Проект на тему плавание

Структуры плавания

Международная федерация плавания (фр. Federation Internationale de Natation, FINA) — структура, которая объединяет национальные плавательные федерации. Штаб квартира находится в Лозанне (Швейцария).

Управление образования администрации Ершовского муниципального района

МНЛ на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»

Конкурс проектных и исследовательских работ

«От гипотезы – к открытию!»

«Спортивное плавание – залог вашего здоровья»

Вид работы – исследовательский проект

Секция – ОБЖ,физическая культура, здоровье человека

Авторы:

Бужинская Екатерина, Тихонюк Анна, Курдюкова Ирина

Учащиеся 10 «Б» класса

МОУ «СОШ №2 г. Ершова».

Руководитель:

Валентина Валентиновна Иванина,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МОУ «СОШ № 2г.Ершова»

г.Ершов

2018г.

Цели ___________________________________________________________3

Задачи ___________________________________________________________3

План ___________________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Методы осуществления работы ________________________________________3

Введение___________________________________________________________4

История развития плавания _________________________________________5

Стили плавания ___________________________________________________6

Собственный результат исследования _______________________________7-8

Интервью с педиатром _______________________________________________7

Благотворное влияние на организм _____________________________________7

Анкетирование _____________________________________________________9

Классный час на тему: «Я – и моё здоровье»___________________________ 9

Заключение ________________________________________________________10

Используемая литература ____________________________________________11

Приложение _____________________________________________________13-19

Аннотация

Обучение плаванию имеет большое образовательное, воспитательное, прикладное и оздоровительное значение. Умение плавать является жизненно важным и необходимым для человека как в быту, так и в трудовой деятельности.

Исследовательский проект «Спортивное плавание – залог вашего здоровья» содержит информацию о истории развития плавания, о стилях плавания, о влияние на организм занимающихся. Данный проект может быть использован как дополнительный материал на уроках физической культуры, а также на внеклассных занятиях.

Цель проекта:

Привлечь учащихся к занятию спортивным плаванием и доказать, его благотворное влияние на здоровье школьника.

Задачи:

  • Сформулировать представление об истории развития плавания.

  • Определить актуальность данной темы с помощью опроса.

  • Доказать, что плавание благотворно влияет на организм занимающихся.

  • Снять видеоролик, который заинтересует школьников заниматься плаванием.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение количества учащихся, занимающихся плаванием.

  • Повышение уровня мастерства занимающихся.

  • Улучшение здоровья обучающихся.

Гипотеза

Плавание-это не только удовольствие, но и польза для здоровья.

План работы:

  • Изучить литературу об истории плавания.

  • Провести анкетирование учащихся школы №2.

  • Собрать информацию о заболеваниях учащихся 10 «Б» класса за последние 2 года.

  • Встреча с детским врачом районной поликлиники.

  • Снять видеоролик, который заинтересует школьников заниматься плаванием.

  • Провести классный час на тему: » Я – и моё здоровье».

Методы осуществления работы:

  • Анализ и обобщения методической литературы;

  • Анкетирование;

  • Методы статистической обработки данных;

  • Беседа;

  • Интервью;

Введение

Здоровью всегда уделялось и уделяется много внимания. А здоровым будет тот человек, который занимается спортом. Ухудшение здоровья детей требует поиска новых средств и методов для укрепления физического и духовного здоровья. Известно, что одним из основополагающих факторов здоровья человека является занятие плаванием.

Пла́вание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. По классификации МОК плавание как вид спорта включает в себя: спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание.

Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.

Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания.

В нашей школе третий урок физической культуры организован в ФОК «Дельфин», занятия проходят в плавательном бассейне. На уроках плавания мы познакомились со спортивным плаванием. В этом виде спорта, мы уже не первый год, и с легкостью можем вам сказать, что заниматься спортом это не только полезно для здоровья, но и позитивно.

Как только начинаешь заниматься спортом, заходишь в бассейн, пропадает плохое настроение, появляется бодрость и лёгкость в теле.

Что для нас значит плавание? Это уже не просто спорт, в котором ты пытаешься поддерживать здоровый образ жизни. Это что-то большее, это уже часть всей твоей жизни, без который ты просто не представляешь свое будущее.

Плавание – жизненно важный и необходимый каждому человеку навык, который применяется в быту, в трудовой деятельности, в военном деле. Велико оздоровительное значение плавания: оно способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость простудными заболеваниями, оказывает положительное влияние на деятельность всех систем организма. Занятия плаванием способствуют развитию физических качеств, особенно быстроты, силы, выносливости, координации движений, гибкости.

Работая над этим проектом, мы хотим рассказать о пользе, истории, стилях, интересных фактах этого вида спорта, и надеемся привлечь учащихся нашей школы к занятиям плаванием и доказать, его благотворное влияние на здоровье школьника.

2. История развития плавания

Одним из вопросов нашей работы было узнать, откуда же появился этот вид спорта.

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек — Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга — зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?» В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка «Он не умеет ни плавать, ни читать»

Первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. 1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию.

В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

В 1908 г.была образована Международная любительская федерация плавания ФИНА. В нашей стране сильные пловцы появились ещё в довоенное время: Семён Бойченко и Леонид Мешков не раз улучшали мировые рекорды, однако тогда мы не входили в ФИНА, поэтому рекорды были не утверждены.

3.Стили плавания

На уроках физической культуры мы познакомились со стилями плавания: кроль на груди (вольный стиль), кроль на спине, брасс, баттерфляй. Ребята нашего класса, посещающие секцию по плаванию, продемонстрировали технику этих стилей. На занятиях мы освоили вольный стиль и брасс.

3.1.Вольный стиль

Кроль — это стиль плавания на животе. При его использовании левая и правая части тела передвигаются попеременно. Руки совершают гребок вдоль оси по очереди, в то время как ноги поднимаются и опускаются. Сложная по сравнению с другими стилями техника. Лицо пловца должно находиться в воде и подниматься за её пределы только для совершения вдоха. Кроль по праву считается самым быстрым видом плавания. На соревнованиях существует понятие «вольный стиль», в котором спортсмены имеют право плыть так, как им хочется, но все выбирают именно кроль. Благодаря тому, что голова опущена под воду, руки могут совершать большие гребки, и это положительно отображается на скорости.

3.2.Брасс

Именно брасс стал переходом от стиля «по-собачьи» и практически основой для всех остальных. Плавание как вид спорта не могло бы существовать без него. Зародился вид довольно давно: первое изображение людей, использующих стиль, похожий на брасс, было обнаружено в египетской «Пещере Пловцов». Живопись относится примерно к 9000 году до н. э. Также известный ассирийский рисунок изображает солдата, использующего этот способ, но изображение было создано в пределах 1292-1225 гг. до н. э. Датчанин Николя Винман в 1538 году одним из первых описал брасс в своей книге. Известный «лягушачий удар» ногами стал применяться только в XIX веке. В Олимпийские игры стиль был включён лишь в 1904 году, тогда заплыв состоялся на 402 м., участвовали только мужчины. Тогда плавание как олимпийский вид спорта начало своё развитие. Уже на следующих играх дистанция была уменьшена до 200 м. С 1924 года стали проходить состязания для женщин на эту же дистанцию. А в 1968 году спортсмены стали соревноваться на 100 м.

3.3. Баттерфляй

Баттерфляй — это плавание на животе, один из самых тяжёлых стилей. Утомительный и сложный. Название происходит от слова «бабочка». Действительно, некоторое сходство найти можно, преимущественно из-за характерных гребков руками. В отличие от кроля, руки совершают гребки одновременно, поднимая тело над водой. В то же время совершается глубокий вдох. Ноги вместе с тазом двигаются в виде волн, придавая ускорение. Хотя исполнение — одно из самых сложных, все же баттерфляй является вторым по скорости стилем. Главное его отличие от кроля — это то, что ускорение в нём неравномерное благодаря резким гребкам руками. Интересно, что баттерфляй — усовершенствованный брасс. Вначале пловцы поняли, что для большей скорости имеет смысл поднимать руки над водой. Движение телом и ногами впоследствии заменили на более удобное и естественное.

3.4. Кроль на спине

Стиль плавания на спине напоминает стиль кроль, только наоборот. При плавании на спине пловец должен совершать попеременные гребки руками, однако над водой рука должна вытягиваться прямо, а не сгибаться, как в кроле. Одновременно с этим пловец должен совершать попеременные удары ногами вверх-вниз в вертикальной плоскости. Лицо спортсмена при этом постоянно находится над водой (кроме старта и поворотов).

Занимаясь плаванием, мы пришли к выводу, чтобы освоить стили данного вида спорта, необходима хорошая физическая подготовка и здоровье.

4.Собственный результат исследования.

Мы решили провести собственное исследование своего класса, как плавание благотворно влияет на организм.

Наш классный коллектив существует вместе вот уже десятый год. И все эти годы большое внимание мы уделяем формированию навыков здорового образа жизни. Девизом нашего класса стали слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля «.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость «. А где, как не в плавание развиваются такие физические качества. В нашей школе для ведения здорового образа жизни созданы все условия. Начиная с 9 класса, третий урок физической культуры организован на базе ФОК «Дельфин» в бассейне. Плавание входит в раздел базовой части программы физического воспитания и вот, уже второй год мы организованно посещаем эти занятия, но, к сожалению не все учащиеся нашего класса могут заниматься плаванием. На это есть свои причины.

С учителем физической культуры В.В. Иваниной решили провести эксперимент с целью доказать, что плавание благотворно влияет не только на здоровье занимающихся, но и способствует развитию всех физических качеств человека.

Своё исследование мы начали в январе 2016 – 2017 учебного года, и закончили в январе 2017 – 2018 учебного года. Всего в эксперименте участвовало 20 человек.

На базе нашего класса мы создали две группы для участия в эксперименте: экспериментальную и контрольную.

В контрольную группу вошли учащиеся, которые не посещают ФОК «Дельфин», а посещают только уроки физической культуры, а участниками экспериментальной группы стали ребята, занимающиеся физической культурой, участвующие во всех спортивных мероприятиях, посещающие уроки и секцию по плаванию.

Презентация на тему «Плавание»

11 самых активных ребят с удовольствием посещали занятия. На уроках плавания активно выполняли все предложенные упражнения. Кроме упражнений на воде, выполняли упражнения на суше. В спортивном зале систематически занимались общей физической подготовкой (см. приложение 2). 9 учащихся часто «болеющих» не всегда можно было видеть на уроках физической культуры. На начало I полугодия 10 класса (2017-2018 уч. год), 9В класс, расформировали, и некоторые ребята ушли со школы и наш класс дополнили ребятами из 9А класса. Эксперимент продолжался.

Ежедневно мы вели «Индивидуальный календарь», в котором отмечали контрольные параметры и делали свои пометки, а также вносили результаты тестирования уровня физической подготовленности. Полученные данные за II полугодие 9 класса и I полугодие 10 класса мы вывели в контрольную таблицу.(см. приложение 3)

Создали индивидуальные программы для экспериментальной и контрольной групп. (см. приложение 4).

Для получения информации о сроках болезни и периода освобождения от уроков физической культуры, в период II полугодия 9 класса (2016 -2017 уч. год) и I полугодия 10 класса (2017 -2018 уч. год), нам пришлось обратиться к заместителю директора С.В. Белохвостовой. (см. приложение 5).

Анализируя данные диаграммы, мы видим, что количество заболевших учащихся в 9 классе на 3,2 % больше, чем в 10 классе, соответственно пропущенных уроков физической культуры больше на 3%, из них уроков плавания 1,5%.

По результатам эксперимента за полугодие в 9 классе, мы можем сделать следующие выводы: учащиеся, которые не всегда посещали уроки физической культуры, а также ФОК «Дельфин», уроки плавания, не всё выполняли по индивидуальной программе, результаты параметра контроля ниже, чем в экспериментальной группе (см. приложение 6).

Из диаграммы 10 класса видно, что у ребят из экспериментальной группы исследуемые параметры выше, чем в контрольной группе (см. приложение 6).

Из собственного исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Учащиеся входившие в экспериментальную группу имели меньше пропусков по болезни, успеваемость по общеобразовательным предметам, участие в спортивно-массовых мероприятиях выше, чем у ребят с контрольной группы, физические показатели высокие.

В подтверждении полученных данных, мы решили обратиться к специалисту городской поликлиники Кравченко Анне Михайловне.

Для того, чтобы узнать, улучшилось ли здоровье обучающихся нашего класса, за период 2016-2018гг. Мы узнали, что обращений в городскую поликлинику стало меньше.

А так же узнали, что плавание действительно является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани. Оно полезно как для взрослых, так и для детей.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит, благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности.

Мы пришли к следующим выводам: плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого школьника. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. А если не будет простудных заболеваний, не будет и пропусков уроков без уважительных причин, а соответственно успеваемость по общеобразовательным предметам будет выше (Приложение 6).

4.1.Анкетирование

Следующим шагом нашего проекта было выяснить, что знают ребята нашей школы о спортивном плавание, и как этот вид спорта влияет на организм занимающихся. Для этого мы составили вопросы и провели анкетирование (см. приложение 1). Анкетирование проводили с учащимися 8 –х классов, т.к. в 9 – х классах у ребят третий урок физической культуры будет проходить в бассейне ФОК «Дельфин «. Всего в опросе участвовало 60 человек. По результатам анкетирования, выяснили, что все учащиеся занимаются физической культурой, 30 учащихся посещают ФОК «Дельфин». На вопрос как вы относитесь к такому виду спорта как спортивное плавание, ребята не смогли правильно ответить, путая оздоровительное плавание, с синхронным плаванием. Умеете ли вы плавать? Из 60 ребят 43 умеют плавать и 35 учащихся хотели бы освоить один из стилей плавания. На вопрос знаете ли Вы, как плавание благотворно влияет на здоровье? Ребята отвечали однозначно: » знаем, тот, кто занимается плаванием, тот здоров».

Вывод: анкетные данные показали, что многие ребята умеют плавать, но мало
знают о стилях плавания, видах водного спорта и о пользе плавания.

4.2.Классный час на тему: «Я – и моё здоровье»

Чтобы дать ученикам полную информацию о том, что же представляет собой спортивное плавание и каково его оздоровительное значение, мы решили провести классный час у ребят 8 класса. Наша программа включала беседу, показ презентации и видеоролика, который мы сняли сами.

Ребята задавали нам вопросы, были очень активными, и нам удалось выяснить, что большинство ребят заниматься спортом, посещают ФОК «Дельфин». Некоторые из них уже посещают секцию плавания, в основном для того, чтобы научиться плавать. Классный час получился ярким и интересным.

Вывод: Мы надеемся, что учащиеся нашей школы будут активно посещать уроки плавания в ФОК «Дельфин» и заботиться о своём здоровье.

Заключение

Проделав всю работу, нам удалось выполнить все задачи, и теперь мы можем подвести итог нашего проекта.

В ходе работы, мы изучили историю развития плавания, поучаствовали в эксперименте из которого мы сделали вывод, что плавание благотворно влияет на организм занимающихся и повышает уровень физической подготовленности.

Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на бесчисленных водоемах. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания. Но если ребята не станут классными кролистами или брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не став большим спортсменом, школьник научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать — это ему не раз пригодится в жизни. Занятия плаванием, являясь мощным источником положительных эмоций. И в заключении мы хотим сказать, что плавание не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Ни один другой вид спорта не сравнится с плаванием.

Список используемой литературы

  • Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 1986.

Булгаковой. М.: ФОН, 1996.

  • В.И.Лях, А.А. Зданевич Физическая культура: Учебник для 10-11 кл.

  • Воронцов А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов. М., 1995.

  • Олимпийские Игры 1960 года. М., 1961.

  • Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2004

  • Плавание. Справочник / Сост. З.П. Фирсов. М.: ФиС, 1976.

  • Платонов В.Н., Фесенко С.Л.

    Сильнейшие пловцы мира. М.: ФиС, 1990.

  • Спортивное плавание. Учебник для вузов физич. культуры / Под ред. Н.Ж.

  • Учебное.пособие /физкультура

  • Физкультура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004

  • Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПБГУЭФ, 2001.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/плавание

  • https://sportschools.ru/page.php?name=swimming

Приложение 1

Анкета для учащихся ___________

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой, спортом? Каким?

  2. Посещаете ли Вы ФОК «Дельфин»?

  3. Как Вы относитесь к такому виду спорта как спортивное плавание

  4. Умеете ли Вы плавать?

  5. Какие стили плавания Вам знакомы?

  6. Какие стили плавания Вы хотели бы освоить?

  7. Знаете ли Вы, как плавание благотворно влияет на здоровье?

Приложение 2

Хорошо развитая подвижность в суставах помогает быстрее овладеть техникой плавания и выполнять движения более качественно и экономно.

Упражнения для развития подвижности в суставах.

Упражнения для рук.

  1. И.п. – основная стойка. Круговые движения в плечевых суставах; сначала вперёд, потом – назад.

  2. И.п. – основная стойка, ноги врозь. Круговые движения прямимы руками вперёд и назад. Движения начинать медленно, постепенно увеличивать скорость.

  3. И.п. – наклон туловища вперёд. Движения руками в стороны — вверх.

  4. И.п. – основная стойка, ноги врозь. Одновременныйвыкрут рук с палкой (резиновым жгутом, полотенцем) назад и возвращение их в и.п.

  5. И.п. – первый партнёр лежит на животе, руки вверх, второй стоит ноги врозь, согнувшись над первым и взявшись руками за его лучезапястные суставы. Пассивное отведение вверх – назад рук первого партнёра вторым с прогибанием спины с постепенным увеличением амплитуды движения.

  6. И.п. – первый партнёр лежит на животе, кисти рук соединены на затылке. Второй партнёр, стоя со стороны головы на коленях, сводит локти лежащего партнёра в направлении вверх.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или в стороны. Повороты туловища вправо и влево.

  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за головой или вверху. Вращение туловища вправо или влево.

  3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или вверху. Наклоны туловища в правую и левую стороны.

  4. И.п. – лёжа на животе. Захватить руками лодыжки согнутых ног. Тянуть руками ноги по направлению к голове.

  5. И.п. – лёжа на спине. Выполнение «мостика».

Упражнения для увеличения подвижности в суставах ног.

  1. И.п. – стоя боком к гимнастической стенке и держась за неё рукой. Маховые движения «наружной» ногой вперёд или вверх.

  2. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке и держась за неё руками. Маховые движения ногой в сторону и внутрь.

  3. И.п. – ноги шире плеч, руки опираются о пол. Разводя ноги, стараться сделать поперечный шпагат.

  4. И.п. – партнёры сидят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Наклоны вперёд и выпрямление туловища партнёра. Ноги в коленях не сгибать.

  5. И.п. – сидя, одной рукой держать пальцы стопы, другой – голеностопный сустав. Вращение стопы в голеностопном суставе.

  6. И.п. – упор присев. Поочерёдные разгибания ног в коленных суставах с заданием достать пяткой пол.

Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняются на суше и в воде.

1. И. п. — партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м. Быстрая передача и ловля мяча.

2. И. п. — стоя на коленях лицом к стенке на расстоянии 2; 2,5 и 3 м, баскетбольный мяч за головой. В быстром темпе броски мяча из-за головы двумя руками с последующей ловлей.

3. И. п. — ноги на ширине плеч, стоя лицом к стенке на расстоянии 1,5-2-3 м, баскетбольный мяч — вверху за головой. Броски в быстром темпе двумя руками из-за головы.

4. И. п. — основная стойка, лицом к стенке на расстоянии 0,4 — 0,5 и 0,7 м. В быстром темпе сгибание и разгибание рук в упоре на пальцах, толчком о стенку.

5. И. п. — упор лежа на бедрах поперек скамейки с опорой руками о пол. В быстром темпе разгибание рук с одновременным хлопком. Вдох делать при разгибании рук, выдох — при сгибании.

4. И. п. — ноги на ширине плеч, руки — произвольно. Прыжки вверх толчком двумя ногами с доставанием края баскетбольного щита, с последующим бегом до следующего баскетбольного щита.

5. И. п. — основная стойка. Из упора присев прыжки с места в длину, сериями по 5-6 прыжков в каждой. Следить за полным выпрямлением ног в конце толчка. То же упражнение, но прыжки в длину с одного шага махом правой (левой) ногой с приземлением на обе ноги. Следить за полным выталкиванием опорной ноги и выносом вверх плеч; прыжки в длину с двух шагов с разбегом и приземлением на обе ноги.

6. И. п. — низкий присед. В быстром темпе передвижение прыжками на двух ногах в низком приседе по кругу или по отрезкам прямой.

Приложение 3

Контрольная таблица для отслеживания результатов эксперимента 9В класс II полугодие (2016- 2017 уч.год)

Контрольная

группа

Эксперимент.

группа

Посещаемость уроков физической культуры % от общего количества занятий за II полугодие

35%

85%

Количество пропущенных по болезни занятий за II полугодие

25,7%

63,7%

Успеваемость по предмету «Физическая культура «, средний балл по принятой системе оценок за II полугодие

4,1 б

4,5 б

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества

22%

78%

Количество занимающихся в школьных секциях

43%

57%

Физические показатели

низкие

средние

Контрольная таблица для отслеживания результатов эксперимента 10Б класс I полугодие (2017- 2018 уч.год)

Контрольная

группа

Эксперимент.

группа

Посещаемость уроков физической культуры % от общего количества занятий за полугодие

39%

88%

Количество пропущенных по болезни занятий за I полугодие

22,5%

68,7%

Успеваемость по предмету «Физическая культура», средний балл по принятой системе оценок за I полугодие

4,3 б

4,8 б

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества

18%

82%

Количество занимающихся в школьных секциях

45%

55%

Физические показатели

низкие

высокие

Приложение 4

Индивидуальные программы

Экспериментальная группа

по расписанию

Прогулки на свежем воздухе, вечерняя пробежка и др.

ежедневно

Индивидуальные занятия дома, в ФОК «Дельфин»

по желанию

Контрольная группа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Посещение уроков физкультуры без пропусков и ФОК «Дельфин»

по расписанию

Участие во внеклассных мероприятиях

по плану воспитательной работы

Работа за компьютером

по желанию

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

Просмотр телевизионных программ

ежедневно

Приложение 5

Информация о заболеваниях учащихся 9-10.

9 класс

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Исследовательский проект

«Плавать здорово!»

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Предметное направление

Физическая культура

Возрастная категория

1-4 класс

Секция

Здоровьесбережение

Название проекта

«Плавать здорово!»

Цель проекта

— узнать, почему плавание полезно для человека;

— изготовить книжку-раскладушку «Плавать здорово!» для учащихся 1-4х классов.

Задачи проекта

— поиск информации в Интернет сети, справочной литературе по теме проекта;

— узнать, что такое плавание и каковы его виды;

— изучить историю плавания;

— выяснить, какую пользу здоровью приносит плавание

Аннотация проекта

В своем проекте мы пытались доказать, что плавание не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Так как плавание позволяет оставаться в хорошей физической форме, успокаивает нервы, учит контролировать дыхание, стимулирует кровообращение и не дает нагрузки на суставы. Ни один другой вид спорта не сравнится с плаванием. В отличие от бега и поднятия тяжестей, в ходе которых разрабатываются определенные группы мышц, плавание позволяет гармонично развивать мышцы плечевого пояса, торса и ног. Кроме того, это один из наиболее быстрых способов улучшить силу, выносливость и работу сердечно-сосудистой системы. Так же плавание считается, пожалуй, единственным видом спорта, лечебное воздействие которого отмечается многими.

Сроки проведения проекта

Долгосрочный (4 месяца)

Проблема, решению которой посвящен проект

В России ежегодно погибает на воде около 25 тыс. человек. Более половины гибнущих на воде – люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Каждый не умеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Чтобы этого не происходило, необходимо научиться плавать быстро и ловко. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья. уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья. На здоровье губительно действует низкая двигательная активность. В процессе плавания работают разные мышцы, они укрепляются. Разгружается позвоночник, поэтому формируется правильная осанка. Регулярное занятие плаванием улучшает работу кровеносной и сердечно-сосудистой системы, работу лёгких. Плавание является профилактикой плоскостопия. Воздействие воды на человека, напоминающее массажный эффект, позволяет повысить общий тонус организма, стрессоустойчивость, снять не только физическое, но и психическое напряжение. Плавание укрепляет здоровье, закаливает организм человека

Этапы работы над проектом

  1. Поиск информации в Интернет сети, уточнение собранного материала.

2. Беседа с инструктором по плаванию по теме проекта.

3. Проведение анкетирования среди учащихся 3-4 х классов на выявление знаний о плавании и его пользе.

  1. Практическая работа: изготовление книжки-раскладушки «Плавать здорово!

5. Оформление презентации к проекту.

Форма представления проекта

Презентация, реферат, книжка-раскладушка «Плавать здорово!».

Информационные ресурсы: печатный и электронный материал

  1. Классификация, виды плавания.http://plavaem.info/vidy_plavanya.php
  2. Плавание-польза для тела,радость для души.http://zojclub.ru/sport/plavanie.html
  3. Плавание. http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/plavanie/

4.Консультация для родителей «Плавание это способ укрепления здоровья и полезный для жизни навык!» http://docplayer.ru

Информационные технологии и программные продукты

Программа Microsoft Office PowerPoint

Исследовательский проект

«Плавать здорово!»

У нас в микрорайоне Вынгапуровском открылся бассейн. Мы с удовольствием ходим плавать, но не все мои одноклассники хотят ходить в бассейн. Очевидно, они не знают, какую пользу приносит этот вид спорта. И нам захотелось поделиться с ребятами своим маленьким опытом и, конечно же, лучше разобраться, в чем же преимущество занятий плаванием, чем другие виды спорта.

Цель нашего исследования: узнать, почему плавание полезно для человека

Задачи исследования:

-узнать, что такое плавание и каковы его виды;

— изучить историю плавания;

— выяснить, какую пользу здоровью приносит плавание;

— провести социологический опрос;

— взять интервью у школьной медсестры;

-изучить дельфинотерапию.

Мы попытались выдвинутьгипотезу: занятие плаванием способствует комплексному физическому и духовному воспитанию человека, гармоничному развитию личности.

Сначала мы провели социологический опрос, в котором приняли участие учащиеся 3-4 классов.Ребятам в анкете надо было ответить на вопросы. Получились следующие результаты:

  1. Считаете ли вы полезным заниматься плаванием?

Да – ответило 86 %, нет- 14%.

  1. Чем полезно плавание?

Ответы были такие:

  • укрепляет здоровье;
  • когда человек занимается плаванием, он меньше болеет;
  • выпрямляет позвоночник, исправляет осанку;
  • развивает лёгкие;
  • укрепляет все мышцы;
  • тренирует ноги и руки;
  • не утонешь.
  1. С какого возраста можно учиться плавать?

Проанализировав анкету, мы решили собрать разную информацию о плавании.

В первую очередь мы решили узнать, что такое плавание. В словаре С.И. Ожегова слово «плавание» обозначает вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных водных дистанций.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. Пловец» — человек, занимающийся плаванием как спортом, или просто плавает.

Оказывается, человек научился плавать еще в далекие доисторические времена.
Как же это произошло? Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. По мнению ученых, первые пловцы появились на побережьях Средиземного и Черного морей в районах Ближнего Востока приблизительно 75 тысяч лет назад…

В старинной летописи запечатлён замечательный подвиг русского юноши, который, несмотря на преследование, переплыл из внезапно осажденного врагами Киева на другой берег Днепра, добрался до военного стана князя Святослава и сообщил ему о нашествии врага.

Первая книга о плавании была написана в 1538 году немецким профессором Николасом Винманном и называлась «Пловец, или Диалог об Искусстве Плавания».

Известный художник Леонардо да Винчи первым сделал наброски спасательного круга.

На Руси в середине 17 века в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота.Лишь в 19 веке в России появляются первые школы плавания. В 1896 году плавание вошло в программу первых Олимпийских игр в Афинах. Популярным видом спорта плавание стало только в прошлом веке.

Мы узнали о легендарных пловцах нашей страны.

Бойченко Семен

Один из легендарных советских пловцов, с которого начиналось плавание в нашей стране это Бойченко Семен. Восьмикратный рекордсмен мира. На соревнованиях в Москве Бойченко в плавании баттерфляем на сто метров показал результат, превысивший мировой рекорд. Семен Бойченко говорил: «В спорте нужно уметь терпеть. Только через терпение и боль можно добиться успеха».

Еще один знаменитый пловец-13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по подводному плаванию — Карапетян Шаварш . Почётный президент российской Ассоциации подводного плавания. Награждён орденом «Знак Почёта».

Нам стало интересно, если спасти человека, награждают ли медалями за это? Оказывается, награждают и не только спортсменов. Всего медалью «За спасение утопающих», в России было награждено боле 24000 человек. Среди удостоенных этой медали немало настоящих героев! Но сегодня нет медали «За спасение утопающих». Спасших тонувших людей награждают медалью «За спасение погибавших». Этой медалью награждают за проявленное мужество – при спасении людей на пожарах, стихийных бедствиях и несчастных случаях. Оказывается, несколько российских школьников уже награждены этой медалью! Например, в городе Гусь Хрустальный живет Антон Чусов, награжденный в 11 лет медалью «За спасение погибавших», он спас двух тонущих девочек.

По классификациям Международного Олимпийского комитета водные виды спорта включают:

  • плавание
  • водное поло
  • прыжки в воду
  • синхронное плавание

Существуют такие виды плавания:

  • Спортивное плавание
  • Прикладное
  • Игровое
  • Оздоровительное
  • Синхронное плавание
  • Подводное плавание

Остановимся на спортивном плавании. Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. Из источников мы подробнее узнали, какие существуют способы плавания.

Первый способ плавания, который освоил человек, известен под названием «грести по-собачьи», то есть подражая плаванию собаки

Самый простой и медленный вид плавания – брасс. Вероятно, этот стиль плавания в своё время переняли у лягушки. Долгое время этот вид так и называли – плавание «по-лягушачьи»..

В конце 19 века появился самый быстрый стиль плавания – кроль. Что же значит само это слово? «Ползти».

В середине 30-х годов 20 века появился новый стиль плавания — баттерфляй,что в переводе с английского означает «бабочка».

Плавание на спине – нейтральный общеукрепляющий стиль плавания.

Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, целей.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды.

Синхронное плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия.

Подводное плавание.

Скоростное плавание под водой с использованием специального снаряжения и оборудования: акваланг со сжатым воздухом, ласты

Вывод: Далеко не всеми видами плавания мы владеем. Значит нужно много учиться!!

В чем же польза плавания?

Оно помогает правильному формированию осанки. Активные движения ног укрепляют стопы, помогая предотвратить плоскостопие. Ребёнок, приученный плавать с раннего возраста, растёт более здоровым, выносливым физически и психологически, редко болеет простудными заболеваниями, у него правильно и красиво формируются мышцы.
Плавание закаливает организм человека. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается иммунитет — сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Регулярное занятие плаванием улучшает работу кровеносной и сердечно-сосудистой системы, работу лёгких. Занятия плаванием развивают следующие качества: дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, укрепляют силу воли.

Плавание в бассейне необходимо детям с ограниченными возможностями. У нас в поселке есть группа таких детей. Им очень нравится плавать. Некоторые из детей ездят в Сочи на дельфинотерапию. Мы решили узнать, что такое дельфинотерапия.

Оказывается , с давних времен существуют предания и свидетельства о дружелюбном отношении между дельфинами и людьми. Ученые сделали предположение о том, что общение человека с дельфинами может оказывать лечебное воздействие. В дальнейшем были получены научные данные о том, что контакт с дельфином помогает при лечении самых разных болезней – аутизм, синдром Дауна, ДЦП, занятия с незрячими малышами расширяют их кругозор, позволяют испытать новые ощущения и эмоции. Играя с дельфином, малыши с задержкой развития обучаются новым движениям рук, ног, разговору.

Мой брат Саид в прошлом году ездил в Сочи на дельфинотерапию. По мнению мамы, после дельфинотерапии у брата улучшились память, внимание, прошло заикание, изменился почерк, он стал уравновешенным, спокойно на все реагировал. Сегодня дельфинотерапия вызывает огромный интерес во всем мире.

В заключении хотим сказать, что плавание не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Так как плавание позволяет оставаться в хорошей физической форме, успокаивает нервы, учит контролировать дыхание, стимулирует кровообращение и не дает нагрузки на суставы. Ни один другой вид спорта не сравнится с плаванием. В отличие от бега и поднятия тяжестей, в ходе которых разрабатываются определенные группы мышц, плавание позволяет гармонично развивать мышцы плечевого пояса, торса и ног. Кроме того, это один из наиболее быстрых способов улучшить силу, выносливость и работу сердечно-сосудистой системы. Так же плавание считается, пожалуй, единственным видом спорта, лечебное воздействие которого отмечается многими специалистами. Во время занятий плаванием осуществляется профилактика и исправление осанки, развивается дыхательный аппарат и мышечная система, укрепляется костная ткань.

Рекомендуем всем: занимайтесь плаванием!

Проектная работа по теме: » Плавание — мой образ жизни», в которой исследуется и изучается один из популярных видов спорта.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что занятие плаванием способствует комплексному физическому и духовному воспитанию человека, гармоничному развитию личности.

Мы создали лэпбук. Лэпбук – это книжка-раскладушка, в которой собран материал на тему «Плавание». Материал оформляется в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками . Также лэпбук может включать в себя различные творческие задания.

Информационные ресурсы: печатный и электронный материал

1.Классификация, виды плавания. http://plavaem.info/vidy_plavanya.php

2.Плавание-польза для тела,радость для души. http://zojclub.ru/sport/plavanie.html

1 ОТКРЫТАЯ ОКРУЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СПОРТОМ И ТУРИЗМОМ»
НАПРАВЛЕНИЕ: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО – МАССОВОЙ РАБОТЫ»
Тема: «ПЛАВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И
СПОРТИВНО МАССОВОЙ РАБОТЫ»
Работу выполнили:
Ольшанская Людмила Алексеевна
СП ГБОУ гимназии
«ОЦ «Гармония» ДО
г. о Отрадный
Ольшанский Владимир Александрович
ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»
г. о Отрадный
г. Отрадный, 2013г.
Информационная карта.

Наименование
Содержание
1
Название проекта:
Плавание как одна из форм организации вне учебной оздоровительной и спортивно – массовой работы в школе.
2
Специализация
Физическая культура
3
Основная идея, цель и задачи проекта:
Основная идея: реализация программы обучения плаванию на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Задачи:
Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания.
Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.
4
Авторы проекта:
Ольшанская Людмила Алексеевна, инструктор-методист СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» ДО г. о Отрадный;
Ольшанский Владимир Александрович, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №10 «Образовательный центр ЛИК» г.о Отрадный
Адрес: Самарская обл., г. о. Отрадный, ул. Нефтяников, д.45,кв.7.,тел. 89270144801, mail: yandex. ru
5
Сроки реализации проекта:
2013-2015гг
6
География проекта
г. Отрадный, ГБОУ СОШ №10 «Образовательный центр ЛИК»
7
Поддерживающие организации:
СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» ДО г. о Отрадный. Бассейн «Дельфин» г. Отрадный ул. Гайдара
Краткая аннотация проекта.
Современная школа сегодня — это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий.
Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на школьную систему физического воспитания учащихся. Пожалуй, не найдется ни одного печатного или «говорящего» средства массовой информации, которое не сообщало бы о состоянии здоровья детей России.
Так вот, по некоторым, вполне достоверным данным, детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90% от общего числа учащихся. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего, осанки. По данным медиков, около 20% обучающихся в школах имеют хронические заболевания, а оздоровление такой категории детей невозможно без тренировок и нагрузок на организм. Ежегодно растет число детей, освобожденных от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Как разрешить эту проблему?
Исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом школьной программы.
Однако и здесь возникла проблема – отсутствие дополнительных залов, помещений для занятий спортом. Необходимо развивать систему дополнительного образования, чтобы были учтены интересы как можно большего количества учащихся, вводить альтернативные формы проведения уроков, в рамках сотрудничества использовать возможности спортивных сооружений города.
В качестве своего инновационного проекта мы представляем разработанную нами программу по плаванию, которая, при правильном проведении занятии предполагает повышение у детей функциональных возможностей сердечно — сосудистой системы, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение жизненной емкости легких. Плавание также положительно влияет на психическое состояние человека.
Обоснование проекта, его цели и задачи.
Итак, главной проблемой в последние годы является ухудшение состояния здоровья школьников и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Хронический дефицит двигательной активности, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз.

Доклад на тему «Плавание»

За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число детей с хроническими заболеваниями и детей «группы» риска. Поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся.
Один из путей выхода из кризисной ситуации — разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий, что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и более индивидуализировано проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста.
Основная идея проекта: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Задачи:
Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания.
Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.
Описание проекта
Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Действительно, практика показывает, что использование этого часа на занятиях перспективно, так как это полезно для здоровья, и формирует у ребят особый ментальный подход к своему самообразованию средствами воспитания волевых и моральных качеств юного спортсмена. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Во время проведения занятий у ребят формируется особый интерес, который при системе занятий вырабатывает особую мотивационную потребность, и они уже с удовольствием ходят на уроки, добиваясь определённых результатов, стремятся к более высоким вершинам.
Механизм реализации программы
«Здоровье – это вершина, на которую человек
должен подняться сам» (И. Брехман.)
К сожалению, не так-то просто, как это, казалось бы, ввести час занятий плаванием. Перед учебным заведением возникают проблемы иного характера, а именно – материально – технического оснащения, ведь введение внеучебной оздоровительной работы подразумевает наличие кадров, спортзалов или соответствующих для занятий физической культурой дополнительных помещений, инвентаря и спортивного оборудования.
С 2012 года я веду занятия по плаванию у учащихся 1-11 классов, а на сегодняшний день использую свою программу, ориентированную на плавательную подготовку учащихся.
Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.
Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде.
Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше. — Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой. — При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. — При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
изучение движений в воде без опоры. — Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом — насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:
поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
сознательности и активности;
наглядности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований.
Содержание уроков плавания для учащихся 5–9 классов
На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Основные задачи подготовки:
— улучшение состояния здоровья и закаливание;
— привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием,
— закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом
— приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
— воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
Ожидаемый результат.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
улучшение состояния здоровья и закаливание;
увеличение охвата учащихся, занимающихся плаванием.
В результате освоения программы ученик должен:
знать/понимать:
роль плавания в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
правила соревнований по плаванию;
способы закаливания организма;
способы искусственного дыхания;
уметь:
для подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
для оказания помощи в экстремальных ситуациях;
для организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
для активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.
В заключении можно сделать вывод, что в ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г. о Отрадный реализуется комплексная программа по предмету «Физическая культура», целью которой является – предоставление всех возможностей образовательного учреждения для формирования здоровой, социально-адаптированной, физически развитой личности; обеспечение безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований; проведение диагностики развитие, профилактики и коррекции выявленных нарушений, консультирование и общее оздоровление.
Мой проект решает общие задачи, поставленные перед педагогами школы: ведение диагностического мониторинга физического состояния, физической подготовленности и работоспособности детей; поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов работы, разработку и внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей, реализация инновационных проектов, направленных на решение задач, определённых в новой образовательной инициативе «наша новая школа» в части сохранения и укрепление здоровья учащихся, развитие их способностей и творческого потенциала. Занятия физической культурой позволят воспитать физически здоровую личность, предпочитающую вредным привычкам здоровый образ жизни, стремящуюся к самореализации и самосовершенствованию.
Рисунок 315

Приложенные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *