Пантелеев буква ты презентация 1 класс

Наталья Черникова
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ

«Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»»

(ШКОЛА 21 ВЕКА)

УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

На изучение этой темы по программе отводится один урок.

Цель моего урока: знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска ответов на учебные задачи, которые были поставлены в начале урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Организация работы: в начале урока после организационного момента проводилась актуализация знаний, которая понадобилась не только для закрепления материала, но и для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали учебные задачи, которые решались на протяжении урока.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ: интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.

Считаю, что урок эффективен и достиг поставленных целей.

Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»

Цель: знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов, правильно называть знакомые художественные произведения по моделям обложек, выражать своё отношение к героям произведения, работать с готовой моделью, правильно называть произведение, выделять фамилию автора и заголовок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

— Вспомним жанры произведения и как мы их моделируем (слайд 1,2)

Сказка (круг)

Стихотворение (треугольник)

Рассказ (прямоугольник)

Темы произведений: о Родине (красным, о природе (зеленым, о детях (желтым, о животных (коричневым).

-Ребята, посмотрите на портреты писателей, вспомните их фамилию, а также какое произведение они написали (слайд 3,4,5,6,7)

Учащиеся называют А. Барто «В школу», В Железникова «История с азбукой».

В определении Л. Пантелеева затрудняются с ответом.

— А это портрет Леонида Пантелеева. Может кто-то знает этого писателя, его произведения? Хотите узнать?

— Какую учебную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке? Закончи предложения (познакомиться, прослушать, определить, разработать)-слайд 8 (Познакомиться с писателем Пантелеевым. Прослушать его рассказ. Определить тему и жанр. Разработать модель обложки).

III. Работа по теме урока.

3.1 Знакомство с биографией писателя (слайд 9,10)

Леонид Пантелеев псевдоним, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид»(1927).

-Что общего рассказать о произведениях А. Барто и В. Железникова (оба произведения о детях)

Рассказы писателя Пантелеева тоже о детях и для детей это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Большая стирка» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Книги Леонида Пантелеева можно взять в школьной библиотеке (слайд 9).

— Сегодня мы познакомимся с рассказом «Буква ты». Как вы думаете, о чем будет этот рассказ (предположения детей)(слайд 11)

3.2 Слушание рассказа Л. Пантелеева «Буква „ты”»(аудиокнига или читает учитель)

3.3 Беседа после чтения

— Оправдались ли наши предположения?

Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?

— Можем ли мы называть рассказ «Буква ты» юмористическим? Почему? (Да, по тому что события в рассказе вызвали у нас веселое настроение).

Назовите героев рассказа.

-Сколько лет было Иринушке?

-Что делала девочка? (Иринушке четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение.

Урок литературного слушания и презентация «Буква ты. Л. Пантелеев» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе: «Я».)

А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?

-Какую ошибку при чтении совершала девочка? (Тыкову дали тыблоко)(слайд 12-13)

Физ. минутка (согласно СанПину).

3.4 Работа с иллюстрациями в учебнике.

Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?») Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет. Она неправильно прочитала: «Тыкову дали тыблоко», но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.

3.5. Моделирование обложки (слайд14)

Кто написал рассказ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.

Слово об авторе (информация для учителя).

О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты”». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.

Это рассказ, сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке, то есть о детях.

3. 6 Работа по учебнику (Дифференцированная работа.)

-Чтение

— Чтение стр 31 «Прочитай»

3.7 Выполнение заданий в тетради стр 12-13 (самостоятельно)

IV. Итог урока.

-Назовите автора, заголовок, жанр и тему произведения

Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?

Как герои вышли из создавшейся ситуации?

Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)

-Давайте вернемся к учебной задаче, которую мы ставили в начале урока (слайд 15). Все ли мы выполнили?

— Вспомните какой-нибудь веселый случай из вашей школьной жизни?

Урок литературного слушания по теме:

«Рассказы о детях Л. Пантелеев»Буква ты»»

Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс. Автор-составитель Л.А.Ефросинина «Вентана-Граф»,2011

Учитель: Т.В.Сельчук

Цель урока: Знакомство с рассказом Л.Пантелеева «Буква ты»

Учебные задачи:

формировать понятие о жанрах «рассказ», «сказка», «стихотворение»;

обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;

обучать планированию своей работы;

учить высказывать своё отношение к героям рассказа;

обучать правильности и выразительности речи;

способствовать воспитанию уважительного отношения к взрослым и детям;

создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

читать модели обложек;

составлять план последовательности действий;

воспринимать произведение на слух;

самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;

Ход урока:

I.Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк.

Проверьте готовность к уроку.

Методическая копилка

Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения.

(Дети читают модели обложек у доски.)

На доске модели обложек произведений: М.Михайлов «Лесные хоромы», А.Барто «В школу, В.Железников «История с азбукой»

М.Михайлов

«Лесные хоромы»

А.Барто

«В школу»

В.Железников

«История с азбукой»

Л.Пантелеев

?

Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?

Дети: На одной модели указан автор, а больше никакой информации нет.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему? (нужно прочитать это произведение)

Учитель: В какой последовательности мы будем работать?

Познакомиться с произведением – определить тему и жанр прочитанного (модель обложки) – ответить на вопросы, выполнить задания -вывод

III.Слушание рассказа. Первичное восприятие

(Учитель читает текст, автор и заголовок не называется)

Учитель: Понравилось вам это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей)

Учитель: Что особенно понравилось и запомнилось?

Моделирование обложки:

Дети работают на альбомных листах, используя цветные карандаши и простой карандаш.

Учитель: К какому жанру относится это произведение? (рассказ). Почему? (потому что описываются события, которые могут произойти в реальной жизни).

Как обозначаем рассказ? (прямоугольником).

Где рисуем прямоугольник? (в центре).

Учитель:О ком это произведение? (о детях-жёлтый цвет)

Учитель: Кто сможет прочитать фамилию автора? (Леонид Пантелеев).

Как обозначаем автора? (красным прямоугольником вверху.)

Учитель: Как называется произведение? («Буква Ты»). (синий прямоугольник внизу)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Моделирование обложки)

Дети ещё раз «читают» по модели с каким произведением познакомились, кто автор и заголовок (2-3 человека.)

IV.Физкультминутка

V. Закрепление изученного.

Работа в тетради стр. 13 № 2

Учитель: Как звали девочку в рассказе? (подчеркните верный ответ)

Задание № 4 стр. 13

Какой она была? (прочитать и подчеркнуть). Читает учитель или хорошо читающий ученик.

Учитель:Что никак не могла понять девочка?

Кто помогал ей в этом? Удалось ли девочке понять какая была последняя буква? Как называется такое качество человека? (терпение)

V. Применение знаний. Работа в группах (дифференцированные задания).

Работа в группах.

Учитель: Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о моделях?

На экране изображены модели произведений.

Учитель: Что вы можете сказать о первом произведении? (Первое произведение – сказка о животных, второе произведение – сказка о природе, третье произведение -стихотворение о Родине)

Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

Дети: Выслушивать мнение товарищей, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.

Учитель: Вы должны полистать учебник, вспомнить произведения нами изученные. Ваша задача определить произведение по модели.

Уровни сложности заданий:

М.Михайлов «Лесные хоромы», (низкий).

В.Белов «Родничок» (средний).

В.Серова «Мой дом» произведение, прочитанное самым первым(высокий). Также дети могут назвать тихотворение «Где всего прекрасней на земле?» Д. Павлычко. Тоже верно.

Презентация результатов работы в группах: представитель от группы называет произведения и автора

VI. Итог урока.

Учитель: С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

Учитель: На какую тему? Кто автор этого рассказа?

Учитель: Чему научил нас рассказ?

Дети: Если будешь терпеливым, всё получится.

VII. Рефлексия.

Если всё получилось-

Старался, но были сомнения, трудности —

Произведение показалось трудным, на уроке было скучно —

Учитель: Встаньте те ребята, кто оценил себя зелёным кружком.

Затем, кто оценил жёлтым кружком.

Последние, кто оценил себя красным кружком.

Учитель: Спасибо за урок. Урок закончен.

  • Здравствуйте дети. Меня зовут… Сегодня я проведу у вас урок.

  • С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

  • В чем особенность этой буквы?

  • А что это значит?

  • Какой карточкой мы будем обозначать гласную букву Я?

  • Почему?

  • В каком случаях гласная буква Я будет обозначать 1 звук? На что она будет указывать?

  • Давайте проведем слого – звуковой анализ слова – языки. Ребята, расскажите о этом слове диалогом.

  • Молодцы, давайте откроим наши учебники на стр. 120.

  • Сейчас мы будем читать текст Языкипо абзацам. Наташа прочитай первый абзац.

  • О каком языке идет речь?

  • Давайте придумаем словосочетание со словом язык. (вывешиваю на доску карточку с словосочетанием)

  • Дима прочитай 2й абзац.

  • А здесь?

  • Какое словосочетание составим по этому абзацу со словом язык?

  • Аня 3й.

  • А здесь, о каком языке идет речь?

  • Какое словосочетание составим?

  • Маша прочитай последний абзац.

  • Как вы понимаете смысл этого предложения?

  • Какое словосочетание придумаем?

  • Посмотрите на доску, Миша прочитай получившиеся словосочетания.

  • Как мы называем слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значений у него много.

  • Сейчас я буду называть различные слова, а вы будете придумывать с этими словами словосочетания. Если у вас получатся придумать разные словосочетания с разными значениями, значит это многозначное слово.

— Ключ.

  • А сейчас мы прочитаем стихотворение. Читать будем построчно. После прочтения мы озаглавим текст.

  • Как можно назвать данный текст?

  • Почему вы назвали его именно так?

  • В начале урока мы вспоминали особенности йотированной гласной буквы я. Давайте еще раз повторим. В чем ее особенность?

  • На стр.121 вверху задание. Алина прочитай его.

  • Первое слово разбираем вместе, а дальше работаем по цепочке.

  • Первое слово ЯБЛОНЯ. Сколько букв я в этом слове? Где они находятся? На какую букву падает ударение?

  • Послушайте внимательно йаблана,что мы слышим в начале слова?

  • А вторая буква Я?

  • Катя прочитай 2е слово в столбике.

  • Почему Маня написано с большой буквы?

  • Сколько слов в этом слове? Какой ударный? В каком из слогов находятся буква Я? Сколько звуков обозначает?

  • Молодцы. Давайте, выполним еще одно задание на этой странице. Соотнесите картинку со словом. Аккуратно карандашом нарисуйте стрелочку. (Сама прохожу и смотрю, как выполняют дети задание)

  • Прочитайте названия птиц.

  • Найдите лишнее слово.

Я иду и ты идёшь, раз, два, три.

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз.два,три.

Очень дружно мы живём – раз,два,три.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

  • Мы с вами уже знакомы с буквой Я, а сейчас я познакомлю с рассказом Леонида Пантелеева «Буква ты»

  • Дети, а есть такая буква?

  • Сейчас я покажу вам одну очень интересную книгу.

  • В каком она оформлении?

  • Давайте просмотрим ее.

  • Что мы можем узнать о ней по обложке?

  • С каким же произведение мы сегодня познакомимся? А кто автор этого произведения?

  • Давайте откроим ее. Как называется этот разворот? Какие дополнительные сведения мы можем здесь узнать?

  • Какое же издательство? И в каком году выпущена?

  • Перевернем еще одну страничку.

  • А давайте откроем последнюю страничку. Что мы там видим?

  • Что же мы можем сказать по содержанию об этой книге?

  • А что еще мы можем узнать из содержания?

— Молодцы.

А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке, о Леониде Пантелееве. Он писал и стихи, и удивительные рассказы для детей.

Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 9 августа 1908 года в Петербурге в семье казачьего офицера, тогда наш город назывался Петроград.

В 8 лет Алёшу отдали в Петроградское училище, которое он не окончил. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте.

Была революция, отец его пропал без вести, а мать увезла детей из родного города, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой.

Алеша был очень трудный ребенок, поэтому его мать отдала в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом Г. Г. Белых.

— Один из его замечательных рассказов «Буква ты», с которым мы сегодня и познакомимся.

  • Давайте рассмотрим картинки и попытаемся догадаться, о чем пойдет речь в рассказе.

  • Сядьте, удобно сейчас я прочитаю вам рассказ «Буква ты»

  • Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Расскажите о своем отношении к рассказу?

  • Как вы относитесь к этой девочке – Иринушке?

  • А как автор относится к девочке?

Было ей 4 года и 5 месяцев, и была она большая…

  • Вы прослушали рассказ.

    Урок литературного чтения (урок слушания) в 1 классе Л. Пантелеев «Буква Ты»

    Для девочки это трудное испытание, Иришка растеряна и испугана. Вспышка гнева учителя доводит её до слёз, и учитель решает прервать занятия и перенести урок на следующий день.

    Учитель сам в тупике, ему стыдно, что пришлось накричать на ребёнка, не сумев объяснить четырёхлетнему человечку, что значит «я». Он в замешательстве, как же всё-таки научить девочку разобраться в этой сложной для её понимания букве.

    На следующем занятии учитель дал девочке задание прочитать слова, которые начинаются с буквы «я». К его разочарованию, Иришка упорно заменяет «я» на «ты». И только немного слукавив, учителю удалось добиться ожидаемого результата, и девочка наконец-то поняла, что от неё требуется. Учитель рад, что он всё-таки сумел объяснить поставленную задачу. Теперь Иришка знает все буквы, и не делает ошибок.

    Рассказ Леонида Пантелеева говорит о том, что нужно иметь огромное терпение и ответственность, с пониманием относиться к другому человеку, быть аккуратным в проявлении своих эмоций, и достойно принимать свои ошибки.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    >Пантелеев. Все произведения

    Сейчас читают

    • Краткое содержание Маршак Сказка о глупом мышонке

      Произведение С.Я.Маршака рассказывает о капризном маленьком мышонке который очень привередливый и капризный. Однажды мама мышонка укладывала его спать и при этом напевала колыбельную,

    • Краткое содержание Граф Калиостро Толстой

      Белый ключ – усадьба, принадлежавшая Федяшеву Алексею. Ранее е заправляла Прасковья, в портрет которой влюбился юноша. Однажды он слышит про графа Калиостро, который уехал со двора князя Потёмкина

    • Краткое содержание Вампилов Прощание в июне

      С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство

    • Краткое содержание Анна, не грусти! Булгакова

      В рассказе великого русского писателя Николая Булгакова «Анна, не грусти», речь идет о двух девочках. Они – Катя и Аня, две сестры. Дружат, иногда ссорятся, но все же основное время играют вместе.

    • Краткое содержание Маршак Ледяной остров

      Стиль написания стихотворений Маршаком чем-то напоминают небольшие репортажи с мест событий. Все эти стихотворения посвящены неизвестным героям того времени. Но в случае «Ледяного острова»

    — 1 —

    Алексей Иванович Пантелеев

    (Л.Пантелеев)

    Буква «ты»

    Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква — «я».

    И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

    Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

    — А это вот, Иринушка, буква «я».

    Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

    — Ты?

    — Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!

    — Буква ты?

    — Да не «ты», а «я»!

    Она еще больше удивилась и говорит:

    — Я и говорю: ты.

    — Да не я, а буква «я»!

    — Не ты, а буква ты?

    — Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?

    — Нет, — говорит, — почему не понимаю?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *