Санкт-Петербург символ

Содержание

Методическая разработка «Инновационные технологии в Петербурговедении для дошкольников»

Костина М.В. воспитатель ГБДОУ д/с №43 Центрального района Г.Санкт-Петербурга

Петербурговедение – одна из интереснейших и сложных тем для дошкольников. Как сделать этот сложнейший материал доступным, захватывающим, развивающим способности ребенка? Как сформировать неутихающий интерес к истории и архитектуре родного города? Эти задачи мы ставим каждый раз в совместной деятельности с детьми. Но, к сожалению, очень часто бывает, что дети уже к началу школьного обучения пресыщаются информацией, устают, не понимают, зачем им нужна история города, не могут воспринять и оценить величие и красоту города.

Так же на занятиях по краеведению мы ставим общие образовательные и развивающие цели и задачи: расширять кругозор детей, дать детям представление о родном городе, расширять лексический словарь детей и т.д. Но архитектура – область более широкая, и на таких занятиях мы можем научить строить чертежи, работать в команде, соотносить величины при подборе строительного материала. То есть, мы решаем труднейшие задачи по переходу от наглядно-действенного мышления к образному и формированию азов абстрактно-логического мышления на базе изучения предметов культуры и искусства.

Серьезное место отводится предварительной работе с детьми. Необходимо рассмотреть план (карту) Петербурга. Обратить внимание на то, что наш город построен на берегах рек и Финского залива. Познакомить детей с названиями основных рек Санкт-Петербурга, дворцов, храмов, памятников, мостов. Детей заинтересуют настольные игры про Санкт-Петербург. Но они, как правило, достаточно сложны даже для старших дошкольников — понадобится контроль и помощь со стороны воспитателя. Интересны «игры –ходилки», которые можно нарисовать самим, наклеив вырезанные изображения памятников и знаменитых мест. Вариантом такой игры может стать план территории вокруг детского сада (особенно, если д/с находится в историческом центре). Экскурсии и прогулки по городу с воспитателями и родителями, рисование машрутов прогулок так же неотъемлемая и значимая часть ознакомления с историей любого города. Большой популярностью пользуются фигурки-трафареты: дети обводят и раскрашивают.

Скачать конспект

Варианты ознакомления с историческим центром Санкт-Петербурга с использованием развивающих игр.

Палочки Кюизенера. Выложи Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на крови и т.д. Вариант игры: догадайся, какой собор выложили из палочек? Детям обязательна наглядная опора на картины.

Блоки Дьенеша. Выложи из блоков Эрмитаж и Петропавловскую крепость. (На фото дети выложили цветные мосты через Мойку, Исаакиевский собор, Здание Биржи на Стрелке ВО, Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Дворцовый и Троицкий мосты и наш детский сад.) Работу организуем в форме игры по командам (подгруппам) или индивидуально.

Варианты ознакомления с мостами СПБ.

Вопрос (проблема): Как жителям города перейти с одного берега реки на другой? Дети ищут варианты ответов.

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ( Знакомство детей старшего- дошкольного возраста с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ) Коровина М.В воспитатель ГБДОУ 26. — презентация

Что такое мост?

Оборудование и материалы: Презентация «Мосты Санкт-Петербурга», презентация «Петербург времен Петра 1», план или карта СПБ, палочки Кюизенера, планы СПБ (реки) на каждого ребенка, картина с изображением моста.

Проблема: Зачем нужны мосты? Как жить в городе без мостов?

1. Игровой момент: К нам в гости на машине времени прилетел мальчик из прошлого. Он хочет рассказать нам, какой Петербург был в давние времена, когда еще только строился. А машина времени нам поможет. (Использовать презентацию)

Мальчик из прошлого: Петр I решил построить город на берегах большой и полноводной реки Невы. Рассматриваем карту. Сначала была заложена Петропавловская крепость. Одновременно на правом и левом берегах Невы строились дворцы и простые дома. Моя мама живет на левом берегу, а я при Адмиралтействе, на правом. Целый день я учусь строить корабли, а вечером хочу вернуться домой. Но это непросто. Лодочная переправа работает не всегда. Ночью, в плохую погоду, когда сильные волны на другой берег не попасть. А как Вы попадаете на другой берег?

— Мы в любое время. Ребята, как мы переходим с одного берега на другой? (По мосту) Что такое мост? Зачем так много мостов построено в нашем городе (чтобы люди свободно могли перейти с одного берега на другой). Что было бы, если бы в нашем городе пропали мосты?

2. В Петербурге построено много мостов.

Презентация «Мосты СПБ»

3. Строительство моста — непростая работа. Сначала инженеры делают чертеж. Надо решить, Какими должны быть мосты? (Длиной, равной ширине реки или больше; высокими, чтобы под ними могли проплыть кораблики; разводными, чтобы могли проплыть большие корабли; прочными, ровными. Будет мост пешеходным, или для машин, поездов)). Решить, где будет построен мост. (Отметить на плане города места для мостов, выбранные каждой командой» (можно магнитом)

Рассмотреть изображение моста (картина). Познакомить детей с понятиями: Опоры моста, въезд, скат.

Разобрать, с чего надо начинать строительство моста.

Дети делятся на команды (по 4 человека за столом). Каждая команда создает свой чертеж моста. Представляет (через какую реку, объясняет, какие функции будет выполнять мост)

4. Строим мосты с использованием «Цветных палочек Кюизенера».

Вы построили замечательные чертежи новых мостов. А какие мосты уже построены? Давайте выложим их на плане города. (Соотносим длину моста с шириной реки)

Выдать на каждую команду план города. Строим мосты с опорой на презентацию: Дворцовый, Троицкий, Литейный и т.д. Находим цветные мосты через Мойку.

5. Мальчик из прошлого: Ребята, Вы меня очень многому научили. Можно Вы нарисуете для меня мосты на плане города, а я возьму их с собой в прошлое? Спасибо.

По результатам совместной деятельности можно оформить выставку «Мосты СПБ», «Мой родной Петербург», «Мои любимые места в Петербурге» (фото ребенка на фоне достопримечательности, а также рабочие фото, планы, чертежи и, рисунки детей.

22 августа в Петербурге праздновали День государственного флага России. Праздничные события, посвященные главному символы страны, проходили во всех районах города. Петербург также обладает своей индивидуальной символикой, история которой берет свое начала с момента возникновения города.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Наряду с такими официальными символами, как герб, флаг и гимн, город знаменит своей неофициальной символикой.

Официальные и неофициальные символы Северной столицы в обзоре Город+.

Источник изображения: vk.com

Официальные символы Петербурга

1. Флаг Санкт-Петербурга

Источник изображения: vk.com

Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест. На них расположен золотой скипетр с двуглавым орлом. Отношение ширины флага к его длине — 2:3. Флаг является одним из главных культурных достояний города. Он был принят 8 июля 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 49.

2. Герб Санкт-Петербурга

Источник изображения: yandex.ru

Представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Исторический герб Санкт-Петербурга, утвержденный в 1730 году, подтвержденный в 1780 году, дополненный в 1857 году, никогда не отменявшийся и вновь введённый в употребление в 1991 году, является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга. Прообразом послужил герб Ватикана, как города Святого Петра.

3. Гимн Санкт-Петербурга. В исполнении оркестра звучит «Гимн великому городу» из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник». Автор слов — поэт и писатель Олег Чупров:

Источник изображения: vk.com

«Державный град, возвышайся над Невою,

Как дивный храм, ты сердцам открыт!

Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим — ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь — жить единой судьбой!»

Неофициальные символы Петербурга

1. Ростральные колонны (Васильевский остров, Биржевая площадь)

Источник изображения: vk.com

Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном архитектором Томам де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта. Постаменты колонн сделаны из серого гранита, а сами колонны, сложенные из блоков пудостского камня, украшены металлическими скульптурными изображениями ростр — носовых частей кораблей, отсюда и название — Ростральные колонны. Наверху колонн установлены металлические треножники с чашами-светильниками, к которым подведен газ. В некоторые праздничные дни эти газовые светильники зажигают. Внутри колонн установлены винтовые лестницы. Фигуры из пудостского камня у подножия колонн символизируют великие русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Автор эскизов этих скульптурных групп не установлен. Их исполнителем был знаменитый мастер-каменотес, вологодский крестьянин Самсон Суханов.

2. Разводные мосты – самый примечательный и яркий символ Петербурга.

Источник изображения: vk.com

Благовещенский мост

Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву. Его еще называют символически «Невской губой», за ним на расстоянии 2-3 километров начинается Финский залив. Создавался мост по проекту инженера путей сообщения С.В.Кербедза с 1843 по 1850 годы. Все металлические конструкции моста изготавливались на отечественных заводах.

Благовещенский мост обладает выразительным архитектурным обликом, на нем были установлены сложные по рисунку перила, которые были спроектированы архитектором А.П.Брюлловым. В каждом звене решетки — символы моря: раковина, трезубец Нептуна и морские коньки. Пышные листья аканта напоминают пенистые гребни волн.

Дворцовый мост

Дворцовый мост соединяет центральную часть Петербурга между Адмиралтейством и Зимним дворцом и стрелку Васильевского острова, где ранее располагалась главная биржа нашей страны. Таким образом, Дворцовый мост без преувеличения можно назвать главным мостом Российской Империи, который в прошлом соединял высшие круги власти и крупных магнатов отечественного бизнеса. Длина моста — 260 метрам, ширина – 27,8 метра.

Построен мост по проекту А.П. Пшеницкого. Строительство Дворцового моста началось в 1912 году. В связи с первой мировой войной новая переправа была открыта лишь в 1916 году. Открытие состоялось, невзирая на то, что художественное оформление – фонари, перила и павильоны управления разводной частью, были не закончены. Своего логического завершения отделка моста дождалась только в наши дни. Разведенный на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным символом города на Неве.

Источник изображения: vk.com

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости по праву считается одним из самых красивейших мостов города.

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового надежного моста стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве.

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами «парижской или французской красавицей».

Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве. Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде.

На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метрам. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина — 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

Литейный мост

Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Длина Литейного моста равна 396 метрам, а ширина — 34 метра.

Строительство моста началось в 1875 году по проекту русского военного инженера А.Е.Струве. Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенным электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку.

Перила Литейного моста очень красивы и представляют собой поистине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга — щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину.

30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил чин генерал-майора. Решением городской Думы новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный.

Источник изображения: vk.com

Мост Петра Великого

Мост Петра Великого расположен недалеко от Смольного института, между Красногвардейской площадью и Тульской улицей. Длина моста достигает 335 метров, а ширина – 23,5 метра.

В 1908 году началось строительство моста по проекту полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова. Работы по строительству моста были проведены на редкость быстро и были закончены уже через три года. Построенный в 1911 году мост явился одним из уникальных строений в Европе, ведь длина его неразводных пролетов в 136 метров по представлениям 20 века считалась просто рекордной для подобных городских мостов.

Необычность силуэту моста придают два боковых пролета, украшенные гигантскими сквозными металлическими строениями в виде арок, перекрывающих пролет и образующих своеобразную крышу.

Внешний облик возведенного моста привел в восторг немногих. Создателей сооружения обвиняли в том, что мост кажется весьма громоздким, в то время как его центральная часть выглядит со стороны чересчур тонкой. Однако, менее консервативные петербуржцы сочли новое строение нестандартным, оригинальным и в какой-то степени по-своему красивым.

В наше время, после мастерски выполненной художественной подсветки, для которой на пролетных сооружениях было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 Ватт, мост преобразился и стал выглядеть волшебно, особенно в ночное время суток.

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского — самый длинный из разводных мостов в Петербурге. Он является конечной точкой Невского проспекта – главной магистрали города. В окончательном варианте проекта общая ширина моста составила 35 метров, а длина — 905,7 метров (с береговыми пандусами). Длина русловой части 629 метров.

Можно сказать, что старый Петербург заканчивается именно здесь, ведь на другом берегу Невы расположены кварталы эпохи сталинской застройки, а еще дальше начинаются спальные районы города.

Источник изображения: vk.com

Финляндский (железнодорожный) мост

Финляндский железнодорожный мост является важным стратегическим объектом и дублирующим звеном железнодорожной трассы Северо-запада нашей страны. Он связывает собой оба промышленных берега Санкт-Петербурга и располагается на один километр выше по течению от моста Александра Невского. Общая длина моста достигает 1130 метров (с набережными подходами и пристройками). Длина русловой части 514 метров .

Володарский мост

Строительство сооружения происходило в 1932-1936 годах. Мост, как и подобало сооружениям того времени, был выдержан в духе конструктивизма. Проектируемый мост был трехпролетным, железобетонным, с двукрылым разводным пролётом в центре.

На мосту была открыта трамвайная линия, шедшая по всему Правому берегу до самого Охтинского моста. Это открывало возможность жителям города свободно добираться в его центральную часть, ведь на тот момент в том районе еще не было ни метро, ни моста Александра Невского.

В конце 80-х годов мост был в срочном порядке реконструирован, так как за пять с лишним десятилетий эксплуатации, железобетонные конструкции износились, в то время как нагрузка все возрастала, ведь поток транспорта неуклонно увеличивался, а рядом не было больше других мостов.

Прежний облик моста не сохранён. В 1990 году были установлены 800-тонные 125-метровые пролеты на правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым разводным пролетом. Длина моста без подъездов 332 метра, ширина — 27,4 метра.

Источник изображения: vk.com

Биржевой мост

Биржевой мост был сооружен в 1894 году по проекту инженера Н. М. Мазурова, и в первоначальном своем виде был деревянным, 25 — пролетным, призванный соединять Васильевский остров с Петербургской стороной. Мост постоянно нуждался в ремонте, так как его деревянные части быстро сгнивали.

В таком, довольно плачевном состоянии, мост продолжал служить достаточно длительное время (более 50 лет), пока, наконец, в 1956 году на смену ему не был сооружен новый, стальной, пятипролетный, арочный мост, названный мостом Строителей.

Строительный мост по внешнему своему виду похож на расположенный неподалеку Дворцовый мост. Сходство это было достигнуто намеренно, для того, чтобы стрелка Васильевского острова, от которой отходят эти два моста в разные стороны, могла приобрести явно выраженную ось симметрии, что особенно хорошо заметно, если смотреть на стрелку с дальнего расстояния. Впрочем, схожесть этих двух сооружений, заметна и с близкого расстояния, достаточно сравнить их мелкие детали.

Историческое название «Биржевой» к мосту вернулось в начале «перестроечной» эпохи в 1989 году. Длина его составила 239 метров, а ширина – 27 метров, в том числе ширина проезжей части – 21 метр.

Тучков мост

Тучков мост перекинут через Малую Неву, и соединяет собой Петроградскую сторону с Васильевским островом. Подобное сооружение, построенное в 1758 году, стало первым на этой трассе. Финансировать возведение моста взялись купцы, главным среди которых был владелец склада леса Авраам Тучков.

Не совсем совершенный, деревянный Тучков мост подвергался многократной реконструкции, и к 1960 году имел рекордное количество пролетов – 20. Два из них были судоходными, а один – разводным. На тот момент длина моста достигала 257 метров, ширина – 19 метров.

Тучков мост является одним из наиболее загруженных подобных объектов, соединяющих Васильевский остров с городом. Им пользуются многие предприятия, находящиеся на острове, транспортируя через мост большую часть своей продукции. К тому же трасса моста проходит по пути к островам Елагину, Крестовскому и Каменному, где так любят отдыхать петербуржцы, к пригородам на Карельском перешейке, что тоже в значительной степени увеличивает поток автотранспорта. Поэтому с 1962 по 1965 годы был сооружен новый Тучков мост.

Выстроенный мост, спроектированный архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым, предстал в простых и строгих современных формах трехпролетной железобетонной конструкцией с 50-метровым разводным пролетом посередине реки. Со своей реконструкцией мост приобрел статус самого широкого среди больших мостов Петербурга: ширина его проезжей части составила 28 метров, ширина тротуаров – 4 метра, а ширина между перилами – 36 метров. Длина моста 226,2 метров, ширина — 36 метров.

Решетка ограды моста решена совсем просто, но вместе с тем вполне оригинально. На ней выполнены стержни из полос квадратного сечения, переплетающиеся между собой таким причудливым образом, что создают на всем протяжении моста удивительную объемную картину, не применяемую ранее в практике построения мостовых перил. Из-за такой уникальной ограды создается впечатление, что ограда колышется, когда едешь по этому мосту.

В ноябре 2003 года мост приобрел особую красоту, благодаря искусно выполненной подсветке. Подсветка смонтирована таким образом, что особенно ярко засверкала разводная часть конструкции и при разведении моста, он становится похож на чайку, взлетающую с воды. Такого удивительного эффекта удалось добиться с помощью особых ламп холодного дневного света.

Источник изображения: vk.com

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост перекинут через Большую Невку Санкт-Петербурга и соединяет собой улицу Куйбышева на Каменном острове с Финляндским проспектом на Выборгской стороне.

Сначала, в 1784 году, здесь существовал наплавной мост, который именовался Выборгским. В 1847 году на месте старого сооружения возник новый, деревянный 20 — пролетный мост. В 1908 году по проекту профессора Инженерной академии Кривошеина вместо деревянного моста было возведено новое, металлическое сооружение.

В 1918 году, по законам революционного времени, Сампсониевский мост был переименован в мост Свободы. Новая перестройка моста случилась в 1937 году, в ходе которой на нем был установлен новый металлический разводной пролет.

В 1955-1958 годы мост был вновь переделан, после чего он стал пятипролетным, сварным металлическим и заполучил двукрылый разводной пролет. Длина нового моста составила 212 метров, что на 30 метров меньше прежнего, 150 лет назад сооруженного моста. Зато по ширине современный мост заметно расширился и с первоначальных 13 метров «пополнел» в два раза, до 27-ми.

Гренадёрский мост

Гренадерский мост, перекинутый через Большую Невку, соединяет собой улицу Чапаева с Гренадерской улицей. Свое название мост получил в память о казармах лейб-гвардии Гренадерского полка, расположенных в прошлом неподалеку, на левом берегу Большой Невки.

Длина моста 218 метров – здесь свободно поместятся три Боинга-747. Ширина моста 27 метров. Поперек встанут два любых грузовых автопоезда. Это пятая версия сооружения. Три первых конструкции моста были деревянными, две последние – металлическими, но все они могли пропустить суда любой высоты и размеров.

В декабре 2002 года на мосту установили художественную подсветку. Всего на Гренадерском мосту было установлено порядка 170 светильников и прожекторов, свет которых буквально завораживает.

Кантемировский мост

Кантемировский мост по-своему уникален. Ширина движения по 3 полосы в каждую сторону, причем на самом деле там могут легко поместиться и 4 автомобиля. Но Кантемировский мост выходит на проспект Медиков, который упирается в клубок извилистых улиц Петроградской стороны. Поэтому здесь никогда не бывает столь плотного движения, чтобы на мосту образовались пробки.

В 1817-1821 годах на месте расположения нынешнего Кантемировского моста, соединяющего проспект Медиков и Кантемировскую улицу, существовал перевоз. Лишь спустя более 150 лет, в период с 1979 по 1982 годы, здесь был возведен постоянный мост, ставший одним из звеньев Центральной дуговой магистрали Петербурга. Длина моста составила 315,6 метра (с подъездными пандусами — 664 метра), а ширина — 31 метр.

Оградительная решетка повторяет решетку Тучкова моста, она так же состоит из металлических стержней квадратного сечения, которые создают объемную картину, благодаря своему причудливому переплетению.

В 2002 году на мосту осуществили художественную подсветку моста, вдохнув в его жизнь чуточку волшебства. Теперь в ночное время суток Кантемировский мост освещают 360 светильников, расположенных по всему его периметру. Кроме того, и под мостом, и на его опорах установлены мощные прожектора, делающие ночной облик моста неповторимо прекрасным.

Источник изображения: vk.com

Большой Обуховский мост

Недавно в Петербурге был построен большой неразводной мост. Высота моста позволяет проходить под ним любым судам, осуществляющим навигацию по Неве.

Большой Обуховский мост расположен в Невском районе Петербурга и соединяет собой Октябрьскую набережную и проспект Обуховской обороны. Данное сооружение является единственным мостом через Неву, который не разводится. Таким образом, за всю историю города, впервые был спроектирован мост, перекрывающий русло реки всего одним пролетом. Зачастую Большой Обуховский мост называют просто вантовым мостом, так как построен он висячим, и роль основной несущей конструкции выполняют стальные тросы (ванты).

Общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 382 метра и съезды с него. Подмостовой габарит, или высота пролетной части над гладью воды, составляет 30 метров.

3. Александрийский столп (Александровская колонна) и Ангел на нем

Источник изображения: vk.com

Триумфальная колонна установлена в исторической части города, на Дворцовой площади. Добраться до площади можно на метро, доехав до станции «Невский проспект» или «Гостинный двор», далее пешком по Невскому проспекту в сторону Невы.

Александрийский Столп (Александровская колонна) возведен 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата — Императора Александра I над Наполеоном. Колонна должна была соперничать с Вандомской Колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона (снесена в 1871). Первоначальный проект Монферана — гранитный обелиск был отклонен Николаем, и, в результате, Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Б.Орловского — позолоченный ангел с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.

Высота Столпа вместе со статуей составляет 47.5 метров. Это самая высокая в мире триумфальная колонна среди аналогичных монументов мира — Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Диаметр Столпа 3,66 метров, вес более 600 тонн, высота гранитного монолита 25,58 метров.

Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.

Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и первоначально предполагалось использовать его в качестве колонны для Исаакиевского собора, однако получив монолит более длинный чем необходимо, решили использовать его на Дворцовой площади. Монолит был перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где подвергся дальнейшей обработке.

Для установки колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.

Александрийский Столп является чудом инженерного расчета — уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса. В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения — а вдруг колонна однажды упадет. Что бы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.

4. Крейсер «Аврора»- символ Великой Октябрьской Социалистической Революции, неотъемлемо связан с городом.

Источник изображения: vk.com

Аврора — крейсер I ранга, разработчиком корабля был К.К. Ратник, управляющий Балтийским заводом. Водоизмещение крейсера 6731,3 тонн, длина 126,8метров, осадка 6,4метров, экипаж рассчитан на 570 человек. Крейсер был способен преодолеть до 4000 миль со скоростью 10 узлов.

Строилась Аврора на верфях Новое-Адмиралтейство, заложен 23 мая (4 июня) 1897 года, спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. На Балтийский флот крейсер поступил 16 (29) июля 1903года. Бронированный корабль был снабжен артиллерийским, торпедным, минным и противоминным оружием.

Боевое крещение крейсер Аврора получил в русско-японскую войну в 1904-1905 годах. Под командованием капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года, в котором получил повреждения корпуса и надстроек, частично вышли из строя система управления артиллерийским огнём.

После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Аврора находилась в плавании на Балтийском и Средиземном морях, в Атлантическом Индийском и Тихом океанах.

С началом первой мировой войны в 1914 году крейсер под командованием капитана 1 ранга Г.И. Бутакова вошел в состав второй бригады крейсеров Балтийского флота. Проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива. Осенью 1916 года Аврора стала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко, состав команды был увеличен до 723 человек.

28 ноября (11 декабря) 1917 года Аврора, после ремонта, вернулась в состав во 2-й бригаду крейсеров Балтийского флота, но после декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось всего 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту и законсервирован.

Источник изображения: yandex.ru

В 1922 году началось восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить Аврору, как учебный корабль.

Крейсер Аврора в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1924-1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ. В 10-летнюю годовщину Революции крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году крейсер был отправлен на второй капитального ремонт. Работы велись на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде, в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

В годы второй мировой войны личный состав и орудия Авроры участвовали в обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, зимой Аврора продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. 30 сентября 1941 года крейсер после полученных им повреждений был посажен на грунт в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия сняли.

Музей на корабле начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года в связи с постройкой для Нахимовского училища нового жилого корпуса Аврора перестала быть учебной базой, бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею. Часть корабельных помещений открыли для простых посетителей. Одновременно с музеем на судне была оставлена команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов. В 1968 году крейсер Аврора был награжден орденом Октябрьской Революции.

Источник изображения: vk.com

В 1984-1987 годах на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова. После ремонтно-восстановительных работ Аврора, летом 1987 года была возвращена на место своей стоянки. В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников Центрального военно- морского музея создавалась новая экспозиция на крейсере Аврора. Теперь для экскурсий открыли боевую рубку и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых 12 картин и 6 акварелей, 10 флагов и знамён корабля. На стендах музея можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с документов, 114 персональных фотографий моряков-авроровцев, 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам. Представлена коллекция значков с изображением Авроры, их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран.

1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России Аврора удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.

Кружковая работа «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ» проводится в старшей и подготовительной группах.
Занятия проводятся по программе О.В. Солнцевой «Город-сказка, город-быль». Эта программа специально нацелены на ознакомление детей с родным городом.

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Занятия проводятся 2 раза в месяц по 25-30 минут. В конце занятий для отдыха и закрепления материала детям предлагаются раскраски, дидактические игры , подвижные игры, рисунки ( В зависимости от темы) В течение года дети знакомятся с известными достопримечательностями, историей их создания (причём, выбираются наиболее интересные исторические факты), с известными великими людьми и их творениями, с яркими событиями, с правилами этикета, безопасностью жизни и поведения. Занятия достаточно сложные в информативном плане: детям приходится запоминать множество названий, фамилий известных архитекторов, скульпторов, чаще всего иностранного происхождения. И, конечно, без помощи родителей нам не обойтись. Поэтому, в группе находится папка, где освещена последняя пройденная тема за одно или несколько занятий, а так же рекомендованы тематические прогулки (чтобы вам было легче ориентироваться куда пойти и что посмотреть, на что обратить внимание) Прогулки очень желательны, потому что в этом случае ребёнок лучше усваивает полученную информацию, гордится тем, что может вам что-то сказать по теме, а потом с гордостью сообщить ребятам, где был, что видел….
И конечно, кроме конкретных знаний мы стараемся привить детям любовь к родному городу, умение ценить его, замечать красоту, чувствовать себя настоящими Петербуржцами. А что это значит? Это значит, что нужно быть добрым, внимательным, отзывчивым человеком. Ведь СПб всегда считался культурной столицей России, всегда имел свою неповторимую ауру и являлся поистине уникальным городом-памятником.
Таким образом, такие занятия не только полезны в смысле просвещения детей, но и в воспитании у детей гражданской позиции, что, несомненно, актуально в настоящее время.

Герб Санкт-Петербурга является официальным государственным символом города федерального значенияСанкт-Петербурга. Современный вариант принят 23 апреля2003 года.

История

Исторический герб Санкт-Петербурга, утверждённый 14 марта 1730 года, подтвержденный в 1780 году, дополненный в 1857 году, никогда не отменявшийся и вновь введённый в употребление в 1991 году, является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга. Прообразом послужил герб Ватикана, как города Святого Петра.

После Октябрьской революции и вплоть до распада Советского Союза (1917—1991 годы) герб города не использовался. Во-первых, потому, что он носил на себе символы императорской власти, несовместимые с официальной идеологией правившего тогда режима. Во-вторых, широкое использование городских гербов (флагов) вообще не было в советской традиции. Часто вместо городского герба в это время использовались произвольные символы, например, кораблик со шпиля Адмиралтейства.

Только весной 1989 года городские власти Ленинграда возбудили вопрос о необходимости городского герба. Был объявлен общегородской конкурс на лучший проект, назначена денежная премия победителю. Выставка проектов нового герба открылась в мае 1989 года в Петропавловской крепости. Однако идея учредить новый — советский — герб Северной столицы была оставлена, общественное мнение горожан склонилось к возрождению существующего со времён Петра Великого городского герба, каковой и был официально (повторно) принят в 1991 году.

  • Одна из первых версий Герба в 1730 году

  • Герб Санкт-Петербурга с 1730 по 1856 год

  • Герб Санкт-Петербурга XIX века до революции 1917 года

  • Герб Санкт-Петербурга с 2003 года

Занятие по петербурговедению и развитию речи «Путешествие по Санкт-Петербургу» (подготовительная группа)

Геральдическое описание герба Санкт-Петербурга гласит: «В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырёх зубцах, накрест. Щит увенчан российской императорской короной и положен поверх двух российских скипетров натурального цвета, соединенных лентой Святого Андрея Первозванного».

Допускается воспроизведение герба Санкт-Петербурга в сокращённых версиях, обусловленных исторически и геральдически: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без двух российских скипетров, соединённых андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, вне поля щита.

Скипетр с античных времен является знаком правителей, в данном случае скипетр, увенчанный государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт-Петербург — столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один — двухлопастный, с перекладиной у кольца — морской, другой — четырёхлопастный, с кольцом — «речная кошка», означали, что город — морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

Герб Санкт-Петербурга

Исторический герб Санкт-Петербурга был утвержден в 1730 году, подтвержден в 1780 году и дополнен в 1857 году. Он был вновь введен в употребление в 1991 году и является старейшим и основным официальным символом Северной столицы. Внешне он представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей – морского с двумя лапами и поперечной деталью на анкерштоке (наискось слева направо, лапами в верхнем левом углу щита) и речного с четырьмя лапами (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест.

Поверх них изображается золотой скипетр с двуглавым орлом. Сам щит увенчан императорской короной, из которой выходят две Андреевские лазоревые ленты. За щитом находятся два золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, расположенных накрест и соединенных лазоревой лентой Святого Андрея Первозванного.

В данном случае скипетр (атрибут власти правителей с античных времен), увенчанный государственным орлом, изначально должен был символизировать монархическую царскую власть, а также то, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырёхлопастный, с кольцом («речная кошка»), указывали на то, что город является морским и речным портом. Изображения якорей при этом отражали идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красным поле щита было сделано как напоминание о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

Малый герб Санкт-Петербурга

Согласно действующим правилам, допускается также использовать изображение герба Санкт-Петербурга в сокращённых версиях: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без скипетров, соединённых Андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей – морского и речного, положенных накрест, вне поля щита.

Флаг Санкт-Петербурга

Флаг Санкт-Петербурга является официальным символом этого города федерального значения, обозначает его конституционно-правовой статус, а также является символом единства жителей Санкт-Петербурга. Он был принят 8 июня 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 49.

Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, имеющее соотношение сторон (длина к ширине) 2:3. В центре флага изображены два перевёрнутых белых якоря (морской двухлопастный, с перекладиной у кольца, и речной четырёхлопастный, с кольцом), положенные накрест. Поверх якорей изображен золотой скипетр с двуглавым орлом.

Цветное изображение полотнища передается смесью сурика и киновари (первый преобладает), графическое – вертикальными линиями.

Все детали скипетра изображаются жёлтым цветом, все детали якорей – белым цветом (с употреблением светло-серых теней).

Обратная сторона флага Санкт-Петербурга является зеркальным отображением его лицевой стороны.

Гимн Санкт-Петербурга

Гимном Санкт-Петербурга является оркестровое исполнение «Гимна Великому городу» из балета «Медный всадник».

Текст гимна Санкт-Петербурга

Слова О.А.

Чупрова

Музыка Р.М. Глиэра

Державный град, возвышайся над Невою,

Как дивный храм, ты сердцам открыт!

Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь — жить единой судьбой!

Исторические символыСанкт-Петербурга

Кроме герба, флага и гимна историческими символами Петербурга традиционно считают:

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

Памятник Петру I «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе

Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора

Неофициальные символы Санкт-Петербурга

Кроме официально утвержденных, символами Санкт-Петербурга служат:

Конечно в Санкт-Петербурге имеются свои официальные символы, как Герб, Флаг и Гимн, но есть и такие символы города, изображение которых сразу вызывает ассоциацию именно с этим городом. К таким неофициальным символам конечно можно отнести Медного Всадника, крейсер Аврору, Ростральные колонны, Разводные мосты, Зимний дворец и мн.др.

Касаясь животных, то на Гербе города и Флаге, таковых запечатлено не было и поэтому можно только догадываться — какое животное питерцы считают символом своего города.

Думаю, что я не ошибусь, если назову , что царь зверей Лев, как раз к такому символу и относиться.

Действительно в Санкт-Петербурге имеется достаточно большое количество изображений Льва, запечатленных в разных формах, барельефах, украшениях фасадов зданий и др.

Особое место занимают фигуры львов, которых тоже никто даже и не считал. Есть даже львиная аллея, украшающая дачу Безбородько, где «сцеплено сразу 29-ть статуй.

Нужно заметь, что все фигуры львов изготовлены в разные эпохи и из разных материалов. Многие львы были привезены из других стран.

Наверно в Санкт-Петербурге остались верны своей традиции и «львиное поголовье » только растет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *