Приобщение к чтению

Наталья Нисина
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг

Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Цель работы педагогов:

• Развитие интереса к художественной литературе.

• Формирование литературного вкуса.

• Воспитание будущего читателя.

Задачи:

• Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

• Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.

• Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

• Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

• Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» — детский сад.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы:

• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

• Кружковая работа.

• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

Сотрудничество с родителями.

Формы работы:

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары – практикумы.

• Папки – передвижки.

• Фотопрезентации.

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Приобщение детей к чтению или

система работы по приобщению детей к чтению

Чтение, как часть досуга, человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени, а зачастую, нет желания.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

  • учить детей слушать чтение
  • учить глубоко, постигать текст
  • воспитывать грамотного читателя. При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

  • Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.
  • Самостоятельное рассматривание книг.
  • Организованные занятия.
  • Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
  • Сотрудничество с родителями по данной проблеме. Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста).Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.

Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя — чтение стихотворений;

3 — неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

  • В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей: — Узнай, кто это? — Покажи, где, кто или что?
  • В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками: — Найди картинку к таким словам. — Какие слова подходят к этой картинке?
  • В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур: — Почему нравится тебе эта картинка?
  • В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг.

Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь. Выразительное чтение воспитателя — способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств. Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ДОУ. Основные цели и задачи Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения. — презентация

Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца. Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе. Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи. Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении:

  • консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия;
  • обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников.
  • вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
  • оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
  • организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

  1. Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы. v Наличие портретного фонда детских писателей
  2. Наличие грамматических словарей для воспитателей.
  3. Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов. С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц.

В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя. Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги. Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия. Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги. К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге.

Библиографическое описание:

Сентюрёва Т. Ю., Пантелеева Г. М. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 124-128. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13809/ (дата обращения: 18.11.2019).



Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна.

К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

В 20-е годы прошлого века серьезное внимание работе с детской книгой уделяла Е. А. Флерина . Она отмечала, что эстетическое воспитание средствами художественного слова — важнейшая часть всестороннего воспитания детей. Свой опыт работы с детьми Е. А. Флерина отразила в пособии «Живое слово в дошкольном учреждении». Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.). Е. А. Флерина отмечала, что овладение искусством выразительного чтения — профессиональная обязанность воспитателя. Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду. Ценно то, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов (например, беседы по прочитанному).

Ученица Е. А. Флериной М. М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий по ознакомлению детей с художественной литературой: чтение или рассказывание одного произведения; чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой; чтение в сочетании с музыкой и др. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Н. С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы.

В дальнейшем проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.

Л. М. Гурович рассматривает возрастные особенности восприятия, дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда для ребенка характерна наивность детского восприятия, он еще недостаточно отделяет жизнь от искусства, в его восприятии герой должен быть удачлив, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Э. П. Короткова исследует влияние художественной литературы на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса, усвоение новых понятий, образцов связной речи, ее грамматического строя, выразительности речи.

А. Арушанова отмечает, что художественная литература при определенных условиях способствует развитию творческих, коммуникативных способностей детей. С этой целью автор предлагает использовать таких форм и методов работы с произведениями художественной литературы, как театрализованная игра, рассказывание сказок детьми, обсуждение, моделирование и др.

Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Целью работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой направлена на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .

Э. П. Короткова видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе. Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием. «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека». Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением .

Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Психолого-педагогическая работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы в процессе образовательной деятельности и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

‒ интегрированные НОД, объединяющие содержание разных образовательных областей

‒ театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

‒ обсуждение произведений известных художников на тему сказок,

‒ «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

‒ «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

‒ проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»),

‒ занятия с использованием мультимедийных средств,

‒ занятия-экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуются педагогом по-разному:

с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2–6 человек;

группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя необходимо разделить по подгруппам;

в средней и старшей группах занимаются одновременно со всеми детьми.

При чтении художественного произведения используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: это и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.

А. М. Бородич выделяет среди таких приемов следующие:

выразительность чтения или рассказывания;

повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1–2 раза;

выборочное чтение;

рассматривание иллюстраций в книге;

беседа по прочитанному.

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.

Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра — драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги — комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники могут быть посвящены юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями. Так, в детских садах города Новокузнецка становятся традиционными встречи с детским поэтом Э. Гольцманом, в ходе которых дети не только послушают и сами прочитают стихи поэта, но и могут задать ему вопросы, пообщаться.

В практике работы ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Таким образом, в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, существует разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.

Как отмечается в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия педагога — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.

Изучив литературные источники по данной теме, мы представили в работе основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике, определили задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой.

Литература:

  1. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 10.- С.73 -80.
  2. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. — М.: Просвещение, 1980.- 224с.
  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 276с.
  4. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / О. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 5–10.

5. Гурович, Л. Ребенок и книга / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. — СПб.: Питер, 1996. — 324с.

  1. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская — М.: Педагогика, 1972. — 152с.
  2. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. /Э. П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — С.128
  3. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание.- 2010. — № 7. — С. 6–14.
  4. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С. 10–18.
  5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский — М.: Просвещение, 1978. — 488с.
  6. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника /Е. А. Флерина. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 334с.

Основные термины(генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

>»Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Выполнила:

воспитатель старшей, подготовительной группы

МБДОУ детский сад «Радуга»

Пугачева Елена Сергеевна

Введение ……………………………………….……………………………… 3

1.Цели и задачи работы ……………………………………………………..… 4

2.» Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»…..………………………………………………………………………. 5

3.1.Пути формирования культуры восприятия книги.…….. ……………….. 7

3.2. Особенности освоения сказок………………………………………..…… 8

Заключение. ………….………….……………………………………………… 11

Список литературы. …………………….……………………………………… 13

Приложения. …………………………………………………………………… 14

Введение

Сказки – это своего рода «воспитательная система»,

которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое,

патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

(Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева)

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моейработы.

Актуальность: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

1. Цели и задачи работы

Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи:

  • познакомить с историей создания сказок;

  • развивать у детей умение слушать;

умение познавать

умение сравнивать, сопоставлять

умение мыслить словами

связную речь

мышление

внимание

память

воображение

отзывчивость и сопереживание;

  • учить составлять сказки по картам Проппа;

  • воспитывать любовь к сказкам;

  • бережное отношение к книгам.

Методы:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

— наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

— анкетирование родителей и детей;

— анализ продуктов творческой деятельности.

Направленность развития деятельности: комплексная, речевая, познавательная, изобразительная, театрализованная, музыкальная.

2. «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора.

В младших группахзнакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении). При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группедетей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения.

В старшей группепри восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группеперед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

3.1. Пути формирования культуры восприятия книги.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из важнейших задач педагога — воспитателя.

Реализация методической разработки началась с моделирования ситуации, позволяющей выявить проблему, и предполагала проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для родителей (см. приложение).

Анкета для детей (см. приложение)

В результате анкетирования родителей и детей, я поняла, как ребенок и родители понимают литературное произведение.

Главная отличительная черта восприятия художественного произведения ребенком – это преобладание «практического» над «условным». Преобладание «практического» над «условным» — причина специфических особенностей художественного восприятия ребенка.

В ответах на вопросы родители называют различный возраст появления интереса детей к книге.

Исходя из полученных данных, был составлены списки литературных произведений для детей 5 – 7 лет (см. приложение).

3.2. Особенности освоения сказок.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка — дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно — речевой деятельности.

Почти все опрошенные родители отмечают, что в детстве отдавали предпочтение сказкам. Многие особенности сказки усваиваются детьми рано, но далеко не все.

Всистеме работысо сказкой я выделила следующие направления деятельности:

  • совместная и индивидуальная работа;

  • занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

  • традиционные фольклорные праздники и развлечения

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующиеметоды, приемы:

– Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

– Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

– Конструирование слов, словосочетаний и предложений– имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.

– Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

– Пересказ сказки с использованием плоскостного театра– это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

– Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

– Придумывание сказки на заданную тему– предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

– Драматизация сказок. Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующихформах работы:

– Совместная и индивидуальная работа. В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

– Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературойразработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

– Традиционные фольклорные праздники и развлечениякак итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Результатом работысо сказкой является:

  • Умение детей разрешать конфликтные ситуации;

  • использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

  • пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;

  • активное участие детей в фольклорных мероприятиях;

  • формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;

  • привитие любви к своей истории, Родине;

  • овладение навыками взаимоотношения с миром;

  • усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;

  • формирование активной жизненной позиции. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать уже в младшей группе.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Заключение.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается, как чуткий показатель состояния общества.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

Вот почему я объясняю родителям и учу детей любить книгу, проявлять интерес к чтению.

В нашей стране проблема детского чтения не осознавалась, последние годы как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Ребенок — книга». Опираясь на опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на детское чтение нужно обращать особое внимание и активно привлекать к этому родителей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. — с.27-43.

  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.

  5. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.

  6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.

  7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  8. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с.

  9. От рождения до школы. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. Н.Е. Вераксы,

М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

  3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. —М., 1983.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

  1. Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое ____________________________

  1. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

  1. Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

  1. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:______________________________________________________

  2. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:_________________________________________________

  3. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

  1. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _____________________________________________________________

  2. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _____________________________________________________________

  2. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ________________

  3. Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для детей.

  1. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

    Методическая разработка на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

    Сколько тебе лет?.

  2. Любишь ли ты книжки ? (да, нет)

  3. Что тебе больше нравится – то, что тебе читают (текст), или картинки (иллюстрации)? (текст, иллюстрации, и то и другое)

  4. Как слушаешь чтение взрослых? (люблю слушать разные интересные книжки, даже если в них мало картинок; люблю слушать только тогда, когда в книге много картинок).

  5. Как рассматриваешь картинки? (перед чтением, просишь показать во время чтения, можешь просто слушать, а картинки посмотреть после, не обращаешь внимания на иллюстрации)

  6. Есть ли у тебя дома или в детском саду книжки с черно – белыми рисунками ? (да, нет)

  7. Какие картинки больше нравятся ? (цветные, черно – белые, и те и другие)

  8. Хочется ли раскрашивать черно – белые иллюстрации в книжке ? (да, нет)

  9. Кто пишет книжки ?

  10. Назови каких – нибудь писателей или поэтов.

  11. Кто рисует картинки в книжках.

Как ты думаешь, иллюстрации в разных книжках рисует один и тот же человек или

разные? (один и тот же, разные, не знаю)

Как ты думаешь, что возникает раньше – текст или картинки? (текст, картинки, не

знаю)

  1. Назови каких – нибудь художников.

  2. Любишь ли рисовать ? (да, нет)

  3. Рисуешь ли рисунки к прочитанным книжкам ? (часто, нет, иногда)

Вспомни, к каким книжкам ты рисовал рисунки. Если редко рисуешь или не рисуешь

по книжкам, хотя вообще – то рисовать любишь, то почему так происходит? Хочется

ли рисовать в книжке без картинок ? (да, нет)

  1. Чем рисуешь? (цветными карандашами, фломастерами, красками, простым карандашом, ручкой)

Современные дети действительно не любят, не умеют и не стремятся научиться читать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *