Многофункциональное пособие своими руками

«Домик с играми». Многофункциональное логопедическое пособие своими руками

Мне нравятся многофункциональные пособия, поэтому изготовила пособие, с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие «Домик с играми» мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним.

Описание: данное дидактическое пособие деревянное, выполнено в виде «домика». Стенки «домика» съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика».

Цель многофункционального дидактического пособия:

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т. д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

«Солнышко»

Цель: создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» — Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» — это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

«Доска настроения» — оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

«Теневой театр» — очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

• Цель: Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.

• Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.

• Воспитывать уважение друг к другу.

«Подбери по цвету»

Цель:

• стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности

• развивать интерес к математической стороне.

• способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей

• вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней

• воспитывать желание познавать новое.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры: развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек».

«Мои пальчики — мои помощники»

• Шнуровка «Гвоздик»

• «Лабиринт»

• Тактильная доска «Добрые ладошки»

• «Разноцветные пробочки»

Цель:

• развивают фантазию ребёнка,

• внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,

• развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»

• способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

• формируют способность детей к самообучаемости.

• развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

• воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства.

Идеи многофункционального пособия небезграничны. Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

» ДЕТСКИЙ САД № 2 «ИВУШКА»» П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБДОУ «Детский сад №2 «ИВУШКА»»)

Развивающая многофункциональная игра своими руками.

Воспитатель:

Науменко Е.С .

2019 г.

Уровень развития сенсорики и мелкой

моторики – показатели интеллектуальной

готовности ребенка к школьному обучению .

— Ребенок, имеющий высокий уровень развития

мелкой моторики , умеет логически

рассуждать, у него достаточно хорошо развиты

Память ,мышление ,внимание ,связная речь.

» Чудесный теремок»

Д/и «Кто в домике живет»?

Это игра развивает мелкую моторику и речь . Открыть теремок не так и просто, а потом рассказать про того, кто живет в домике ещё нужно.

Мир сюрпризов богат, а кого нет, добавляю сама.

«Фрукты и овощи Д /и»

Уточнить знания о названиях, форме, цвете, фруктов и овощей.

Игры для детского сада своими руками

Развивать сенсорные чувства, речь, мелкую моторику рук, развивать артикуляционную моторику: — Отгадайте и повторите чистоговорки: ор-ор-ор — сорвали красный … помидор. Ец-ец-ец – съели вкусный … огурец. Жан-жан-жан – лежит на грядке… баклажан.

Д /и » Найди свой цветочек «

Это игра увлекательна по своему: на «Волшебной норке» находятся

разноцветные пуговицы .

Задача этой игры найти каждому цветочку свою пуговицу ,назвать цвет и определить размер .

Цель : закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Д / и : «Цветные дверца»

Цель. Учить детей основным цветам и оттенкам.

Задачи.

1. Учить детей соотносить основные цвета и оттенки.

2. Учить называть основные цвета.

3. Учить находить основные цвета и оттенки по названию.

4. Учить пересчитывать предметы в пределах «один» — «много». Для дальнейшего развития и возраста детей в пределах» один -5 -и -10″

Игра «Кто в домике живет? «

Ребенку предлагается открыть все окна в домике, посмотреть кто живет в каждом окошке, запомнить. Возможен вариант, когда ребенок сам расположит животных как хочет. Затем окошечки закрываются ,домик

крутится ребенок открывает окна и называет животных.

Цель: закрепить название животных ,речь, память ,мышление .

Домик можно использовать в театрализованной деятельности при чтении сказки «Теремок», «Репка на новый лад»

Спасибо за внимание!

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
  2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
  • овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
  • формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
  • овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  1. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:

  • Звуковой домикизготовленизлиста фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
  • Цветовая гамма крыш звуковых домиковраскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-

синим цветом, согласные мягкие — зеленым цветом).

В соответствии с этим:

— красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
— сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких

твердых и мягких звуков;
— сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих

твердых и мягких звуков.

  • Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
  • Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков по звонкости-глухости: -, -, -, -, -, —
  • Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
  • «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:

— красный круг (гласные звуки);
— синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
— синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
— зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
— зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).

  • магнитная азбука;
  • фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).

Гласные звуки поют и кричат,

Воют и ноют, но не молчат.

Согласные тоже молчать не хотят:

Фыркают, шепчутся и шелестят.

Но согласные всегда преодолевают преграды:

То язык, то губы, то зубы —

Не свободные какие-то звуки!

Они шумят, а поют только вместе с гласными,

Поэтому их и называют — согласными!

ИГРЫ

С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;формирование понятия о механизме образования звука , его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Содержание игры: дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: . Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции (в зеркале):

— губы вытянуты трубочкой,

— язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

— зубы сближены, но не сомкнуты,

— воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук -гласный (его можно петь),

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:

Буква У кричит: «Ура!».

Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется».

Дидактическое пособие «Развивающая многофункциональная игра своими руками»

В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку .

По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Летит и звенит».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;формирование понятия о механизме образования звука , его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку с изображением комара, произносят звук хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

— губы в улыбке;

— зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

— кончик языка упирается в нижние зубы;

— по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

— голосовые связки работают.

Звук – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку .

По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.

Дидактическая игра «Кто свистит?».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;формирование понятия о механизме образования звука , его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку, на которой из насоса выходит воздух , произносят звук хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

— губы растянуты в улыбке;

— зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

— кончик языка упирается в нижние зубы;

— по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

— голосовые связки не работают (тактильный контроль – рука у горла).

Звук – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:

Шел конь, подковами звеня,

Как буква С следы коня. (Е.Тарлапан)

Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку .

По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.

Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.

Вариант 1. Произнеси с рукой на горле

— изолированные звуки -, -, -, -, -, -;

— найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;

— произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па; бу-бу-бу – пу-пу-пу;

бо-бо-бо – по-по-по; бы-бы-бы – пы-пы-пы.

(То же с другими парами звонких-глухих согласных -, -, -, -, -).

— произнеси слова:

пас — бас колос – голос вата – фата

жутко – шутка доля – Толя сайка – зайка

Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):

а) га-го-гу-гы ка-ко-ку-кы го-гу-гы-га ко-ку-кы-ка

гу-гы-га-го ку-кы-ка-ко гы-га-го-гу кы-ка-ко-ку

То же с пятью парами звонки х -глухих согласных.

б) ву-ву-фу ву-фу-фу ву-фу-ву ву-фу-фу-ву

фу-ву-ву фу-фу-ву фу-ву-фу фу-ву-фу-фу

То же с гласными , , , и с каждой парой звонких — глухих согласных.

Игра «Подбери картинки»

Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков -, различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.

Вариант 1.

Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные -. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий — , то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – , то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные, которые «живут» в домике с наушниками.

Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными -, -, -, -, -.

Вариант 2.

Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.

Игры с «Звуковым кубом».

Цель:

  • Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
  • Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.

Варианты заданий:

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям: — гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
— согласный звонкий твёрдый звук — обозначаем синим кругом с колокольчиком;
— согласный глухой твёрдый звук – обозначаемсиним кругом без колокольчика;

— согласный звонкий мягкий звуки – обозначаемзелёным кругом с колокольчиком;

— согласный глухой мягкий звук — обозначаем зелёным кругом без колокольчика.

Задание 2.

Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.

Игра «Если горлышко «дрожит»,

Значит, звонкий звук бежит!»

Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку , развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук

Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

— губы вытянуты бубликом, рупором;

— кончик языка поднят за верхние зубы;

— боковые края языка прижаты к верхним

коренным зубам,

— посередине языка идёт сильная плавная

воздушная струя,
— горлышко «дрожит», вибрирует:

Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
— Звук – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям:

  • повторить характеристику звука;
  • найти грань кубика с нужным символом и показать его;
  • подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;

Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.

Игра «Звучит или молчит?»

Цель: Формирование умения давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко — слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например -) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук — согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком.Звук — согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика. Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки , в «Звуковой домик».

Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными -, -, -, -, -.

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки — на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: -), и предлагает ребёнку подобратькуб-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:

— в начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

— горлышко «молчит». Звук – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…

Ребенок берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».

Следующий ребёнок показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука , опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:

— в начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;

— горлышко «молчит»;

— звук – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…

Ребенок берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».

Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: -, -, -, -, -,

-, -, -, -, -, -, — и т.д.

Игра «Распознай звуки»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: -, — (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости) согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: -, -, -, -, -, -, -, -.

Игра «Так ли это звучит?»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: -, — (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: -, -, -, -, -, -, -, -.

Игра «Гость»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки

сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».

Игра «Путешествие в сказку»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Вариант1.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».

Вариант 2.

Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:

— первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;

— первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;

— первый (последний) звук в названии подарка может начинаться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.

Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у

старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  3. Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
  4. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
  5. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Многофункциональное дидактическое пособие для детского сада своими руками

Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

    Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
    • модели,
    • макеты,
    • муляжи и др.

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

https://youtube.com/watch?v=xKDbYhAEmLA

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

https://youtube.com/watch?v=JOKWuUwiXf8

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Игры со скрепками формируют навыки счётаТакие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительностьЭтот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *