Васе снесть?

Я и сам укушу,

Да и Васе снесу.

Шел пес

Через мост,

Четыре лапы,

Пятый — хвост.

Саша в зеркало гляделся,

Сам собою любовался:

Рубашечка красная,

Шубейка атласная,

Шапочка с ушами,

Головка с кудрями.

Ладен телом,

А хорош ли делом?

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Киса, кисанька, коток,

Киса — серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

В маленьком скверике

Возле Волхонки

Играли мальчишки,

Играли девчонки.

Вместе играли

В салки и в прятки

И вдруг увидали

Девчонку с лопаткой,

С лопаткой и мишкой,

Зажатым под мышкой,

Тихую слишком,

Скучную слишком.

— Чего ты скучаешь? —

Спросили ребята. —

Чего не играешь

Своею лопатой?

Побегаем вместе!

Пошли поиграем!

Ведь так интересней!

Мы знаем! Мы знаем!

Довольна девчонка

Светловолосая,

С носом курносым,

С лентами в косах,

С мишкой под мышкой,

С лопатой в руке:

— Пошли поиграем!

Хотя бы в песке!

Довольна девчонка,

Довольна и рада.

Но мама сказала:

— Аленка! Не надо!

Тебе мы купили

Лопатку и мишку.

При чем здесь девчонки?

При чем здесь мальчишки?

И, кроме того,

Мы их вовсе не знаем!

Играй, дорогая,

Пока мы гуляем!

Удрали ребята,

А девочке стыдно.

Ей очень,

Ей очень,

Ей очень

Обидно!

Удрали девчонки,

Мальчишки удрали.

— Прощай, задавака! —

Они ей сказали.

И плачет девчонка

От мамы в сторонке

В маленьком скверике

Возле Волхонки.

А мама читает

На лавке газету,

Читает-вздыхает

О том и об этом.

В сквере вовсю

Зеленеет трава.

Плачет девчонка,

Девчонка права!

Шапка

Да шубка,

Вот и весь

Мишутка.

Катя, Катя маленька,

Катенька

Удаленька,

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

Наша Маша

Маленька,

На ней шубка

Аленька,

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

Расти, коса,

До пояса,

Не вырони

Ни волоса.

Расти, коса,

Не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Ты умница-разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

топ, топ, топ, топ, топ,

топ, топ, топ, топ, топ.

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца!

Та-ра-ра!

Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок

Сидит в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

Да играет во трубу.

Труба тОченая,

Позолоченная.

Труба ладная,

Песня складная.

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Потерял мужик дугу,

Дугу тОченую,

Позолоченную.

Шарил, шарил,

Не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избенку метет.

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,

забодает,

забодает!

Барашеньки — крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Настю потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

На улице

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

— Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Мамонт и папонт гуляли на речке,

Бабант и дедант лежали на печке.

А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

Электрическую бритву на столе забыл отец,

Электрическую бритву на столе увидел сын.

Он увидел и подумал: «Вот, побреюсь, наконец,

И никто не помешает, потому что я один».

Сунул бритву он в розетку, бритва начала гудеть,

На себя он, словно папа, начал в зеркало глядеть.

Ну а так как не имел он ни усов, ни бороды,

То проделал на макушке две широких борозды.

Быстро кончив это дело, лишних слов не говоря,

Подозвал щенка Ерошку, на спине пробрил дорожку,

А потом зубные щетки в ванной комнате побрил.

Если не пришел с работы ни отец, ни старший брат,

Значит, он и до сих пор там бреет, бреет все подряд.

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам сидят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертИт!

Знай медведю кричит:

— Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

— Петь, здорово!

— Здравствуй, Вова!

— Как уроки?

— Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только было сел за стол,

Слышу: » Мяу…

» —

«Что пришел?

Уходи! — кричу коту. —

Мне и так… невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай!»

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид —

Ведь совсем как будто спит!

Но меня ты не обманешь…

«А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост!

— А он?

— Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.

Но зачем же говорят,

Будто сам я виноват?

Я сказал открыто маме:

«Это просто клевета!

Вы попробовали б сами

Удержать за хвост кота!»

Б. Заходер.

— Я Гусеница! — представилась Гусеница.

— А я Крокодил!

— Ты не Крокодил, а Крокодильчик, — уточнила Гусеница.

— Неужели это так важно? — удивился Крокодильчик.

— Очень важно! — ответила Гусеница — например, я пока не Бабочка.

— А ты что, когда вырастешь, станешь Бабочкой?! — еще больше удивился

Крокодильчик.

— Непременно стану, — ответила Гусеница. И, оглядевшись, шепотом

добавила: — Если меня, конечно, никто не съест.

— А если я тебя съем? — поинтересовался Крокодильчик, — когда вырасту, я

стану Бабочкой?

— Как тебе не стыдно?! — возмутилась Гусеница.

Крокодильчику стало стыдно.

Прошло время… Крокодильчик вырос и стал большим взрослым Крокодилом. Он

любит смотреть, как порхают Бабочки, надеясь, наверное, встретить давнюю

знакомую. Крокодилу есть чем похвастаться перед ней — ведь гусениц он так и

не ест! «А были бы родители, — думает иногда Крокодил, — воспитывали бы

меня — я бы еще кого-нибудь не ел…»

(с) Виталий Хмельницкий.

Маршак, «Сказка о глупом мышонке»

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

— Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала жабу в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

— Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала свинку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

— Спи, мой серенький, — хрю-хрю,

Я морковку подарю!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень грубо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

— И-го-го, — поет лошадка. —

Спи, мышонок, сладко-сладко.

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука —

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

роизведения для детей 6–7 лет

У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти.

Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»

Мы – бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка,

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт…

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две свистелки:

Может Гавкалка пройдёт?!

Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.

Стихотворение Пушкина

Как разучить стихотворение с ребёнком

Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).

При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.

Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение.

Стихи для взрослых

В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.

Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.

Методика запоминания

Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:

Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.

Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.

Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.

Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.

Написать стихотворение от руки по памяти.

Повторить стих на следующий день.

Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.

Наиболее эффективным, популярным и знакомым с детских лет способом развития памяти и мышления служит разучивание стихотворений. Это классический метод улучшения запоминания информации, он подходит одинаково хорошо для детей и взрослых.

Учёные доказали, что если ежедневно учить несколько строк, улучшаются биохимические реакции в мозге, возникают новые нейронные связи, повышается способность к обучению.

Учить стихи следует, как только малыш заговорит осознанно. В раннем детстве головной мозг развивается особенно бурно, формируются свойства памяти.

Поэзия для детей

Родителей дошколят и детей младшего школьного возраста часто волнует проблема выбора стихотворений для тренировки памяти ребёнка. Критерии удачного выбора:

  • Выбранное стихотворение должно быть понятным для ребёнка, содержание и смысл – соответствовать возрастным особенностям психического развития.
  • Для тренировки памяти рекомендуется выбирать поэзию с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным содержанием.
  • Сложных конструкций при выборе лучше избегать. Слова в стихах должны легко выговариваться.
  • Оптимальным выбором послужит творчество известных поэтов, таких как Агния Барто, Корней Чуковский. Для школьников подойдут стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.

Стихотворения для ребёнка 3–4 лет

Для ребёнка 3–4 лет рекомендуется выбирать четверостишия, состоящие преимущественно из глаголов и существительных. Содержание стихов должно быть увлекательным и описывать уже знакомые ребёнку игрушки, предметы или животных, их действия.

Петушок, петушок, золотой гребешок

Маслена головушка, шёлкова бородушка

Что так рано встаёшь, голосисто поёшь

Детям спать не даёшь?

Чтобы разучить стихотворение с малышом, нужно несколько раз с интонацией и выразительной мимикой прочитать его ребёнку. Родитель читает начало строки, малыш – продолжение.

Стихи для малыша 4–5 лет

Для детей 4–5 лет характерно развитие отчётливой мотивации. Дети заучивают стихи, чтобы рассказать их маме, бабушке или отцу. Содержание стихотворений осложняется, в них говорится о явлениях природы, детсадовской жизни.

Мама чашку молока Маше налила

«Мяу, – киска говорит. – Вот и я пришла!»

Киске в миску отольём – веселее пить вдвоём.

Ну-ка кто скорей допьёт? Кто ни капли не прольёт?

Разучивая стишок, рекомендуется разыгрывать сценку, читать его по ролям, употреблять игрушки и различные предметы во время чтения.

Стихотворения для пяти — шестилетних детей

Для разучивания подбираются стихи с более сложными понятиями, чем для детей младшего возраста. Также произведения для шестилетних ребят отличаются объёмностью. Задавайте ребёнку вопросы, обсуждайте и проанализируйте содержание, замысел, поступки и главных героев произведения.

Птиц провожают в дорогу леса:

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга:

Выросли травы в большие стога.

Даже вслед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом.

Произведения для детей 6–7 лет

У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»

Мы – бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка,

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт…

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две свистелки:

Может Гавкалка пройдёт?!

Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.

Стихи для развития памяти взрослым и детям

Так станет понятным логическое развитие сюжета.

  • Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.
  • Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.
  • Написать стихотворение от руки по памяти.
  • Повторить стих на следующий день.
  • Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.

    В детском возрасте хорошая память служит залогом развития речи у малышей трёх — четырёх лет и успеваемости у школьников. Учить стихи – значит постоянно пополнять словарный запас.

    Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

    Стихи для улучшения памяти — наиболее популярный, доступный и действенный способ повысить объем запоминаемой информации.

    Зачем учить стихи?

    Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

    Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

    Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

    • Происходит развитие речи. Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
    • Улучшается дикция. Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

    Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

    Учить стихи, считал Бродский, необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

    Стихотворения для развития памяти у взрослых

    При выборе подходящего произведения для заучивания вначале остановите свое внимание на любом классике: Пушкин, Ахматова, Есенин, Бродский, Шекспир, Пастернак.

    Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

    Примеры стихов развивающих память для взрослых

    1. Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»

      Показать стихотворение — Возрождение

      Художник-варвар кистью сонной
      Картину гения чернит.
      И свой рисунок беззаконный
      Над ней бессмысленно чертит.

      Но краски чуждые, с летами,
      Спадают ветхой чешуёй;
      Созданье гения пред нами
      Выходит с прежней красотой.

      Так исчезают заблужденья
      С измученной души моей,
      И возникают в ней виденья
      Первоначальных, чистых дней.

    2. Есенин Сергей Александрович — «Звезды»

      Показать стихотворение — Звезды

      Звездочки ясные, звезды высокие!
      Что вы храните в себе, что скрываете?
      Звезды, таящие мысли глубокие,
      Силой какою вы душу пленяете?

      Частые звездочки, звездочки тесные!
      Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
      Чем увлекаете, звезды небесные,
      Силу великую знания жгучего?

      И почему так, когда вы сияете,
      Маните в небо, в объятья широкие?
      Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
      Звезды небесные, звезды далекие!

    3. Пастернак Борис Леонидович — «Недотрога, тихоня в быту…»

      Показать стихотворение — Недотрога, тихоня в быту…

      Недотрога, тихоня в быту,
      Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
      Дай запру я твою красоту
      В тёмном тереме стихотворенья.

      Посмотри, как преображена
      Огневой кожурой абажура
      Конура, край стены, край окна,
      Наши тени и наши фигуры.

      Ты с ногами сидишь на тахте,
      Под себя их поджав по-турецки.
      Все равно, на свету, в темноте,
      Ты всегда рассуждаешь по-детски.

      Замечтавшись, ты нижешь на шнур
      Горсть на платье скатившихся бусин.
      Слишком грустен твой вид, чересчур
      Разговор твой прямой безыскусен.

      Пошло слово любовь, ты права.
      Я придумаю кличку иную.
      Для тебя я весь мир, все слова,
      Если хочешь, переименую.

      Разве хмурый твой вид передаст
      Чувств твоих рудоносную залежь,
      Сердца тайно светящийся пласт?
      Ну так что же глаза ты печалишь?

    Детская поэзия для развития памяти

    Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

    • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
    • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

    Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

    Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

    Примеры стихов развивающих память для детей

    • Стихи для детей до 4 лет

      Про птенцов

      Ливень, ливень льет везде.
      Рады птенчики в гнезде.
      Мама дома посидит.
      Никуда не улетит.

      Про овечку

      Ох, и модница овечка,
      Вся в кудряшках,
      Вся в колечках.
      Даже рожки впереди
      Завила на бигуди!

      Про тучку

      Здравствуй, маленькая тучка!
      Наверху одной не скучно?
      Хочешь, вместе поиграем?
      Хочешь, сказки почитаем?
      Хочешь, попинаем мяч?
      Только, будь добра, не плачь!

    • Стихи для детей от 4 до 6 лет

      Мелькают крылья ласточки

      Мелькают крылья ласточки
      На солнце серебром;
      Луга цветами убраны,
      Леса шумят кругом.

      Как солнцу рады ласточки,
      Как высоко взвились!
      Звенит их криком радостным
      Вся голубая высь.

      Поля кругом раскинулись, —
      Конца им не видать.
      Рожь поднялась, волнуется, —
      Простор и благодать!

      Стишок про июль

      Кукушкин крик последний
      Как осени звонок.
      Увянет скоро летний
      Ромашковый венок.

      Но в сердце, как в ромашке,
      Мы увезем домой
      Июльские ромашки —
      Пусть светят нам зимой.

      Бежит тропинка через луг

      Бежит тропинка через луг,
      Ныряет влево, вправо.
      Куда ни глянь, цветы вокруг,
      Да по колено травы.

      Зеленый луг, как чудный сад,
      Пахуч и свеж в часы рассвета.
      Красивых, радужных цветов
      На них разбросаны букеты.

    • Стихи для детей от 6 лет

      Для мамы

      Солнце золотое
      Колесом скатилось,
      Ласковое солнце
      В маму превратилось,

      Миленькая мамочка,
      Мама, улыбнись!
      Своим сердцем ласковым
      Ты ко мне прижмись!

      Мама – как волшебница,
      Если улыбается,
      Каждое желание
      У меня сбывается!

      Поцелует мама –
      Плохое забывается.
      Новый день, веселый день
      Сразу начинается!

      Про сказки

      Все сказки в мире непохожи,
      Всегда присниться сказка может.
      Но в детстве, говорю вам я,
      Есть сказки наяву, друзья!

      Да неужели жизнь – не сказка?
      А быль? Природы красота
      Не может сказкой называться?
      И сказка – это доброта!

      Она нас всех отучит злиться,
      Научит всех людей дружить…
      Кто сказки в жизни сторонится,
      Тому на свете скучно жить!

      Новогодний стих

      Говорят: под Новый год
      Что ни пожелается —
      Всё всегда произойдёт,
      Всё всегда сбывается.

      Могут даже у ребят
      Сбыться все желания,
      Нужно только, говорят,
      Приложить старания.

      Не лениться, не зевать,
      И иметь терпение,
      И ученье не считать
      За своё мучение.

      Говорят: под Новый год
      Что ни пожелается —
      Всё всегда произойдёт,
      Всё всегда сбывается.

      Как же нам не загадать
      Скромное желание —
      На «отлично» выполнять
      Школьные задания.

      Чтобы так ученики
      Стали заниматься,
      Чтобы двойка в дневники
      Не смогла пробраться!

    Как учить стихи ребенку?

    Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

    • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
    • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
    • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
    • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
    • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

    Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.

    Источники

    1. Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
    2. Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
    3. Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
    4. Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L.

      Развитие памяти и внимания у детей. Литературный материал

      Прочитай, запомни, повтори.

      А. Барто «Кораблик»

      Матросская шапка,

      Веревка в руке,

      Тяну я кораблик

      По быстрой реке,

      И скачут лягушки

      За мной по пятам,

      И просят меня:

      — Прокати, капитан!

      Г. Ладонщиков «Мастерица»

      Я не привыкла

      Напрасно хвалиться,

      Но все называют

      Меня мастерицей

      За то, что сама я

      На куклу свою

      Вяжу, вышиваю,

      И шью, и крою.

      В. Берестов «Гололедица»

      Не идется и не едется,

      Потому что гололедица.

      Но зато отлично падается!

      Почему же никто не радуется?

      А. Барто «Козленок»

      У меня живет козленок,

      Я сама его пасу.

      Я козленка в сад зеленый

      Рано утром отнесу.

      Он заблудится в саду —

      Я в траве его найду.

      А. Барто «Лягушата»

      Пять зеленых лягушат

      В воду броситься спешат —

      Испугались цапли!

      А меня они смешат:

      Я же этой цапли

      Не боюсь ни капли!

      В. Орлов «Зверята»

      Мы ходили в зоосад

      И смотрели на зверят.

      Мы попали на кормленье:

      Звери кушали без мам.

      Даже я от удивленья

      Согласился кушать сам.

      А. Усачев «Дед Мороз»

      Здравствуй, дедушка мороз,

      Ты, наверное, замерз:

      День ходил по городу,

      Отморозил бороду…

      Нос клади на батарею,

      Я сейчас тебя погрею!

      А. Барто «ФЛАЖОК

      Горит на солнышке флажок,

      Как будто я огонь зажег.

      А. Барто «Грузовик»

      Нет, напрасно мы решили

      Прокатить кота в машине:

      Кот кататься не привык —

      Опрокинул грузовик.

      А. Барто «Самолет»

      Самолет построим сами,

      Понесемся над лесами.

      Понесемся над лесами,

      А потом вернемся к маме.

      А. Барто «Машенька»

      Стала Маша подрастать,

      Надо дочку воспитать.

      Есть у Маши дочка —

      Ей скоро полгодочка.

      А. Барто «Елка»

      Встали девочки в кружок,

      Встали и примолкли.

      Дед Мороз огни зажег

      На высокой елке.

      Прочитай стихотворение, запомни все овощи, которые нужны для супа.

      Овощи

      Хозяйка однажды с базара пришла,

      Хозяйка с базара домой принесла:

      Картошку, капусту, морковку, горох,

      Петрушку и свеклу. Ох!

      Вот овощи спор завели на столе —

      Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

      Картошка? капуста? морковка? горох?

      Петрушка иль свекла? Ох!

      Хозяйка тем временем ножик взяла

      И ножиком этим крошить начала

      Картошку, капусту, морковку, горох,

      Петрушку и свеклу. Ох!

      Накрытые крышкою в душном горшке

      Кипели, кипели в крутом кипятке

      Картошка, капуста, морковка, горох,

      И суп овощной оказался не плох!

      Прочитай басню.

      Отец и сыновья

      Отец приказал сыновьям, чтобы они жили в согласии. Но они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

      — Сломайте!

      Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

      Отец и говорит:

      — Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь — вас всякий легко погубит.

      Л. Толстой

      Ответь на вопросы:

      1. Кто написал басню?

      2. Как басня называется?

      3. Назови героев этой басни.

      4. Почему нужно жить в согласии?

      Прочитай рассказ.

      Утренние лучи

      Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

      Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку:

      — Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!

      Второй лучик попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

      Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-реку!». Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

      Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум- зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

      К. Ушинский

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. На кого попал первый луч солнышка?

      3. Кого обогрел второй и третий лучик?

      4. Что сделала пчелка после того, как ее разбудил солнечный лучик?

      Прочитай рассказ.

      Спор животных

      Корова, лошадь и собака заспорили, кого из них хозяин больше любит.

      — Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит, пропал бы без меня совсем.

      — Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я всю его семью молоком кормлю.

      — Нет, меня, — ворчит собака, — я его добро стерегу.

      Подслушал хозяин этот спор и говорит:

      — Перестаньте спорить по-пустому, все вы мне нужны, каждый из вас хорош на своем месте.

      К. Ушинский

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. О чем спорили животные?

      3. Как этот спор разрешил хозяин?

      4. Какие животные спорили?

      5. Что говорили о себе лошадь, корова и собака?

      Прочитай рассказ.

      Спор деревьев

      Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

      — Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

      Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

      — Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху, а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

      Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:

      — Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было: я им и печки топлю, и избы строю.

      К. Ушинский

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. О чем спорили деревья?

      3. Какие деревья спорили?

      4. Что о себе говорило каждое из деревьев?

      Прочитай рассказ.

      Ау

      Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.

      В книге написано: «АУ».

      — Что тут написано, Оленька?

      — Не знаю.

      — Это какая буква?

      -А.

      — Молодец! А это?

      — У.

      — А вместе?

      — Не знаю.

      — Ну как же ты не знаешь?! Это А, а это У. И если их сложить, что получится?

      — Не знаю.

      — А ты подумай.

      — Я думаю.

      — Ну и что?

      — Не знаю.

      — Ну вот представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

      Оленька подумала и говорит:

      — Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!».

      Л. Пантелеев

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Как звали девочку, у которой не получалось читать?

      3. Как ее учила старшая сестра?

      Прочитай рассказ.

      Как Томка научился плавать

      Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал. Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

      Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

      — Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь!

      Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился, да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал, вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

      Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро.

      Томка любит играть с мячиком, это была его любимая игрушка. Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

      Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду. Бежит, повизгивает.

      Но теперь носом в воду не суется.

      Шел, шел, да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы и обратно к нам.

      Вот так и научился плавать.

      Е. Чарушин

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Кто это — Томка?

      3. Как Томка научился плавать?

      4. Опиши Томку, когда он в первый раз полез в воду.

      Прочитай рассказ.

      Томка

      У охотника я увидел песика.

      Он вот какой! Уши длинные, хвост короткий.

      Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля.

      От этого песика, говорит, есть щенки.

      Приходите — поглядите. И мы с ним пошли.

      Щенки небольшие — только что научились ходить.

      Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?

      Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

      Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

      А вот еще хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять. В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

      Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

      И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

      Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется.

      Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

      Е. Чарушин

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Почему автору понравился Томка?

      3. Какими были остальные щенки?

      Прочитай рассказ.

      Мороженое!

      На смену суровой московской зиме и звонкой весенней капели пришло жаркое лето.

      Это время мороженщиков.

      На головах их высокие деревянные кадушки, в которых среди льда стоят металлические цилиндры с мороженым, обычно двух сортов: сливочным и шоколадным. А в их холщовых фартуках, в специально углубленной объемистой складке, натыканы стеклянные рюмки с отбитыми ножками и костяные ложечки.

      Плати и получай свою порцию! Но есть нужно было, не отходя от «базы».

      Рюмки и ложки в своем естественном мутно вылизанном виде отправлялись обратно в складку фартука в ожидании следующего потребителя…

      Л. Любимов

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Опиши мороженщиков.

      3. Как нужно было есть мороженое?

      Прочитай рассказ.

      Как волки учат своих детей

      Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

      Я поглядел и увидал — по полю бегут два волка: один матерый, другой молодой. Молодой нес на спине зарезанного ягненка, а зубами держал его за ногу. Матерый волк бежал позади.

      Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.

      Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягненка, перекинул себе на спину и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.

      Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягненка, зарезал его и понес.

      Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягненку. Старый отдал ягненка молодому волку, а сам налегке побежал возле.

      Тогда, когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягненка.

      Л. Толстой

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Как старый волк учил молодого?

      3. Кто прибежал на помощь мальчику-пастуху?

      4. Что случилось, когда волк увидал собак и людей?

      Прочитай рассказ.

      На что нужны мыши

      У меня был молодой сад. Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони кора была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветовые почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут, потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне жалко было смотреть на мои яблони, я пошел домой и рассказал деду свое горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была… А дед сказал мне:

      — Если бы твоя сила была побить мышей, то знаешь, кто бы тебя пришел просить за них?

      Я сказал:

      — Некому просить за них, они никому не нужны.

      А дед сказал:

      — Первые пришли бы кошки и стали бы просить за мышей. Они сказали бы: «Если ты сожжешь мышей, нам будет есть нечего». Потом пришли бы лисицы и тоже просили. Они сказали бы: «Без мышей нам надо будет красть кур и цыплят». После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей.

      Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мыши, но дед сказал:

      — Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но если ты мышей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят куропачьи и тетеревиные гнезда. Все мы на свете друг другу нужны.

      Л. Толстой

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Зачем нужны мыши?

      3. Отчего горевал мальчик?

      4. Понял ли мальчик, что все мы на свете друг другу нужны?

      Прочитай рассказ.

      Пчелки на разведках

      Настала весна; солнце согнало снег с полей: в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

      Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, почистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко — разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

      Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке:

      — Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!

      — Нет, — говорит им яблонька. — Вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.

      Полетели пчелки к вишне.

      — Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?

      — Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.

      Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.

      Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки.

      К. Ушинский

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. О каком времени года говорится в рассказе?

      3. Куда летали пчелки?

      4. Что им ответили яблонька и вишенка?

      5. От кого пчелки улетели довольные?

      Прочитай рассказ.

      Воробей

      Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

      Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуя перед собой дичь. Я взглянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.

      Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

      Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище…, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

      Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…

      Стихи для взрослых: что они делают с мозгом

      Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

      Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился.

      И. Тургенев

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. О ком говорится в этом рассказе?

      3. Опиши молодого и старого воробья.

      4. Как звали собаку?

      5. Почему пес попятился назад?

      Прочитай рассказ.

      Лесная книга жалоб

      Жалоба 1

      Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас все равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома — муравейники.

      Вы пройдете мимо, ногой в муравейник ударите, а нам начинай все сначала. Для вас забава, для нас беда! Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, а вы все равно наши дома разрушаете. Уважайте хоть наш труд! Ведь сотни тысяч хвоинок, и каждая как бревно!

      Лесные рыжие муравьи.

      Жалоба 2

      Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!

      Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

      Березки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

      Жалуюсь! Была я лесной полянкой — стала лесной помойкой.

      Бывшая лесная полянка.

      Жалоба 3

      Жалуемся на слишком жалостливых пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнезд, то рассаживаемся поодиночке. Сидим себе в траве или в кустах и тихонько пищим. Ждем, когда наши птичьи папы и мамы нам вкусного червячка принесут. А жалостливые люди думают, что мы остались совсем без папы и мамы, что мы сиротки, и забирают к себе домой. Сажают в тесную коробку и начинают совать в рот хлеб, крупу, а то и колбасу. От такой заботы нам остается только умереть. Что мы и делаем.

      Птенчики.

      Жалоба 4

      Страшнее кошки зверя нет! Особенно для нас, птиц, у которых гнезда близко от жилья. Это же злодеи!

      Жалуемся на кошек. Нет больше терпения! Хватают без разбора и старого, и малого. Съедят и сидят себе на солнышке, глазки закрывают, лапкой умываются. Смотреть противно.

      И что только хозяева этих кошек думают! Мы им песни поем, гусениц в садах и огородах поедаем, а они для нас пальцем пошевелить не хотят. Кошки поедают нас днем и ночью, а им и горя мало.

      Ласточки, воробьи, скворцы.

      Н. Сладков

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Сколько «лесных» жалоб ты прочитал?

      3. Кто написал жалобу 1?

      4. Кто написал жалобу 2?

      5. О чем было написано в жалобе 3?

      6. В какой жалобе говорится о кошках?

      Прочитай рассказ.

      Братишка

      У нас во дворе стояла бочка, полная воды. Рядом — куст рябины. На рябине сидели бок о бок два совсем еще молодых воробья. Из-под перьев у воробьев еще виден был пух. Один быстро и уверенно слетел с куста, сел на край бочки и стал пить. Пил — и все поглядывал на другого, и разговаривал с ним на воробьином своем языке. Другой — чуть поменьше — сидел на ветке и боялся слететь с куста и пить из бочки. А пить-то он, наверно, хотел — клюв был широко раскрыт от жары.

      И вдруг я ясно увидел: тот, первый воробей, уже давно напился и только показывает пример другому. Показывает, что ничего тут нет страшного. Он прыгал взад и вперед по краю бочки, опускал клюв, захватывал воду и выпускал ее из клюва и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к бочке. Но только коснулся лапками сырого края — и сейчас же испуганно полетел назад на рябину. А тот опять стал звать.

      И добился наконец. Братишка перелетел на бочку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился.

      Потом оба улетели.

      В. Вересаев

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Как один воробей учил другого пить из бочки?

      Прочитай рассказ.

      Не везет

      Прихожу, значит, я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою себе и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то пристанут еще: почему ты мрачный, почему ты бледный, почему ты задумчивый?

      Отец спрашивает: «Чего он орет?». А мама говорит: «У него, наверное, веселое настроение, вот он и поет».

      Отец говорит: «Наверное, пятерку получил, — вот и весело на душе человеку. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь».

      Я, как это услышал, еще сильнее запел.

      Тогда отец говорит: «Ну ладно, Вовка, ладно, порадуй отца, покажи дневник».

      Тут я сразу петь перестал. «Зачем?» — спрашиваю.

      «Да ладно уж, — говорит отец, — показывай, я вижу, тебе очень хочется дневник показать».

      Берет он у меня дневник, видит там эту двойку и говорит: «Ты гляди, получил двойку и поет! Этого еще не хватало! Что он с ума сошел? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?». Отец развел руками: «Тогда придется тебя выдрать за это пение…».

      Вот как мне везет!

      В. Голявкин

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Почему мальчик решил петь?

      3. Как бы ты поступил на месте мальчика?

      Прочитай рассказ.

      Осень в лесу

      Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

      По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.

      В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

      Чист и прозрачен воздух.

      Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

      По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

      В погожие тихие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина.

      В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету.

      Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки.

      В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.

      В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

      И. Соколов-Микитов

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Какие грибы растут в лесу осенью?

      3. Чем занимаются разные птицы осенью?

      Прочитай рассказ.

      Как птицы и звери к зиме готовятся

      Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в теплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идет.

      Сойка зарывает желуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки…

      Еж нашел ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жилье на зиму.

      Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и желуди, складывает в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках сушиться.

      Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала ее ветками, натаскала мху. Зимой у нее в берлоге появятся медвежата.

      Лиса неслышно крадется по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

      Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют, а то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

      Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в теплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

      Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

      Г. Снегирев

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Как ведут себя осенью зайчата?

      3. Почему не слышно в лесу птичьих песен?

      Прочитай рассказ.

      Подсолнухи

      Мама принесла Тане букварь.

      — Это тебе, — сказала она. — Скоро пойдешь в школу.

      Букварь новый, краской пахнет, такой гладкий и чистый, что страшно притронуться. Таня глянула на свои руки, а они… Вымыла, насухо вытерла и стала листать букварь. В нем — картинок! Одна красивее другой. И буквы глазастые, сами на язык просятся.

      Таня читать почти не умеет, а все же прочла: «Мама… Ма-ша… Ма-ша… Ма-ма.Тане хотелось почитать дальше, но еще больше ей захотелось побежать и рассказать всем, что у нее есть букварь и что скоро она пойдет в школу.

      Она поставила букварь на полочку, на самое видное место и — на улицу!

      А ребят там никого не видно. Один лишь петух расхаживает по проулку.

      — Петя-петушок, — закричала Таня, — у меня есть букварь!

      — Как хорошо! Как хорошо! — порадовался за нее петух. Вскочил на изгородь, ударил по бокам золотистыми крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-ку! У нашей Тани есть букварь, она учиться пойдет!

      — Кто учиться? Кто учиться? — застрекотала сорока на старой рябине.

      — Я пойду учиться! — крикнула ей Таня.

      Сорока сорвалась с ветки и полетела на другой конец села, тараторя без умолку:

      — Учиться… учиться… Таня учиться пойдет!

      А Таня бежала дальше, через огород к подсолнухам Таня дружила с ними с самой весны, когда поле еще только засеяли. Отгоняла птиц, чтобы не склевали семена. Когда ростки зазеленели, смотрела, чтобы козы их не топтали. Подсолнухи росли быстро и вымахали вон какие!

      Таня закричала им:

      — Э-э-э, подсолнухи, вы еще не знаете про букварь и что я в школу пойду?

      И все подсолнухи повернули к ней свои солнечные головы, закивали, заулыбались:

      — Наша Таня в школу пойдет!

      В. Бороздин

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Назови действующих лиц.

      3. Опиши букварь.

      4. О каком важном событии говорится в этом рассказе?

      5. Кто порадовался за Таню?

      Прочитай рассказ.

      Водовоз

      «Удивительный вопрос: “Почему я водовоз?”». Все мы знаем эту песенку.

      Так вот в старой Москве водовоз был весьма существенной фигурой: водопровод в домах представлял большую редкость, особенно за Садовым кольцом, и воду приходилось покупать. Но и водовозу она давалась не даром: он покупал ее в специальных бассейнах.

      Очень рано утром, чуть ли не около пяти часов, раздавались в дверь удары могучего кулака. Это водовоз привез воду.

      В каждой руке его было по два ведра. Вода, естественно, по дороге расплескивалась, а отчасти он не доливал ее сам из экономии, что вызывало бурные объяснения с покупателями.

      Работал водовоз с четкостью хорошего водопровода, без перебоев, без праздников, без выходных дней, — «как часы». В одно и то же время, изо дня в день, из года в год, от дома к дому.

      Интересно, что дорогу запоминала даже лошадь и, когда ее хозяин показывался на крыльце, сама трогалась в путь.

      Л. Любимов

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Как можно было узнать, что водовоз привез воду?

      3. Что значит работать «как часы»?

      4. Как доставалась водовозу вода?

      Прочитай рассказ.

      На пожар!

      А вот случился пожар! В старой полу деревянной Москве часто бывали пожары.

      С грохотом и колокольным звоном вихрем несется на тройках пожарный обоз. Впереди — верховой, разгоняющий нагайкой встречающихся на пути извозчиков и ломовиков.

      Если пожар ночной, в руках у верхового и у всех пожарных пылающие факелы.

      Через несколько минут после проезда пожарных — опять колокол, опять грохот; если ночь, то опять пламя факелов — четверка лошадей тащит «паровую машину». Это значит, что пожар сильный.

      Услышав тревожный набат колокола, из домов выскакивают «любители пожаров». В ночь ли, за полночь, независимо от погоды, нахлобучив на ходу шапки, они несутся за пожарной командой, иногда бегом, иногда подхватывая порожнего извозчика.

      Вот горящий дом. Люди протискиваются поближе, глазеют, спорят между собой, дают советы пожарным. Ну точь-в-точь болельщики на футболе!

      Л. Любимов

      Ответь на вопросы:

      1. Назови автора и название рассказа.

      2. Расскажи о сильном пожаре.

      3. С кем сравниваются «любители пожаров»?

      Рекомендуем посмотреть:

      Методическая разработка классного часа, 4 класс. Тренировка памяти

      Игры на развитие внимания и памяти детей 7-8-9 лет

      Задания «Найди отличия» для детей 7-8 лет

      Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников

      Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *