Работа с неполной семьей

Инновационные технологии социальной работы с несовершеннолетними детьми из неполных отцовских семей (на примере КГУСО ‘Краевой кризисный центр для мужчин’)

Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Как вид выделяют семьи неполную. Неполная семья – семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Неполные семьи составляют значительную долю населения в России – 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже – два ребенка .

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый – пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска .

Неполная семья относится к семьям группы риска. Она является отклонением от нормы.

Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя и его детей. Она образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождение внебрачного ребенка или усыновление. Неполная семья является юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она пользуется рядом льгот, способствующих полноценному воспитанию детей.

При разводе оба родителя юридически ответственны за воспитание детей, на практике ушедший из семьи супруг имеет меньше возможности общаться с детьми, а у оставшегося также становится меньше времени для воспитания и общения с ними, потому что увеличивается количество забот и обязанностей. Свои трудности испытывает и мать, воспитывающая ребенка одна, без мужа.

В неполных семьях дети по-разному реагируют на отсутствие одного или другого родителя, мальчики более уязвимы, чем девочки. В семьях без отца возникает масса социальных проблем. Безотцовщина особенно болезненно и чревато отрицательными воспитательными последствиями для мальчиков.

Иногда в неполных семьях, где материальные условия низкие, родители ведут аморальный противоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они становятся жертвами насилия, как со стороны родителя, так и других граждан того же социального строя.

Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда возникает порой несправедливость с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против неё.

Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

1.4 Основные проблемы детей из неполной семьи

Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вот процесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется.

Исследования показывают, что одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщена. Мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно – психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Еще сложнее процесс социализации детей происходит там, где мать настойчиво пытается «устроить» свою судьбу. В семье часто появляются новые «дяди». Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, правонарушителя, преступника.

Изучение психологии преступников показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенных единомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый план выдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано».

Воспитывающемуся в нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой путь. К этому еще нужно добавить, что в неполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается в большей степени изолированной, оторванной от окружающего мира. Вот почему среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей. Как видим, тяжелую судьбу готовят разводящиеся родители не только себе, но и детям. Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно – психологическим климатом.

2. Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи

2.1 Специфика работы социального педагога с неполной семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Особенности социальной работы с разными категориями семей

С каждым годом меняется общество, а вместе с ним меняются характер и виды семейных отношений, взгляды на систему власти и подчинения в совместной жизни, роли и функции членов семьи. Ряд факторов ведет к ослаблению и даже разрушению семейных связей. Среди них наиболее часто отмечается отсутствие совмест­ного труда в семье, прекращение его центрального положения в системе семейных отношений. Как правило, члены семьи трудятся вне дома, а дом является местом отдыха после трудового дня.

Меняется семья и как союз родителей и детей. Идет процесс эмансипации подрастающего поколения, который снижает зна­чимость взрослых в глазах ребенка, авторитет родителей, форми­рует у детей неверное представление о свободе и ответственности в структуре семейных связей.

Супружеская связь, воспринимаемая ранее мужем и женой, обществом как пожизненная, раз и навсегда данная, теперь все чаще обрывается и не только по инициативе мужчины, но и жен­щин, так как женщина, получив определенные права, стала более требовательной, экономически самостоятельной, нередко более образованной.

Отмечаются серьезные изменения в семейном воспитании. Ре­бенок довольно рано начинает выходить из-под опеки семьи и на процесс его социализации оказывают влияние другие факторы (дошкольные учреждения, образовательная школа и иные несемей­ные группы и институты), что ведет к освобождению детей от монопольного влияния семьи. Одновременно с этим деформиру­ется процесс родительства, идет разделение родительства и семьи, которое выражается в росте бездетных и однодетных семей, рож­дении детей вне брака, увеличении числа социальных сирот, ухуд­шении качества воспитательной среды в семье. Все это, естествен­но, снижает прочность семьи, ведет к снижению ее ресурсов, по­явлению неблагополучных семей и семей «риска», нестабиль­ности семьи как социального института.

Известный американский психолог В. Сатир считает базисны­ми дара семьи четыре психологические составляющие (самооцен­ка, коммуникация, наличие и характер жизненных правил, соци­альные связи) и делит все семьи на две группы: благополучные и неблагополучные. Благополучным семьям присуща высокая само­оценка; прямые, четкие и честные коммуникации; гуманные, гибкие правила жизни, ориентированность на принятие других лю­дей и признание многообразия мнений, интересов, потребностей; способность и готовность членов семьи к изменениям; открытость социальных связей, их устремленность в будущее при умении про­дуктивно решать возникающие проблемы.

В таких семьях взаимоотношения являются средством разрядки и успокоения; достоинство членов семьи не унижается, а поддер­живается, им свойственны готовность к компромиссам, взаимо­помощь, сотрудничество в повседневных делах.

Однако это вовсе не означает, что такие семьи не нуждаются в помощи, поддержке, укреплении. Статистика свидетельствует, что здесь возможны разногласия при ранних браках из-за духовной не­зрелости, при поздних — из-за привычки к автономности, независи­мости. Следовательно, помощь в освоении секретов бесконфликтного общения, развитие эмпатии, тренинги понимания, наличие навы­ков создания и поддержки атмосферы уюта, ощущения комфорта в доме, нормальная интимная жизнь, знание того, куда и к кому можно обратиться за помощью при возникновение проблемы, — основа сохранения долголетия семьи как института общества.

Важно, чтобы при помощи и поддержке социальных работников члены семьи уяснили, что у них имеются определенные пробле­мы, но положение дел может быть изменено, если начать активно действовать, предпринять конкретные шаги, если смотреть на не­согласие, противоречие как на разрешимое явление. В этих целях развивается сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствова­ние»), создаются семейные клубы, реализуются программы «Кро­ха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознатель­ное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и ряд других.

В определении критериев и показателей для классификации не­благополучных семей мнения расходятся. Мы будем придерживаться точки зрения, которая наиболее часто встречается в социально-педагогической и психологической литературе, — неблагополуч­ной считается семья, если для нее характерны: низкая самооцен­ка, нереалистические коммуникации, стереотипность поведения, ограниченность и своеобразие социальных связей, их избирательность и узость, нездоровые внутрисемейные отношения различ­ной этиологии. Следовательно, к неблагополучным относятся те семьи, которые в течение определенного времени неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.

В таких семьях, если продолжать их характеристику, преоблада­ют культ личности, сосредоточенность каждого на себе, неста­бильный круг общения, своеобразное понимание ценностей, ги­пертрофированные потребности отдельных членов семьи.

Такие семьи имеют самые разнообразные проблемы и среди них выделяют:

криминальные семьи, в которых существует прямая угроза жиз­ни, здоровью членов семьи и в первую очередь детям, отмечается жестокое обращение с членами семьи, растление детей; невыпол­нение родительских обязанностей, вовлечение близких людей в аморальную деятельность;

конфликтные семьи, в которых присутствуют и прогрессируют трудности во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В этих семьях процветают скандалы, попирается достоинство членов семьи;

педагогически несостоятельные семьи, в которых при внеш­нем благополучии семьи в поведении детей проявляются различ­ные виды девиации (хулиганство, бродяжничество, пьянство и др.). В этих семьях родители не могут найти общего языка с детьми, не являются для них авторитетом, используют несовместимые взгля­ды на жизнь.

Своеобразной промежуточной группой являются семьи социаль­ного риска, и если они не получают своевременную помощь, то переходят в разряд неблагополучных. К ним относятся семьи, ко­торые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в поддержке го­сударственной системы социальной защиты. Это неполные и мно­годетные семьи, а также имеющие инвалидов, опекаемых и усы­новленных детей и недееспособных родителей, беженцев; дистантные семьи. В каждой из них имеются общие для всех и частные проблемы.

Для неполных семей, в частности, трудностями являются малообеспеченность, повышенная ответственность родителей за про­исходящее в семье и с ребенком, чрезмерная эмоциональная и трудовая нагрузка, опасность неверной полоролевой ориентации у детей. Помощь таким семьям не может и не должна ограничивать­ся только материальной поддержкой. Такая семья нуждается в об­ретении чувства безопасности и защищенности в системе обще­ственных отношений, в освоении способов самостоятельного ре­шения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулирова­нии взаимоотношений с детьми, родственниками, знакомыми, сослуживцами, социумом в целом.

Подобные ситуации предполагают консультативную и реаби­литационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целе­сообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.

Социальная работа с многодетной семьей также будет иметь своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функ­ционирования в интересах общества.

Социальная работа с детьми из неполных семей

И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их про­блемы обостряются. Социальная работа с данной категорией се­мей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодоле­нии иждивенческих жизненных установок, овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повыше­ние уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларирован­ных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохо­жести; обмен опытом организаций внутрисемейной жизни; рас­ширение круга общения; психолого-педагогическое просвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.

Особого внимания социального работника и социального педа­гога требуют дети. Поскольку на каждого ребенка в большой семье приходится меньше «воспитательных ресурсов», то они нуждают­ся в поддержке при включении во внеклассную и внешкольную деятельность, в определении дарований и создании условий для их реализации, в организации культурного досуга, в участии в со­циальных акциях.

Одну из наиболее уязвимых категорий составляют семьи, име­ющие ребенка или взрослого с ограниченными возможностями. Они испытывают, во-первых, серьезные материальные затрудне­ния из-за больших затрат на поддержание нормального жизнеобес­печения такого человека, во-вторых, тяжелые физические и эмо­циональные нагрузки, особенно женщина, в-третьих, ограничен­ные возможности для общения, семейной самореализации, лич­ностного и профессионального самоопределения.

Следовательно, решение этих проблем потребует комплекса долгосрочных мер помощи данной категории семей: включения в общественную жизнь; преодоления изоляции, расширения кон­тактов с окружающими; вооружения членов семьи разносторон­ней информацией об особенностях развития, самочувствия, пове­дения таких людей, об институтах помощи им, их правах и льго­тах, целесообразных способах организации их жизни и деятельно­сти; обучения методикам развития собственных ресурсов, самопо­мощи, выстраивания реабилитационных маршрутов и жизненных планов.

Процесс практической деятельности социального работника с такими семьями предусматривает диагностический, организаци­онный и коммуникативный этапы.

На диагностическом этапе по специальной схеме изучаются мате­риальные возможности и бытовые условия жизни семьи, эмоцио­нально-психологический климат, образовательный, общекультур­ный уровень, характер проведения свободного времени, распре­деление ролей и обязанностей, организация совместной деятель­ности, а также выявляются проблемы семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

На организационном этапе создаются условия для включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, проектирование или адаптацию помогающих программ, организацию семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внут­ренних связей.

На коммуникативном этапе поддерживаются сформированные уме­ния и навыки, расширяются используемые средства, стимулируется перевод помощи в самопомощь. Таким образом, специфика рабо­ты с такими семьями заключается в сочетании обучения навыкам жизнедеятельности с супервизией (сопровождением, патронажем).

В поддержке, сопровождении нуждаются и дистантные семьи, т.е. те, в которых родители работают вахтовым методом, уезжают в длительные командировки, работают в нетрадиционном режиме. Им присущи: горечь расставаний, рассогласованность взглядов на жизненно важные ценности, эмоциональное отвержение, неза­служенные обвинения, сложность привыкания после отсутствия.

В большинстве случаев здесь необходима консультативная и посредническая помощь. Работа с такими, как, впрочем, и с други­ми, семьями группы риска может строиться по следующей схеме: установление контактов с семьей, преодоление сопротивления недобровольных клиентов, достижение расположения с их сторо­ны благодаря искреннему участию и профессионализму социаль­ного работника; сбор и оценка данных; формирование плана дей­ствий; заключение соглашения с клиентом; побуждение его к дей­ствиям; рефлексия; внесение корректив, закрепление достижений, использование стратегии последействия.

Таким образом, помочь семье, клиенту достичь изменения жиз­ненной ситуации, видоизменить существующий образец, скоор­динировать действия специалистов и потенциалов услуг — основ­ная цель социального работника в работе с семьей.

Рекомендуемая литература

1. Мацковский М. С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. — 1995. — № 3, 4.

2. МудрикА.В. Социальная педагогика. — М., 2004.

3. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. — М., 1996.

2. Молодежь занимает важное место в общественных отношени­ях, производстве материальных и духовных благ, ее поло­жение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельно­сти напрямую зависят от действий общества и государства.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начи­ная с 1991-1992 гг.

Инфраструктура социальных служб активизировалась после при­нятия Федерального закона «Об основах социального обслужива­ния населения в Российской Федерации» (1995), в котором соци­альное обслуживание определяется как деятельность служб по со­циальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилита­ции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К учреждениям социального обслуживания организаций по де­лам молодежи с полным основанием можно отнести комплекс­ный центр социального обслуживания молодежи; социально-пси­хологический центр по оказанию медико-психологической помо­щи молодежи, переживающей кризисные состояния и находящейся в конфликтных ситуациях; центр профилактики и предупрежде­ния девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи; социальную службу для молодежи; социальный центр молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экст­ренной, анонимной, бесплатной психологической помощи моло­дежи по телефону; молодежный центр планирования семьи; центр правовой помощи молодежи; центр информации молодежи, пред­назначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организаци­ям и учреждениям, работающим с молодежью, различным груп­пам молодежи; подростково-молодежный клуб; комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи; клуб для детей, под­ростков и молодежи; центр по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежный центр; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежная биржа труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи, молодежный бизнес-инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи; центр гражданского и патриотического воспитания молодежи; центр развития физи­ческой культуры детей и молодежи; и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руково­дителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктив­ное письмо «О создании (функционировании) учреждений соци­ального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. В них обозначены основные направления деятель­ности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функ­ции. В частности, главной обязанностью таких учреждений являет­ся участие в реализации мер, связанных с проведением государ­ственной молодежной политики; обеспечение социального обслу­живания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражда­нам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи, основными направлениями их деятельно­сти должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитацион­ная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультатив­ная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка.

К основным видам деятельности учреждений социального об­служивания можно и нужно отнести: социально-профилактиче­скую; социально-реабилитационную; производственно-трудовую; социально-бытовую; спортивно-оздоровительную; культурно-мас­совую; информационную, консультационную и иные виды дея­тельности.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *