Обучение математики дошкольников

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

Постоянное внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

— успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи;

— умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

— ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

— выполнение разнообразных практических действий;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.

Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

С возрастом детей упражнения усложняются: они состоят из большего числа звеньев, учебно-познавательное содержание в них не маскируется практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуются действия по представлению, проявление смекалки, сообразительности. Так, в младшей группе воспитатель предлагает детям взять морковки и угостить каждого зайца; в старшей — определить количество кругов на карточке, вывешенной на доске, найти в групповой комнате такое же количество предметов, доказать равенство кругов на карточке и группы предметов. Если в первом случае упражнение состоит из условно выделенного одного звена, то во втором — из трех.

Наиболее эффективны комплексные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически сочетая их друг с другом, например: «количество и счет» и «величина», «количество и счет» и «геометрические фигуры», «геометрические фигуры», «величина» и «количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятии.

В детском саду широко используются однотипные (т. е. преследующие одну и ту же цель и осуществляемые на одном содержании) упражнения, благодаря которым вырабатываются необходимые способы действий; осуществляется овладение счетом, измерением, простейшими вычислениями; формируется круг элементарных математических представлений.

Существующая в настоящее время система упражнений во всех возрастных группах строится по следующему принципу; каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие элементы — материал, способы действии, результаты и т. д.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образца, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать Строгое следование им дает положительный результат, обеспечивает правильное выполнение задания, предупреждает возможные ошибки.

Продуктивные упражнения характеризуется тем, что способ действий дети должны полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и целеустремленность. Воспитатель обычно говорит, что надо делать, но не сообщает и не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, проявляет сообразительность, смекалку и т. д. При выполнении таких упражнений педагог оказывает помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагает детям подумать и еще раз попробовать, одобряет правильные действия.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно — печатные, как правило, — в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени. Таким образом, весьма перспективным является представить каждый раздел программы по «математике» в детском саду системой дидактических игр, служащих для упражнения детей в применении знаний.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т.

д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

Приемы формирования математических представлений.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

— четкость, расчлененность показа способов действия;

— согласованность действий со словесными пояснениями;

— точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:

— активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.

Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Один из основных приемов формирования элементарных математических представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям. В педагогике принята следующая классификация вопросов:

— репродуктивно- мнемонические (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);

— репродуктивно- познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

-продуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, который флажок в ряду красный?).

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

Основные требования к вопросам как методическому приему:

— точность, конкретность, лаконизм:

— логическая последовательность;

— разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному.

— оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

— вопросы должны развивать мышление ребенка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

— следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Старших дошкольников следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т. д. Педагог учит задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения: «Коля сравнил квадрат и прямоугольник. О чем можно его спросить?», вслед за выполненным у доски практическим действием: «Спросите Галю, что она узнала, разложив предметы на два ряда? Посмотрите, что я сделала. О чем спросите меня?», на основе действия, выполненного рядом сидящим ребенком:»О чем можно спросить Аню?». Дети успешно овладевают умением задавать вопросы о том случае, если они адресуются конкретному лицу — воспитателю, товарищу.

Ответы детей должны быть:

— краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

— самостоятельным, осознанными;

— точными, ясными, достаточно громкими;

— грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

В pa6oтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.

5. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Педагог осуществляет исправление ошибок в ходе индивидуальной и коллективной работы с детьми. Исправлению подлежат практически действенные и речевые ошибки. Взрослый разъясняет их причины, дает образец или в качестве примера использует действия, ответы других ребят. Постепенно воспитатель начинает сочетать контроль с само- и взаимоконтролем. Зная типичные ошибки, которые допускают дети при счете, измерении, простейших вычислениях и т. д., педагог осуществляет профилактическую работу.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.

Применение контроля и оценки имеет свою специфику в зависимости от возраста детей и степени овладения ими знаниями и способами действий. Контроль постепенно переносится на результат, оценка становится более дифференцированной и содержательной. Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им и т. д.

6. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами.

Методика обучения дошкольников математике.

Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают, а степень контрастности сопоставляемых признаков соответственно уменьшают.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Воспитатель вносит в группу сразу большое количество одинаковых игрушек — столько, сколько детей. Раздает по одной игрушке каждому малышу, а затем собирает их вместе. На глазах у ребят группа предметов дробится на отдельности, а из них вновь воссоздается целое.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

7. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

8. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

— использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

— дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании

· временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;

· количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных: (модели геометрических фигур) и т. д.

· при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

9. Экспериментирование- это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

10. Тренинг- метод ознакомления с социальной действительностью (мир денег).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белоус, Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду./ Т.К. Белоус. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

2. Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

3. Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

4. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1983.

6. Годинай, Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. — Москва Просвещение, 1988.

7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. — Под ред. А.А.Столяра. — М.: Просвещение, 1991).

8. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1987.

9. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. — Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1998.

10. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? — М.: Просвещение, 1991.

11. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.

12. Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. — М.: 1996.

13. Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

14. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». — М., 2000.

15. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.

Методика обучения дошкольников математике

Краткий курс

Автор-составитель – Рочева Ольга Ивановна

Учебное пособие утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии

преподавателей частных методик

Рекомендовано к изданию.

Протокол

Автор-составитель:

Ольга Ивановна Рочева

преподаватель Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова, кандидат педагогических наук

Рецензент

Методика обучения дошкольников математике

Пособие содержит ответы на основные вопросы методики математического развития детей дошкольного возраста.

Предназначено для студентов педагогических колледжей, будет полезно педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение математике в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт работы в ДОУ свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение элементарной математики.

В этих условиях значительно возрастают требования к профессиональной подготовке воспитателя, осознанию им сути математического развития дошкольников.

Данное пособие предназначено для студентов педагогических колледжей (специальность 050144 «Дошкольное образование» и 050710 «Специальное дошкольное образование») по учебным дисциплинам «Теория и методика математического развития дошкольников», «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников».

Цель настоящего пособия – помочь студентам овладеть следующими умениями и навыками: наблюдать за детьми, учитывая и анализируя особенности их математического развития, планировать и организовывать работу с дошкольниками в разных видах и формах деятельности, представлять место каждого занятия в системе всей работы, продумывать его структуру и содержание, использовать разнообразные методы и приемы обучения.

Настоящее пособие окажет помощь студентам в подготовке к практическим занятиям, при самостоятельном изучении отдельных тем, а также при подготовке к зачету и квалификационному экзамену.

Для удобства материал в пособии расположен в виде вопросов и ответов.

В пособии даны критерии оценки ответов студентов на практических занятиях и промежуточной аттестации, список литературы по проблемам математического развития дошкольников.

Данное пособие окажет существенную помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации работы по математическому развитию дошкольников, руководителям ДОУ в организации контроля и управления качеством работы по данному направлению.

№ вопросов стр.

1.

Формы организации работы по математической подготовке дошкольников……………………………………………..….

Развлечения и досуги как форма работы по математическому развитию детей………………………………………………..

Организация и проведение занятий по математике в малокомплектном детском саду в условиях разновозрастной группы………………………………………………………….

Планирование работы по математическому развитию детей дошкольного возраста…………………………………………

Диагностика математического развития дошкольников. Индивидуально-коррекционная работа с детьми……………..

Использование наглядного материала на занятиях по математике………………………………………………………

Палочки Кюизенера как эффективное средство математического развития дошкольников…………………….

Использование художественного слова в математическом развитии детей………………………………………………….

Значение логико-математических игр и упражнений в математическом развитии дошкольников……………………..

Роль сюжетно-дидактических игр в математическом развитии дошкольников…………………………………………………

Место занимательной математики в жизни детей…………..

Моделирование – один из приемов развития у детей временных и пространственных представлений………………

«Логические блоки» Дьенеша в математическом развитии дошкольников…………………………………………………

Математическое развитие детей третьего года жизни…………

Раздел «Количество и счет»

Обучение детей составлению множеств из отдельных элементов и выделению из множества одного элемента……..

Система занятий по обучению детей выделению «много» и «один» в окружающей обстановке……………………………

Обучение детей способам сравнения двух групп предметов…

Методика обучения детей количественному счету в средней группе…………………………………………………….……

Методика обучения детей порядковому счету в средней группе……………………………………………………………

Приемы формирования у детей понимания независимости числа от качественных и пространственных признаков………

Приемы обучения детей счету с помощью различных анализаторов в разных возрастных группах…………………..

Обучение детей сравнению смежных чисел в разных возрастных группах…………………………………………….

Обучение детей количественному счету в старшей группе…..

Обучение детей порядковому счету в старшей группе………

Изучение количественного состава числа из единиц детьми старшей и подготовительной групп……………………………

Изучение детьми состава числа из двух меньших чисел……..

Ознакомление детей с цифрами как условными знаками чисел…………………………………………………………….

Обучение детей называнию чисел в прямом и обратном порядке…………………………………………………………

Отличие вычислительной деятельности от счетной. Виды арифметических задач…………………………………………

Методика обучения детей составлению и решению арифметических задач на I этапе………………………………

Методика обучения детей составлению и решению арифметических задач на II этапе………………………………

Методика обучения детей составлению и решению арифметических задач на III этапе……………………………..

Раздел «Ориентировка во времени»

Задачи и система работы по формированию у детей временных представлений во второй младшей группе……….

Задачи и методика работы по формированию временных представлений у детей в средней группе………………………

Ознакомление детей с днями недели…………………………

Формирование чувства времени у детей старшей группы……

Ознакомление детей с часами…………………………………

Ознакомление детей с календарем……………………………

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Задачи и система работы по формированию у детей пространственных представлений во второй младшей и средней группах…………………………………………………

Задачи и методика работы по формированию у детей пространственных представлений в старшей группе…………

Задачи и методика работы по формированию у детей пространственных представлений в подготовительной группе

Книжки-раскраски, тетради с печатной основой как средство математического развития детей………………………………

Раздел «Величина»

Обучение детей делению на две, четыре равные части………

Обучение детей сравнению предметов по величине во второй младшей группе…………………………………………………

Обучение детей сравнению предметов по двум признакам величины одновременно……………………………………….

Обучение детей сравнению двух предметов по величине с помощью условной меры (3 предмета)……………………….

Обучение детей измерению протяженных величин с помощью условной меры………………………………………

Обучение детей измерению сыпучих и жидких веществ с помощью условной меры………………………………………

Ознакомление детей с метром…………………………………

Ознакомление детей с сантиметром…………………………..

Ознакомление детей с общепринятыми эталонами измерения жидких веществ………………………………………..………

Развитие у детей представлений о массе и способах её измерения.

Знакомство с весами……………………………….

Обучение детей раскладыванию предметов в возрастающем и убывающем по величине порядке в средней и старшей группах………………………………………………………….

Развитие у детей глазомера…………………………………….

Раздел «Геометрическая фигура»

Задачи, содержание и методика ознакомления детей с геометрическими фигурами и телами…………………………

Ознакомление детей с понятиями «четырехугольник» и «многоугольник»…………………….…………………………

Ознакомление детей с некоторыми денежными знаками…….

Требования к оценке знаний студентов на практических занятиях и промежуточной аттестации…………………………

Список литературы……………………………………………..

Вопрос 1. Формы организации работы по предматематической подготовке дошкольников

Полноценное математическое развитие детей обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью воспитателя, в ходе которой продумываются познавательные задачи, подбираются наиболее эффективные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, которая протекает по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Математическое развитие дошкольников осуществляется на занятиях, вне их, в детском саду и дома. В работе с детьми используются следующие формы организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) по предматематической подготовке дошкольников: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальная работа, развлечения (досуги).

По программе «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы) НОД по предматематической подготовке дошкольников предусмотрены с I младшей группы. Во II младшей, средней, старшей группах проводится одно занятие в неделю; в подготовительной к школе группе – 2 раза в неделю. В младшей и средней группах математические задачи решаются в различных видах детской деятельности (в игре, труде, в бытовых ситуациях), а также на занятиях познавательного цикла.

Типы занятий

1 тип – Изучение нового материала. Включает только один раздел программы, поэтому встречается редко. Например: ознакомление детей с часами.

2 тип – Смешанный (комбинированный). В первой части дается новый материал, в других – закрепляется пройденный.

3 тип – Контрольно-проверочный. Проводится в конце квартала, учебного года с целью проверки усвоения детьми задач как из одного, так и из всех разделов программы.

Формы проведения занятий

1. Путешествие. Такое занятие позволяет детям свободно передвигаться по группе, они меньше устают.

  1. КВН. Организация таких занятий предполагает использование принципов соревнования (команды, капитаны, жюри, награды).

3. Занятие по сюжету сказки. На таких занятиях дети помогают попавшему в беду персонажу, выполняя различные задания. (Показать на конкретных примерах).

  1. Игры-занятия. Содержание их подчинено игровому сюжету. Дети вы­полняют разнообразные задания по ходу развертывания сюжета, много двигаются, активны, так как они выполняют не прямые указания воспитателя, а играют. В процессе игры-занятия могут быть включены все элементы традиционного обучения. (Темы: «Уборка урожая», «Прогулка в лес», «Мы на веселой лужайке» и т.д. )

5. Занятия в форме дидактической игры. Занятия в форме сюжетно-дидактической игры (привести примеры).

6. Занятия с использованием занимательного материала, где нет единого сюжета, но есть сюрпризные моменты, введение в ход занятия сказочных персонажей. На таких занятиях широко используется художественно-познавательный материал.

Вопрос 2. Развлечения и досуги как форма работы по математическому развитию детей

В практике детского сада широко распространена такая форма организации образовательной работы, как развлечения и вечера досуга.

§ 5. Методы обучения детей элементам математики

Они способствуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, речи, пространственного воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности ребенка. В процессе развлечения дети закрепляют приобретенные знания, умения и навыки. Все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по математическому развитию.

Математические досуги и развлечения проводятся во всех возрастных группах, начиная со II младшей. Длительность досугов, как правило, равна длительности занятий в конкретной возрастной группе (подготовительная к школе – 30-35 минут, старшая – 25-30 минут, средняя – 20-25 минут, вторая младшая – 15-20 минут).

Развлечения могут быть сюжетные и бессюжетные. Сюжетные проводятся на основе знакомых детям мультфильмов, теле- и радиопередач, по мотивам сказок. В них присутствует сюжет, где каждая следующая часть — это логическое продолжение предыдущей части. Бессюжетные развлечения строятся по принципу спортивных состязаний, где присутствуют команды, капитаны, жюри, предусмотрены призы.

Для проведения развлечения необходимо тщательно продумать его содержание и руководствоваться следующими правилами:

  • сочетать художественный и познавательный материал, учитывая ведущую роль последнего;

— постепенно усложнять учебный материал;

— предусмотреть смену разных видов деятельности, решая разнообразные по характеру задачи;

— использовать в основном косвенные приемы руководства (дополнительные, наводящие вопросы);

  • выполнение заданий желательно сопровождать соответствующим музыкальным фоном.

Формы развлечений

— математический КВН;

— математический ринг;

— вечер досуга;

— вечер вопросов и ответов;

— путешествие (в космос, в страну Математику и т.д.).

Вопрос 3. Организация и проведение занятий по математике в малокомплектном детском саду в условиях разновозрастной группы

Работа воспитателя малокомплектного детского дошкольного учреждения сложна тем, что ему приходится работать одновременно с детьми разных возрастов. От воспитателя требуется знание программных задач всех возрастных групп, умение соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, умение распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.

Правильное сочетание общих требований педагогики и конкретных условий совместного воспитания детей разного возраста в одной группе являются основой и в построении занятий по математике.

С целью реализации задач, предусмотренных программой, рекомендуется осуществлять учебную деятельность с разделением детей на возрастные подгруппы.

В однокомплектном (одна группа) детском саду, где воспитываются дети с 2 до 7 лет, планируя занятия по математике, воспитатель выделяет три возрастные подгруппы (младшую, среднюю, старшую). В двух, трехкомплектных дошкольных учреждениях в каждую возрастную подгруппу подбираются дети смежных возрастов (с 3 до 5, с 4 до 6 лет) или контрастных (4-го и 6-го годов жизни).

Планируя занятия, педагог определяет тему, программное содержание работы в каждой возрастной группе, материал (раздаточный, демонстрационный), методические приемы, а также форму организации занятия.

В условиях разновозрастной группы они могут быть организованы как со всеми детьми, так и с каждой подгруппой отдельно. В зависимости от этого можно проводить следующие типы занятий:

1 тип — вся подгруппа работает по одному разделу программы (математика);

2 тип — группа работает по двум разделам программы (математика, рисование);

3 тип — работа ведется с одной возрастной группой (математика).

Важно, чтобы программный материал для каждой возрастной подгруппы был посильный и в то же время требовал от ребят активной мыслительной деятельности.

Примерная структура занятий

— объяснение нового материала (повторение, закрепление пройденного);

— разъяснение заданий для самостоятельной работы;

  • самостоятельная работа детей;

  • проверка заданий, подведение итогов.

Вопрос 4. Планирование работы по математическому развитию дошкольников

Планирование – это способ управления познавательным развитием детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять во времени определенные программные задачи. Кроме этого, план – это отчетная документация воспитателя.

Требования к планированию. Необходимо:

1) знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой воспитатель работает;

2) уметь руководствоваться дидактическими принципами обучения;

3) знать методику математического развития дошкольников.

Виды планирования:

1) перспективный план,

2) календарный план.

Перспективное планирование.

Перспективный план разрабатывается, как правило, воспитателем при непосредственном участии руководства ДОУ (заведующей или старшего воспитателя). Правильно составленный и проверенный на практике перспективный план можно использовать неоднократно. Составляется этот вид плана на месяц, квартал, полугодие или год. Возможно применение двух способов перспективного планирования:

1) распределение программных задач по отдельным разделам формирования элементарных математических представлений;

2) комплексное распределение программных задач по всем разделам формирования элементарных математических представлений.

В перспективном плане предусматриваются лишь образовательные задачи, которые распределяются последовательно по степени сложности.

В настоящее время широко используется блочное планирование. В Iблоке планируются занятия (образовательные задачи), во II блоке – совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий (чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры, рисование, лепка, конструирование, совместный труд, экскурсии и т.д.) В этом блоке планируется закрепление пройденного материала.

III блок – свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок обеспечивает возможность саморазвития, творческой активности детей в разных видах деятельности. В нём предполагается свободное экспериментирование, использование детьми полученных на занятиях знаний в специально организованном уголке занимательной математики. Для этого планируется создание развивающей среды (организация уголков занимательной математики).III блок будет наиболее насыщен у детей старшей и подготовительной групп, менее – у младших дошкольников (объяснить, почему?).

Календарное планирование.

На основе перспективного плана пишется календарный план на 1 день или неделю (по усмотрению воспитателя). В нем планируются занятия по математике, индивидуальная работа и развлечения.

Схема планирования занятия

1. Тема (если занятие несюжетное, пишется новая программная задача).

2. Цель занятия

3. Программное содержание:

— образовательные задачи (чему и как учить, что закреплять, в чем упражнять);

— развивающие задачи (развитие всех психических процессов, особое внимание уделяется развитию мыслительных процессов);

— воспитательные задачи (развитие нравственных качеств личности);

— словарная работа (в кавычках пишутся математические термины, узловые выражения (предложения), выводы).

4. Пособия:

Д (демонстрационный материал): что, размер, количество.

Р (раздаточный материал): что, размер, количество на 1 ребенка.

5. Индивидуальная работа (с кем, по какой программной задаче проводится).

6. Ход занятия (может быть в форме конспекта и плана):

а) конспект пишется от первого лица. Планируются постановка цели, мотивации, вопросы, предполагаемые ответы детей, задания, подведение итога каждой части и занятия в целом;

б) план пишется кратко; римской цифрой обозначается каждая часть занятия; в каждой части указываются узловые задания и вопросы к детям; если предусматривается проведение новой дидактической игры, то в плане пишется ее объяснение.

Планирование индивидуальной работы с детьми вне занятий.

В плане указывается время проведения работы, имя ребенка, цель, узловые задания и вопросы, используемый материал.

Например, прогулка. Индивидуальная работа по математике с Сашей, Дашей. Цель: развивать представления об относительности величины предметов, развивать глазомер. Задание: «Найди на участке самое высокое (низкое) дерево. Что выше: береза или рябина, рябина или ель, береза или ель?». Утро. Индивидуальная работа по математике с Катей. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Дидактическая игра «Залатай одеяло». Вечер. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Индивидуальная работа по математике с Ниной. Цель: закреплять знания о цифрах.

Планирование развлечений. В конспекте развлечения должны быть указаны:

— программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

— словарная работа;

— наглядность;

— вариант оформления помещения;

— распределение ролей.

Вопрос 5. Диагностика математического развития детей. Индивидуально-коррекционная работа

Диагностика – это выявление уровня развития детей в той или иной области.

Цель диагностики математического развития детей:

  • выявить уровень развития элементарных математических представлений, умений, навыков детей;

  • целенаправленно планировать и организовывать учебный процесс, учитывая уровень развития детей;

  • своевременно проводить индивидуально-коррекционную работу с детьми.

Для проведения диагностики можно использовать специально разработанные авторские методики. Можно самостоятельно составить задания согласно программе обучения и развития детей.

Требования к составлению заданий

1. Задания должны быть в рамках той программы, по которой педагоги работают в данной возрастной группе.

2. Задания должны охватить задачи из всех разделов программы по формированию элементарных математических представлений у детей.

3. Необходимо использовать задания, которые не применялись во время обучения (можно аналогичные, но с другими пособиями).

4. В содержание заданий важно включить использование знаний, умений, навыков в новых условиях, ситуациях.

В настоящее время для диагностики математического развития дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.Васильевой) используются методики следующих авторов: Корнеева Г.А„ Мусейибова Т.А. – диагностика № 1; Михайлова З.А., Серова З.А. – диагностика № 2; Рихтерман Т.Д. – диагностика № 3; Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. – диагностика № 4.

Диагностика № 1

Составлена по возрастным группам, включены задания из всех разделов программы. Ее можно использовать для диагностики математического развития детей в конце учебного года.

Диагностика № 2

Задания подобраны по возрастным группам поквартально, что позволяет их использовать для промежуточного контроля.

Диагностика № 3

Задания подобраны по определенным разделам: «Представления о множестве», «Ориентации с множествами и числами», «Представления о величине и форме». Описана методика проведения заданий в каждой возрастной группе. Можно использовать в конце учебного года.

Диагностика №4

Рассчитана для детей 6-7 лет. Особенности данной диагностики:

— сокращение количества заданий за счет трехуровневой оценки их выполнения детьми (компактность методики);

— критериально-ориентированный подход к диагностике (трехуровневая оценка выполнения заданий детьми); позволяет оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребенка («зону ближайшего развития»);

— большинство заданий имеет проблемно-игровой характер, их выполнение вызывают интерес у ребенка, раскрывают его познавательные навыки

Результаты диагностики оформляются в таблицу.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Номер задания

Подводить итоги необходимо по «горизонтали» таблицы (т.е. выявить уровень развития одного конкретного ребенка), и по «вертикали» таблицы (т.е. выявить уровень сформированности представлений у детей в группе по конкретной программной задаче).

Для определения уровня развития детей необходимо разработать систему баллов.

На основе диагностики математического развития детей необходимо проводить индивидуально-коррекционную работу.

Коррекция – это совокупность педагогических мер, направленных на ослабление (т. е. частичное исправление) или исправление недостатков в математическом развитии ребенка. Своевременная диагностика развития воспитанников группы позволяет педагогу наметить пути по улучшению результатов обученности. Воспитатель должен строить коррекционную работу таким образом, чтобы детей с низким уровнем математического развития подтянуть до среднего, со средним — до высокого, а с детьми с высоким уровнем развития проводить работу по более сложной программе.

Коррекционная работа проводится, как правило, индивидуально или с подгруппой детей. Объединение детей в подгруппы осуществляется с учетом усвоения или недостаточного усвоения конкретной программной задачи. Например: с Машей, Сашей, Петей необходимо провести работу по закреплению умения называть числа в обратном порядке в пределах десяти.

Для успешного усвоения ребенком программных задач по математике требуются совместные усилия педагогов и родителей. Среди родителей должна проводиться пропаганда занимательного математического, художественно-познавательного материалов, разнообразных развивающих игр для детей. Родители должны быть ознакомлены с результатами диагностики математического развития своего ребенка, вносить свой вклад в его дальнейшее развитие.

Целенаправленная планомерная коррекционная работа позволяет повысить уровень математического развития детей.

Вопрос 6. Использование наглядного материала на занятиях по математике

Познавательная деятельность дошкольника – сложный психический процесс, в котором соединяются в единое целое восприятие, мышление, речь. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им присуща неустойчивость внимания. В связи с этим учебный процесс необходимо строить с учетом общих дидактических принципов, в том числе и принципа наглядности, что позволит обеспечить общее развитие ребенка. Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии. Наглядный материал — это сигналы I сигнальной системы, а воздействие I сигнальной системы на развитие познавательной деятельности ребенка наиболее многогранно.

Виды наглядности.

1. По способу использования:

– демонстрационный (Д) – это крупный материал для показа всей группе (числовая линейка, фланелеграф, счетная лесенка, наборное полотно, магнитная доска, схемы, модели, планы, картины, крупные предметы и игрушки);

– раздаточный (Р) – это мелкий материал для индивидуальной работы каждого ребенка.

ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МДК.03.04 Теория и методика математического развития

Болотное, 2015

Краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах. Методическое пособие. Составитель: Мазер Ю.В., Давыдова Э.В., 2015

Данное пособие является обобщением практической дея­тельности по математическому развитию дошкольников.

Краткий курс лекций по методике математи­ческого развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах, который может быть рекомендован для обобщения и систематизации курса студентам педагогических колледжей, обучающихся по специальности дошкольное образование. Лаконичность и схематичность изложения материала уп­рощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов по­могает акцентировать внимание на главном, предложенные фраг­менты занятий и игр обогащают информационный запас знаний, схемы диалогов с дошкольниками учат правильно строить логиче­ские рассуждения и делать выводы.

Данное пособие не охватывает весь курс вопросов методики математического развития и требует дополнительного изучения литературы по проблеме, практического опыта работы. При ис­пользовании его в преподавательской деятельности требует со­держательного насыщения, дополнения семинарами и другими формами обучения. В приложении представлены лабораторные работы, которые могут быть полезны для организации самостоя­тельной деятельности студентов.

Принятые сокращения

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

ЗУН — знания, умения, навыки

ММР — методика математического развития

РЭМП — развитие элементарных математических представ­лений

ТиММР — теория и методика математического развития

ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.

Введение

Лекция №1. Методика математического развития как научная область

Лекция № 2. Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

Лекция № 3. Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ

Лекция №4. Особенности развития количественных представлений у дошкольников

Лекция № 5. Методика развития количественных представлений у дошкольников в период дочисловой деятельности (3—4 года)

Лекция №6. Методика развития количественных представлений у дошкольников в период счетной деятельности (с 5-го года жизни)

Лекция №7. Методика развития количественных представлений дошкольников в период вычислительной деятельности (с 6-го года жизни)

Лекция №8. Особенности развития у дошкольниковпредставлений о величинах и их измерении

Лекция № 9. Методика развития у дошкольниковпредставлений о величинах и их измерении.

Лекция № 10. Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов
и геометрических фигурах

Лекция №11. Методика развития у дошкольниковпредставлений о форме и геометрических фигурах

Лекция № 12. Особенности развития пространственныхпредставлений у дошкольников

Лекция № 13. Методика развития пространственныхпредставлений у дошкольников

Лекция №14. Особенности развития представленийо времени у дошкольников

Лекция № 15. Методика развития временныхпредставлений у дошкольников

Лекция № 16. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по математическому
развитию детей

Лекция №17. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по обучению
детей математике

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представле­ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Задачи методики математического развития как научной области

  1. Научное обоснование программных требований к уровню
    формирования математических представлений у дошкольников в
    каждой возрастной группе.

  2. Определение содержания математического материала для
    обучения детей в ДОУ.

  3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидакти­ческих средств, методов и разнообразных форм организации ра­боты по математическому развитию детей.

  4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.

  5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математиче­скому развитию дошкольников.

  6. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

Задание для самостоятельной работы студентов

Конспект главы II «Из истории методики ФЭМП у детей»: Сто­ляр А. А. Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. М., 1988 (с. 13—32).

Лекция № 1

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

ПЛАН

  1. ММР и другие науки.

  2. Цели и задачи математического развития дошкольников.

  3. Содержание программы ФЭМП в ДОУ.

  4. Значение и возможности математического развития детей
    в дошкольном возрасте.

  5. Принципы обучения математике.

  6. Методы ФЭМП.

  7. Приемы ФЭМП.

  8. Средства ФЭМП.

  9. Формы работы по математическому развитию дошкольников.

Связь ММР с другими науками

МатематикаПедагогикаПсихология

(общая,(общая,

дошкольная,дошкольная,

специальная)специальная)

Физиология Частные Методика методики школьной математики

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.

  • Подготовка к успешному обучению в школе.

  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.

  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.

  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

  1. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

  2. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V.»Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития.

Методы обучения детей математике

Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать пред­мет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

\ \

Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

Физическое

Развивется мускулатура кистей рук, спины, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

Красота

математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребе­нок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе по-

знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцеп­тивной и продуктивной деятельности у детей начинают форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно нака­пливается сенсорный опыт, который является чувственной осно­вой для математического развития. При формировании элемен­тарных математических представлений у дошкольника мы опи­раемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Раз­витие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечест­вом (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления Обсуждение

  • Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое.

Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Примеры заданий дошкольникам

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке)

Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение

  • Что включает понятие «память» ?

  • Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

  • Как активизировать внимание детей при формировании эле­ментарных математических представлений?

  • Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).

IV. Развитие речи
Обсуждение

  • Как в процессе формирования элементарных математиче­ских представлений развивается речь ребенка?

  • Что дает математическое развитие для развития речи ре­бенка ?

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

  • формулировка ответов полным предложением;

  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений
Обсуждение

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошко­льников в процессе формирования математических пред­ставлений?

На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

\1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение

  • Каково значение наличия у ребенка познавательного интере­са к математике для его математического развития?

  • Каковы пути возбуждения познавательного интереса к ма­тематике у дошкольников?

  • Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

  • Что является предпосылкой возникновения интереса к заня­тию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • способствует умственному развитию;

  • повышает качество и глубину знаний;

  • способствует успешному применению знаний на практике;

  • побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

  • меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

  • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;

  • открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

  • игровая деятельность;

  • словесное возбуждение;

  • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

  • работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­творение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.

  • Наглядность.

  • Деятельностный подход.

  • Систематичность и последовательность.

  • Прочность.

  • Постоянная повторяемость.

  • Научность.

  • Доступность.

  • Связь с жизнью.

  • Развивающее обучение.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Коррекционная направленность и др.

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1.Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий):

а)словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б)наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в)практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

2.Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б)проблемный;

в)эвристический;

г) исследовательский и др.

3.Логический аспект (методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4.Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а)работа под руководством педагога,

б)самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

  • широкое использование дидактического материала;

  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

  • использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;

  • сюжетный и бессюжетный;

  • объемный и плоскостной;

  • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

  • фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

•новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

  • одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Требования к самодельному наглядному материалу:

  • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

  • эстетичность;

  • реальность;

  • разнообразие;

  • однородность;

  • прочность;

  • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

  • достаточное количество…

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;

  • грамотная;

  • доступная;

  • четкая;

  • достаточно громкая;

  • приветливая;

  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;

  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

  • с нужными математическими терминами;

  • достаточно громкая…

Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

  2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

  3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

  4. Вопросы к детям.

  5. Словесные отчеты детей.

  6. Предметно-практические и умственные действия.

  7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;

  • логическая последовательность;

  • разнообразие формулировок;

  • небольшое, но достаточное количество;

  • избегать подсказывающих вопросов;

  • умело пользоваться дополнительными вопросами;

  • давать детям время на обдумывание…

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

  • на поставленный вопрос;

  • самостоятельные и осознанные;

  • точные, ясные;

  • достаточно громкие;

  • грамматически правильные…

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)

Формы работы по математическому развитию дошкольников

Средства ФЭМП

  1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счет­ная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

  2. Комплекты дидактического наглядного материала (игруш­ки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

  3. Литература (методические пособия для воспитателей, сбор­ники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

Задание для самостоятельной работы студентов

Лабораторная работа № 1: «Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЛАН

  1. Организация занятий по математике в дошкольном учреж­дении.

  2. Примерная структура занятий по математике.

  3. Методические требования к занятию по математике.

  4. Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.

  1. Формирование навыков работы с раздаточным материа­лом.

  2. Формирование навыков учебной деятельности.

7. Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Примерная структура традиционных занятий

  1. Организация занятия.

  2. Ход занятия.

  3. Итог занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

  1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

  2. Работа с демонстрационным материалом.

  3. Работа с раздаточным материалом.

  4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

  5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

  • если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

  • вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2.Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

  1. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

  2. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

  3. Используется разнообразный наглядный материал.

  4. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

  5. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

  6. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

  7. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

  1. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

  2. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

  3. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

  4. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

  • Словесная активизация.

  • Чередование различных видов деятельности.

  • Смена наглядного материала.

  • Физкультминутки и релаксация.

  • Трудный новый материал дается через 3—5 минут от нача­ла занятия до 15— 18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)

  • Бережное отношение к наглядному материалу.

  • Развивающее обучение в детском саду

    Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.
    реферат , добавлен 05.06.2015

  • Математика в детском саду

    Особенности обучения детей дошкольного возраста; этапы развития детского мышления. Методические приемы формирования у дошкольников элементарных представлений о величине предметов; обучение построению сериационного ряда и умению решать логические задачи.
    контрольная работа , добавлен 29.01.2013

  • Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Направления работы со старшими дошкольниками, включающие формирование представлений о числах и ознакомление с геометрическими фигурами. Условия обучения дошкольников математике. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей.
    реферат , добавлен 03.12.2010

  • Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

    Изучение понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамики взглядов на математическое развитие дошкольников. Правила использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
    дипломная работа , добавлен 15.11.2010

  • Организация развития математических представлений у детей

    Специфика дошкольного обучения. Основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на примере детей 3-4 лет в разных видах деятельности. Содержание математического развития дошкольников: основные программные задачи.
    курсовая работа , добавлен 22.07.2015

  • Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

    Программные требования к методике преподавания математики детям дошкольного возраста в современных образовательных учреждениях. Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений. Сюжетно-ролевые игры в математике.
    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

  • Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

    Психологические особенности обучения детей элементарных математическим представлениям через дидактическую игру. Экспериментальная работа по формированию элементарных представлений у дошкольников в дидактических играх. Методика обучения основам математики.
    курсовая работа , добавлен 15.06.2017

  • Методы обучения, их классификация и выбор

    Понятие и сущность методов обучения, их роль. Общая характеристика отдельных видов методов обучения и анализ условий эффективного выбора и применения тех или иных методов обучения учащихся. Особенности словесных, наглядных и практических методов.
    контрольная работа , добавлен 13.05.2013

  • Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста на занятиях английского языка

    Характерные черты психологического развития дошкольников. Методы выявления особенностей формирования лексического запаса на начальном этапе обучения дошкольников английскому языку.

    Эффективные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементам математики

    Педагогические приемы активизации лексики у детей дошкольного возраста.
    дипломная работа , добавлен 27.12.2010

  • Методика обучения дошкольников

    Становление теории дошкольного образования. Методы, приемы (наглядные, практические, словесные, игровые) и педагогические средства (материальные и идеальные) обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения.
    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

  • Приложение 4

    Математический феномен

    Тема «Раскрытие скобок и заключение в скобки»

    В начале игры я предлагаю каждому из учеников задумать любое число, прибавить к нему какое-то число, умноженное на 2, найденную сумму разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2. Затем выборочно спрашиваю у учащихся их результат и называю задуманное ими число.

    Молчанка

    Сигнальные карточки (красная и зеленая) очень помогают дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

    Ай, да ну!

    Игра способствует отработке вычислительных навыков. Я называю подряд числа, а ученики должны числа, кратные, например, трем, сопровождать словами: «Ай, да ну!» (можно использовать хлопки). Ряд, который допустил меньше всего ошибок, является победителем.

    Счет-дополнение

    Я записываю на доске какое-то число, допустим 15,8. Затем называю число, которое меньше, чем 15,8.Ученики в ответ должны называть другое число, дополняющее данное до 15,8.

    Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

    Названные числа не записываются. Этим обеспечивается тренировка памяти и внимания.

    Торопись, да не ошибись

    Эта игра фактически математический диктант. Я медленно зачитываю задание за заданием, а ученики на карточках записывают ответы.

    Не зевай

    Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда сидящий впереди сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачеркивает работу все остальных.

    Составь слово

    Ученикам предлагаются карточки, на которых записаны сверху вниз несколько примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие за одной партой. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счета у ребят появляется слово.

    Домино

    Домино содержит 16 карточек и одну начальную карточку. на одной половине карточки написано задание, на другой – ответ к другой карточке. В группе распределяются 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.

    Пример «Домино» по теме «Обратные тригонометрические функции»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *