Отзыв о сотрудничестве с педагогом

Опыт работы инструктора по физической культуре детского сада

Да и как не любить эту милую, веселую, общительную девушку! Где Юлия Витальевна, там всегда позитив, энергия, душевность!

Я знаю этого педагога уже почти пять лет. За это время Юлия Витальевна стала добрым другом уже многим десяткам ребятишек. Всегда ее занятия динамичны, музыкальны, а праздники увлекательны и красочны. Она все время в поиске новых идей: яркие презентации, нестандартное оборудование, новые образы и роли.

Юлия Витальевна тактична и справедлива к детям и коллегам по работе. К каждому ребенку найдет подход: подбодрит медлительного, похвалит шустрого. Ее воспитанники не раз становились победителями районных соревнований.

Юлия Витальевна в нашей организации и профсоюзный лидер — выступает на собраниях, защищая наши интересы; вовремя поздравит юбиляра, проведет интересный конкурс на вечеринке, проведает заболевшего. И никогда не откажет в помощи никому! Хотелось бы пожелать ей дальнейших творческих успехов в профессии!

Отзыв
руководителя методического объединения
о работе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов» ———————————————————————

…………………………….. начала педагогическую деятельность в МБОУ-СОШ №10 в 1994 году. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, на высоком уровне владеющим как теоретической, так и практической методикой преподавания. В своей работе педагог использует не только хорошо известные методики преподавания, но и новые технологии личностно- коммуникативного обучения, работающие на развитие личности ученика, активно внедряет ИКТ технологии. Владеет теоретическим и практическим материалом по внедрению нового ФГОС НОО.

……………………….. очень грамотный учитель, профессиональные качества которого высоко ценятся и учениками, и их родителями. Она тщательно продумывает содержание и организационные формы каждого урока. Знает хорошо структурные компоненты различных видов урока по ФГОС НОО. Занятия проводит живо, интересно, умело применяя элементы самостоятельной работы, создавая проблемные ситуации. Большое внимание учитель уделяет развитию устной речи учащихся, использует на уроках таблицы, рабочие листы, тесты, раздаточный и дидактический материал. Дети на уроках не скованны, активны, с интересом выполняют все предложенные учителем задания, стиль их общения с учителем — как со старшим другом, советчиком, помощником, умеет тактично руководить обсуждением проблемы и исправлять ошибки детей. Дети её классного коллектива воспитаны и обучены в уверенности, что каждый из них самоценен, что он уже личность.

Системно, в течение нескольких лет, в своей педагогической практике …………………………………….. использует технологии развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Последние три года работает по УМК «Перспектива». Теоретически освоены и используются элементы проектной деятельности и компьютерные технологии. Её ученики с исследовательскими работами выступают на школьных, муниципальных фестивалях исследовательской деятельности, принимают активное участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах и олимпиадах, в которых занимают призовые места. Учащиеся …………………………. учатся владеть компьютером, выходят в Internet для поиска информации.

Большое внимание педагог уделяет контролю и учету своего труда, контролю и учету знаний учащихся не только предметных результатов, но и личностных, метапредметных . Текущий, тематический и итоговый контроль помогает учителю выявить пробелы, как в своей работе, так и в знаниях учащихся, и грамотно спланировать работу по их устранению. ……………………….. ведет учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

……………………………… не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствует свои знания, ищет новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышает уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации, изучает опыт учителей- новаторов. И сама передает свой опыт работы, выступая с докладами на муниципальных заседаниях ММО учителей начальных классов, турнире педагогических команд на сайте Педсовет org, публикуя статьи на сайтах Internet. В прошлом году дала открытый урок по математике на муниципальном уровне для учителей начальных классов , выступала на школьной конференции «От идеи к проекту»по воспитательной работе.

Большое внимание педагог уделяет внеклассной работе. Это выставки творческих работ, фестивали, викторины и конкурсы, как школьного, так и муниципального уровня, в которых учащиеся занимают призовые места. …………………………. как классный руководитель зарекомендовала себя прекрасным психологом, умеющим найти индивидуальный подход к любому ученику. Она учит детей самостоятельно добывать знания из источников научно- популярной литературы, знакомит детей с приемами исследовательской деятельности. Её ученики являются частыми гостями Детской муниципальной библиотеки им. Гайдара, посещают много музеев и театров как в городе Ангарске, так и в областном центре. Через экскурсии воспитывает любовь к родному краю, окружающему нас миру. Учит беречь и охранять природу.

………………………………… проводит большую работу по сплочению ученического и родительского коллективов. Через внеклассную работу педагог учит жить в гармонии с собой и с другими. Воспитывает у своих учеников стабильный интерес к познанию, активную жизненную позицию, любовь к труду, уважение к человеку труда, учит добросовестно и качественно трудиться самим.

Через индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания совместно решаются проблемы воспитания и обучения учащихся.

…………………………………. занимает активную жизненную позицию, не остается в стороне от школьных и общественных проблем.

А в вашем саду уволили физкультурного работника и логопеда?

Высоко эрудированная, доброжелательная, всегда готовая помочь словом и делом, она пользуется заслуженным авторитетом у учащихся, родителей, коллег.

Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюблённость в свою работу, самоотверженная трудовая деятельность, доброжелательность и человечность ……………………………. вызывает искреннее уважение у её коллег. За годы работы она в совершенстве овладела искусством общения с учителями, уделяя особое внимание налаживанию деловых контактов, профессиональной дружбе, созданию атмосферы доброжелательных отношений.

Прекрасный учитель, обладающий высокой культурой педагогического и методического мастерства, тонким пониманием детской психологии, ………………………………… увлекает учительскую аудиторию проблемным построением своих занятий, основательностью и оригинальностью изложения сложных вопросов современной методики, постоянным обращением к передовому педагогическому опыту, нацеленностью на решение актуальных задач повышения эффективности и качества образовательного процесса.

…………………………… умеет результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности:

  • Умеет учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

  • Умеет планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

  • Умеет мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

  • Умеет «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

  • Умеет занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

  • Умеет подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

  • Владеет проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

  • Владеет исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.

  • Использует систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

  • Умеет осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

  • Умеет организовать понятийную работу обучающихся.

  • Умеет вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

  • Владеет компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Руководитель методического объединения учителей начальных классов Феськова Анна Алексеевна.

Выводы администрации образовательного учреждения:

— уровень общей и профессиональной культуры педагога;

— рейтинг педагога;

— создание благоприятного психологического климата (отсутствие конфликтов с администрацией, коллегами, родителями воспитанников и др.);

— результаты внутреннего контроля администрации ДОУ;

— рекомендация о присвоении квалификационной категории

Наталия Витальевна— целеустремленный педагог, всегда добивающийся поставленной цели, творческая личность, открытый и доброжелательный человек. Она делает развивающую деятельность ребенка интересной и увлекательной.

При создании развивающей среды в группе воспитатель учитывает предпочтения и интересы детей. Педагог принимает активное участие в методической работе внутри ДОУ.

Педагоги детского сада высоко оценивают профессиональные знания и умения Наталии Витальевны. Во взаимодействии с педагогами вежлива и тактична, пользуется уважением и вносит положительный эмоциональный настрой в коллектив. Действует самостоятельно, имеет своё мнение, умеет быстро принимать решения в сложных обстоятельствах.

На первое место в своей работе педагог ставит сохранение и укрепление здоровья детей.

Свою работу с детьми проводит в игровой форме, используя интеграцию образовательных областей программы в соответствии с ФГОС. Благоприятный микроклимат в группе способствует продуктивному и творческому процессу деятельности. Общение воспитателя с детьми в форме сотрудничества — спокойное, эмоциональное, поддерживающее познавательный интерес к деятельности. Речь воспитателя доступна и понятна детям, речевая культура развита на высоком уровне.

Наталия Витальевна тесно сотрудничает с родителями воспитанников. Родители отзываются на просьбы воспитателя, вместе обсуждают проблемы воспитания детей. Дети охотно идут в детский сад, рассказывают дома, что они делали вместе в детском саду с воспитателем.

Отзывы коллег

Наталия Витальевна пришла в детский сад год назад. Она умна, талантлива, энергична. Этими всеми качествами обладает наша Наталия Витальевна. Но самое главное она любит детей, любит просто так: она их любит красивых и не красивых, молчаливых и болтливых. Это человек, от которого исходит добро, искренность, свежие идеи. Это человек, который талантливый во всем. И я хочу пожелать, чтобы ее профессиональный путь, был интересным, творческим и чтобы ее воспитанники чувствовали себя как дома – комфортно.

Воспитатель младшего дошкольного возраста.

Наталия Витальевна человек добрый, отзывчивый, позитивный, всегда делится своим опытом. Оказывает поддержку педагогам ясельной группы детского сада, усовершенствует свои знания, ищет новые методы и приемы в работе с детьми.

Воспитатель средней группы.

Наталия Витальевна грамотный педагог, активная, исполнительная, трудолюбивая, доброжелательная к детям, коллегам. Она всегда готова прийти на помощь, активно принимает участие во всех мероприятиях детского сад

отзывы детей и родителей.

Воспитатель с высшей квалификационной категорией Наталия Витальевна проводит интересные занятия. Она очень добрая, хорошая воспитательница. Когда урок рисования, Наталия Витальевна говорит рисовать красивые и интересные рисунки, особенно цветы.

Наталия Витальевна красивая, она нас многому учит, она старается учить нас, чтобы мы в школе хорошо учились. Наталия Витальевна может меня похвалить, я ее люблю.

Наталия Витальевна хочет, чтобы мы были здоровые и ходили в детский сад. Она нас любит, учит, а еще она дарит звездочки за хорошее поведение. Когда мы себя ведем хорошо, она нас за это любит.

Отзыв о работе коллеги (для аттестации)

Наталия Витальевна к нам обращается хорошо, она с нами интересные занятия проводит.

Наталия Витальевна проводит интересные занятия, особенно мне нравиться, как она проводит занятия про человека. Мне нравятся весёлые праздники, когда Наталия Витальевна играет разные интересные роли. Она может нас развеселить.

Наталия Витальевна проводит интересные занятия, особенно мне нравится занятие аппликация и ручной труд, где мы делаем разные поделки. Наталия Витальевна очень добрая.

О прекрасном отношении к детям со стороны воспитателей можно судить по той любви и привязанности со стороны детей, которые видно любому заходящему в группу. Наталия Витальевна старается найти индивидуальный подход в воспитании и обучении для каждого ребенка. Очень приятно её желание разобраться досконально в каждом детском конфликте.

Наталия Витальевна очень хорошая, добрая, отзывчивая. Она очень легко находит контакт с детьми, решает проблемные ситуации, возникающие у детей. Всегда доброжелательная и веселая, каждое утро она встречает наших детей с улыбкой и добрыми словами. Я очень рада, что мой сын ходит в группу к такому замечательному педагогу.

Очень важно, что с ранних лет мой ребенок встретился с доброжелательным, уважительным и мудрым педагогом в детском саду. Наталия Витальевна смогла создать в группе дружный детский коллектив. Хотя она и требовательна к детям – учит относиться с уважением к себе и к другим, прививает правила поведения в коллективе, что очень пригодиться в школе, этот педагог умеет дружить с детьми.

Для Арсения Наталия Витальевна стала близким человеком, с которым можно поделиться переживаниями и попросить совета, которому можно доверять, а это очень важно для ребенка – не бояться взрослого человека, а уважать его. Мне очень нравится психологическая обстановка в группе – всегда спокойно, интересно, весело. Увести моего ребенка из сада было непросто – он всегда просил побыть «еще хоть чуть-чуть».

Мы общаемся с Наталией Витальевной открыто и с взаимным пониманием. Я наблюдаю за ростом моего ребенка с огромной радостью и любопытством. Невероятно приятно видеть результаты, особенно когда они превышают средний уровень развития детей нашего окружения. В связи с чем, хочется выразить слова благодарности воспитателю Ситниковой Наталии Витальевне.

Наталия Витальевна обладает сильным характером и с ней наши дети, как за каменной стеной. Своей позитивной энергетикой она делится с детьми и родителями каждый день. На занятиях есть все необходимое для обучения. Детское рабочее время умело спланировано, и, на мой взгляд, рационально используется. Никто в группе не остается одинок, всегда в команде, и всегда при деле. Мы приходим в группу одни из первых и у меня есть возможность наблюдать за хорошим настроением, активностью нашей воспитательницы. Подготовка воспитателя, учебные пособия, увлекательная игра – это все в полной мере задействовано на занятиях. Это, безусловно, заслуга Наталии Витальевны.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Без рубрики

Концертмейстерство – одно из самых распространенных направлений в профессиональной деятельности пианистов. Концертмейстер нужен и в классе — по всем специальностям (кроме собственно пианистов) и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обходятся ни музыкальные школы, ни общеобразовательные школы, ни дворцы творчества, ни музыкальные и педагогические училища, ни вузы.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Г.Р. Гильмутдинова,

Концертмейстер МБОУДОД «ДШИ№6»

Советского района

Г.Казань

1.Вступление

Концертмейстерство – одно из самых распространенных направлений в профессиональной деятельности пианистов. Концертмейстер нужен и в классе — по всем специальностям (кроме собственно пианистов) и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обходятся ни музыкальные школы, ни общеобразовательные школы, ни дворцы творчества, ни музыкальные и педагогические училища, ни вузы.

Солист и концертмейстер в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Совместно с педагогом по специальности приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему сформировать навыки игры в ансамбле, развить его музыкальность — благородная задача. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

2. Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера

Концертмейстер — «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом (роялем) — как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, ни всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т.п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;

— владение навыками игры в ансамбле;

— умение транспонировать в пределах терции текст средней трудности, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами;

Специфика концертмейстерства состоит также в том, чтобы найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера — это внимание совершенно особое. Надо уметь распределять внимание не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу. В каждый момент важно чувствовать, что и как делают руки, пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом – основой основ ансамблевой игры, звуковедением, фразировкой у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого — сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание — качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в обороте в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле с солистом-инструменталистом категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться.

Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.

Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Также необходимо контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева. Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с трубой, флейтой, кларнетом может быть больше, чем при аккомпанементе гобою, фаготу, валторне, тубе. При инструментальном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность струнных и деревянных духовых инструментов значительно превышает подвижность человеческого голоса.

Что касается динамической стороны ансамбля с юным солистом, то здесь следует учитывать такие факторы, как степень музыкального развития ученика, его техническую оснащенность, наконец, возможности конкретного духового инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия рояля является типично аккомпанирующей, солист всегда играют ведущую роль, несмотря на то, что по своему артистическому уровню он является более слабым партнером. В этих условиях хороший концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры. В этом отношении очень важным является вопрос о характере игры фортепианных вступлений. Очень комичным будет жалкое звучание флейты в руках слабого ученика или невнятная игра начинающего кларнетиста после «громогласного» вступления концертмейстера. Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь — заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

Особо стоит остановиться на концертных и экзаменационных выступлениях пианиста с учениками духового отделения. На этапе выхода произведения на концертное исполнение от концертмейстера зависит, спасет ли он слабую игру ученика, или испортит хорошую. Пианист обязан продумать все организационные детали, включая тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе, может вызвать неожиданную реакцию — вплоть до остановки исполнения. Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнера, если они начинают одновременно. Для этого сразу после настройки флейты или кларнета нужно положить руки на клавиатуру и внимательно следить за учеником, очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох. Конечно, нужно как можно раньше, еще в классе научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры, но это умение не у всех появляется сразу. Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.

Отзыв о работе физкультурного руководителя ДОУ

Следующий вопрос касается того, должен ли концертмейстер диктовать свою волю солисту во время концертного исполнения, задавая и выдерживая жесткий темп и ритм. Концертмейстер и педагог всеми силами должны стремиться передать инициативу ученику. «Императивные» исполнения в классе допустимы лишь как эпизоды, средство эмоционально разбудить ученика. Сущность же аккомпанирования юному солисту состоит в том, чтобы помочь ему выявить свои, пусть скромные намерения, показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день. Иногда бывает, что ученик не справляется на концерте с техническими трудностями и отклоняется от темпа. Не следует резкой акцентировкой подгонять уставшего солиста — это ни к чему не приведет, кроме остановки исполнения. Концертмейстер должен неотступно следовать за учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их. Если солист фальшивит, концертмейстер может попытаться ввести своего подопечного в русло чистой интонации. Если фальшь возникла случайно, но ученик этого не услышал, можно резко выделить в аккомпанементе родственные звуки, чтобы сориентировать его. Если же фальшь не очень резкая, но длительная, то следует, наоборот, спрятать все дублирующие звуки в аккомпанементе и этим несколько сгладить неблагоприятное впечатление.

Очень распространенным недостатком ученической игры является «спотыкание», и концертмейстер должен быть к нему готов. Для этого он должен точно знать, в каком месте текста он сейчас играет, и не отрываться надолго от нот. Обычно ученики пропускают несколько тактов. Быстрая реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей. Более каверзной является другая, типично детская ошибка. Пропустив несколько тактов, «добросовестный» ученик возвращается назад, чтобы сыграть все пропущенное. Даже опытный концертмейстер может растеряться от такой неожиданности, но с течением времени вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

Иногда даже способный исполнитель запутывается в тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на память. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок в определенных частях формы.

3. Заключение

Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.Для педагога по специальному классу — концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (инструменталиста) — концертмейстер — наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер — оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

4. Литература

1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961.

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. — 2001. — №2.

3. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — №4

4. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором// Музыка в школе. – 2001. — №5

5. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа// О работе коноконцертмейстера/ Ред.-сост. М.Смирнов.- М.: Музыка, 1974 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *