Как нарисовать звук

Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия по рисованию «Волшебные звуки музыки»

Цель: изображение музыки в виде свободных линий, пятен, разнообразных узоров.

Задачи: с помощью красок учить создавать образы, навеянные звуками музыки; развивать чувство цвета, совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на темп, ритм, динамику.

Методические ресурсы: магнитофон, запись пения птиц, шума воды, соловьиная трель, мелодия Ф. Шуберта «Серенада», бумага, акварель, кисти, салфетки, палитра, баночка с водой.

Содержание организованной деятельности

-Ребята, кто из вас любит ходить в лес? Что там можно услышать? Шелест травы, щебетанье птиц, журчание лесного ручейка. С давних пор люди любили слушать звуки природы, подражали им, а потом сами стали сочинять мелодии. Срезав тростник и дунув в него — получился красивый мелодичный звук. Так появились первые музыкальные инструменты и родилось прекрасное искусство — музыка.

Воспитатель предлагает вниманию детей аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».

-Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, то понимаешь, о чем эта музыка, какие чувства и настроение она передает. Ребята, а вам что хочется делать, когда вы слышите радостную, звонкую мелодию? (Танцевать, петь). А если мелодия грустная? (Погрустить, тихо посидеть, подумать).

— Правильно, чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть яркими и насыщенными, нежными или легкими и прозрачными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий: прямых, волнистых, спиралевидных, толстых или тонких. А можно нарисовать музыку красочными пятнами.

Практическая часть.

Педагог предлагает рассказать, какие ассоциации вызывает прослушанная мелодия. Сегодня мы будем рисовать музыку. Дети выбирают необходимые материалы и приступают к выполнению задания под фоновое сопровождение музыки. По ходу работы воспитатель дает советы и рекомендации в случае затруднения.

Физкультминутка.

Чок — чок, каблучок! (Топают ногами.)

В танце кружится сверчок, (Кружатся на месте.)

А кузнечик без ошибки (Имитируют игру на скрипке.)

Исполняет вальс на скрипке. (Машут руками, как крыльями.)

Крылья бабочки мелькают,

С муравьем она порхает (Кружатся с подскоком.)

Приседает в реверансе (Выполняют реверанс.)

И опять кружится в танце. (кружатся на месте.)

Итог.

Анализ готовых работ. Организация выставки «Волшебные звуки музыки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»

(МБДОУ № 4)

ул. Новая, д.9, г.Отрадное тел.8(81362)33-060

Кировский район, Ленинградская [email protected]

область, 187330

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию в старшей группе для детей с ТНР».

Тема:»Музыкальный инструмент — БАЛАЛАЙКА»

Подготовила: воспитатель

логопедической группы Руколеева Ю.А.

г. Отрадное

Кировский район

2019 г.

Программное содержание:

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширять представления детей о музыкальных инструментах через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением и звучанием.

— Закреплять умение рисовать эскиз балалайки по показу воспитателя.

— Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом).

— Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

— Способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

— Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли;

Коррекционно-развивающие задачи:

— Способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

— Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость.

— Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, чувство формы, цвета, пропорций.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

— Воспитывать любовь к музыке и бережное отношение к музыкальным инструментам.

— Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме «Музыкальные инструменты».

Оборудование:

— ноутбук;

— презентация «Виды музыкальных инструментов»;

— Картинка русский народный инструмент- БАЛАЛАЙКА

Раздаточный материал:

— Альбомный лист (на каждого ребёнка)

-Простой карандаш, ластик.

-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.

-Кисть №3,7.

Методы и приемы:

— Словесный (стихи, беседа).

— Наглядный (презентация, музыкальные инструменты).

— Практический

-Исследовательский.

Предварительная работа: беседа об инструментах, их видах и назначении.

Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по музыке.

Ход НОД.

I Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.

II Основнаячасть.

В: Подскажите, пожалуйста, о чем мы говорим на этой неделе?

Звуки карандаша скачать и слушать онлайн

(ответы детей-садовые, плотницкие, музыкальные).

Сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. А почему музыкальные инструменты так называют? (Ответы детей: потому что они звучат).

Музыкальные инструменты бывают: струнные, а какие вы знаете струнные музыкальные инструменты. (Ответы детей: гитара, скрипка.)

2слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов)

В: также есть духовые инструменты. Духовые происходят от слова «дуть».

В какие инструменты нужно дуть, чтобы они зазвучали? ( ответы детей: флейта, дудочка, труба)

3слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).

В: А какие вы знаете ударные музыкальные инструменты? ( ответы детей: барабан, бубен).

4слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).

В: а еще есть клавишные музыкальные инструменты. А какие вы знаете клавишные музыкальные инструменты? (ответы детей-фортепьяно, синтезатор, аккордеон).

5слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).

Закройте глаза и прислушайтесь. Слайд №6.

— Раздаются звуки балалайки. Что вы услышали? Какой инструмент зазвучал?

Дети: (ответы детей)

(Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что это-балалайка!)

Затем педагог предлагает отгадать загадку.

Ох, звенит она, звенит. Всех играя веселит.

А всего-то три струны ей для музыки нужны!

Кто такая, отгадай-ка. Это наша ….

Дети: БАЛАЛАЙКА!

Слайд №7 Балалайка

Воспитатель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка!

Воспитатель: Давайте его рассмотрим. Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?

Дети: (из дерева).

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?

Дети:(на треугольник).

Воспитатель: Значит корпус какой?

Дети: Треугольный.

У современной балалайки треугольный деревянный корпус, на корпусе имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?

Дети: (3)

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны струны?

Дети: Когда ударяешь по струнам, появляется звук.

Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Воспитатель: Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка.

Воспитатель: Ребята, балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Секреты игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)

Балалайка, балалайка,

Побренчи-ка, поиграй-ка!

Барабань-ка, барабан!

Разверни бока баян!

К небу поднимаем трубы,

Громко, громко дуем в трубы.

В бубен бьем, бренчим, дудим,

Барабаним и трубим!

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с простым карандашом и кистью.

Пальчиковая гимнастика

Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)

Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).

Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).

Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).

Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).

Дети с воспитателем рисуют эскиз балалайки простым карандашом.

(После того, как дети нарисовали эскиз балалайки, приступают к раскрашиванию. Дети рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).

III Рефлексия.

По окончании работы дети с воспитателем рассматривают получившиеся работы.

Воспитатель: вот какие замечательные балалайки у нас получились.

Ребята, а теперь вставайте в круг, и скажите мне, чем мы сегодня занимались? О каком музыкальном инструменте мы сегодня говорили? Какой это инструмент? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, отвечали. Молодцы! Всем спасибо!

Творческому человеку всегда интересны смелые эксперименты, открывающие новые горизонты и возможности. Фантастическая идея — рисовать музыку, создавать неповторимые картины, воплощающие графику и звук, уходит корнями в начало XX века. В этой статье я расскажу об истории вопроса, а также о двух своих разработках, позволяющих делать удивительное — записывать и воспроизводить звуки в графическом виде.

Предыстория

В 1904 году французский изобретатель Юджин Августин Ласт представил прототип системы оптической записи звука на кинопленку, а в 1911 устроил, возможно, первый в истории показ фильма с использованием новой техники. Началась эра заката немого кино и революционных открытий в области синтетического звука — впервые удалось получить простой, удобный и очень наглядный способ управления аудиоинформацией.

В конце 1920-х годов при работе над одним из первых советских звуковых фильмов преимущества подобной техники отметили композитор Арсений Авраамов, конструктор Евгений Шолпо и режиссер-аниматор Михаил Цехановский. Логическая цепочка выстраивалась следующая: если мы ясно видим дорожку с записанной звуковой волной — значит, мы можем эту же волну создать искусственно, просто нарисовав ее от руки. А что, если поместить туда орнамент, сложное сочетание узоров или примитивов евклидовой геометрии? Насколько фантастичным будет результат? Ведь таким образом можно нарисовать совершенно уникальный, не существующий в природе звук, а музыку можно писать без реальных инструментов, микрофонов и исполнителей.

Несколько лабораторий вскоре занялись изучением этих вопросов. И в результате появились синтезаторы оптической фонограммы: «Вариофон» Евгения Шолпо, «Виброэкспонатор» Бориса Янковского, машина Николая Воинова для разметки «гребенок» из бумаги — базовых фрагментов синтезируемого звука. На слух все это очень напоминало современную 8-битную музыку, но с большей степенью свободы: любые формы колебаний, неограниченная полифония, самые невообразимые ритмические рисунки. Вы только вдумайтесь — оптический синтезатор, музыкальный компьютер в тридцатые годы прошлого столетия! Но это только цветочки. Мысль советских инженеров пошла дальше.

В отличие от своих коллег акустик Борис Янковский одним из первых осознал, что для создания сложных, приближенных к живым звуков недостаточно описания одной только формы колебаний. Важнейшая часть акустической информации — это спектр, четко определяющий частотный состав звука, его окраску, по которой мы даем такие субъективные определения, как яркий, теплый, металлический, похожий на человеческий голос и так далее.

Янковский начал структурировать базовые графики спектра в своего рода «таблицу Менделеева» звуковых элементов, параллельно разрабатывая алгоритмы их обработки и гибридизации для получения новых звуков на базе «спектростандартов». К сожалению, перемены в стране и война не дали Янковскому довести работу до логического завершения.

Тему продолжил его знакомый, молодой изобретатель Евгений Мурзин, впечатленный наработками в области «графического звука» и задумавший грандиозный проект — универсальную фотоэлектронную машину, способную синтезировать любой звук, любой музыкальный строй методом рисования спектрограммы (зависимость спектра от времени) на специальном холсте без отвлекающих операций вроде проявки и сушки пленки. Это упростило бы кропотливую работу композитора, предоставив небывалую свободу для творчества.

Буквально на коленке, трудясь вечерами в комнате двухэтажного барака, Мурзин закончил рабочую модель аппарата в 1958 году. Аппарат весил больше тонны и внешне имел мало общего с музыкальным инструментом в классическом понимании. Изобретение было названо «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Несмотря на внешний вид, АНС стал мировой сенсацией, опередив свое время на десятилетия и очень удачно вписавшись в период космической эйфории со своим неповторимым атмосферным звучанием.

АНС чем-то напоминает современный сканер, только двигается в нем не сканирующая полоска, а сама поверхность с изображением — большая стеклянная пластина (партитура), покрытая непрозрачной краской. Краска в нужных местах снимается тонким резцом, образуя рисунок спектрограммы музыкального произведения. Партитура плавно передвигается, проходя над отверстием, из которого идет прерывистый «модулированный» луч света от оптико-механического генератора чистых звуковых тонов на базе пяти специальных дисков оптической фонограммы. Часть света проходит через прозрачные области партитуры, после чего фокусируется на набор фотоэлементов, с которых выходит готовый к воспроизведению звук в форме колебаний электрического тока.

Сердце АНСа — это упомянутый диск с рисунком из 144 дорожек (как на грампластинке), прозрачность которых изменяется по синусоиде с определенной частотой. Разница по частоте между соседними дорожками — 1/72 октавы. Таким образом, один диск содержит две октавы, а октава делится на 72 чистых тона — Мурзин считал классическую 12-тоновую темперацию существенным ограничением. По сути, каждый диск — это оптическая реализация алгоритма преобразования Фурье, лежащего в основе многих современных программных синтезаторов и эффектов. Это в порядке вещей сейчас, во времена гигагерц и гигабайт, но 50 лет назад было просто невероятно — спектральный синтезатор, способный играть 720 чистых тонов одновременно! Недаром АНС считается первым в мире многоголосным музыкальным синтезатором.

Если ты думаешь, что никогда не слышал звуки АНСа раньше, то, скорее всего, ошибаешься. Вспомни хотя бы фильмы Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», завораживающие волшебной музыкой Эдуарда Артемьева. Или сцену ночного кошмара из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Стоит отметить, что карьера самого Артемьева как композитора-электронщика началась именно со знакомства с АНСом и его создателем в 1960 году. Кроме Артемьева, с инструментом успели поработать Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Станислав Крейчи, а звуки АНСа в разное время использовали в своей музыке такие группы, как Coil и Bad Sector.

К сожалению, до наших дней дошел лишь один экземпляр синтезатора АНС, изготовленный промышленно в конце 1963 года. Находится он в Москве в Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки. Несмотря на непростую судьбу, аппарат по сей день в рабочем состоянии и время от времени играет для посетителей музея под чутким присмотром Станислава Крейчи. Для тех же, кто далеко от Москвы или просто хотел бы поэкспериментировать со звучанием АНСа у себя дома, существует программный симулятор под названием Virtual ANS.

Virtual ANS: графический редактор

Разработка Virtual ANS ведется автором данной статьи с 2007 года. Цель программы — максимально воссоздать ключевые особенности, атмосферу железного АНСа, расширив при этом оригинальную идею с учетом богатых возможностей современных компьютеров. Из основных отличий:

  • программа кросс-платформенная (Windows, Linux, OS X, iOS, Android), что позволяет наслаждаться работой с инструментом где угодно и на чем угодно: начиная от дешевого телефона и заканчивая мощным студийным компьютером;
  • количество базовых генераторов чистых тонов теперь ограничено лишь фантазией пользователя и скоростью центрального процессора;
  • появилась возможность обратного преобразования из звука в спектр.

Virtual ANS — графический редактор с классическим набором инструментов: примитивы, кисти, слои, эффекты, загрузка/сохранение PNG, GIF, JPEG. Но картина, которую ты увидишь на экране, есть на самом деле партитура музыкального произведения (она же сонограмма или спектрограмма), которую в любой момент можно послушать или слушать и рисовать одновременно. Партитура раскладывает композицию на «звуковые атомы» — неделимые кусочки чистых тонов (синусоидальных колебаний). По горизонтали — ось времени X (слева направо). По вертикали — высота тона Y (снизу вверх от басов к высоким частотам). Яркость отдельного пикселя — это громкость чистого тона с частотой Y в момент времени X. Изображение спектра по вертикали делится на октавы, октава — на 12 полутонов, полутон — на еще более маленькие еле уловимые на слух микротоны, для точного описания любого музыкального строя, любого самого немыслимого тембра.

К музыке картинки и рисунок

Если на партитуре АНС провести горизонтальную линию толщиной в один пиксель, то мы услышим единственную синусоиду с постоянной частотой. Чем толще линия — тем больше чистых тонов будет входить в ее состав, тем сложнее будет звук, и тем сильнее звучание будет приближаться к белому шуму, насыщенному обертонами всех частот слышимого диапазона. Сочетание таких линий с другими фигурами разной яркости дает неожиданные и интересные звуковые вариации.

В процессе работы над Virtual ANS появилась любопытная мысль. Фрагмент аудиофайла или, скажем, запись голоса с микрофона можно преобразовать в партитуру АНС, то есть в спектрограмму — картинку с закодированным в ней звуком. И звук этот можно с легкостью воспроизвести обратно при помощи той же самой программы. Возникает естественное желание распечатать картинку спектра на принтере и получить бумажную копию своего голоса или музыки.

Именно для этих целей был задуман PhonoPaper — еще один проект, наследующий идеи звуковых революционеров прошлого столетия. Что же такое PhonoPaper?

  1. Формат изображения, в котором закодирован звук. От спектрограммы АНС этот код отличается только тем, что сверху и снизу появились специальные маркеры, по которым считывающее устройство точно определяет границы блока со спектром.
  2. Приложение-сканер для чтения PhonoPaper-кодов в реальном времени при помощи камеры.
  3. Приложение-рекордер для конвертации 10 секунд звука в PhonoPaper-код. Хотя для более точного управления преобразованием лучше всего использовать описанный выше Virtual ANS.

PhonoPaper-код можно назвать аналоговым, так как в его составе нет цифровой информации, а сам он может быть записан на любой доступной поверхности (бумага, пластик, дерево). По этой причине для него некритичны разного рода искажения: при плохом освещении и измятой бумаге ты как минимум услышишь «очертания» оригинального послания. Для прослушивания кода не требуется выход в сеть — вся необходимая информация хранится непосредственно на картинке, а проигрывание начинается мгновенно после попадания в поле зрения камеры. При этом, как и в синтезаторе АНС Мурзина, пользователь сам контролирует скорость и направление игры, сканируя звуковой код вручную (хотя имеется и автоматический режим).

Есть ли практический смысл? Представь себе: звуковые подсказки в детских книжках или учебниках; кусок новой песни на диске или рекламном плакате группы; аудиометки на товарах; секретные послания на стенах зданий; звуковые открытки и разного рода арт-эксперименты. Это имело бы смысл при наличии очень простого способа чтения таких изображений. Ведь его нужно сфотографировать, загрузить в программу и безошибочно указать границы спектра, базовую частоту и количество октав.

>Инструкция по применению

  1. Установи приложение PhonoPaper на iPhone или Android-смартфон.
  1. Запусти приложение.
  2. Наведи на каждую фонограмму.

Рисуем музыку

Одна из них — «Гудковые симфонии», произведения, которые исполнялись при помощи системы паровых гудков. По замыслу композитора «Симфонии» должны были стать символом революционной силы рабочих.

В 1929 году Авраамов стал частью команды, которая трудилась над созданием первого советского звукового фильма «План великих работ, или Пятилетка». Вместе с Авраамовым над звуком для фильма работали изобретатель Евгений Шолпо и мультипликатор Михаил Цехановский. Когда звуковая дорожка была создана и проявлена на пленке, Цехановского восхитили сформированные «акустические узоры». И его посетила мысль — что будет, если записать на пленку древний орнамент? Какую неизвестную человечеству музыку можно будет услышать при её воспроизведении?

Так появилась идея «рисованного звука». А Авраамов с Шолпо взялись воплощать её в жизнь. Для проведения своих первых экспериментов они использовали лабораторию изобретателя Александра Шорина.

Первые наработки Арсений Авраамов представил уже в 1930 году, когда посетил первую конференцию звукового кино. Он вырезал из бумаги фигуры и орнаменты и запечатлел их на пленке. Как писал сам Арсений, ему удалось сымитировать звучание шарманки и воспроизвести известную песню «Маруся отравилась».

Осенью 1930 года Арсений Авраамов основал лабораторию «Мультзвук», в которой продолжил работать над записью звука с бумажных лент. Шолпо же решил механизировать весь процесс, потому начал работать над инструментом, который бы упростил процесс создания синтетических звуковых дорожек. И пути исследований Авраамова и Шолпо разошлись.

Что создали ученые из лаборатории «Мультзвук»

В состав «Мультзвука» вошли аниматор Николай Воинов, акустик Борис Янковский и оператор Николай Желинский. Они продолжили трудиться над созданием искусственного звука. Всего в «Мультзвуке» отсняли почти 2 километра пленки. На ней были запечатлены отрывки таких произведений, как «Китайская мелодия», «Этюд стаккато», «Органные трезвучия» и др.

Однако вскоре Янковский и Воинов ушли из лаборатории, чтобы продолжить исследования в этой области самостоятельно.

В1931 году Николай Воинов придумал свой метод оптического синтеза звука. Вместо того чтобы рисовать звуковые волны или отпечатывать их на пленке, Воинов вырезал их из полосок бумаги, которые затем считывала изобретенная им машина под названием «Нивотон». Свое изобретение Воинов применил в анимационных фильмах, и при помощи «Нивотона» в 1931–1934 было озвучено несколько мультфильмов.

Что касается Бориса Янковского, то темой его работ были звуки синтетических инструментов. Он хотел создать универсальную коллекцию звуков, своеобразную акустическую таблицу Менделеева, и заложить новую область знаний — синтетическую акустику. Для демонстрации своих идей Янковский создал «Виброэкспонатор», устройство генерировавшее на 35-мм киноплёнке рисунки, воспроизводившиеся с произвольным тембром.

«Вариофон» Шолпо

Совместно с композитором Георгием Римским-Корсаковым в 1932 году Евгений Шолпо создал «Вариофон». Инструмент для работы использовал крутящиеся картонные диски, на которых были вырезаны контуры воспроизводимой звуковой волны. Они периодически прерывали луч света, «писавший» на 35-мм пленку контуры звуковой дорожки. Этот процесс можно было повторить несколько раз для создания полифонического звука. Как работает вариофон вы можете увидеть в сохранившемся фильме 1934 года. А схему вариофона вы найдёте на сайте digitalmusicacademy.

При помощи вариофона на пленку можно было записать до 12 параллельных звуковых дорожек. При этом устройство позволяло передать интонации, характерные для «живого звука». Благодаря использованию дисков, на вариофоне можно было записывать длинные произведения, хотя это и требовало постоянной ручной настройки инструмента. Другим ограничением, связанным с дисками, была невозможность синтеза сложных тембров, которые было нереально вырезать из картона вручную.

С 1931 по 1951 годы Шолпо был руководителем лаборатории «Графического звука», где работал над исследованиями в области «рисованного звука» совместно с Янковским. При помощи вариофона в 30-е и 40-е годы Шолпо и Римский-Корсаков озвучили ряд кино- и мультфильмов, например, «1905 год в буржуазной сатире» и «Симфонию мира». Также в эти годы создано несколько оригинальных музыкальных произведений, а также переложений классических сочинений для вариофона: «Сюита Карбюрация» Римского-Корсакова (1932), версии «Полета Валькирий» Вагнера и 6-ой рапсодии Листа и другие.

Оригинальный «Вариофон» был уничтожен в 41 году при ракетной атаке на Ленинград. По окончании войны Шолпо продолжил работать над новой версией вариофона, но проект так и остался незавершенным. Евгений Шолпо умер в 1951 году, а лабораторию, директором которой он был, закрыли.

Во что превратились технологии «рисованного звука»

Пионерам «рисованного звука» так и не удалось реализовать свои идеи в полной мере. «Мультзвук» закрыли в 1934 году, а архивы уничтожены. Все работы были записаны на нитропленке, которая хранилась в квартире Арсения Авраамова. Где-то в период с 1936 по 1938 год её случайно уничтожили сыновья композитора, которые использовали пленку в качестве горючего. Борис Янковский перестал заниматься вопросами графического звука из-за грянувшей войны, а Шолпо так и не успел закончить работу над новым вариофоном.

Тем не менее, эти идеи сохранились и позже обрели форму в первом в мире многоголосном синтезаторе АНС, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина, одного из первых идеологов синтеза света и звука в произведениях искусства. АНС создал в 1958 году инженер Евгений Мурзин. В инструменте звуковая дорожка записывалась посредством луча света, проходящего через пять дисков с нанесенным рисунком. Устройство АНС позволяло создать 720 уникальных звуковых волн. Позже именно на АНС композиторы-авангардисты записывали свои первые электронные произведения.


Фото linearclassifierСС / инструмент Oramics

«Рисованный звук» в своей работе также исследовала композитор и звукоинженер Дафна Орам (Daphne Oram), одна из основателей студии BBC Radiophonic Workshop. Одно из её изобретений — инструмент Oramics, который воспроизводил нарисованные вручную на 35-мм плёнке звуковые дорожки. При помощи Oramics Дафна Орам создавала музыку для фильмов, спектаклей, теле- и радиопередач.

В 1950-х годах с оптическим воспроизведением звука также работал новатор в области мультипликации Норман Макларен (Norman McLaren). В своих работах он использовал звук, созданный по методикам Николая Воинова. Примером может быть его фильм Synchromy.

В наше время саунд-художники продолжают осмысливать и перерабатывать наследие советских новаторов звука. И если идеи Евгения Шолпо были реализованы в синтезаторе АНС в 1950-х годах, то видение Бориса Янковского воплотилось с появлением компьютерной музыки.

Что еще почитать по теме:

Кстати, если вам больше нравится микроформат — у нас есть свой Telegram-канал.

Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *