Пластилиновые заплатки для детей

Светлана Коротченкова
Кружок «Пластилиновые заплатки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилиновые заплатки» — основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновые заплатки» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.

4. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

6. Закрепить приёмы лепки.

7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений и навыков.

3. Системность знаний.

4. Воспитывающая и развивающая направленность.

5. Активность и самостоятельность.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Этапы кружковой работы с детьми:

• Опрос родителей, изучение интересов детей;

• Изучение методических рекомендаций;

• Создание условий для проведения кружковой работы;

• Подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал:

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.

2. Содержательный раздел

Возраст:

Детей 4-5 лет

Расписание организованной образовательной деятельности: вторник, 2 половина дня, 20 мин.

Срок реализации программы: 1 год.

Объем времени: 16.00 – 16.20

Форма деятельности:

Занятия, совместная деятельность.

Форма контроля:

Наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Задачи перед ребёнком.

1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты

Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;

Вырабатывать усидчивость;

Развивает мелкую моторику пальцев

Сохраняет интерес к занятию

Основные методы и формы совместной деятельности

Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций

Форма: тематическая совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

1. Выступление на родительских собраниях.

2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Развивающая среда в группе

1. Оформление выставок детских поделок.

2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.

Календарно-тематический план программы кружка «Пластилиновые заплатки»

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИ ПЛАН

Тема Сроки

проведения Содержание работы

Мониторинг

Знакомство с новой техникой пластилинографией. 03.09

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Учить расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.

«Осеннее дерево»

Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

«Фрукты»

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.

«Овощи»

24.09 Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта.

«Грибы» 01.10

Вызвать интерес к представителям животного мира. Упражнять в расплющивании готовой формы, развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

«Дикие животные» 08.10 Закреплять знания детей о домашних животных. Упражнять в расплющивании готовой формы, развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе

«Домашние животные» 15.10 Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

«Под зонтом». 22.10 Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

«Кленовый лист». 29.10 Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать мелкую моторику рук.

«Цифры». 05.11 Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Цифры». 12.11 Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

«Мое имя». 19.11 Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать мелкую моторику рук.

«Мое имя». 26.11 Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

«Снеговик». 03.12 Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Украсим ёлочку новогодними шарами». 10.12 Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать мелкую моторику рук.

«Украсим ёлочку новогодними бусами». 17.12 Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

«Дед Мороз и Снегурочка»

24.12 Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Дед Мороз и Снегурочка»

31-12 Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

«Одежда, обувь» 14.01 Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Игрушки» 21.01 Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.

«Игрушки». 28.01 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

«Подарок для папы». 04.02 Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки. Развивать мелкую моторику рук.

«Подарок для папы». 11.02 Закрепить продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.

«Цветы для мамы» 18.02 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

«Цветы для мамы». 25.02 Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Украсим туфельку»

03.03 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

«Транспорт». 10.03 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Клубочки для котенка» 17.03 Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

«Мышка-норушка и золотое яичко» 24.03 Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать. Развивать чувство формы и композиции.

«Воздушные шары» 31.03 Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Пластилиновые заплатки — шаблоны

Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Звездное небо» 07.04 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Звездное небо» 14.04 Закрепить умение детей располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.

«Бусы для Люси». 21.04 Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Насекомые». 28.04 Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей заполнять дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

«Радуга — дуга». 05.05

Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в поделке.

«Цветы садовые и луговые». 12.05 Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

«Цветы садовые и луговые».

Мониторинг 19.05 Популяризация изобразительного творчества (пластилинография); развитие мотивации детей к творчеству.

Выставка работ

ИНФОРМАЦИОННО –МЕТАДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

2. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

3. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. — «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

4. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

5. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

7. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

Шаблоны для пластилиновых заплаток, пластилиновые заплатки, картинки — раскраски для пластилина, рисуем пластилином, картинки для пластилина, картинки для пальчикового рисования

Еще один дождливый день, а на shop.amelica.com неистощимые запасы развивашек. Кажется, они появляются там раньше, чем я ощущаю потребность в них. Сегодня мы решили провести занятие с пластилином, и, так как лепить мы не умеем, а ребенок еще и не любит, пошли по пути наименьшего сопротивления — шаблоны для пластилиновых заплаток. Сын будет ставить заплатки из пластилина на готовые картинки.

Шаблоны для пластилиновых заплаток

Мы скачали комплект «Шаблоны для пластилиновых заплаток» (картинок много, в следующий раз мы часть из них приспособим под раскраску ватными палочками, заодно и цвета на английском языке повторим), и выбрали два рисунка, распечатав их вместе на одном А4. Пластилин у нас был заготовлен самый мягкий — тот, который продается в колбасках/палочках. Мы подошли к занятию очень ответственно, кстати, моему ребенку нравится, что мама его фотографирует в процессе, поэтому он не особо сопротивлялся такому времяпрепровождению. (Возьму сама это на заметку — фотать нелюбимый процесс).

С самого начала я обратила внимание, что ручки у ребенка расслаблены, а чтобы катать нужно, чтобы ладошки были «твердыми». Понемногу мы освоились, согрели пластилин в ручках, скатали колбаски, разделили их на кусочки, и уже из кусочков накатали шариков. Катали между ладошками и просто по столу…

Мы все знаем о необходимости развития мелкой моторики, и обычно дети сами тащятся от всяких круп/макарон/новых мелков/теста и т.п. Но мой ребенок тащится от Лего Дупла и миски на голове (видимо, аналог каски для строителя). И мне кажется, он никогда не будет лепить собачек с грибочками на мячике. Но я очень стараюсь… мы вместе очень стараемся. И наши червячки и лепешки радуют нас ничуть не не меньше всяких собачек.

А тут еще я задумалась, что движение левой руки отвечает правое полушарие… А еще правое полушарие отвечает за Воображение, Музыкальность, Обработку невербальной информации и Интуицию! Думаю, в нашем конкретном случае абсолютного доминирования правой руки, нам есть на что обратить внимание!

Закончив с шаблонами, быстренько поставили чайник на огонь и приготовили пару плюшек…

Еще больше материалов для занятий с пластилином можно скачать туттут и тут. И вообще, наведывайтесь почаще!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *