Ситуация успеха на уроке

МБОУ «Уринская СОШ»

Научно-методическая конференция

«Современное образование: опыт, проблемы, перспективы»

Тема: Повышение мотивации учащихся через создание ситуаций успеха в обучении

Выполнила: Шигина И.А.,

заместитель директора школы по УВР

2012 г.

Цель работы: раскрыть сущность целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создается возможность достижения успеха в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задачи:

  1. выявить психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в обучении;
  2. раскрыть роль учителя в повышении мотивации учащихся;
  3. провести диагностирование учащихся разных возрастных групп на предмет успешности в обучении и определения школьной мотивации;
  4. создать банк ситуаций успеха
  5. Актуальность:В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

1.Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи в обучении

С психологической точки зрения успех— это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

— мотивации учебной деятельности;

— произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

— наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.);

— умениявзаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе (коммуникативные навыки);

— интеллектуальной развитости и сформированности учебной деятельности как учения.

Кромечисто психологических факторов на успешность ребенка влияют:

-средства и содержание обучения, тот учебный материал, которым пользуются учитель и ученик. Он должен отвечать определенным требованиям. Важнейшее из них — это доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимися, а достаточная сложность — психологическое развитие учащихся. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения считается такой учебный материал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне доступном для усвоения уровне трудности;

— продуманная система(стратегия) поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилиям. Наказания должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Использование поощрения в обучении

1.Поощрение основано на позитивной вере в ваши собственные способности и способности других людей, на принятии учащихся такими, какими они являются, а не такими, какими они могли бы быть.

2.Цель поощрения — помочь учащимся поверить в себя и свои способности.

3.Поощрение помогает учащимся рискнуть показаться несовершенными, осознать, что ошибка — еще не неудача. Ошибки могут способствовать учению.

4.Поощрение отличается от похвалы. Учащемуся не приходится зарабатывать поощрение, став для этого первым. Оно может быть получено за любое позитивное действие. Поощрение означает, что учащегося принимают таким, каков он есть, и относятся к нему с уважением.

5.Поощрение дается за проявленные усилия. (При этом учащемуся не выносится оценочное суждение, как в случае похвалы.)

6.Поощрение начинается с нахождения ценных качеств учащихся: талантов, позитивных установок и целей, а не их недостатков. У каждого ученика есть сильные стороны.

7.Поощрение является противоположностью неодобрения. Не расхолаживайте учащихся,

• делая негативные замечания и проявляя негативные ожидания,

• используя необоснованно высокие и двойные стандарты,

• поощряя дух конкуренции между учениками и чрезмерные амбиции.

8. Поощрение является утверждением того, что учащийся старается и что стараться стоит.

2. Роль учителя в повышении мотивации учащихся.

Какую роль играет учитель в мотивации учащихся? Что может сделать учитель, чтобы повысить ее?

Во-первых, учитель может акцентировать внимание на учении, или процессе приобретения навыков и знания, а не на достижениях, или продукте, или результате этого процесса. Учителям следует реагировать на усилия, прилагаемые учащимися, а не только на результаты их работы. Получение учащимися конкретной обратной связи от учителя относительно правильности выполнения ими задания, а не просто отметок; конкретное реагирование на то, как учатся дети, а не на их личные характеристики и воспитанность; реакция на то, как они учатся, без ссылки на других учеников — все это помогает учащимся сосредоточиться на учении.

Во-вторых, учитель может повысить мотивацию учащихся посредством снижения конкуренции между ними. Подход, основанный на сотрудничестве, и подход, основанный на полном овладении учебным материалом, — это способы помочь учащимся избежать отрицательных выводов, касающихся причин их деятельности в результате сопоставления ее с деятельностью других учащихся. По сравнению с обычным подходом к учению, используемым в классе, более вероятно, что учение в структуре сотрудничества и учение до полного овладения предметом дадут ощущение успеха учащимся, которые в этом нуждаются.

В-третьих, учителю нужно помочь учащимся оценить свои результаты на основе причинных факторов, помимо способностей. Это важно, поскольку суждения относительно способности связаны с самоуважением и уверенностью в себе, причем негативные суждения оказывают самое вредное влияние на желание учащегося попытаться учиться хорошо. Как уже отмечалось, один из способов добиться этого состоит в том, чтобы подкреплять стимулами усилия, а не результаты, чтобы учащиеся видели усилие, а не способности в качестве причины успеха.

Другой способ — это ввести новый причинный фактор — стратегию. Стратегия относится к тому методу, которым вы что-то делаете. Если учащийся плохо справляется с тестом, то, возможно, это не связано со способностями или недостаточным усилием при подготовке. Проблема может заключаться в слабых навыках учения и слабых навыках выполнения контрольных работ, и то, и другое являются стратегиями. Помогая учащимся рассматривать (неудачные) стратегии как причины неудач, помогая им улучшить свои стратегии и хваля их за усилия добиться этого, учителя смогут обратить неудачу в успех для многих учащихся.

В-четвертых, учителю следует стремиться к постановке реалистических целей, чтобы повысить вероятность успеха и личную оценку учащимися своих способностей.

В-пятых, учителям нужно постоянно следить за информацией о причинах неуспехов в учебе, которую они посылают учащимся, и соответственно изменять свои высказывания, произносимые с целью обратной связи с учащимися. В этом отношении весьма полезными могут быть аудио-и видеозапись. Учителя должны следить за тем, передают ли они и как они передают учащимся информацию о том, что считают их неспособными, и должны стараться изменить такие выражения и манеру, в которой они ее передают.

В-шестых, учителям самим нужно избегать состояния выученной беспомощности в результате воспринимаемых ими собственных неудач и разочарований, испытанных в классе.

3.Результаты обследования на предмет успешности в обучении и определения школьной мотивации

3.1.Мною было проведено добровольное анонимное анкетирование учащихся на определение школьной мотивации. Анкетирование проводилось выборочно в разных возрастных группах : 2 класс, 5 класс , 9 класс

Результаты представлены на диаграмме:

Тебе нравится в школе?

Ты всегда с радостью идёшь в школу?

Часто ли ваши учителя Вас хвалят?

2 класс

5 классы

9 класс

Часто -44%, иногда-56%

Часто-34%, иногда-52%, никогда-13!

Часто-21%, иногда-70%, никогда-9%

2 вопрос. Какие слова используют учителя для того, чтобы похвалить Вас?

( чаще всего: Молодец! Редко-«Умница», «Прекрасно»)

3 вопрос. Бывали ли случаи, когда учителя не замечали вашего успеха?

2 класс

5 классы

9 класс

Часто -4%, иногда-13%

Часто-8%, иногда-30%,

Часто-21,4%, иногда-57%,

4 вопрос.

Создание ситуации успеха на уроке.

Когда Вы чувствуете себя уверенным?

2 класс

5 классы

9 класс

Когда учитель поддерживает меня, помогает мне.

77%

70%

64%

Когда учитель улыбается мне и говорит что-то приятное.

23%

30%

36%

5 вопрос. Приятно ли Вам, когда Ваши учителя Вас хвалят?

2 класс

5 классы

9 класс

Да -88%, безразлично -12%

Да -78%, безразлично-17%,

Да -78%, безразлично-17%,

4. Банк ситуаций успеха

Условия создания ситуации успеха

  1. Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  1. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  2. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
  3. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  4. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  5. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  6. Завершает систему пед. операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживания

Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

«Дефицит радости познания порожден дефицитом радости преподавания» (Белкин А.С.)

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «следуй за нами»

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Ребенок, особенно в младших классах, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

Прием «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

Прием «умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Конечно, у каждого учителя найдется ещё ни один прием создания «ситуации успеха», и очень хочется надеяться , что эти приёмы во многом помогут учащимся справиться в сложных ситуациях , повысить их самооценку, мотивацию, избежать ситуации «неуспеха».

Заключение

Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует в структуре потребностно-мотивационной сферы личности школьника диспозиции достижения успеха в любой деятельности и, прежде всего, в учебно-познавательной. Актуализация этих диспозиций приводит к изменению восприятия школьником учебной и любой другой жизненной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха. Таким образом, мы делаем вывод о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений.

Несомненно, что ученик обязательно должен испытывать ситуацию успеха. Успехом поддерживается мотивация познавательной деятельности школьника. Конечно, степень успешности зависит от уровня способностей, умений ученика и степени прилагаемых усилий. Но в том и состоит задача педагога – выявить и раскрыть внутренний потенциал ученика. При этом формирование мотивационных установок у ребенка обусловлено поведением самого учителя, стилем его управления, общения, его отношением к своему предмету и своей педагогической деятельности. Все это – непременные условия формирования у учащихся веры в свои силы, в свою способность достижения. Только сформировав потребность в познании, можно вызвать адекватные ей мотивы в учении. Потому столь значимы знания и умения учителя осуществлять специальную работу по стимулированию и мотивации учебной деятельности школьников.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» — сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Список литературы

1. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников. Здоровье детей. – 2005. — № 1. – С. 18-13.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. – М., 1998.

3. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. – 2003. — № 40. – С. 4.

4. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех – неуспех в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. — № 8. – С. 41-48.

5. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. — № 8. – С. 143

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

7. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников Начальная школа. – 2007. — № 10. – С. 11-12.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.

Нынешние школьники – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным предметным темам, но и быть подготовленным к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация внеурочной деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности.

Стремление к успеху у ребенка — это сила, которая заставляет его достигнуть определенного статуса в каком-либо виде деятельности (учёбе, художественной самодеятельности, технике, творчестве, социально-значимых делах и т.д).

А наша с вами сегодня задача — создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время и убедить родителей в необходимости создания ситуации успеха дома.

Ситуация успеха — это решающее условие духовного становления личности. Все чаще стало звучать словосочетание: требуется с креативным мышлением» — то есть творческим, свободным. А это может проявиться лишь у такой личности, которая уверена в своих способностях и пережила успех собственной деятельности, причём неоднократно, так как видов деятельности очень много.

Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела.

Внеурочная деятельность рассчитана на развитие познавательного интереса учащегося к изучению любого предмета школьной программы.

Можно выделить основные направления внеурочной деятельности:

1. Учебно-познавательное

Предметные недели, предметные олимпиады, игры «Самый умный», «Умники и умницы», предметные викторины, научно-исследовательские конференции.

2. Культурно – просветительное направление

Экскурсионные поездки, проведение школьных концертов, коллективные тематические просмотры фильмов.

3. Эстетическое направление

Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; посещение концертов, театрализованных представлений; участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла.

4.

Ситуация успеха на уроке в свете требований ФГОС

Направления здоровьесберегающих технологий Занятия как «Человек – часть Вселенной», «Страна чувств и эмоций», «Я и мой организм», «Дышите на здоровье» , » Правила дыхания», «Хилый в шубу – здоровый на мороз», » Секреты закаливания» и др. проводятся в игровой форме с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Стараюсь, чтобы каждое занятие приносило детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Учебно – познавательное направление
1 Предметные недели

Тематика мероприятий в рамках недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их подготовки. Вовлекать в мероприятия недели необходимо всех учеников. Каждому найти посильное задание-миссию. Учитель заранее программирует результаты. Поэтому каждый ребенок должен быть отмечен словами похвалы.

Игры «Самый умный», «Умники и умницы», «Брейн-ринг» и др.

Игра как способ создания ситуации успеха очень эффективна в воспитании не только дошкольников, младших школьников, но и подростков. Инсценирование сказок, постановка театрализованных праздничных и фольклорных представлений — все это раскрывает «дремлющие» таланты.

2. Предметные олимпиады

— Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, литературному чтению, математики, окружающему миру.

— Международный игровой конкурс по русскому языку, математики, литературному чтению, окружающему миру.

— Всероссийская олимпиада (гуманитарный цикл).

3. Конкурсы, викторины

-Всероссийская дистанционная викторина . Номинация «Я все знаю».

-Всероссийский исторический марафон «Человек и космос» -Всероссийский конкурс декламаций «Дети читают стихи» -Конкурс на лучшую поделку «Профессия пожарный-спасатель»

В сотрудничестве с родителями стараюсьвдохновлять своих учеников к участию в различных конкурсах, фестивалях и олимпиадах, получая истинное удовольствие от их побед. Для некоторых детей участие во Всероссийских конкурсах и других проектах становится открытием новых возможностей. Конечно, главное в любом конкурсе не столько победа, сколько само участие. И все-таки, создавая ситуацию успеха для своих учеников, педагоги укрепляют в них уверенность в своих силах, что немаловажно в достижении дальнейших успехов.

4. Научно-исследовательские конференции

  • Научно-исследовательская конференция НОУ СОШ «Кристалл» 1-4 классы

  • Окружной конкурс проектов «Гулливер» 1-4 классы

Организуя исследовательскую работу детей, мы реализуем личностный подход в обучении способного ученика, помогаем ему выработать самостоятельный взгляд на поставленную в работе проблему, рассматривая предмет исследования всесторонне.

Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.

Внеклассная и самостоятельная работа учащихся повышает интерес к изучению школьных дисциплин, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы, совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, развивает творческое воображение, побуждает самостоятельно заниматься изучением определенных тем.

Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое и удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.

Ольга Галеева
Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В. А. Сухомлинский

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех – результат подобной ситуации. Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (надежд, либо превзошел их. Ситуация –это то, что способен организовать учитель.

Успех бывает:

— Констатирующий- главное- уловить момент продвижения личности, зафиксировать его, разделить радость.

— Разделённый- Смысл в поддержке окружения, когда окружающие разделяют, усиливают, подчёркивают собственный успех личности.

Позитивные моменты ситуации успеха:

— переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

— появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

— положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Но наряду с положительными, существуют негативные моменты:

— успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;

— за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;

— переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;

— эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

Успех сугубо индивидуален. Значимость его определяется нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.

Существуют следующие способы и приемы создания ситуации успеха:

1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.

2. Снятие чувства страха.

3. Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.

4. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

5. Интерпретирование недостатка, как достоинства.

6. Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.

7. Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.

8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Последовательность операций создания ситуации успеха

Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).

Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения).

Внесение мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).

Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка).

Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).

Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).

неожиданная радость; общая радость; радость познания.

Основные типы ситуаций успеха:

«Неожиданная радость» Выделяют следующие приёмы создания ситуации успеха: «Даю шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

«Исповедь» -это приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик.

«Лестница» — ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Создаем ситуацию успеха на уроке

«Общая радость» Приёмы создания ситуации: «Следуй за нами» — даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий.

«Эмоциональный всплеск», «Заражение» — учитель должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех.

«Радость познания» Приёмы создания ситуации успеха: «Эврика»- суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

«Линия горизонта» — однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

Так же для создания успеха очень важно портфолио.

Значение портфолио

создание ситуации успеха для каждого ученика

повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

раскрытие индивидуальных способностей;

создание условий для его самореализации в различных областях;развитие познавательных интересов;

формирование готовности к самостоятельному познанию;установка на творческую деятельность;

развитие мотивации дальнейшего творческого роста, приобретение навыков саморефлексии;

формирование умения анализировать собственные интересы.

Созданию ситуации успеха способствует и использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Метод проектов – ещё одна педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.

Т. о., созданию ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время способствует:

личная заинтересованность ученика;

уровень общеучебных умений и навыков учащегося;

взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;

характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;

отношения родителей к самому учебно-воспитательному процессу;

стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.

Советы знаменитых людей тем, кто хочет достичь успеха…

Западная философия:

Будь уверен в своих силах.

Умей сказать себе: «Я должен победить!» Не жалей себя и много работай.

Умей быть не таким как все.

Ты должен уметь выделиться из толпы и стать лучшим в чем то.

Умей добиваться цели. Не бойся признаться себе в эгоистичности и расчетливости в достижении своей цели. А когда ты добьешься чего-то, ты сможешь реально помогать другим.

Умей владеть собой.

Добивайся того, что наметил. Эмоции и настроение не должны тебе мешать.

Преврати свою мечту в реальность.

Умей сконцентрировать свои силы на главном.

Не останавливайся на достигнутом!

Твой завтрашний успех начинается сегодня!

1 Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности через деятельностный подход. » Оберег » Осипова С.М. Осипова С.М.

2 «Любая деятельность может быть либо, технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией- заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.» В.П.Беспалько. В современном обществе резко возросла информированность детей, благодаря компьютерам и средствам массовой информации. Раньше школа была основным источником информации о мире, обществе, человеке…. Дети мало читают, невостребованным оказывается богатство мировой художественной и справочно-познавательной литературы. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного, нравственного опыта от поколения поколению. Начальная школа недостаточно учитывает, что для младшего школьника весьма остаются дошкольные виды деятельности. Результатом слишком быстрого замещения их занятиями учебного типа становятся трудности в обучении.

3 Обозначение выше проблемы обуславливают главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать » эффект соленого огурца».Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха. А.С.Макаренко выдвинул идею » завтрашней радости», в которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности, В.А. Сухомлинский ввел в педагогический лексикон «школу радости». Радость в любом виде труда школьника -от сознания достигнутого, от успеха. Реализовать возможность оценить деятельность, похвалить каждого ученика можно в том случае, если ученик является: — активным участником учебного процесса; -не объектом,а субъектом учебной деятельности.

4 Научиться играть на флейте можно только, играя самому. ( Сократ) Ещё Сократ говорил о том, что деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно- познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения. Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

5 Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО приобретает особую актуальность, ведь именно стандарт закрепил обязательность ее организации. Новый стандарт направлен : -на формирование счастливого, успешного, здорового ребёнка; -на развитие одаренности каждого учащегося; -на создание современных комфортных условий обучения. Новый стандарт поможет школьнику: -научиться учиться самостоятельно; -быть инициативным в постановке и решении новых задач; -быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений. В основу стандарта положена Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: -систему базовых ценностей; — современный национальный воспитательный идеал;

6 Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: -обеспечить успешную адаптацию; -улучшить условия для развития ребёнка; -Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Я, это реализую, через свой кружок «Изготовление оберегов». В детстве редко когда у детей есть деньги на подарки. И, очень часто, дети делают их своими руками. Обычно — это подарки родным, иногда и друзьям.. Подарки самодельные, простенькие, но с какой любовью они обычно сделаны. Взрослея, мы все чаще покупаем готовые подарки, ведь это куда проще сделать, да и выглядит это обычно получше, чем непутевые самоделки. Но вот парадокс — мы дарим лучшие вещи, но в них уже нет той любви, которую вкладывали в детстве в то, что творили своими руками.. Сомневаюсь, что в детстве кто-то осознанно думал при изготовлении подарка, что это не просто подарок, а, к примеру, он мог бы быть защитой или помощником тем, кому их делали. Но почему бы нам сейчас, обладая знаниями и умениями, веря в силу, вкладываемую в самодельный предмет, не попробовать сделать снова такие подарки? Уже на новом уровне?

7 Наверное, вы все видели в магазинах так называемые обереги для дома.. Фигурки домовых, венички, косы.. Особенно это популярно на Украине, но и в России встречается (не знаю, как в других странах, поэтому про них ничего говорить не буду). Забавные веселые домики, соломенные косички, с прикрепленными на нее различными фигурками.. Оберег для дома.. Что в нем не хватает? Думаю, вы уже хорошо знаете ответ на этот вопрос — он сделан чужими руками просто для продажи, а ни как не оберег. Но мы же и сами можем приготовить подобное — и вот тут-то, простое, но симпатичное украшение, действительно может стать защитником вашего дома. Мы не будем рассматривать все возможные обереги подобного типа. Остановимся на изготовлении одного — веничка. Думаете, это сложно сделать? Ничуть. Вот некоторые из них…

10 Что нам понадобится: Сам веник. Клей ПВА Тесьма (ленточки), холщевые ленты (или ленты из мешковины) Проволочка Растительные материалы, размещаемые на венике- основе. Это могут быть: сухоцветы, луковицы, сухой красный перец, семена тыквы, подсолнечника или других растений, сушеные ягоды (шиповника, к примеру), колоски (пшеницы, ржи или других злаковых), лавровый лист, фигурки из слоеного теста.

11 ВЕНИК. Его можно купить. Заготовки для него продаются, вполне приличные, и ничего страшного, если мы воспользуемся этой заготовкой. Но можно и сделать самим. Для этого нам необходимо купить хорошую густую малярную щетку. Щетину нужно освободить от проволоки и, скорее всего, разделить на две половинки. Так же веник можно заготовить и заранее — собирая солому от пшеницы или подобных злаковых или от полевых злаковых — к примеру, от мятлика лугового. Собранные в пучок травы (щетину, солому), нужно скрепить проволочкой так, чтобы получилась форма веника. В месте крепления проволокой — закрепите широкой лентой из мешковины или холста.

12 Если вы делаете основу из растений семейства мятликовых, то процедура заготовки чуть более сложная. Растения надо связывать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец), посередине каждого пучка необходимо сделать перевязку. Затем, несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Сложнее — но зато интереснее и индивидуальнее. В качестве примера растений из этого семейства — бор развесистый, вейник наземный, бухарник шерстистый, мятлик луговой, овсяница овечья, овсяница красная, вейник тростниковидный и др. Эти растения можно найти на лугах, в полях, у обочин дорог. Обратите внимание на тонкие длинные стебли, заканчивающиеся кистями-метелочками — и вы не ошибетесь.

13 У вас получается веник.. но он довольно сжатый и некрасивый пока. Чтобы сделать нужную нам заготовку — этот веничек надо расправить веером и положить под пресс на ночь. Утром — достаньте веник из-под пресса — не забывайте, это растения, а значит действовать надо осторожно. Пропитайте веник с двух сторон клеем ПВА. Если купленный клей очень густой — то его можно разбавить водой — клей для пропитки должен быть жидким. После пропитки — веник должен просохнуть полностью. Без этой пропитки — веник не сумеет сохранить форму веера и долго не проживет.

14 Для красоты — возьмите красивую декоративную ленточку (тесьму) и закройте ею место крепления. Можно такой же ленточкой оформить и нижнюю часть веника. Веник-заготовка готов. Дальнейшее зависит от вас. Что именно Вы будете крепить на этот веник. Из советов, которые можно еще дать.. Не перегружайте композицию. Незачем на этот маленький веник лепить ВСЕ ! Продумайте заранее, расположите на веничке просто так все, что Вы будете потом укреплять. Посмотрите, как выглядит. «Поиграйте» с этим, пока не поймете, чего Вы хотите получить в результате. Сначала крепят крупные детали. Клеят на веник густым клеем ПВА (вот тут его уже разбавлять не надо). И уже затем дополняют более мелкими деталями. Некоторые покрывают затем композицию лаком — так будет крепче держаться и дольше.

15 Для изготовления фигурок берут соленое тесто. Делать его очень просто: На 100 гр муки берут мелкую поваренную соль (в пропорции 1 : 20). Замешивают крутое тесто. Крупную соль разводят в воде и добавляют к муке.

16 Делаете из теста фигурка, помещаете в духовку и на небольшом огне «высушиваете» до состояния твердой загорелой фигурки. После такой обработки тесто становится очень прочным. На нем можно рисовать гуашевыми красками. Для крепости цвета — фигурки покрывают лаком. С помощью мелких семечек — подсолнуха, тыквы, злаковых, кукурузы, — можно выкладывать орнаменты или символы, давая дополнительную силу оберегу.

17 Почему я рассматриваю изготовление именно веника? Все очень просто. Славяне считали, что вот такой вот веник — из растений, тряпочек, ленточек — оберег от всякой нечисти. Чего только с ними не делали наши предки. Их оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушкам рекомендовалось умываться водой с мокрого веника — для красоты и здоровья. Мужчинам могли дать венок, как оберег, если они шли на войну. Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. И напоследок, один нюанс. Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, напасти, нечистую силу. А вот внутри дома веник вешали только ручкой вверх. И чаще всего — вешали его на кухне, как в месте, где обитают домовые.

18 Каждый предмет имеет свое значение, лепить на веник ВСЕ — НЕ НАДО, надо внимательно прочесть, какое значение есть у того или иного предмета, подумать и выбрать — что нужно именно ВАМ!

19 Список значений: Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте. Лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье.

Мак, зерна мака – символ исполнения желании. Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья. Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха. Лекарственные травы, ягоды шиповника – символ крепкого здоровья. Лук – оберегает семью от слез. Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты.

20 Бессмертник – символ долголетия. Мешковина – символ изобилия. Тыква, семена тыквы– символ плодородия, женского начала. Хлеб – всему голова символ согласия и достатка в доме. Лавровый лист – сиволизирует славу, успех. Плетение – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми. Солнце, цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне дети солнца. Семена подсолнуха – здоровье детей в доме. Семя – зарождение новой жизни. Кувшин – символ воды, полная чаша в доме. Яйцо – продолжение рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *