Проект предметно развивающей среды

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов

-Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов;

— Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи;

— Влияние особенностей программ и УМК начального общего образования при создании предметно- развивающей среды;

— Педагогические условия создания предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.

— Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов.

— Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов

В соответствиисо стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.

В современных условиях мы понимаем, что знания — это не цель, а средство достижения другой цели — развития ребенка. Развитие — это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.

Современные подходы к организации образовательного процесса предпо­лагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимо­действия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?

Традиционно ученики начальных классов обучаются в Рос­сии в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за послед­ние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнооб­разную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учи­тель — ученик» и «ученик — ученик»

Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации об­разования. Так, валеологические парамет­ры оценки кабинета становятся все разно­образнее, соответствуя экологическим тре­бованиям к условиям организации прост­ранства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведе­нии внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.

В то же время в требованиях к сред­ствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в об­разовательных стандартах. Однако реали­зация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариа­тивность объектов, из которых предлага­ется свободно выбирать, и владение выби­рающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариа­тивность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы. Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации ос­нащения кабинета — это прерогатива само­го учителя.

Специфика оформления кабинета начальной школы осно­вана на особенностях работы учителя, преподающего практи­чески все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заклю­чается в особенностях восприятия учебного материала млад­шими школьниками.

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.

Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя на­чальной школы — это важный предмет раз­работки и исследования современной кон­цептуальной педагогики. Успешность лю­бого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец пред­ставляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом?

Рекомендации по созданию предметно развивающей среды в кабинетах начальных классов

Чем для него явля­ется кабинет: местом трансляции обяза­тельныхЗУНов или пространством педаго­гического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи ин­тересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управле­нию учебным кабинетом?

Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными сло­вами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной ра­боты и в процессе внутришкольного конт­роля, представляя свой кабинет, демон­стрирует, насколько удобно в нем препода­вать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.

В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, ор­ганизуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмет­ной дидактики начальной школы.

Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:

образовательную Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.

развивающую

воспитывающую Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.

Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отра­жать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:

• содержать информационное обеспече­ние (ученик должен иметь возмож­ность знать);

• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными осо­бенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиоло­гических и психических возможнос­тей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности сос­тавляют его могу);

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изу­чению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).

• быть обеспечен средствами, обучаю­щими ученика практическим предмет­ным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);

Сопоставление совокупности професси­ональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение кото­рыми обеспечивает высокое качество каби­нета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего обра­зовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые от­ражают индивидуальный стиль деятельнос­ти учителя, но не будут предоставлять воз­можности для реализации индивидуально­го стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «га­рантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресур­сы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сфор­мулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, по­лучить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным це­лям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим ка­бинетом, а не просто выполняет «распоря­жения сверху».

Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ре­сурсов и условий образовательного про­цесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению ка­бинета в соответствии с системой характе­ристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учи­тывать качество обустройства по различ­ным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровож­дения образовательного процесса.

Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Именно поэтому ка­бинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят

1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, ди­дактические материалы:

• карточки для самостоятельных и груп­повых занятий;

• набор заданий контрольных работ в не­скольких вариантах;

• карточки индивидуальных заданий;

• творческие работы учащихся;

2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:

· учебно-методические комплекты;

· дополнительная литература по предмету;

· словари и т. д;

3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, приме­няемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Кроме того желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядных пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осущес­твления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных ра­бот и проведения контрольных работ

Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер

Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две груп­пы: научно-методические и технические.

Современный кабинет начальной школы — это «визитная карточка» учителя на­чальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учи­теля и младших школьников, их развития, творчества, инди­видуальной, групповой и коллективной деятельности.

Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, ис­пользовать демократический стиль общения с детьми и взрос­лыми, основанный на взаимном уважении и доверии, форми­ровать доброжелательные отношения между участниками об­разовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики. То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда.

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.

Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ :

Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

— эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;

-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов.Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.

Елена Терещенко
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы»

Педагогический проект

«Организация предметно- развивающей среды в группе «КОЛОСОК»

Вид проекта: исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

Исполнители проекта:

• воспитатели группы «Колосок»,

• родители воспитанников,

• старший воспитатель.

Сроки работы по проекту: август 2015 г. – март 2016 г.

Введение

Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно- развивающей среды.

Современные философы трактуют понятия «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Предметно- развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развития их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Актуальность

Вопрос создания предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС.

Предметно- развивающая среда должна обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов его осуществления и взаимодействия с окружающим. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи.

Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Предметно- развивающая среда не должна оставаться постоянной, она должна быть открыта к изменениям, дополнениям, в соответствии с меняющимися интересами детей.

Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды группы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с последующей её реализацией.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, художественной и театральной) .

4. Содействовать сотрудничеству детей и родителей для создания комфортной предметно- развивающей среды, как в группе, так и на участке.

Организационные условия:

1. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием.

2. Знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; размещение оборудования так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.

3. Размещение материалов должно быть многофункциональным, а не «витринным».

4. Учет половой дифференциации.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание родителями важности своего участия в создании предметно- развивающей среды в группе и на участке.

2. Обогащение предметно- развивающей среды.

3. Создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка, успешной адаптации к ДОУ.

Перспективы проекта:

1. Расширение педагогических и психологических функций сотрудничества ДОУ и семьи.

2. Решение задач всестороннего развития детей.

Этапы и пути реализации проекта

1 этап – подготовительный (август – сентябрь 2015 г.)

1. Изучение специальной литературы, опыта педагогов в сети интернета.

2. Анализ предметно-пространственной среды в группе (определение количества центров развития, выделение для них зон и конкретное оформление, определение набора игрушек, игр, пособий для каждой зоны).

3. Определение плана реализации задач проекта.

4. Работа с родителями. Индивидуальные беседы с родителями «Предметно- развивающая среда роскошь или необходимость?»

2 этап – практический

1. Выделение, оформление и оборудование зон:

— создание уголка познавательно-исследовательской деятельности, подбор пособий, определение задач, форм работы в уголке;

— оформление уголка безопасности;

— создание оборудования, пособий для сюжетных, дидактических игр по теме «Безопасность на дороге»;

— оформление центра театрализованных игр «В гостях у сказки»;

— оформление игрового уголка, создание пособий для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Путешествие».

— оформление уголка дежурства.

2. Оборудование участка постройками.

Проект «Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов»

Работа с родителями.

Родительское собрание в начале учебного года. «Создание в группе предметно- развивающей среды».

Консультация: «Какие игрушки нужны детям?», «Ребенок познает мир».

Активное привлечение родителей к созданию среды в группе.

Фотоотчеты за месяц.

3 этап – обобщающий

1. Определить эффективность работы по проекту. Определение перспективных задач на следующий учебный год (переоборудование развивающей среды группы в соответствии с возрастом детей, оформить раздевалки, обновление и изготовление выносного оборудования и инвентаря).

2. Подготовка презентации для родителей по теме проекта.

3. Родительское собрание в конце учебного года. «Итоги работы по созданию предметно- развивающей среды в группе».

Литература:

Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный инсти- тут развития образования, 2014.

Проект «Предметно – развивающая среда в ДОУ».

Детство — этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов

В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступившим в силу 1 января 2014 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Идея проекта заключается в том, что каждый компонент предметно- развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога.

Цель проекта: Формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

В качестве основных задач проекта были определены:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой.;
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Проект рассчитан на педагогов и родителей МБДОУ.

Его реализация осуществляется в процессе поэтапного сотрудничества педагогов и родителей:

I этап: Формирование проблемы, цели задач проекта.

II этап: Практическая реализация проекта.

III этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Сроки реализации проекта – долгосрочный.

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Нормативно-правовая и организационная основа проекта.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка (05.12.1989г.);
  • «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Общие принципы построения развивающей среды в ДОУ направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
  • Принцип стабильности-динамичности — позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования — даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
  • Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
  • Принцип открытости –закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Функции предметно-развивающей среды в ДОУ.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука»), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение

развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Содержание методической работы с педагогами.

Методическая работа с педагогами предусматривает как традиционные, так и инновационные формы проведения методических мероприятий. Данная работа проводится в три этапа: подготовительный, внедренческий, обобщающий.

Первый этап – подготовительный

  1. Создание творческого коллектива по разработке Проекта.
  2. Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета, Управляющего Совета МДОУ.
  3. Разработка и создание нормативно-правовой базы.
  4. Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания предметной развивающей среды;
  5. Обсуждение предложенных индивидуализированных дизайнов предметной среды в каждой возрастной группе.

Второй этап – внедренческий.

  1. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметно- окружающей средой.
  2. Проведение конкурсов, выставок, проектов по организации предметной среды в группах.
  3. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. Предпочтение отдаётся личностно ориентированной модели построения предметной среды, в оформлении которой участвуют педагоги, дети и родители.

Идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.

Третий этап – обобщающий. Этап направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы, определением эффективности реализуемых форм и методов.

  1. Подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды
  2. Выявление результатов педагогической деятельности педагогов
  3. Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно — ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Слайд 2

Предметно-развивающая среда – это рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения, целесообразность озеленения интерьера. Задачи: -создать благоприятные условия для разностороннего развития личности; -обеспечить охрану здоровья детей; -создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 3

Данная предметно-развивающая среда представлена следующими зонами: Учебная зона; Информационная зона; Игровая зона (зона отдыха); Зелёная зона; Бытовая зона.

Слайд 4

Учебная зона В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии.

Слайд 5

Информационная зона Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей.

Слайд 6

Игровая зона (зона отдыха) В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *