Парциальная программа семицветик

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

приказ от 30 августа 2017 г. № 64/7

Программа внеурочной деятельности

«Цветик-семицветик»

(общекультурное направление)

для обучающихся 1в дополнительного класса с ЗПР (вариант 7.2)

Составитель:

Кудрявцева Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Цветик-семицветик» составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);

Адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 67/1 от 30.08 2016 года;

на основе авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

Программа рассчитана на 1 год, 33 часа.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

    Рабочая программа по психокоррекции «Цветик – семицветик».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

1. Живопись( 8 часов).

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика (9 часов).

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура( 4 часа).

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, зверей, посуды.

4. Аппликация (4 часа).

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с необычными материалами – фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: создание простых композиции.

5. Бумажная пластика (3 часа).

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа.

Практическая работа: изготовление птиц, зверей, конструирование детской площадки.

6. Работа с природными материалами (3 часа).

В качестве природных материалов используются выразительные корни, веточки деревьев, листья, шишки, семена. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ( 2 часа).

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Календарно — тематический план

занятий внеурочной деятельности «Цветик-семицветик» 1″В» класс

на 2017 – 2018 учебный год

занятия

по порядку

№ занятия

в разделе

Тема занятия

Дата проведения занятия

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Живопись.

Вводное занятие

Три основных цвета.

Симфония цвета

Цветовое пятно. Ковёр из листьев

Узоры на крыльях бабочки

Домик для сказочного героя

Царства тёплых и холодных цветов.

В гостях у русалочки.

Графика.

Знакомство с линией и её друзьями..

Рисование по наблюдению. Веточка дерева

Знакомство с тоновым пятном. Игра «День и ночь»

Знакомство с тоновым пятном. Игра «День и ночь»

Изображение настроения.

Волшебный узор

Карандашик озорной.

Мои друзья – фломастеры.

Точка, точка, запятая — …..

Скульптура.

Скульптура. Знакомство.

Сказка про камешки. Лепка зверушек.

Посуда для кукол.

Богатый урожай. Лепка овощей и фруктов.

Аппликация.

Знакомство с разными техниками аппликации.

Обрывная аппликация «Облачко»

Вырезанная аппликация «Лесная полянка»

Работа с фантиками.

Бумажная пластика.

Чудесные превращения листа бумаги.

Сказочная птица. Наклейки из бумаги.

Строим детскую площадку.

Работа с природными материалами.

Букет из листьев.

На что похожа веточка дерева?

Создание уголка природы.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Итого

часов

по программе

выполнено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Москотельникова Н.В./

Программа «Семицветик»

Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широко­го кругозора, развитие творчества через восприятие красоты.

Выделе­ны блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предла­гаются тематическое планирование работы на год и примерные конс­пекты занятий.

Девиз программы «Семицветик» — воспитание через Культуру и Красоту.

Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Ска­зочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды раз­ных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы посо­бия: «Солнечный круг», «Сто занятий с Детьми дошкольного возраста, по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Умка» — триз

Авторы: Л.М. Курбатова и др.

Цель: развитие у дошкольника активных форм мышления в един­стве с творческим воображением, развитие фантазии через обогаще­ние предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, иг­рового, эстетического, экологического, технического характера).

Про­грамма создает предпосылки для системного видения мира и его твор­ческого преобразования.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей:

  • программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста — «Умка» — ТРИЗ;

  • вариант программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстети­ческого развития;

  • подпрограмма-, готовящая педагогов дошкольных образователь­ных учреждений к реализации программы развития мышления и твор­ческих способностей дошкольного возраста «Умка» — ТРИЗ.

ТРИЗ — это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности.

Основными средства­ми работы с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от его природы, т.е. использует принцип природосообразности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при ми­нимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Программа ТРИЗ «Умка»

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова, М. Шустерман и др.

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом. Перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда. Или возьмем другой пример — свойства зонтика. Для того чтобы защитить от дождя, зонтик должен быть большим, но для удобства пользования им он должен быть маленьким.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается с помощью разделения во времени противоречивых требований к зонту: сложенный зонт — маленький; развернутый — большой.

В программе ТРИЗ собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий, однако опытные педагоги умеют находить противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и использовать их в работе с детьми. Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое. Эту задачу в программе «Умка» решают с помощью следующих методических приемов.

Рассматривание или изменение какого-либо объекта. Сначала детям предлагается какой-либо предмет, например яблоко (предмет называется фокальным, поскольку находится в фокусе внимания). Затем дети выбирают другой предмет (или его изображение), не имеющий никакого отношения к яблоку, и дают ему 5—10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летающий, плавающий, веселый и т. д. Все эти определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, — к яблоку. Получаются странные словосочетания: бегущее яблоко, летающее яблоко, плавающее яблоко и т. д. Затем надо ввести в понятие «яблоко» не свойственные ему элементы: бегущему яблоку необходимы ножки, летающему — крылья, плавающему — плавники. Но как собрать такие бегающие и летающие яблоки с дерева? Можно схватить за хвостик или поймать сачком и т. д. Таким образом воспитатель придумывает вместе с детьми забавные сказки, направляет и стимулирует фантазию детей.

Рассматривание картин и придумывание рассказов. Детям предлагают рассмотреть какую-либо картину, например «Собака со щенятами», и подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать об увиденном. Например: лев — сильный, грозный, пушистый, ловкий, быстрый.

Сначала детям предлагают рассмотреть картину по наводящим вопросам и ставят условие, что, отвечая на вопросы, дети обязательно используют названные определения.

• Кто на картине сильный и огромный?

• Собака.

• Чем собака похожа на льва?

• Пушистая и рыжая.

Затем дети самостоятельно описывают картину, используя найденные определения.

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Можно предложить детям спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, спастись от Бабы Яги или придумать сказку о том, как выросла репка не большая, а маленькая-премаленькая.

Такая работа включает не только речь, но и разные виды детской деятельности — игру, лепку, аппликацию, конструирование.

Прием эмпатии. Дети представляют себя каким-либо предметом и решают с его позиции различные проблемы. Например: «Что, если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого и чего боишься? С кем хочешь подружиться? О чем шепчутся твои листочки?..»

Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ — это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию как педагогов, так и детей.

Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию, авторы считают «мозговой штурм». Этот метод рекомендуется как педагогам, так и детям. Естественно, методика его применения имеет специфические особенности. Так, со взрослыми «мозговой штурм» проводится следующим образом. В рабочую группу приглашаются несколько (7—10) «генераторов идей» — не только профессионалов, но и совершенно посторонних людей. Перед ними ставится задача, дается время на обдумывание, и участники начинают высказывать свои идеи. Руководитель группы высказывается последним, чтобы не подавлять всех своим авторитетом. При этом поощряется каждая идея, даже шутливая и нелепая, а критика запрещается. Все высказывания записываются для их последующего рассмотрения группой экспертов.

С детьми «мозговой штурм» можно проводить незапланированно, стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи во время игры-занятия. По ходу обсуждения проблемы дети сами корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Таким образом, главная цель педагога, работающего по программе ТРИЗ, — формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности. ТРИЗ позволяет снимать психологические «барьеры» перед новым, неизвестным, готовить детей к самостоятельному и творческому решению проблем.

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ («Умка») с успехом применяются в детских садах для развития у старших дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Программа «Гармония»

Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан.

Цель: общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной де­ятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.

Особенность программы заключается в том, что она основана на результатах многолетних научных исследований развития музыкаль­ных способностей.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый авторами имп­ровизированный характер некоторых занятий особенно важен для фор­мирования музыкального творчества. Программа методически обеспе­чена хрестоматиями, аудиокассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учетом их психологических осо­бенностей.

Рецензенты:

  • Т.И. Чиркова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
  • Е.Н. Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».
  • Р.Ю. Белоусова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Актуальность программы

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 дополнительного класса ФГОС ОВЗ «Цветик-семицветик»

Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений имеют в штатном расписании ставку психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Этапы занятия:

  1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
  2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.
  3. Практический этап — подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
  4. Рефлексивный этап — обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Разработка, апробация, реализация

Данная программа разработана и сертифицирована на базе кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород).

Программа прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» (г. Нижний Новгород), СРЦН «Надежда» (г. Нижний Новгород), НОУ «Букваренок» (г.Москва).

Одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми 3-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Программа издана в виде отдельных книг по каждой возрастной группе (издательство «Речь», СПб — Москва):

  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (3-4 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет).
  • «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (6-7 лет).

Приложением к данной программе служат рабочие тетради на печатной основе для каждой возрастной дошкольной группы (издательство «Речь», СПб).

Нина Синицина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Семицветик» — художественная. Программа предназначена для формирования стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира через изобразительное искусство.

Актуальность программы «Семицветик» заключается в потребности детей рисовать, в процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Дети дошкольного возраста способны делать многое. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил карандашом по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития, являясь одной из самых интересных, т. к. она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, и что вызывало положительное отношение. Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринял, но и на основе фантазии. Рассказывая о своих занятиях рисованием в детстве, Л. Н. Толстой писал: «…я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из него куст. Куст мне тоже не понравился, я сделал из него дерево, из дерева – скирд, а из скирда – облако…». Эти занятия воспитывают у детей интерес к художественно-творческой деятельности.

Новизна программы «Семицветик» состоит в использовании современных педагогических технологий при обучении детей 5-7 лет рисованию – это игровые технологии, развивающие.

Рисование помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Семицветик».

Отличительная особенность программы «Семицветик» заключается в подборе и систематизации материала по рисованию цветов, овощей и фруктов, животных, птиц, персонажей из сказок, транспорта и домов. Авторской находкой данной программы является система учебно-тематического планирования.

Адресат программы — дети дошкольного возраста.

Особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, на что и опирается программа «Семицветик».

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования. Рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения».

Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

Цель программы ознакомительного уровня Развитие личности ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Уровень программы — ознакомительный, дети знакомятся с богатым миром изображений, цветом красок и способами передачи своих впечатлений через рисунок.

Задачи:

Образовательные:

ребенка основным приемам и навыкам рисования; научить названию всех основных цветов;

научить владеть карандашом;

научить отличают картины по жанрам искусства.

Личностные: формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, общественной активности, гражданской позиции.

Метапредметные: развитие вкуса и творческих способностей, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Содержание программы Программа «Семицветик» создаёт условия для социальной адаптации детей и направлена на включение в образовательную деятельность детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Дальнейшее развитие художественных способностей детей может продолжаться в средней общеобразовательной школе, в школе искусств или на занятиях в объединениях по декоративно-прикладному творчеству.

Реализация программы Программа носит деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу первичного знакомства с рисованием.

Создана интерактивная развивающая тематическая среда для реализации программы: игры, тесты, наглядный материал, средства обучения (шаблоны, цветные карандаши, альбомы) и др.

Срок реализации,

особенности организации Срок реализации программы – 1 год;

Общее количество часов -36 часов.

В соответствии с требованиями СанПиНа:

Продолжительность одного занятия – 30 минут, по 1-ому занятию 1 раз в неделю;

— предельная наполняемость групп – 8 человек;

— в группе могут быть дети в возрасте от 5 до 7 лет;

— состав группы может меняться.

Виды занятий — практические и теоретические.

Набор Принимаются все желающие от пяти до семи лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятий Форма проведения занятия очная. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Образова-

тельные технологии Игровые, личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, репродуктивные.

Кадровые условия реализации программы Для реализации программы «Семицветик» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей по рисованию.

Результирующий итог реализации программы Появление у обучающегося интереса к рисованию.

Наличие у ребенка к концу обучения общих представлений о рисовании.

Появление потребности к продолжению изучения рисования.

Предметные результаты:

знание:

— основных приемов и навыков рисования;

— названий всех основных цветов;

умение:

— свободно владеть карандашом;

— отличать картины по жанрам искусства;

Личностные результаты:

-сформирована культура общения и поведения в социуме,

-приобретёны навыки здорового образа жизни, общественной активности, гражданской позиции.

Метапредметные результаты:

— развит вкус и творческие способности;

— развито воображение;

-сформирован интерес к коллективным работам в рисовании;

— обогащено художественное восприятие.

Результат обучения в количественном выражении Переход для дальнейшего обучения в первый класс школы не менее 25% учащихся.

Учебный план

№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Формы контроля

Всего Теория Практика

I. Вводное занятие. Техника безопасности 1 1 — Наблюдение

II. Рисуем цветы 3 — 3 Упражнения

III. Рисуем овощи и фрукты 6 1 5 Игра

IV. Рисуем животных, птиц 13 2 11 Опрос

V. Рисуем персонажей из сказок 5 1 4 Викторина

VI. Рисуем транспорт 4 — 4 Опрос

VII. Рисуем дома 3 — 3 Конкурс

VIII Итоговое занятие 1 — 1 Выставка

Итого: 36 5 31

Содержание учебного плана

I. Вводное занятие (1 час).

Теория: Знакомство с детьми. Беседа о предмете рисование, принадлежностях для рисования. Рассказ о правилах поведения и технике безопасности на занятии.

II. Рисуем цветы (3 часа).

Практика: Рисование по представлению и с натуры цветов. Знакомство с цветовой гаммой, карандашами (простыми и цветными). Техника рисования карандашом. Выполнение рисунка карандашом. Изображение цветов: ромашка, тюльпан, подснежник.

III. Рисуем овощи и фрукты (6 часов).

Теория: Знакомство с важнейшей особенностью объектов – формой.

Практика: Рисование по представлению и с натуры овощей и фруктов. Изображение овощей и фруктов: клубника, арбуз, морковь, земляника, яблоко, вишня.

IV. Рисуем животных, птиц (13 часов).

Теория: Знакомство с термином эскиз, с основными простейшими этапами работы над изображением.

Практика: Освоение этапов работы над изображением. Выполнение эскизов. Изображения домашних и диких животных: собаки, змеи, ласточки, барашка, коровы, зайца, воробья, утки и котенка.

V. Рисуем персонажей из сказок (5 часов).

Теория: Знакомство с приемами построения общей композиции рисунка, объяснение расположения предметов – изображений на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве.

Практика: Иллюстрирование русских народных сказок: «Колобок», «Лягушка-квакушка», «Маша и 3 медведя», «Про капризного мышонка».

VI. Рисуем транспорт (4 часа).

Практика: Анализ объектов изображения, сравнение, зрительное определение и изображение формы, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Изображения транспорта: фургон, самолет, вертолет, танк.

VII. Рисуем дома (3 часа).

Практика: Характерные особенности зданий сельского и городского типа; симметрия, цвет, пространственное изображение. Рисование деревенского и городского дома. Игрушечный домик.

VIII. Итоговое занятие (1 час).

Практика: Выставка детских работ.

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

9 сентября 2017г.

до 31 мая 2018г.

Количество учебных недель 36

Продолжительность каникул Каникулы с 01.01 по 09.01 и с 01.06. по 31.08.

Место проведения занятия МБОУ ДО ДДТ,

ст. Казанская Кабинет № 1

Время проведения занятия

Перемены — 10 минут 1 группа 2 группа 3 группа

Четверг

08.00-08.30ч.

Вторник

08.00-08.30ч Среда

08.00-08.30ч

Форма занятий Групповая

Сроки контрольных процедур Начальная диагностика (сентябрь-октябрь, текущая диагностика (январь-февраль, итоговая диагностика (май)

Сроки выездов, экскурсий, походов. нет

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) Утренник «Осенний бал» — октябрь;

Новогодний бал – декабрь;

Утренник «День защитника Отечества» — февраль;

Утренник «Сегодня мамин праздник» — март;

Выпускной бал – май.

Работа с одарёнными детьми.

индивидуальные консультации,

участие в дистанционных конкурсах по рисованию

п/п Дата Тема занятия Количество часов Примечание

1 гр. 2 гр. 3 гр. Всего Теория Практика

1 Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 —

2 Рисуем цветы.

Ромашка 1 — 1

3 Подснежник 1 — 1

4 Тюльпан 1 — 1

5 Рисуем овощи и фрукты. Арбуз 1 1 —

6 Морковь 1 — 1

7 Клубника 1 — 1

8 Земляника 1 — 1

9 Яблоко 1 — 1

10 Вишня 1 — 1

11 Рисуем животных, птиц. Заяц 1 1 —

12 Змея 1 — 1

13 Корова 1 — 1

14 Барашек 1 — 1

15 Котенок 1 — 1

16 Собака 1 — 1

17 Ласточка 1 1 —

18 Воробей 1 — 1

19 Утка 1 — 1

20 Петух 1 — 1

21 Цыпленок 1 — 1

22 Павлин 1 — 1

23 Гусь 1 — 1

24 Рисуем персонажей из сказок.

«Маша и три медведя» 1 1 —

25 «Колобок». Эскиз в карандаше 1 — 1

26 «Колобок» в цвете 1 — 1

27 «Лягушка-квакушка» 1 — 1

28 «Про капризного мышонка» 1 — 1

29 Рисуем транспорт.

Фургон 1 — 1

30 Самолет 1 — 1

31 Вертолет 1 — 1

32 Танк 1 — 1

33 Рисуем дома.

Деревенский домик 1 — 1

34 Игрушечный домик 1 — 1

35 Многоэтажный дом 1 — 1

36 Итоговое занятие.

Выставка работ 1 — 1

Итог: 36 5 31

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение — наличие кабинета с 8-ю посадочными местами, учебные столы не менее 4-х, 8- стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом, шкаф для наглядных пособий, телевизор.

Перечень оборудования, инструментов и материалов – иллюстрации, репродукции картин, эскизы, беседы о картинах, художниках, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные средства, карандаши цветные, мелки цветные, альбомы, ластики, простые карандаши.

Информационное обеспечение — аудиозаписи – релаксационные мелодии;

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники):

1. Журнал «Обруч»http://www.obruch.ru/

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

3. Международный образовательный портал «maam.ru»http://www.maam.ru/

4. Сайт «Дошкольное образование» 5.http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

8. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-risovanie-dlja-doshkolnikov.html

9. http://klub-drug.ru/doshkolniki/detskoe-risovanie-metody-priyomy-risovaniya-dlya-detej.html

Кадровое обеспечение — реализовать программу «Семицветик» может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием, имеющим практические навыки организации деятельности детей в области основ рисования.

Формы аттестации.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Семицветик» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом «Положение о внутренней итоговой аттестации освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район».

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.

Оценочные материалы — (пакет) диагностических методик:

1) Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе «Семицветик».

2) «Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста» — http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/02/23/diagnostika-tvorcheskikh-sposobnostey-detey

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень — ребенок:

1. Знает основные цвета.

2. Знает основные приемы рисования.

3. Знает названия основных жанров искусства; имеет понятия о репродукции, иллюстрации, зарисовке, знает их принципиальное отличие.

4. Умеет свободно владеть карандашом.

5. Умеет передавать в рисунке формы предметов.

6. Хорошо развита мелкая моторика рук.

7. Умеет выполнять элементарные зарисовки.

8. Умеет правильно использовать простой карандаш, цветные карандаши, мелки, ластик.

9. Умеет воплотить свой замысел, умеет самостоятельно организовывать и выполнять работу.

10. Обладает развитым воображением, вкусом, творческими способностями, художественным восприятием.

11. Умеет самостоятельно анализировать, сравнивать, дополнять.

12. Умеет слышать и слушать педагога.

13. Умеет работать в коллективе, культура общения присутствует на достаточно высоком уровне.

14. Умеет рационально организовывать свое рабочее место, самостоятельно соблюдает технику безопасности в процессе деятельности.

Средний уровень – ребенок:

1. Неуверенно знает основные цвета.

2. Имеет неполные знания об основных проемах рисования.

3. Неуверенно знает названия основных жанров искусства; имеет слабые понятия о репродукции, иллюстрации, зарисовке, неуверенно знает их принципиальное отличие.

4. Неуверенно владеть карандашом.

5. Неуверенно передает в рисунке формы предметов.

6. Недостаточно развита мелкая моторика рук.

7. Умеет выполнять элементарные зарисовки с помощью педагога.

8. Не всегда правильно использует простой карандаш, цветные карандаши, мелки, ластик.

9. Неуверенно воплощает свой замысел, умеет организовывать и выполнять работу с помощью педагога.

10. Недостаточно развито воображение, вкус, творческие способности, художественное восприятие.

11. Анализировать, сравнивать, дополнять, сконцентрировать внимание может при помощи педагога.

12. Не всегда слышит и слушает педагога.

13. Работает в коллективе, не склонен к конфликтам, культура общения присутствует, но часто не уверен в себе;

14. Не всегда может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.

Низкий уровень – ребенок:

1. Не знает основные цвета.

2. Имеет слабые знания об основных проемах рисования.

3. Не знает названия основных жанров искусства; не имеет понятия о репродукции, иллюстрации, зарисовке, не знает их принципиальное отличие.

4. Не умеет владеть карандашом.

5. Не может передавать в рисунке формы предметов.

6. Мелкая моторика рук развита слабо.

7. Не может выполнить элементарных зарисовок.

8. Не умеет правильно использовать простой карандаш, цветные карандаши, мелки, ластик.

9. Не умеет воплотить свой замысел, т. к. действует случайным образом;

10. Не развито воображение, вкус, творческие способности, художественное восприятие.

11. Не может анализировать, сравнивать, дополнять самостоятельно;

12. Часто не понимает смысла задания педагога;

13. При работе в коллективе, не проявляет активности, либо мешает общей работе; культура общения развита слабо;

14. Не может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности только под контролем педагога.

Методические материалы.

На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.

Методы обучения:

Словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).

Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)

Практическая работа (зарисовки, эскизы, схемы).

Наблюдения (зарисовки, фотографии).

Исследования (знакомство с электронными носителями).

Обучение успехом (поощрения).

Игровой (конкурсы, соревнования, праздники, ролевые игры и др.).

Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

Содержание программы определяет оптимальную и рациональную систему подачи и усвоения знаний, соблюден принцип «от простого к сложному» и принцип расширения областей знаний.

Образовательные технологии:

игровые технологии – являются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. ,

технологии личностно-ориентированного обучения — ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка.

педагогика сотрудничества дает возможность детям общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.

Программа «Семицветик» построена на основе следующих принципов:

Дифференцированного подхода.

Учитывается индивидуальность каждого ребенка.

Учета возрастных особенностей.

Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.

Наглядности.

При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Доступности и креативности

Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.

Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее». При этом участие педагога обязательно.

Единства развивающей и диагностирующей функций.

Применяемые технологии обучения соответствуют его содержанию.

Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: тесты, диагностика. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их творчество.

Связь теории с практикой.

Где дошкольники на практике могут показать свои знания.

Принцип воспитания в процессе деятельности.

Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Формы организации учебных занятий — беседа, игра, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, сюжетно-ролевые игры, рисование.

Тематика и формы методических материалов по программе:

I. Вводное занятие. Техника безопасности

Инструкция по технике безопасности при рисовании для воспитанников

II. Рисуем цветы

Методические рекомендации:

Рисуем цветы

Конспект занятия:

«Цветы»

Пошаговое изображение:

«Ромашка»

«Подснежник»

«Тюльпан»

III. Рисуем овощи и фрукты

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по рисованию с натуры (воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ №40 «Ритм» Ковалева О. Л. 2010г.)

Рисуем овощи и фрукты

Конспект занятия:

«Огурец и помидор»

«Яблоко и груша»

Упражнения для развития чувства пространства, формы, цвета, тона

Пошаговое изображение: «Арбуз», «Морковь», «Клубника», «Земляника», «Яблоко», «Вишня».

IV. Рисуем животных, птиц

Методические рекомендации:

Методика обучения дошкольников рисованию животных

Конспект занятия: «Котенок», «Цыпленок»

Пошаговое изображение: «Заяц», «Змея», «Корова», «Барашек», «Воробей», «Котенок», «Собака», «Ласточка», «Утенок», «Петух», «Цыпленок», «Гусь», «Павлин».

V. Рисуем персонажей из сказок

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по иллюстрированию народных сказок детьми 6-8 лет

Рисуем персонажей из сказок

Конспект занятия:

«Встреча лисы и колобка»

Пошаговое изображение: «Маша и три медведя», «Колобок», «Лягушка-квакушка», «Про капризного мышонка».

VI. Рисуем транспорт

Методические рекомендации:

Рисуем транспорт

Конспект занятия:

«Кораблик»

Пошаговое изображение: «Фургон», «Самолет», «Вертолет»,»Танк».

VII. Рисуем дома

Методические рекомендации:

Рисуем дома

Конспект занятия:

«Дома для матрешек»

Пошаговое изображение: «Деревенский дом», «Игрушечный домик»,

«Многоэтажный дом»

VIII Итоговое занятие. Выставка детских работ.

Дидактические материалы – раздаточные материалы (шаблоны, эскизы, образцы., задания и т. п.

Алгоритм учебного занятия –

Занятие по программе «Семицветик» по структуре построено таким образом:

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

4. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

6. Игровая часть: викторина, конкурс, разгадывание кроссворда, загадки (тематического характера).

7. Физминутка

8. Творческая часть: рисование.

9. Подведение итогов занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *