Нарушение фонематического слуха

Нарушение фонематического слуха у детей

Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Отсюда на письме появляются вот такие вещи:

  1. замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  2. пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «собка» вместо «собака»;
  3. перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  4. недописывание слов: «живе» вместо «живет», «красны» вместо «красный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Недаром ее называют «и краткое» (раньше называли «полугласный»). Плохо слышен детям бывает этот звук – .

Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов. Школьный учитель здесь, увы, вряд ли сильно поможет.

А при регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю это самое ФФНР прекрасно устраняется за 3–12 месяцев. Понятно, что срок зависит от степени тяжести нарушения и дисциплинированности ребенка и родителей.

Вы можете спросить, а при чем же здесь нейропсихолог?

А при том, что этот специалист очень хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.

Многие коррекционные упражнения нейропсихологами либо придуманы, либо систематизированы на научной основе.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (1).

А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:

  1. блок регуляции тонуса и бодрствования;
  2. блок приема, переработки и хранения информации;
  3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (2).

За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.

Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв» (3).

Понятно, что с работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.

А если нет доступа к этим специалистам? Как хотя бы скорректировать нарушение фонематического слуха и помочь ребенку с учебой? Вот несколько советов от нейропсихологов А. Е. Соболевой и Е. Н. Емельяновой (3).

Какие упражнения можно делать с детьми

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).

Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.

  1. «Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, – дрожит под ладошкой, – не дрожит; – дрожит, – не дрожит и т. д.
  2. «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.
  3. «Узнай наощупь». На плотный лист картона наклейте кусочки разных по текстуре материалов. В их названиях должны присутствовать парные согласные. Например: б – бархат, п – пенопласт, пластилин; в – вата, вельвет, ф – фланель; г – гофрированная (глянцевая) бумага, к – картон; д – дерево, дерматин, т – тесьма; ж – железо, наЖдак, ш – шелк; з – зеркальце, реЗина, с – ситец. Ребенок называет материалы и одновременно ощупывает их. Позже это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

При пропусках букв и слогов основное упражнение – звуковой разбор с фишками. Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.

Обычно такой разбор с фишками заканчивается в первом классе. Дальше идет запись звуков транскрипцией. Считаю, что рановато. Во втором классе и даже частично в третьем лучше почаще использовать фишки. Это подмога детям с ФФНР.

«Бухгалтер». Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова.

Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф».

Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.

При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение «Арабское письмо». Детям оно очень нравится.

Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – «дем», «юбка» – «акбю» и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».

На самом деле подобные упражнения есть в арсенале учителей начальной школы. В первом классе они используются часто, потом на них не хватает времени из-за объема программного материала. А детям с нарушением фонематического слуха их нужно много. Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа, которую учитель обеспечить физически не может. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При создании статьи я опиралась на работы А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1) и «Основы нейропсихологии» (2); А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой «Русский язык. Пишем грамотно» (3).

P.S. Пока сочиняла статью, мама моей ученицы с «наотюмротом» попросила меня позаниматься с девочкой дополнительно. Вот и попробую применить сама все, что вам насоветовала.

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов.

Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Елена Терентьева
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения

«Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять звуковой анализ и синтез, что ведет затруднениям к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.

Задачи:

— Развитие у детей с нарушениями речи слуховое внимание и слуховую память;

— Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений, игры с использованием компьютера;

— Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи на основе развития фонематического слуха;

— Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Фонема – это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

• узнавать наличие данного звука в слове;

• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

• различать слова, отличающиеся только одной фонемой

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2. местоположение звуков в слове;

3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Развитие фонетико- фонематического строя речи в онтегенезе.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка в начале второго месяца жизни. В это же время ребёнок начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у ребёнка возникает гуление. На третьем и четвёртом месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, появляется лепет. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук , среди согласных , , , , .

В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику. Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте ребёнок откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период «дофонемного»развития речи. К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные — , , и согласные , , , ,, ,, . Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

На втором же году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает активно произносить звуки , , , но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – , , , . Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 2 лет.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

При восприятии речи ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, = или =; =; = .

К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные ,, , у некоторых из них остаётся неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

В своих работах М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука (1989). Ребёнок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребёнок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения формирования фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.

Т. Б. Филичева, Г. И. Чиркина, Н. А. Чевелева предлагает систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка.

Эту систему она условно делит на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков. — развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки,

— развитие слухового внимания и слуховой памяти.

На данном этапе в процессе дидактических игр детей учат узнавать и различать неречевые звуки (звучание музыкальных инструментов, озвученных игрушек, звуки при ударе одного предмета о другой). Количество звучащих предметов постепенно увеличивается от одного до пяти, а звучание предметов должно все меньше отличаться друг от друга. На занятиях также уделяется внимание развитию слухового внимания и слуховой памяти, что также способствует увеличению эффективности работы по развитию фонематического восприятия.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. — учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Дети учатся различать друг друга по голосу (тембр голоса, учатся различать речевые звуки по громкости и сами произносить их то громко, то тихо.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

— учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

На этом этапе дети выделяют правильное звучание слова из ряда искаженных слов, отличающихся одной фонемой. Затем дети учатся выбирать по заданию логопеда картинки с изображением слов-паронимов, подбирать слова, близкие по звучанию.

4 этап – дифференциация слогов. — учить детей различать слоги.

В начале детей учат различать прямые слоги с одинаковыми гласными и далекими по артикуляции согласными (па-па-на). Затем предлагаются цепочки слогов с одинаковыми согласными и разными гласными (на-но-на). В завершении детей учат дифференцировать слоги с одинаковыми гласными и оппозиционными согласными (ка-га-ка).

5 этап – дифференциация фонем. — учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

Работа начинается с дифференциации гласных звуков, затем согласных фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. — формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, — формирование у детей навыков слогового анализа.

Библиографическое описание:

Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 262-264. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1552/ (дата обращения: 18.11.2019).

Среди учеников общеобразовательных школ все чаще встречаются дети, которые имеют те или иные отклонения в речевом развитии.

Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних этапах и в усвоении ими грамматики родного языка, а также других общеобразовательных предметов.

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно- психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным ,не связанным в единую систему знаниям и навыкам . Этот «пассивный» багаж ,не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Именно поэтому логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию следующих фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Такая способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух еще называют смысловым. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а с 7 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. Тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых в будущем полноценное чтение и письмо невозможны.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения Оно формируется в период от года до четырёх лет.

По данным Р.Е. Левиной, и др. ученых, в этот период развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают.

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематических процессов приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова..В результате, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонема­тических процессов являются следующие:

  • Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

  • Формирование фонематических пред­ставлений на основе фонематического вос­приятия, анализа и синтеза.

  • Развитие навыков контроля и само­контроля произношения звуков.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (например, логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке.)

На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Проводя занятия с детьми в игровой форме мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Литература:

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. — М.: Просвещение, 1964. – 91с.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.

3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963. — С.213-227.

4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с.

5. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

6. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С.107-110.

Основные термины(генерируются автоматически): фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *