Презентация о рыбаке и рыбке

2 класс
Тема:

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  2. Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
  3. Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  4. Работать над техникой чтения;
  5. Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  6. Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент

— Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Рассказывали наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

— Кто автор? ( А. С. Пушкин)

— Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

(Видео 1- 3 мин)

— Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

(Прослушивание «У лукоморья дуб зелёный…»)

— А вы знаете сказки А.С.Пушкина?

— Всего он написал 6 сказок, незаконченная сказка – сказка о медведихе.

(Презентация по сказкам, читают дети)

1) Сказка о Салтане;

2) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;

3) Сказка о попе и о работнике его Балде;

4) Сказка о рыбаке и рыбке.

— Знаете ли вы эту сказку?

— Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

II. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

— Открываем книги на странице 116.

— Сюжет этой сказки основан на русской народной сказке «Жадная старуха».

(Видео 2- 2.30 мин)

— В этом отрывке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, которые говорили в 19 веке.

(Презентация)

1) Землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

2) Невод – сеть рыболовная.

3) Корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота, сделанный из широкого бревна.

4) Светёлка — светлая комната.

(Слайд)

III. Работа по теме урока

— Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Найти, где остановились, чтение сказки детьми, словарная работа)

— Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)

— Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)

— Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

— Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств)

(Презентация)

— Какое море было вначале? (Синее)

— Найдите на странице 117, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)

-Найдите на странице 118, как изменилось море? (Помутилось)

— Найдите на странице 119, как изменилось море? (Не спокойно синее море)

— Что было дальше? (Почернело, чёрная буря)

— Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)

Физкультминутка

Игра «Ловись рыбка» (3 человека, по очереди выходят к доске)

-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

— Рассказать о старухе.

Презентация к уроку «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

— Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная)

-Многие выражения Пушкина стали крылатыми.

Белены объелась — как понимаете? (Совсем обезумела, перестала соображать)

(Слайд)

— А вот ещё одно выражение.

«Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!»

-Какой намёк имел ввиду Пушкин? (Что сказка учит добру, справедливости)

— Давайте прочитаем последние две строки на странице 124.

— Сказка закончилась справедливо?

— За что наказана старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

-Ещё Пётр I говорил: «Радуйся малому, тогда придёт и большоꞋе»

(Слайд)

— А теперь ребятки закрыли глаза…(включаю музыку «Шум моря»)

— Мы закинули невод и…о чудо! Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?

Плывите же, рыбки, плывите.

Желание осуществите.

(Зачитываю оригинальные желания)

— В чём состоит волшебство желания? Просто так желание может исполниться? Что нужно сделать для этого?

IV. Итог урока

— С какой сказкой познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

-Почему это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой? (Есть волшебный герой – золотая рыбка)

— Какая это сказка? (Авторская, волшебная)

— Как вы понимаете остаться у разбитого корыта? (Остаться ни с чем)

— Кто у нас сегодня хорошо работал?

— Кто остался у разбитого корыта?

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Выразительное чтение прочитанного отрывка, нарисовать свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

(Читаю слова под музыкальное сопровождение «Шум моря»)

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

1 часть

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная.

Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.

Тина – густые водоросли.

Взмолиться – горячо просить о чём-нибудь.

Молвить – сказать.

Старче – старик.

Откуп – плата.

Забранила – очень сильно ругала.

Простофиля — глупый, несообразительный человек

2 часть

Кликать – звать.

Смилуйся – пожалей.

Разбранила – очень сильно ругала.

Пуще – больше.

3 часть

Корысть – выгода.

4 часть

Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.

Изба со светёлкой – светлая комната.

Тесовые ворота — ворота из тонких досок.

Чёрная крестьянка – относящаяся к простому народу, к низшим слоям общества.

Столбовая дворянка – почётная дворянка.

5 часть

6 часть

Терем – жилое помещение в верхней части богатого дома или дом в виде башни.

Соболья душегрейка – старинная женская одежда, отделанная мехом соболя.

Парчовая на маковке кичка – старинный женский головной убор из парчи (золотистой ткани) на макушке.

Жемчуга огрузили шею – на шее тяжёлое ожерелье из жемчуга.

Чупрун- чуб

7 часть

Белены объелась – совсем обезумела, перестала соображать.

Осердилася – рассердилась.

Говорят тебе честью – просят «по–хорошему».

8 часть

9 часть

Царские палаты – большое богатое здание с множеством комнат.

Бояре – представители знати, крупные земледельцы.

Пряник печатный – пряник, сделанный при помощи печатной формы с выдавленными узорами.

Очи – глаза.

Взашей – толкая в шею, в спину.

Невежа – необразованный, несведущий человек.

Садиться не в свои сани – браться не за своё дело.

10 часть

Царедворцы – слуги, прислуживающие царской семьи.

Быть на посылках – прислуживать, выполнять мелкие поручения.

Не осмелился перечить – не осмелился возразить.

Не дерзнул поперёк слова молвить – не осмелился спорить.

Так воем и воют – издают громкий протяжный звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *