Профориентационная работа в ДОУ

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

С 2016 г. ранняя профориентация детей дошкольного возраста стала инновационным направлением работы МАДОУ детский сад № 65, на основании приказа министерства образования Саратовской области от 22.04.2016 г. № 1454 «Об организации инновационной деятельности в образовательных организациях Саратовской области».

В практике МАДОУ детский сад № 65 накоплена определенная совокупность форм и методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Зная психологические и индивидуальные особенности ребенка в детском возрасте, мы стараемся спрогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы расширяем выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Наши педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Цель: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи:

1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

3. Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задача

Показатель результативности на конец года

Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях

Расширение представлений детей о профессиях: результат педагогической диагностики воспитанников старших и подготовительных к школе групп, образовательная область «Познавательное развитие» — 92%

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру

Проявление интереса детей к разновидностям профессий

Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

Участие в конкурсах различного уровня, организация совместных мероприятий для детей и взрослых

В МАДОУ детский сад № 65 работает сплоченный коллектив единомышленников, отличительными чертами которого являются профессионализм и заинтересованность в результатах своего труда. Всего педагогов – 27 человек, инновационную деятельность осуществляют 16 человек: заведующий, заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе, старший воспитатель, 4 специалиста и 9 воспитателей. Высшую квалификационную категорию имеют – 8 педагогов, 6 педагогов — первую квалификационную категорию.

С 2016 года педагогический коллектив МАДОУ детский сад № 65 активно осуществляет инновационную деятельность, в результате чего созданы условия, обеспечивающие профессиональный и личностный рост.

Повышение квалификации в соответствии с ФГОС ДО прошли все педагоги МАДОУ детский сад № 65 – 100 %.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Для этого налажено сетевое взаимодействие и сотрудничество с: МАОУ СОШ № 27, МАУ «УСК «Форум», «Станция юных техников», Ледовый дворец «Кристалл», пожарная часть № 22, Городская центральная библиотека, Балаковский театр юного зрителя.

Описание методов, форм и средств обучения

Наиболее действенными методами и средствами обучения для повышения эффективности считаем нестандартные формы занятий: занятие – сказка, путешествие, спектакль, викторина, игра.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем следующие методы обучения:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно — бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяем не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Выявленные затруднения и проблемы, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности и их решение.

Выявленные затруднения

Пути решения выявленных затруднений

Низкая степень охвата участия социальных партнеров

Проведение в начале года рекламной акции по информированию потенциальных партнеров, с целью убеждения, привлечения к принятию участия в запланированных мероприятиях, с привлечением СМИ, возможностей интернета

Отсутствие курсов повышения квалификации подготовки кадров для системы сопровождения профессионального самоопределения дошкольников

Работа по самообразованию, посещение семинаров, вебинаров, конференций и т.д.

На 1-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было проведено анкетирование родителей по теме: «Первые шаги в профориентации ребенка в детском саду» (12.09.2016 г.), «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» (10.10.2016 г.).

16.01.2017 г. протестировали воспитанников на тему: «Кем может стать ребенок в будущем?».

13.09.2018 г., 25.05.2018 г. на 2-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было также проведено анкетирование педагогов. По итогам анкетирования сделали вывод: в настоящее время в ДОО целенаправленно осуществляется работа по ранней профориентации детей, возможности воспитанников к освоению опыта трудовой деятельности реализуются в полной мере, отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

С 2016 г. все проводимые мероприятия по профориентации прослеживаются на странице сайта МАДОУ детский сад № 65.

В фойе детского сада оформили стенд «Профориентация детей дошкольного возраста», на стенде «Вернисаж» организовываем выставки рисунков детей и родителей.

С целью выявления опыта применения новых форм образовательной деятельности, в области профориентационной работы в детском саду проводили семинары – практикумы: «Особенности профориентационной работы в детском саду», «Развитие профориентации детей через сюжетно-ролевые игры».

С целью получения знаний детей о профессиях членов семьи провели конкурс мини — рассказов «Профессии моей семьи» среди воспитанников старших и подготовительных к школе групп МАДОУ детский сад № 65. Гостями конкурса были ученики МАОУ СОШ № 27 – бывшие воспитанники МАДОУ детский сад № 65.

С целью оказания профориентационной поддержки детей старшего дошкольного возраста организовали конкурс чтецов «Профессии, которые мы выбираем».

14.03.2018 г. организовали региональный семинар-практикум по теме: «Организация работы ДОУ по реализации региональной инновационной программы по теме: «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Данный семинар посетили педагоги из городов: Ершов, Энгельс, Пугачев, Саратов.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, создали определенную развивающую предметно – пространственную среду, выстроенную с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:

— организовали уголки по профориентации;

— приобрели и сделали своими руками тематические плакаты;

— изготовили совместно с родителями бизиборды;

— пополнили библиотеку подборкой книг о профессиях, пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;

— подобрали дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;

— сделали подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

— периодически совершаем виртуальные экскурсии.

В своей работе педагоги МАДОУ детский сад № 65 активно используют интерактивную доску.

Силами детей и родителей оформили «Древо семьи» по профессиям, изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски.

Сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. В феврале 2018 г. в МАДОУ детский сад № 65 прошел марафон сюжетно – ролевых игр.

Основной вывод об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения реализации проекта, перспектив и направлений дальнейших исследований.

Выводом об эффективной инновационной деятельности в МАДОУ детский сад № 65 является то, что:

1. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате деятельности региональной инновационной площадки.

2. Педагоги уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

3. Ежегодное увеличение воспитанников в МАДОУ детский сад № 65, что доказывает высокий уровень создания комфортных условий в детском саду.

Считаем, что необходимо продолжить инновационную деятельность в МАДОУ детский сад № 65, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности — детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Перспективы на развитие профориентационной работы в МАДОУ детский сад № 65:

— вести активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации — поддерживать имидж дошкольного работника;

— совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий;

— продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации воспитанников.

Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

Каждый гражданин нашей страны имеет право на выбор профессии. Но как это право реализовать так, чтобы потом не жалеть о неверном шаге? По статистике, большинство людей занимаются нелюбимой работой, и эта профессиональная неудовлетворенность приводит к серьезным проблемам со здоровьем, делает людей раздражительными, несчастливыми. Необходимость ежедневно выполнять не приносящие радость обязанности вызывает постоянный стресс, развивает неуверенность в себе, страх за свое будущее, у человека формируется заниженная самооценка. И самое ужасное – это понимание, что и завтра, и через год будет то же, что вчера.

Когда же родители должны начать задумываться о профессиональной ориентации ребенка, чтобы избежать для него такого безрадостного будущего?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Чтобы и учеба, и профессия окрыляли любимое чадо и вдохновляли его на новые подвиги?
Когда-то многие родители особенно и не задумывались об этом, надеясь на любимое русское «авось» и «само собой как-нибудь образуется». Выбирая профессию, ориентировались в основном на ее популярность: учитель, врач, инженер и т.д.
Но время не стоит на месте, мир меняется, и с каждым годом все быстрее. Технический прогресс, инновационные технологии, новые открытия, изменения во всех областях, в том числе и в образовании, заставляют мам и пап серьезно задуматься о будущем не только старшеклассников, но и дошкольников.

Зачем же дошкольнику профессиональная ориентация?
Давайте разберемся. Только ребенок встал на ноги, научился ходить и держать ложку в руках, неугомонные родители уже определяют его в детский сад. И с чем они сталкиваются? Имеется в виду, конечно, кроме огромной очереди желающих попасть в него. Детские сады-то сейчас в основном с углубленным изучением каких-либо предметов (например, эстетическим уклоном, изучением английского языка и т.д.). Мамам и папам нужно проявить недюжинные способности, чтобы самостоятельно справиться с этой задачей.

Кажется, только недавно определились с детским садом, а годы незаметно пролетели, и уже нужно выбирать школу. И опять вопрос: какую? Ведь если ребенок, например, гуманитарий, а вы выбрали для него математическую школу или физико-математический лицей, то проблем, конфликтов и постоянных сбоев со стороны здоровья ребенка не избежать.
А в какие секции его водить, какие направления и программы в учреждениях дополнительного образования выбрать?
Ребенок (впрочем, как и взрослый) добивается наилучших результатов в своей деятельности только тогда, когда занимается тем, к чему у него есть способности, желание, интерес, что делает с увлечением. Значит, задача родителей выявить их. Незаменимым помощником в этом как раз и будет профессиональное тестирование. Именно оно поможет определить реальные интересы и склонности, понять, как создать условия для самореализации, развития ребенка, а также как откорректировать слабые стороны.
Вовремя обратившись за советом к специалистам по профориентации, поняв особенности своего ребенка, выявив его интересы, способности можно избежать ненужных проблем. Заботливым, любящим родителям останется только так организовать учебную деятельность, чтобы максимально раскрыть его выявленные таланты, сделать уверенным, успешным, счастливым человеком. Им нужно приложить максимум усилий для того, чтобы дать возможность как можно более полно развить сильные стороны сына или дочери, опираясь их личные качества и склонности, а слабые стороны превратить в дополнительные плюсы.
Только профессиональная методика в сопровождении опытного психолога принесет положительные результаты. Именно таким образом вы точно будете знать, в какой детский сад определить ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно и гармонично развивался, какую школу выбрать, чтобы интересно и радостно было учиться, и к приобретению какой профессии следует стремиться.
Профориентация – это золотой ключик, благодаря которому родители уверенно, а не методом проб и ошибок, имеют возможность с раннего возраста развивать врожденные способности ребенка и культивировать новые полезные увлечения, выбирая интересные кружки, секции, учебные программы в учреждениях дополнительного образования.
Для старшеклассников профессиональное тестирование – это уверенность в правильном выборе своего будущего, фундаментом которого станет продолжение обучения и приобретение профессии в колледже, техникуме или вузе.
Часто школьникам не хватает знаний о самих профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку, прочных навыках и умениях, которыми нужно уверенно, свободно обладать, чтобы состояться как хороший специалист. Профориентация решает и эти проблемы. Только когда ребенок начинает объективно оценивать свои возможности, понимает свои сильные и слабые стороны, он может понять, какие профессии позволят ему полнее раскрыть свой потенциал, свои способности и состояться как успешному специалисту.
Прекрасно, когда родители и дети понимают, что хороший директор, инженер, водитель, сантехник, портной и т.д. – редкость. Потому что они – настоящие профессионалы. А ими можно стать, занимаясь любимым делом, а не тогда, когда работа (или изучение нелюбимых предметов), кроме тоски и ненависти, не вызывает никаких эмоций.
Все родители, конечно же, желают своему ребенку только добра. Но его мало только желать. Необходимо сделать это добро действенным, ощутимым. Выбор того, чем будет заниматься ваш ребенок, с раннего детства должен опираться на профессиональное тестирование с сопровождением опытного психолога. Тогда ребенок будет расти счастливым, успешным и благодарным вам за чуткость и помощь, оказанную вовремя и правильно.

«Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»
Составитель: Варшавская Н.В.- воспитатель

МБДОУ №38 «Черёмушки», г.Междуреченск, Кемеровская обл.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Доклад «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образова-тельной деятельности, но и вне неё. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:

— Творческое моделирование и проектирование

— Разработка и составление алгоритмов

— Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии

— Изготовление технологических карт

— Аукцион экономических идей

— Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»

— Мультимедийные презентации

— Виртуальные экскурсии

— Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»

— Проектная деятельность

— Изготовление лэпбуков

— Поздравление родителей с профессиональными праздниками

— Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям

— Тематические недели

— Интерактивные игры

— Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)

Создание электронных пособий-игр — это тоже новое, инновационное в системе работы по раннему профориентированию.

Так пришла идея создания интерактивной игры «Что нужно для профессии?»

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающимпрограммам.

Мультимедийные образовательные игры позволяют закреплять полученные в процессе занятий знания как индивидуально, так и в подгруппах.

В игре дети знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда , необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, шахтёру, повару, полицейскому, садовнику- озеленителю и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
Правила игры: Ребенок должен правильно определить, что нужно для работы данной профессии. Нажав курсором мышки на кнопку , расположенную рядом с правильным ответом, появится смайлик. А если ответ неправильный , картинка исчезнет.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Важное направление деятельности наших педагогических работников – работа с проектами.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий.

В нашем детском саду очень отзывчивые и трудолюбивые родители! Совместные трудовые мероприятия : «Заснеженный участок», «Зимняя сказка», акции «Аллея выпускников», «Посади дерево» помогают не только оказать помощь детскому саду, но и участвовать в совместной трудовой деятельности детей и родителей. Дети гордятся своими родителями, учатся видеть результат совместного труда.

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: — понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; — уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; — познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; — были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; — учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др.

Ранняя профориентация СПДО

по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра — отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, — все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Эльвера Батырова
Ранняя профориентация в условиях ДОУ

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене.

А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять»на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:

• Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)

• Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда

• Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией:

• Название профессии

• Место работы

• Материал для труда

• Форменная одежда

• Орудия труда

• Трудовые действия

• Личностные качества

• Результат труда

• Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду:

• Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

• Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал

• Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»

• Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»,альбомы «О космосе», «Профессия пожарный», «Профессия врач»

• Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский»

• Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр.

Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС

Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника).

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся:

• общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

• приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

• на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую,магазин,школу,кинотетр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *