Пушкин о семье

Женская гимназия. Белгород.

Е.Н. Меньшикова

Проблемы эволюции социокультурного облика черноземного купечества XIX столетия, включающие в себя, в том числе, и выявление образовательного уровня и культурных запросов гильдейцев, попали в фокус внимания региональных историков с середины 90-х гг. прошлого века. Однако, подойдя к изучению обозначенной проблематики с андроцентрических позиций, специалисты исключили из области своего научного поиска целый ряд вопросов — например, связанных с исследованием исторического статуса женщины-купчихи и, в частности, опыта ее социализации. Вместе с тем, привлеченный первичный материал государственных архивов Белгородской и Курской областей, источники нарративного характера (мемуарные произведения представителей купечества), а также художественные памятники эпохи (несущие информацию о картине мира, повседневной жизни, психологических свойствах общества) позволяют обнаружить интересные данные об образовании и воспитании купеческой женщины, опираясь на которые возможно сконструировать некую общую модель личности представительницы купеческой среды пореформенного периода.

Исходя из цели воспитания, каждая купеческая семья стремилась обеспечить своей дочери минимум знаний преимущественно прикладного характера. Практическая направленность женского домашнего воспитания, по мнению купечества, как раз и способствовала культивированию таких качеств личности женщин, наличие которых обеспечит жизненную успешность и приведет к превращению купеческой дочери в образцовую жену и хозяйку дома. Яркое описание этого образа мы находим у русских классиков второй половины XIX в: «…образцовая жена, искусная хозяйка, она превосходно солила огурцы, мариновала грибы, варила варенья, прислуга в доме работала с точностью колесиков в механизме часов. Она была бережлива». В отличие от семей низших сословий, например, крестьянских, приучение дочерей к тяжелому физическому труду в купеческой среде не было распространено.

Чаще всего в первый период интересующего нас временного интервала (60—90 гг. XIX в.) этот образовательный минимум изучался в процессе домашнего обучения под строгим надзором матери или друг их родственниц женского пола, а также посредством «трудов разных церковнослужителей», которые были способны «выучить читать по-славянски и кое-как писать».

Важнейшей составляющей всей системы социализации купеческой женщины выступало религиозное воспитание, закладывавшее мировоззренческие основы личности. Религиозное воспитание в купеческой семье представляло собой педагогически продуманную систему, предусматривавшую определенную, жестко канонизированную организацию жизни всех ее членов с обязательным посещением церкви, знанием и исполнением молитв, соблюдением христианских праздников и обрядов.

О месте религиозных ценностей в ментальноcти купчихи красноречиво говорят данные, извлеченные из сохранившегося до наших дней духовного завещания новооскольской купчихи, почетной гражданки Прасковьи Семеновны Агеевой. По ее воле назначенным наследникам (вероятно, ввиду отсутствия собственных детей объявленными наследниками выступили две племянницы и два ребенка внучатой племянницы) полагалось получить капитал на общую сумму 1600 руб., а на выполнение распоряжений по поводу заботы о загробном устроении души было приказано потратить 9 935 руб. В этом направлении предполагались следующие статьи расходов:

1.На святую Афонскую гору, в Русский Святого Пантелеймона монастырь на ежеднев­ное вечное поминовение на проскомидии и ектении при Божественной литургии за 4 лица.

2.Святого Пантелеймона монастырю на особое вечное поминовение, на неусыпное чтение псалтыря по рабе Божьей Прасковье, на масло и свечи при чтении псалтыря, на временное ежедневное поминовение при проскомидии и ектении во время Божественной литургии с панихидами за упокой рабыни.

3.Киево-Свято-Троицкому монастырю завещано процентовыми бумагами и наличными деньгами:

·на сооружение монастырем колокола в 600 пудов;

·на вечное ежедневное поминовение при Божественной литургии;

·на 6 обедов для братии монастыря: в день похорон, на девятый, двадцатый, сороковой дни, двухгодичный, трехгодичный;

·на устройство на могиле склепа и железной решетки вокруг могилы;

·на сооружение двух киот в церкви Киево-Свято-Троицкого монастыря, к иконам Божьей Матери Троеручницы, Божьей Матери Споручницы грешных .

Еще одним свидетельством благочестия купеческой семьи может служить следующий фрагмент литературного источника: «Семья была благочестива — запах воска, ладана и лампадного масла наполнял дом, покаянные вздохи, молитвенные слова носились в воздухе. Обрядности исполнялись неуклонно, с наслаждением».

Приверженность основной массы курской купеческой корпорации к православному вероисповеданию определяло и требования к нравственному портрету купеческой женщины. Кротость, покорность, уступчивость, боязливость, безропотность, смирение, незлобивость, почитание родителей, вместе с активным проявлением благочестия, трудолюбием, бережливостью, скромностью в личных потребностях, честностью, предприимчивостью — именно такие этические характеристики были присущи мужскому купеческому сознанию в оценке идеальной модели женской сущности. Именно к этому образу стремились родители-купцы в воспитании своих дочерей, а женихи — в выборе надежной спутницы жизни.

Отсюда, в содержательном плане домашнее образование купеческой женщины определялось с учетом будущих обязанностей жены представлять в обществе супруга, а потому включало в себя основы счета, письма, чтения, начатков профессиональных умений общих правил торговой деятельности; комплекс знаний обо всех отраслях домашнего хозяйства (в том числе о различных видах рукоделия) и о способах его рачительного веления. Кроме того, купеческие семьи прививали своим дочерям простейшие навыки врачевания и широкий круг умений, связанных с процессом взращивания детей.

Во второй половине XIX в., особенно в последней его четверти, с развитием промышленного производства, системы путей сообщения, банковского дела, увеличением объема внутренней и внешней торговли, увеличением конкуренции, существенным образом менялись взгляды представителей провинциального купечества на образование в целом и на женское образование в частности. Все больше купеческих семей предпочитали доверять образование и воспитание своих дочерей специализированным институтам, неединичное появление которых, бесспорно, обязано комплексу мероприятий, осуществлявшихся Министерством народного просвещения Российской империи в 60—70 гг. XIX в.

Анализ источников позволил выяснить некоторые, несомненно, любопытные, сведения, отражающие разные аспекты вовлеченности купеческих семей в процесс развития институционального женского купеческого образования в Курской губернии второй половины XIX в. А именно: установить, количественный состав учебных заведений, куда купечество могло направить на обучение своих дочерей; показать сословный состав учащихся учебных заведений; определить динамику изменения численности контингента учащихся; выявить составляющие содержания образования и уровень развития воспитательной работы, осуществлявшейся в учебных заведениях, и многое другое. (См. табл. 1 и 2).

Табл.1. Число женских учебных заведений и учащихся

в уездных центрах Курской губернии в 1896 ныне находящихся на территории Белгородской области.

№ п/п

Название учебного заведения

Количество учащихся

Женская гимназия в г. Белгороде

Женская прогимназия в г. Грайвороне

Женская прогимназия в г. Короче

данные отсутствуют

Женская прогимназия в г. Старом Осколе

Женская прогимназия в г. Новом Осколе

Училище при монастыре в г. Белгороде

Приведенные в таблице женские учебные заведения Белгородчины составляли третью часть всех учреждений подобного назначения, имевшихся в Курской губернии в указанном году.

Дом Корочанского Городского Общества. В нем размещалась женская прогимназия (до 1908.)

Табл. 2. Численность представительниц купеческого сословия, обучавшихся в женских учебных заведениях Курской губернии на рубеже XIX — XX вв. (% от общего числа воспитанниц учебного заведения)».

Название учебного заведения

1874 г.

1886 г.

1900 г.

1904 г.

Курская женская Мариинская гимназия

17%

Курская частная женская гимназия, принадлежащая госпоже О.Н. Красовской

25 %

Курская женская прогимназия

3 %

Грайворонская женская гимназия

1,1 %

Данные таблицы 2 указывают на факт снижения удельной доли представительниц купеческой среды в числе обучающихся в женских гимназиях.

Стихи о семье и семейных ценностях

Причем, показателен многократный разрыв в количестве учащихся во временной промежуток с конца 80-х гг. XIX по начало XX века. Одним из возможных вариантов объяснения этого явления можно считать наличие негативной для купеческого сословия совокупности последствий податной реформы 1898 г., немаловажным показателем которых стало численное сокращение членов купеческой корпорации в Курской губернии с 1897 по 1917 гг. на 61,6%».

Устройство дочери в общественное учебное заведение требовало от купеческой семьи выполнения определенных обязательств. Первоочередной задачей родителей было решение вопроса о плате за обучение, которая была относительно высокой. Например, плата за полугодовой курс обучения в Курской женской гимназии, содержимой О.Н. Красовской, составляла 136 руб. 36 коп. Помимо соблюдения этого условия, необходимо было приобрести комплект учебных принадлежностей, включавший в себя книги, тетради и прочие предметы, а также сшить по заданному покрою форменное платье темно-красного цвета.

Обучение в гимназии купеческой дочери регламентировалось правилами внутреннего распорядка учебного заведения. В Государственном архиве Курской области хранится перечень основных обязанностей учениц гимназий. Данные принципы организации учебной и внеучебной жизни воспитанниц условно можно разделить на несколько крупных блоков.

Первые пункты документа обращены к воспитанницам, разделяющим принципы православного вероучения: им предписывается посещать в воскресные и праздничные дни общественное богослужение, соблюдать посты, для подтверждения последнего они обязывались принести начальнице гимназии свидетельство духовника. Примером того, насколько серьезным был административный контроль над соблюдением гимназистками этого образа поведения, служит следующий факт: в марте 1891 г. курский губернатор издал распоряжение, которое обязывало начальниц женских гимназий губернии обеспечивать регулярное посещение гимназистками всех классов торжественных панихид и других церковных служб в царские дни.

Следующая, главная содержательная часть документа посвящалась организации учебно-воспитательного процесса в женских гимназиях. Выдвигались требования неукоснительного соблюдения учебной дисциплины, а именно исправное посещение занятий. Опоздания и самовольные пропуски уроков мог ли повлечь за собой неудовлетворительные отметки в поведении и другого рода взыскания. Воспитанницы, пропустившие занятия по болезни и другой уважительной причине, подтвержденные документально, обязаны были позаботиться о том. чтобы скорее пройти все изученное в их отсутствие. После окончания всех уроков ученицы не должны были уходить из гимназии без разрешения начальницы гимназии.

Во время преподавания учителем какого-либо предмета, ученицы не должны были ни разговаривать между собой, ни заниматься чем-либо посторонним, ни подсказывать друг другу, но со всем вниманием следить за речью учителя и за ответами других учениц.

Особое место в документе уделялось морально-этическим наставлениям воспитанницам гимназии. От них требовалось в отношениях друг к другу всегда быть вежливыми, доброжелательными и дружелюбными; держать себя скромно, с соблюдением всех общественных приличий, отличающих каждую образованную девицу. Кроме того, рекомендовалось тщательно следить за внешним видом: ученицы должны были носить платье по установленной форме, без всяких излишних украшений, соблюдая во всем простоту, чистоту и опрятность. Именно эти характеристики могли послужить, по мнению педагогов, лучшими украшениями воспитанниц.

Не осталась без внимания разработчиков данного перечня и внеурочная жизнь гимназисток: посещение театров, концертов и общественных гуляний — всего того, что составляло культурную жизнь провинции. Ученицы гимназий должны были посещать перечисленные заведения и мероприятия не иначе как в сопровождении родителей или других лиц, на попечении которых они находились, и притом только во внеучебные дни. Свидетельством нарушения последнего требования явилось разбирательство полицейским управлением дела о факте присутствия учениц частной гимназии О.Н. Красовской на увеселительных мероприятиях 1 марта 1891 г.: на костюмированном вечере и на любительском спектакле в доме купца Масленникова.

Как известно, 1 марта — памятная дата в истории Российской империи, связанная с кончиной императора Александра II. Именно поэтому, казалось бы, заурядным фактом — проведением частной вечеринки в купеческом доме — заинтересовалось губернское начальство. Вот как позднее, 22 марта, объясняла госпожа О.Н. Красовская в письме курскому губернатору это происшествие: «…о вечере, бывшем 1 марта в доме купца Григория Ивановича Масленникова, дочь которого состоит в числе моих воспитанниц, никто из родителей не был осведомлен. Госпожой Масленниковой мне было заявлено так, что у нее в доме не предполагаюсь никакого костюмированного вечера в тот день, а были приглашены некоторые подруги ее дочери, как вдруг, неожиданно, появились маски, но в числе которых из воспитанниц содержимой мною гимназии никого не было, как утверждает также г-жа Масленникова».

Возвращаясь к анализу перечня обязанностей воспитанниц гимназий, следует указать на то, что обозначенные в документе требования, по замыслу членов педагогического сообщества, должны были способствовать полноценному усвоению преподаваемого комплекса знаний и, в конечном счете, привести к гармоничному интеллектуальному, социальному и нравственному развитию ученицы, соответствующему главному жизненному назначению девушки —- становлению жены, хозяйки дома.

Содержание образования в женских гимназических учреждениях, чьи услуги были доступны курскому купечеству, предполагало три цикла изучаемых учебных предметов — естественнонаучного, гуманитарного, трудовой и физической подготовки.

Первый, естественнонаучный, компонент включал в себя следующие дисциплины: арифметику, алгебру, геометрию, естественную историю, географию, космографию, физику, гигиену.

Гуманитарный блок присутствовал в виде Закона Божьего, педагогики, русского языка, истории, французского, немецкого языков, рисования, чистописания. В дополнение к этому девочек учили пению и игре на музыкальных инструментах.

И, наконец, трудовое и физическое воспитание выражалось в преподавании танцев и рукоделия. Преподавание последнего базировалось на специально разработанной в октябре 1885 г. Министерством народного просвещения «Программе для испытаний учениц по рукоделию». Данная учебная программа имела хорошее учебно-методическое обеспечение. Так, попечителем Харьковского учебного округа были рекомендованы для использования в образовательном процессе два авторских учебных пособия К. Далматовича: «Пятый альбом узоров для вышивания по канве», ценой в 1 руб. 50 коп., и «Русские вышивки по атласу цветным шелком на мягкую мебель и по полотну на карнизы окон и дверей в русской манере Датского королевского парка Фреденбурга в 1889 году», ценой в 3 руб.

В пояснительной записке к учебной программе, во-первых, озвучивалась цель преподавания рукоделия: «научить воспитанниц изготавливать для себя и своей семьи самые необходимые в домашних обиходах женские работы»; а, во-вторых, перечислялись умения, которыми в ходе занятий должны были овладеть ученицы: различные вязания, кройка и шитье платьев и белья, вышивка, черчение, рисование, товароведение, вышивание шелками, разные художественные рукоделия, изготовление шляп, искусственных цветов, шитье на новых центрально-шпульных машинах Зингера.

Таким образом, занятия рукоделием готовило воспитанниц гимназий, в числе которых находились и купеческие дочери, к кругу домашних социальных обязанностей.

Довольно частым явлением во внеурочной жизни гимназисток были экскурсионные поездки в различные районы страны и за границу. Экскурсии давали возможность воспитанницам приобрести общекультурные познания, расширявшие представления о внешнем мире.

Деловая переписка попечителя Харьковского учебного округа с председателем Курского педагогического совета, датируемая 90-ми годами ХТХ в., свидетельствует о большом количестве туристических поездок воспитанниц курских гимназий. Так, в 1892 г. 23 ученицы Курской Мариинской женской гимназии (среди них -— две девушки купеческого происхождения) имели возможность осуществить экскурсию на юг России, с посещением городов: Новороссийск, Геленджик, Сочи, Новый Афон, Сухуми. Руководительницей экскурсии выступала начальница гимназии М.А. Блюм, а сопровождающими лицами — шесть преподавателей: пять женщин учительниц, один учитель и два мужчины (прислуга от гимназии).

Еще одним подобным примером служит образовательная поездка, предпринятая в 1900 г. во время летних каникул группой учениц, состоящей из 22 чел., по маршруту: Киев, Варшава, Берлин, Дрезден, Швейцария, Вена. Членом этой группы гимназисток была и купеческая дочь Варвара Петровна Котова. В сопровождение гимназисток направлялись три преподавательницы.

Важной составляющей реализации системы нравственного воспитания учащихся гимназий являлось систематическое проведение различных благотворительных акций. Так, только за один 1888 г. в Курской Мариинской женской гимназии было зафиксировано проведение шести подобных мероприятий. Для иллюстрации разнообразия направлений этой работы имеет смысл их перечислить. Итак, в 1888 г. между воспитанницами гимназии была проведена подписка на предмет чествования выдающихся событий; был объявлен сбор пожертвований на строительство памятника путешественнику Н.М. Пржевальскому над могилой на берегах озера Иссык-Куль; на строительство в городе Ревеле соборного храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского; на строительство в Москве памятника Н.А. Островскому; на сооружение в городе Вильно памятника графу М.Н. Муравьеву; инициирована кампания, направленная на борьбу с голодом в Пензенской и Тамбовской губер

Таким образом, подводя итог всему изложенному выше, нужно сказать о том, что меняющиеся российские реалии пореформенного периода способствовали трансформации традиционных представлений центрально-черноземного купечества о системе женского воспитания и образования. Вместе с тем, во многом неизменной оставалась генеральная целевая установка всей системы социализации купеческой женщины — воспитание женщины, главное предназначение которой — семья и частная сфера дома.

Е.Н. Меньшикова

Редакция сайта благодарит администрацию Белгородского государственного историко-краеведческого музея за предоставленный материал.

Кол-во просмотров страницы: 7085
Короткая ссылка на эту страницу:

9 пользователям понравилась эта запись

В предложенной статье изложена летопись семьи Пушкина. Многие события биографии поэта дают представление о его творческой жизни.

Род Пушкиных древнего происхождения и, как писал сам поэт, берет начало от прусского выходца Радши, сподвижника Александра Невского.

Увлеченность русской историей вызвала у Пушкина интерес к жизни предков, что отразилось в его произведениях. В 1830 г. он написал статью «Родословная Пушкиных и Ганнибалов» и стихотворение «Моя родословная», еще ранее работал над романом «Арап Петра Великого», где прототипом главного героя был его прадед.

Дети Пушкина — фото, имена и краткая информация

Мария (1932 г.) – старшая дочь. Получила домашнее образование. Состояла при дворе фрейлиной императрицы.

Обвенчалась с Леонидом Гартунгом, офицером лейб-гвардии конного полка. Генерал Гартунг, будучи начальником Московского коннозаводства, был обвинен в финансовых нарушениях и, не сумев оправдаться, застрелился. После был полностью реабилитирован. Всю оставшуюся жизнь воспитывала детей овдовевшего брата Александра. Замуж больше не вышла, своих детей не было.

Александр (1833 г.) – старший сын, любимец родителей. Обучался в Пажеском корпусе, службу начал корнетом Конногвардейского полка. Позже, в звании полковника был командиром Нарвского гусарского полка.

За храбрость в русско-турецкой войне был отмечен многими высокими наградами. Закончил военную карьеру в чине генерала от кавалерии. От двух браков имел 11 детей. Заботливо хранил архив отца, многое подарил Румянцевскому музею.

Григорий (1835 г.) – младший сын. После Пажеского корпуса служил корнетом, как и старший брат. Продолжил службу в Министерстве внутренних дел.

Ему в наследство досталось Михайловское, которое он обустроил. На общественных началах был мировым судьей и пользовался в округе огромным авторитетом. Женился поздно, детей не имел.

Наталья (1836 г.) – младшая дочь. Получила домашнее воспитание. Вопреки воле матери обвенчалась с Михаилом Дубельтом, сыном жандарма, который после гибели Пушкина опечатал его кабинет и изымал бумаги поэта. Брак был неудачным.

Повторно сочеталась браком с принцем Николаем Вильгельмом Нассау. Живя за границей, помнила свои русские корни.

Братья и сестры были едины в сохранении творческого наследия великого отца и занимались просветительской деятельностью, участвовали в открытии памятника поэта, создании новых библиотек, сотрудничали с архивами и музеями.

Генеалогическое древо Пушкина

У семьи Пушкина богатейшая история. Среди предков были военачальники, государственные деятели, священнослужители. В наше время род Пушкиных состоит из 58 ветвей с различными фамилиями.

Более 200 потомков поэта живет по всему миру. Из прямых потомков остался один — Александр Александрович Пушкин, живет в Брюсселе и занимается благотворительной деятельностью.

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже время мужественные. Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

©Monika Koclajda

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского.

Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким. Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание.

Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень.

Стихи про семью

От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?» Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну.

Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.

Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.

Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?

Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.
Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».

Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», читая литературу. Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике. опубликовано econet.ru

Предки Пушкина

Одного из своих предков – Гаврилу Пушкина Александр Сергеевич упоминает в пьесе «Борис Годунов».

Его мать была родом от маленького арапчонка, завезенного в Россию графом Толстым по просьбе Петра I. Пушкина ничуть не смущало нерусское происхождение его матери. Напротив, он гордился своим прадедом, воспитанным самим императором. Его предок Абрам Петрович Ганнибал проявил редкую смышленость, легко осваивал знания. Впоследствии он служил в качестве военного инженера. После смерти Петра I оказался в числе недовольных своевластием «Алексашки» Меньшикова, прозванного временщиком, за что был сослан в Сибирь. Когда к власти пришла Елизавета Петровна, Ганнибал был реабилитирован. Императрица пожаловала ему земли в псковской провинции. До отставки он служил управляющим Инженерной частью всей России. Возглавлял строительство Тоболо-Ишимских укреплений, а также руководил укреплением Кронштадтской, Рижской и других крепостей. Примечательно, что Абрам Петрович внес свою лепту в разведение картофеля в России. Он был первым, кто стал высаживать картофель в своем имении Суйде. Своему предку Пушкин посвятил незавершенное произведение «Арап Петра Великого».

Семья, в которой родился Пушкин

Богоявленский собор в Елохове, где крестили Пушкина

Надежда Осиповна Ганнибал была правнучкой любимца Петра. От знаменитого прадеда ей досталась необычная красота, черные кудрявые волосы. Мать Надежды Осиповны принадлежала к одному из ветвей рода Пушкиных. Но выйдя замуж за Осипа Абрамовича, она тоже получила фамилию Ганнибал. Надежда Осиповна, была троюродной племянницей Сергея Львовича и с фамилией мужа вернула девичью фамилию своей матери.

Мать Пушкина

Надежда Осиповна родилась в родовом имении, подаренном когда-то ее деду Елизаветой Петровной – в Суйде. Она была строгой матерью и любящей женой. Супруги прожили в любви и согласии 40 лет. Всего у Надежды Осиповны было 8 детей, но выжили только трое. Четверо умерли во младенчестве, брат Николай умер в 7-летнем возрасте. В семье Александр Сергеевич воспитывался до 11 лет. Он был первенцем, но мать относилась к нему холодно. Всеобщим любимцем был Левушка. Тем не менее, родители гордились талантом сына. Когда Надежда Осиповна умерла, из детей за гробом шел один Александр. После похорон он прикупил место на кладбище в Святогорском монастыре, чтобы быть похороненным рядом с нею.

Сергей Львович Пушкин родился в 1770 году. В пятилетнем возрасте был записан на военную службу. Сначала он был переведен в гвардию, а в 1777 году получил чин сержанта. Он почти всю свою жизнь был военным. Уволен со службы был в 1817 году с чином 5-го класса и орденом св. Владимира 4-й степени. Женился в 1796 году в возрасте 26 лет. Получив французское образование, он даже стихи писал на французском.

В семье Пушкина, в основном, говорили на французском языке, и свои первые стихи поэт писал по-французски. К моменту поступления в Царскосельский лицей этот язык он знал лучше, чем русский, за то и получил свое прозвище Француз.

Ольга, сестра Александра Сергеевича, родилась, когда поэту было 4 года.

«Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Между братом и сестрой с раннего детства сложились доверительные отношения. Ольга вышла замуж за Павлищева без благословения родителей, тайком. И Александр был первым, кто узнал об этом от самой Ольги. Именно к старшему брату она пришла, чтобы тот сообщил родителям о ее венчании.

Лев Сергеевич, Левушка – самый младший и самый обожаемый ребенок в семье. Он родился через год после Ольги. Он учился в благородном пансионе при Главном педагогическом училище. Преподавал у него друг Александра – Вильгельм Кюхельбекер. Когда в 1821 году Кюхельбекер был уволен из училища, ученики попытались воспротивиться этому увольнению. Левушка тоже участвовал в этом движении протеста и был исключен из пансиона.

Во время декабрьского восстания присутствовал на Сенатской площади. Правда, чтобы уберечь своего воспитанника от наказания, Кюхельбекер сказал, что молодой человек оказался там из ребяческого любопытства, и к тайным обществам не имел никакого отношения.

Лев Сергеевич участвовал в персидско-турецкой и польской военных кампаниях. Во время пребывания Пушкина на Кавказе Левушка выполнял поручения брата по издательским и литературным вопросам. Он обладал феноменальной памятью, и, по мнению Вяземского, множество произведений Пушкина погибли вместе со Львом Сергеевичем, оставшись незаписанными.

Женитьба Пушкина и его дети

Жена Пушкина

Родители Натальи Николаевны Гончаровой не сразу дали согласие на брак. Пушкин просил ее руки дважды. Но получив, наконец, согласие, был безмерно счастлив. Венчание поэта и Натальи Николаевны состоялось 18 февраля 1831 года. Ему на тот момент был 31 год, ей – 18. Она была очаровательной и хорошо образованной барышней. Она возбуждала любопытство в обществе не только как супруга известного поэта, но и сама по себе, как юная очаровательная особа. К Наталье Николаевне проявлял интерес император Николай 1 и, ради того, чтобы чаще видеть ее при дворе, назначил Пушкина камер-юнкером. Эту должность давали, как правило, юношам. Поэт был уязвлен этим назначением. Наталья Николаевна был скромной, немногословной женщиной. И, по мнению Николая Раевского, она так и не стала светской дамой. Жена родила Пушкину четырех детей: Марию, Александра, Григория и Наталью. Александр Сергеевич обожал своих детей и переживал о том, что будет с ними после его смерти. Мысли о смерти, темные предчувствия, не давали ему покоя.

Наталья Николаевна любила поэта, и даже помогала ему в работе. Сохранились труды Пушкина, переписанные рукой Натальи Николаевны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *