Проект моя родина Дагестан

Заира Мусаева
Проект «Дагестан — мой край родной»

ПРОЕКТ

«ДАГЕСТАН — МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Подготовила: воспитатель

Мусаева З. Н.

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебе ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых

Р. Гамзатов

Введение

О Дагестане. Дагестан – это сочетание двух слов: тюркского «даг»(гора) и персидского «стан»(место, страна). Страна гор. Вот уже более шестьсот лет, как это название присвоила себе небольшая часть земли на Восточном Кавказе, на западном берегу Каспийского моря.

В мире существуют города-государства со своим управлением, со своей независимостью.

В Дагестане же есть аулы-государства, которые подчиняются одному только вдохновению. Есть аулы танцоров, аулы певцов.

Кубачи – аул златокузнецов. Гоцатль – аул серебренных дел мастеров, Унцукуль – аул резчиков по дереву, Балхар – аул керамиков, Цовкра – аул канатоходцев.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Моя малая Родина …У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину.

Актуальность проекта:

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края, родного города и его влияние на патриотическое воспитание. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Таким образом, выбор данной темы проекта: «Дагестан — мой край родной» обусловлено пониманием педагогами значимости этой проблемы, с одной стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой. Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

Срок реализации: долгосрочный (учебный год).

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: формирование у детей знаний и представлений о родном крае, его истории, культуре, достопримечательностях.

Задачи проекта:

создать условия для формирования у детей знаний и представлений о родном крае;

способствовать развитию познавательного интереса к информации о родных местах;

обогащать знания детей информацией о достопримечательностях края, дифференцировать представления об исторических памятниках, формировать представления у детей об истории возникновении края;

развивать бережное отношение достопримечательностям края, культурным ценностям, природе;

развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Прогнозируемый результат:

обогащенные и систематизированные знания детей об истории Дагестана и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы;

повышение родительской компетентности по представленной проблеме;

участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;

реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры Дагестана, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Работа с родителями:

составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;

провести родительское собрание. Познакомить с темой проекта. Рассказать о важности и необходимости формирования интереса к истории и культуре родного края уже в дошкольном детстве;

приобщить родителей к подбору материала, для пополнения развивающей среды;

составление плана работ;

участие в организации выставки рисунков — «Моя малая родина»;

обсуждение тем, проведение консультаций среди специалистов ДОУ;

анализ анкетирования родителей;

привлечь родителей к организации мероприятий по реализации данного проекта.

План реализации проекта

Этапы работы над проектом

1 этап подготовительный Разработка этапов проектной деятельности.

Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта.

Разработать консультации, оформить уголок патриотического воспитания.

Подобрать полезную информацию по теме проекта: памятки, анкеты.

Создание предметно-развивающей среды.

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с Дагестаном»

2 этап основной

Образовательные области Совместная деятельность педагога с детьми

Познавательное развитие НОД «Мой город»

Цель: Продолжить знакомство с историей и культурой родного города. Развивать мышление, умение наблюдать и передавать увиденное. Учить делать выводы.

НОД «Прогулка по городу»

Цель: Расширить представления детей о родном городе. Продолжить знакомство с историческими и культурными центрами города. Приобщать детей к национальной культуре. Способствовать развитию эстетического вкуса.

НОД «Широка страна моя родная»

Цель: Дать детям представление о России, как о великой стране. Познакомить с гербом и флагом России, с принципом его создания, расширить представление о географическом положении России

НОД «Мой Дагестан»

Цель: Продолжить знакомство с историей и культурой родного края. Познакомить детей с гербом и флагом Дагестана. Расширить представление детей о географическом положении Дагестана.

НОД «Народы Дагестана»

Цель: Продолжить знакомство детей с многонациональным населением Дагестана. Уточнить знания детей о родственных связях. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения. Развивать речь.

НОД «Культура народов Дагестана»

Цель: Дать детям понятие о нравственной и художественных культурах, культуре труда.

Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения. Развивать речь.

НОД «Традиции Дагестанцев»

Цель: Продолжить знакомить детей с Дагестанскими обычаями и традициями. Дать детям понять что людей объединяет не только родство, но и другие обстоятельства. Учить традициям дружбы.

НОД «Труд людей родного края. Рыбаки Каспия»

Цель: Познакомить детей с нелегким трудом рыбаков. Продолжить развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

НОД «Садоводы и виноградари»

Цель: Познакомить детей с трудом садоводов и виноградарей. Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

НОД «Чабаны»

Цель. Познакомить детей с нелегким трудом чабана с их условиями жизни на кутане и пастбищах. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных, об их пользе для человека. Учить анализировать, делать выводы. Развивать речь.

НОД «Мастера керамики»

Цель: Продолжить знакомство детей с особенностями работы мастеров керамического промысла в Дагестане. Воспитывать эстетическое чувство восприятия предметов.

НОД «Кубачинские и унцукульские мастера»

Цель: Продолжить знакомство с особенностями работы кубачинских и унцукульских мастеров. Воспитывать эстетическое чувство восприятия предметов.

НОД «Ковроткачество»

Цель: Продолжить знакомство детей с традиционным народным промыслом. Раскрыть некоторые особенности ручного ковроткачества. Воспитывать любовь и интерес к народному искусству, труду мастериц.

НОД «Путешествие по Дагестану. Куда на чем можно поехать?»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных районах Дагестана и в разной среде. Учить обобщать, делать выводы.

НОД «Весна в Дагестане»

Цель — Познакомить детей с особенностями плавного перехода от зимы к весне. Обобщить и систематизировать: представление детей о характерных признаках весны в Дагестане. Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы.

Беседы: «О столице нашей республики», «Достопримечательности нашего города», «Наш славный город Махачкала», «Профессии моих родителей».

Беседа о героях спорта. «Мы ловкие и смелые», «Мы веселые ребята», «Олимпийские чемпионы РД».

Экскурсии по городу.

Экскурсия в музей «Истории города Махачкалы».

Экскурсия в краеведческий музей «Предметы старины, картины».

Экскурсия в музей прикладного искусства.

Экскурсия к местам работы родителей: магазин, библиотека, пожарная станция…

Речевое развитие Словесная игра «Расскажи, где ты живешь»

Составление рассказа по фото «Где мы отдыхали летом», «Из окна из окна наша улица видна» Составление рассказа по фотографии из группового альбома «Достопримечательности города Махачкалы», «Памятники города».

Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем – подсказок, «Я хочу быть златокузнецом», «Моя мама — ковровщица».

Чтение книг о семье. Слушание аудиозаписи рассказа А. И. Пантелеева «Честное слово»

Чтение стихотворений о бабушке и маме, о дедушке и папе, об именах, о мальчиках и девочках.

Чтение произведений: Н. Юсупова «Чабан Рабадан»,

А. Исмаилов «Маленький чабан»,

Н. Капиева «Сыновья мельника»,

А. Раджабов «Маленькая ковровщица»,

Р. Гамзатова «Мой Дагестан», «У меня есть дедушка»,

М. Газиева «Она станет послушной» (пер. с авар.,

Фазу Алиева «Дагестан» (на авар.,

А. Джачаев «Мамина помощница» (пер. с кум., Магомед – Расул «Дедушка — Мурада» (пер. с дарг.,

Абдулмеджид Меджидов «Что в мире мягче всего?».

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.

Социально – коммуникативное развитие Сюжетные игры: «Путешествие по городу», «Прогулка по городу», «Моя семья (быт и традиции)», «Семья», «Школа», «Детский сад».

«В гостях у вышивальщицы», «В гости к гончару», «В гостях у хлеборобов Дагестана».

Дидактические игры: «Путешествие по родному краю», «Путешествие по Дагестану», «Узнай это место», «Памятники города», «Мой дом», «Назови и опиши» и др.

Труд на прогулке: помощь в уборке территории детского сада.

Художественно – эстетическое развитие Изобразительная деятельность

Рисование «Визитная карточка города»(герб, флаг).

Лепка: «Детская площадка», «Детский сад», «Моя любимая игрушка»

Аппликация: «Дом на нашей улице», «Главная улица моего района», «Поздравительная открытка», «Укрась браслет».

Сюжетное рисование: «Мой родной уголок»

Конструирование: «Улица моего района», «Здания моего района»(из бросового материала)

Сюжетное рисование: «Моя семья»

Конструирование: «Мой родной дом»(из строительного материала)

Создание книжек – малышек.

Музыкальная деятельность

Слушание музыки: «Радость труда» М. Кажлаева, «Песня в пути» ав. н. м. обр. М. Кажлаева.

«Песня пастуха» К. Шамасова;

«Сбор урожая» М. Кажлаева;

«Ритм труда» П. Проскурина;

«Маленькая танцовщица» С. Керимова.

Слушание песни: «Журавли» Р. Гамзатова.

«Песня о матери» А.

Урок по окружающему миру для 1 класса «Моя малая Родина»

Цурмилова (авар., «Дагестан» М. Магомедова (дарг.).

«Маленькая ковровщица» М. Гусейнова;

«Песня юных садоводов» Е. Тиличеевой;

«Радость труда» Фаталиев Р. А. ;

Физическое развитие «Мама, папа, я – спортивная семья» — семейная эстафета

Подвижные игры:

«Запряги вола»,

«Кто дальше бросит камень»,

«Храни очаг» (авар.,

«Есть в ауле детский сад» (совр. дагестанская игра,

«Игра с мячом»(дарг.)

«Угадай»(дарг.).

3- этап заключительный

Итоговая презентация праздника » Дагестан-мой край родной»:

Открытие краеведческого мини — музея в группе «Дагестан – мой край родной».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой край, область, район даже небольшое село по своему — неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к культуре, традициям и промыслам народов Дагестана; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Проектная работа по окружающему миру «Моя малая родина»

Сами представьте, какой будет образовательный процесс в таких условиях, где кроме парты и доски ничего нет?»

Директор школы Ахмед Магомедалиев

Помещения, в которых учатся дети

Как пояснил глава района Раджаб Раджабов, 25 миллионов — это очень мало. На строительство достойной школы нужно 96 миллионов. Несколько раз жители обращались в Министерство образования, их отправляли обратно к районной администрации.

Раньше в школу ходили дети из близлежащих сёл: Никара, Махтила-Орды и Калиша. Сейчас они продолжают добираться в Сикар. Из села Калиш идти 40 минут. Это, по словам местных, очень неудобно и опасно. Жители просили дать «газель», чтобы возить детей, но транспорт не выделили.

Трое моих детей окончили сикарскую среднюю школу. Добираться туда нужно по опасной тропе в гору. Двое детей там сорвались и погибли. Сейчас ученик 1-го класса Мурад Махтиев тоже ходит таким путём. И в дождь, и в снег его возит отец, но чаще всего мальчик ходит в школу сам».

Бывший директор сельской школы, Насрула Магомедалиев

Дети села Калиш — про опасную дорогу

В этом году в 1-й класс должны пойти 11 детей: восемь из Никара, трое из Сикара. Но в домах нет ни одного помещения, где можно было бы посадить более пяти учащихся.

Неужели у властей республики нет возможности обеспечить нормальный процесс учёбы в этих сёлах? Если бы было меньше учащихся, другое дело, но их достаточно по сравнению с другими сёлами».

Житель

Дети четырёх сёл просят новую школу

Администрация Тляратинского района Дагестана в декабре 2018-го подала заявку на строительство общеобразовательной школы. Местные СМИ писали, что по плану первый этап должен был начаться в апреле этого года. Но что-то пошло не так. Деньги пришлось выделить из бюджета администрации — их хватило только для создания сметы. Строительство так и не началось.

Дети и учителя ждут новую школу. Сколько ещё учится в таких условиях, неизвестно.

Министерство образования науки РД

МКОУ СОШ№3

ПРОЕКТ

По окружающему миру

на тему:

«Дагестан-край родной»

Выполнил: ученик 4 «а» класса

СОШ № 3 Курбанов Баганд

Проверила: Курбанова У.М

Избербаш 2018 г.

«Мой край родной – мой Дагестан»
Цели:

  • Познакомитьcя республикой Дагестан, с природными богатствами, достопримечательностями;

  • Воспитать в себе любовь к родному краю, бережное и чуткое отношение к природе, чувство гордости и патриотизма;

Родина. Это самое великое, самое дорогое, что есть у человека. Это родители, друзья, родной дом, своя школа. Наша Родина – великая страна Россия. На одном краю России начинается утро, а на другом уже наступил вечер. На севере России земля покрыта снегом, реки, озера – льдом , а на юге в это время поют птицы, цветут сады, ярко светит солнце. Наша страна объединяет более ста народов. Вот какая наша необъятная Родина –Россия! У каждого человека, живущего в России, есть своя малая Родина.
. Дагестан – это древнее название нашего родного края.

Дагестан означает «Страна гор». «Даг» — гора, «стан» — страна. На языках народов Дагестана слово «Дагестан» звучит удивительно красиво
…»

Мне ль тебе Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю. Расул Гамзатов

География
Где находится твой Дагестан? — спросили у одного горца.
— Над и под крылом орла, — ответил горец.
Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось отвечать на вопрос о том, где находится Дагестан, вышесказанными словами горца.
Дагестан находится на материке Евразия, на стыке границ частей света Европы и Азии. Большая часть республики расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта. Другая, малая часть, раскинулась вдоль побережья Каспийского моря., мы наверное, редко выезжаем из своего села, района, за пределы республики. И думаем, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа.По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы, как Дания, Швейцария, Бельгия, Албания и другие. Дагестан – самая южная окраина России, которая сегодня к тому же является приграничной частью страны.
-с кем граничит наша республика?
По суше и Каспийскому морю Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. А также соседями являются Чеченская Республика, Калмыкия и Ставропольский край.
Пешеход, делающий 40 км в сутки, может обойти всю границу республики в течение 42 суток.
В Дагестане всего 10 городов:
Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно- Сухокумск и Дагестанские Огни.
Столица Дагестана
( г.

Рассказ о своей малой Родине для 1 класса, пример, образец, где найти?

Махачкала, промышленный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. До 1922г. назывался Петровск Порт, с 1922г переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева) : В республике 42 муниципальных района, 1618 населенных пунктов и поселков городского типа.
Богатства родного края

Широкое распространение имеют пески, гравий, известняки, галечник. Имеются также каменный уголь, железная руда, торф, сера, нефть.

На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников, большая часть которых представлена сероводородными и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо- бромные и другие источники. Большинство из них используются в виде ванн для лечения многих болезней.
— Богат наш Дагестан животными и растениями.

Животные : Звери — дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие . Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и другие.

В Каспии насчитывается 76 видов рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.

Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений – подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник, крапива, лопух и др.

Чудеса света Дагестана
Дагестан называют «музеем под открытым небом», «географической лабораторией», » геологическим музеем». И это вовсе не преувеличение, так как Республика Дагестан может похвастаться альпийскими лугами, березовыми рощами, живописными долинами, … Здесь воочию можно увидеть реликтовые леса на Гунибском плато, побывать в субтропическом заповеднике в дельте реки Самура, узнать, что Гимринский каньон второй в мире по глубине (после Колорадского в США), а Кумторкаминский бархан Сары – Кум (252метра) самый высокий в Европе.
Говоря о чудесах дагестанской земли хочется рассказать о некоторых уникальных памятниках природы. Чудом из чудес является малоизвестная Карадахская теснина. Ее так и называют – «Ворота чудес». Расположена она между Гунибским и Хунзахским районами. По дну теснины течет небольшая речушка. Попавшему сюда из ущелья кажется, что он оказался в очень узком тоннеле или холодильной камере. Только представьте себе: мрак и прохлада, тишина, нарушаемая лишь журчанием речки, эхо даже от шепота, отполированные

водой камни, редкие лучи солнца, проникающие сквозь почти сомкнутые верхушки скал…
Одной из самых известных в Дагестане является пещера Дюрк. Она находится на окраине аула Хустиль Табасаранского района, на отвесном склоне на высоте 400 метров. Ведет туда очень узкая тропа. В пещере Дюрк два зала – один над другим. Верхний зал побольше, его высота около 7-8 метров, а ширина 4,5 метра. Пещера эта сухая, а стены гладкие. Считалось, что именно здесь проходили религиозные обряды, хранились древние книги на неизвестном языке, меч арабского предводителя и даже древнейший экземпляр Корана.
А вот еще один пример того, что Дагестан недаром называют не только страной гор, но и преданий. Здесь есть даже свои Ромео и Джульетта. Над Гунибом высится скала, имеющая поэтическое название «Спящая красавица» Народная легенда гласит, что давным-давно красавица ханская дочь полюбила, как водится, себе неровню – бедного чабана. Речи о браке и быть не могло, ведь хан обещал свою дочь в жены юноше из богатого и знатного рода. По существующим обычаям, дочь не могла перечить отцу. От безысходности девушка бросилась вниз с Гунибской скалы. Ее бедный возлюбленный, узнав об этом, прыгнул вслед за ней. С тех пор и хранит гора над Гунибом очертания прекрасного женского лица, а Кегерское плато – лик несчастного юноши.
Есть на земле Дагестана «поэтическая скала «. Не удивляйтесь! Ее вершины четко воспроизводят профиль поэта А.С.Пушкина.. До чего же это интересно и необычно! Но нашлись люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они начали разработку камня на скале и успели немного повредить уникальные очертания, но, к счастью, вовремя вмешалась избербашская организация охраны природы, и расхищение природного чуда было предотвращено.
И как можно не упомянуть такой райский уголок, как Самурский лес – единственный субтропический лиановый лес в России Он находится в дельте второй по величине реке Дагестана – Самуре. Лес состоит из множеств а различных деревьев, растущих так густо, что и днем здесь царит полумрак (граб кавказский, дуб черешчатый, ольха бородатая, грецкий орех и многие другие, обвитых лианами сасеяпариля, лесного винограда, ломоноса восточного, плюща). Интересно, что некоторые из лиан – вечнозеленые, так что этот лес прекрасен в любое время года.
Мое путешествие по любимому краю подошло к концу

Доклад на тему «Дагестан» поможет Вам узнать много полезной информации об этой удивительной горной стране, которую воспели художники, поэты и писатели. Доклад о Дагестане можно использовать при подготовке к занятиям.

Сообщение о Дагестане

Особенности природы Дагестана

Название страны с тюркского языка обозначает «страна гор». И не зря, ведь большая часть Дагестана занята горными массивами Восточного Кавказа. Также ее еще называют «страной языков»: здесь проживает больше 2,5 млн. человек, которые общаются на 70 наречиях и диалектах и 30 языках.

Дагестан вытянулся вдоль Каспийского моря. Юг страны подпирают пики Кавказских гор, а север характеризуется Прикаспийской низменностью. Центральная часть республики занята предгорьями с обилием озер и рек. Разнообразность ландшафта, близость к морю одарили эту республику красивой природой, необыкновенной фауной и флорой.

В республике много полезных ископаемых, промышленное значение среди которых имеют залежи горючих газов, нефти, серы, кварцевых песков, мергелей, а также минеральные источники.

Реки и озера Дагестана

Данная страна является водообеспеченным регионом, хотя сеть рек и озер распределена неравномерно. Самые крупные реки – Сулак, Самур и Терек. Их притоки: Гизельдон, Ардон, Камбилеевка, Урух, Аргудан, Змейка, Малка, Цейдон, Мидаграбина и Стырдона.

Самые крупные озера республики: Каур, Мочох, Арджи, Кезенойам, Кезенойам, Вахчаг, Куцурако, Анзатль, Квалиш, Квалиш, Чодорихор, Восточное, Ноур, Аккель и Чубурчакель.

Растительный и животный мир Дагестана

Республика Дагестан уникальна в плане разнообразности растительного мира. Все дело в древности и длительности периода ее существования в некой изоляции. Флора насчитывает 4500 видов. Их них 1100 эндемиков. Здесь распространены такие лекарственные травы как: алтей лекарственный, аконит водосточный, анис обыкновенный, барвинок малый, барбарис обыкновенный, белена черная, будра плющевидная, белокопытник лекарственный, бессмертник песчаный, валериана лекарственная, бузина черная и так далее. Кроме этого в Дагестане можно повстречать такие растения — горец перечный, гравилат городской, вьюнок полевой, душица, кипрей, звездчатка средняя, зверобой, мать и мачеха. На сегодняшний день земли республики сильно подвержены промышленной деятельности человека. Это ведет к исчезновению растений и сокращению генофонда растительности.

Разнообразные природные ландшафты, горные хребты и море позволили Дагестану иметь уникальный и видовой животный мир. На побережье Каспийского моря в период миграционного перелета находится больше 300 видов птиц, некоторые из них занесены в Красные книги Республики Дагестан и России. В государстве обитает 40 видов пресмыкающихся, 89 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 7 видов земноводных, 50 тыс. видов насекомых. Среди млекопитающих наиболее распространены: ондатра, пятнистый олень, енотовидная собака, енот-полоскун, белка персидская, безоаровый козел, медведь, серна, лесной кот, кабан, косуля, заяц.

В Дагестане находятся 82 объекта рыбохозяйственного значения. Большая часть занимается разведением осетров.

В какой природной зоне расположен Дагестан? Климат Дагестана

Территория Дагестана находится в зоне полупустыни и в 5-ти растительно-климатических поясах: пустыни и полупустыни, субтропические леса, ледники и высокогорные тундры. Климат страны умеренно континентальный, отличается засушливостью. В горах с высотой он меняется: повышается влажность и падает температура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *