Методика расскажи по картинке

Диагностика для дошкольников: тестирование

28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изоб­раженныена рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того,чтобы онвнимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекает не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание.

После того, как рассмотрение картинки закончено предлагают рассказать о том, что он видел на ней. По каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи да I тодики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), ГДе наличие и частоту употребления ребенком различных частей грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Фрагменты речи,

Частота

п/п

фиксируемые в процессе исследования

употребления

Существительные

Глаголы

Прилагательные в обычной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Наречия

Местоимения

Союзы

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенны таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5из д10 включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3из включенных в| таблицу фрагментов речи.

0-1 балл — в речиребенка имеетсяне болееодного фрагмента речи их тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Какой Я?»

Эта методикапредназначается для определения самооценкиребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далеепротоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, какон сам себявоспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе,проставляются экспериментатором в соответ­ствующихколонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа»да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

Методическое пояснение

Вопросы по картине В. М.

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» составлены по технологии кубика Блума.

Бенджамин Блум — американский педагог и психолог. Он предложил методику «Кубик Блума», которая для меня близка не только тем, что это, предпочтительный для меня, активный способ обучения. Работа по этой методике и от педагога и от учеников требует не просто хорошо знать материал и активизировать свою мыслительную деятельность, но и проявить свою смекалку, фантазию. Вопросы может составлять как сам учитель, так и ребята.

Кубик Блума представляет собой кубик, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для размышлений:

  • Назови…
  • Почему…
  • Объясни…
  • Предложи…
  • Придумай…
  • Поделись…

Вопросы можно и видоизменять: сравни, проанализируй, опиши, оцени и так далее.

А сама методика — это способ формулировки вопросов при изучении соответствующего материала, который предполагает рассмотрение школьником разных аспектов темы. Как видно, вопросы требуют гораздо большего, чем просто воспроизвести знания.

Предпочтительно применять данный приём при обобщении, когда у ребят уже есть представление о материале.

Вопросы по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Выбор художественного произведения для составления вопросов делают сами ребята.

Вопросы:

1. Почему автор изобразил на картине поражение дружины Игоря, а не какую-нибудь победу?

2. Объясни смысл этой картины.

3. Назови год исторического события, которое было положено в основу этой картины.

4. Предложи друзьям ответить на вопросы по этой картине.

5. Придумай рассказ по картине.

6. Поделись с родителями теми знаниями, которые ты узнал,познакомившись с картиной.

можно познакомиться с другими работами ребят по этой методике.

А вот ещё вопросы по этой же картине. Только это уже вопросы одиннадцатиклассницы — Бурмакиной Галины.

-Почему автор изображает не само сражение, а его последствия?

-Объясни изображение на картине двух сражающихся орлов

-Назови другие произведения, связанные с этим событием

-Предложи свой сюжет картины на эту тему.

-Придумай эпитафию для погибших на поле воинов

-Поделись своим мнением о значимости этого события в истории

30. Далее ребенку дают 2 мин для того,чтобы онвнимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекает не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание.

После того, как рассмотрение картинки закончено предлагают рассказать о том, что он видел на ней. По каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи да I тодики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), ГДе наличие и частоту употребления ребенком различных частей грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Фрагменты речи,

Частота

п/п

фиксируемые в процессе исследования

употребления

Существительные

Глаголы

Прилагательные в обычной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Наречия

Местоимения

Союзы

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенны таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5из д10 включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3из включенных в| таблицу фрагментов речи.

0-1 балл — в речиребенка имеетсяне болееодного фрагмента речи их тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Какой Я?»

Эта методикапредназначается для определения самооценкиребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далеепротоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, какон сам себявоспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе,проставляются экспериментатором в соответ­ствующихколонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа»да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» г. Саратова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» на тему:
«Составление рассказа по сюжетной картине» для детей подготовительной к школе группы.

Подготовила и провела:
Шкодина Наталья Федоровна
воспитатель I квалификационный категории

Саратов

Направление: «Речевое»

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»

Цель: развивать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине, умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Задачи:

Образовательные: формировать умение детей рассматривать картину, умение правильно отвечать на вопросы.

Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.

Развивающие: развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к живописи.

Предварительная работа:

Чтение стихов о семье

Словарная работа:

Художник, пейзаж, портрет, натюрморт, план

Методы и приемы:

  • Беседы
  • Показ
  • Пояснение
  • Художественное слово
  • Дидактические игры
  • Поисковые вопросы
  • Самостоятельная работа
  • Индивидуальная помощь
  • Анализ

Материалы и оборудование:

Сюжетная картина «Семья»

Предметные картинки «Третий лишний», «Что было вначале и стало»

Ход НОД:
I. Ребята, а назовите главное отличие человека от всех живых существ. (Умение говорить, речь)

А в этом помогает? (Язык)

Давайте вместе сделаем разминку для язычка. Для этого пробежимся по лесенке: Д, Т, Н

Д/и «Что было вначале и стало»

Вначале было яйцо, а стал (цыпленок)

Вначале были семена, а стали (цветы)

Вначале была икринка, а появилась рыба

II. Закроем глаза. Открывайте. Что-то изменилось? (Появилась картина)

Ребята, а кто рисует картину? (Художник)

А какие виды живописи Вы знаете? (Портрет, Натюрморт, Пейзаж)

Картина помогает нам…(Увидеть, что происходит; сюжет)

Рассмотрим картину.

Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей, взрослых, собаку-семью)

-Где они находятся? — Как вы догадались? (Находятся на улице. Песочница, дорога, скамейка.)

— Что делают дети (Играют).– Во что они играют?

Расскажите о детях

— Что делают взрослые? (Дедушка гуляет с собакой, бабушка вяжет, папа читает газету, мама следит за детьми)

Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).

Как можно назвать картину? (На прогулке, прогулка, на свежем воздухе, семья)

Д/игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, лимон, тюльпаны. Окунь, судак, хлеб. Стол, стул, окно. Вася, Надя, Ивановна.

— Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети, взрослые? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети, взрослые? — О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.

III. Итог занятия.

>Методика 25. «Расскажи по картинке»

Что понравилось на занятии? Чему научились?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *