Имена нарицательные 3 класс

Урок по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.»

(Учитель: Фролова Е.В., МБОУ «Новобирилюсская СОШ»

I.Образовательно-развивающие:

1.1. Усвоение (выведение) новых понятий: собственные имена существительные и нарицательные имена существительные

1.2. Применение опорных понятий: имя существительное

1.3. Овладение умением оперировать понятиями: имя существительное, собственныеимена существительные и нарицательные имена существительные

II. Воспитательная:

2.1. Формирование научного (диалектико-материалистического) мировоззрения на основе философских категорий: содержание — форма, общее — особенное — единичное, причина — следствие.

2.2. Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).

Ход урока

Орг.

Конспект урока по русскому языку на тему «Имена существительные собственные и нарицательные» 3 класс

Момент

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Покажите какое у вас настроение.

Слайд1.

Заявка на оценку:

«5» — 29 б. и выше

«4» — 23-28 б.

«3» — 17- 22 б.

Настраиваются на работу

Актуализация знаний

Слайд 2.

Задание:Прочитав выражения, установите какие из них являются определением понятия и докажите свою точку зрения.

1.Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?.

2. Имя существительное –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

3. Имя существительное – самостоятельная часть речи.

Первое выражение не является определением понятия, потому что в нём нет родового признака и 1 — видового.

Второе выражение верное, потому что в нём есть родовой признак и два — видовых.

Третье выражение не является определением понятия, потому что в нём нет видовых признаков.

Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

Слайд 3.

— Прочитайте предложения, вставляя слова.

— Какие слова вставили? Что вы можете сказать об этих словах.

Слайд 4.

Сформулируйте тему урока.

Слайд 5.

На доске открывается запись:

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока сформулируйте используя вопросы — понятия или вопросы — суждения

Слайд 6.

Роза роза

Василёк васильки

Груша ромашки

груши

яблоки

В первом столбике слова написаны с заглавной буквы — это собственные имена существительные, во втором столбике слова написаны со строчной буквы — это нарицательные имена существительные.

— Что называется собственным именем существительным ?

— Что называется нарицательным именем существительным ?

— Чем объяснить, что одни слова пишутся с заглавной буквы, а другие — со строчной?

Работа с понятиями

Слайд 4.

-Какой родовой признак объединяет эти слова?

— А в чём отличие слов первого столбика от второго?

— Что называют слова первого столбика?

— Что называют слова второго столбика?

Собственные имена существительные – это имена существительные, которые называют отдельные лица, единичные предметы и пишутся с заглавной буквой

Нарицательные имена существительные – это имена существительные, которые называют однородные предметы и явления и пишутся со строчной буквы

Слайд 7.

— Прочитайте определение понятий. Эти определения в учебнике не даны, но их надо запомнить

— У этих слов общий родовой признак — имя существительное.

— В первом столбике слова написаны с заглавной буквы, а во втором со строчной.

— Слова первого столбика называют

отдельные лица, единичные предметы.

— Слова второго столбика называют однородные предметы и явления

Работа по учебнику

Слайд 8.

Упр 9. с. 54

— Что нужно сделать в упражнение?

— Как удобнее записать эти слова?

В левый столбик записываем собственные имена существительные и сокращённо пишем — С., в правый — нарицательные имена существительные и сокращённо пишем — Н.

( Проверка по образцу)

Слайд 9.

Самооценка: за каждое правильно выписанное слово по 1 баллу (макс. – 22 б.)

22 б

Выписать собственные имена существительные и нарицательные имена существительные.

Столбиком.

Физминутка

Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное — вам надо присесть. Если услышите имя собственное надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Работа по теме урока

Инд труд

Слайд10.

— Составьте собственные имена существительные и нарицательные имена существительные из данных букв не переставляя их.

Простая кооперация Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступления;

  1. группа: обсуждает слова, которые пишутся с заглавной буквы первой строчки;

  2. группа; обсуждает слова, которые пишутся со строчной буквы первой строчки;

  3. группа: обсуждает слова, которые пишутся с заглавной буквы второй строчки;

  4. группа; обсуждает слова, которые пишутся со строчной буквы второй строчки;

Сложная кооперация

Ребята, внимательно слушайте представителя каждой группы, сравнивайте с результатами индивидуального труда

Самооценка: по 1 баллу за каждое составленное слово.

8б.

Иван, овал, Галя, дуб.

Оля, море, Рома, нос.

Иван Галя

овал дуб

Оля Рома

море нос

Слайд 11

— Почему так происходит, что одно и тоже слово произносится одинаково, а пишется по разному?

— Обратите внимание, что названия организаций, конфет, книг, фильмов, газет, журналов пишутся в кавычках.

Слово «белочка»: под первой картинкой, называет животное, однородный предмет и пишется со строчной буквы — это нарицательное имя существительное; под второй картинкой, называет конфеты, единичный предмет и пишется с заглавной буквы- это собственное имя существительное

Задание.

Слайд 12.

Раскройте скобки и объясните свой выбор.

На лугу паслась корова (З,з)орька.

На утренней (З,з)орьке ребята пошли удить рыбу.

Пёс (Ш,ш)арик грызёт косточку.

Девочке подарили красивый воздушный (Ш,ш)арик.

Самооценка: по 1 баллу за каждую правильно вставленную букву..

Зорька — собственное имя существительное, называет единичный предмет и пишется с заглавной буквы.

Зорьке — нарицательное имя существительное, называет однородное явление и пишется со строчной буквы.

Шарик — собственное имя существительное, называет единичный предмет и пишется с заглавной буквы.

Шарик — нарицательное имя существительное, называет однородный предмет и пишется со строчной буквы.

Подведение итогов работы учащихся на уроке

Посчитайте количество баллов, заработанных на уроке.

Соответствие заявке на оценку:

«5» — 29 б. и выше

«4» — 23-28 б.

«3» — 17- 22 б.

Рефлексия

Если у вас всё получилось, вы довольны собой нарисуйте зелёный кружок

Если у вас есть сомнения нарисуйте жёлтый кружок.

Если остались вопросы и нужна помощь учителя нарисуйте красный кружок.

Дополнительное задание.

Из данных слов составьте предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения.

1. Собрался, рыбную, Никита ,на, ловлю.

2. Кот, подкрался, Пушок, рыбе, к.

-Как объяснить, что подлежащее выражено собственным именем существительным?

2 б.

Подлежащее выражено собственным именем существительным, потому что называет отдельное лицо и пишется с заглавной буквы.

Урок русского языка в 3-м классе по теме » Собственные и нарицательные имена существительные»

Шнайдер Каролина Николаевна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа

Цели урока:

  • Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
  • Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
  • Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
  • мыслить, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык, 3 класс» к УМК Л.Ф, Климановой «Перспектива» и «Рабочая тетрадь»
  • Диагностика (раздаточный материал).
  • Компьютер, мультимедийный проектор.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;проявлять интерес к новым знаниям;осознавать успешность при изучении темы).
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Эпиграф урока: Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (на доске).

Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)

-На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке.

II. Совершенствование навыка каллиграфии.

  1. Угадай слово

-Зимой на окнах можно увидеть разные замысловатые узоры. А какое слово вы увидели на картинке? Что скажете о слове курица? Назовите букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (р) Какой звук ещё она обозначает?

  1. Рр Ро Ру Ря Ре

— Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.

Словарно-орфографическая работа.

  1. Словарный диктант.

(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 ученик пишет на доске)
Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело»;
  • Множественное слово от слова «ребёнок»;
  • страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
  • столица нашей страны (Москва);
  • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
  • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
  • родная сторона (родина).

Проверка. (работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина)
-Какие задания можно выполнить с этими словами?

  • Определить части речи;
  • Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;
  • Разделить на группы: с безударной буквой о, а и с безударной е;
  • Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.

III. Определение темы урока.

-А теперь я прочитаю вам стихотворение В.Лифшица «Труд», а вы найдите в нем имена существительные и запишите в тетрадь. 1 ученик работает у доски. Проверка.

  1. Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И караваи хлеба — все это сделано трудом,

А не свалилось с неба!

2.Разбор предложения.

У моей родины богатая многовековая история.

— Вы записали слово «родина» со строчной буквы, а на доске слово «Родина» написано с заглавной буквы. Как будем писать: родина или Родина?
Определение слова из «Толкового словаря» Ожегова:
РОДИНА

. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь: Москва — его р. Индия — р. шахмат. * Втораяродина — место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

-Что значит родина для вас?

Страна Россия, город Калининград.

— Запишите словосочетания.

-Что общего заметили у первых слов в словосочетании? (пишутся со строчной буквы). А у вторых? (пишутся с заглавной буквы)

-Будем учиться писать такие существительные. Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

-А как называются слова, которые дают обобщённое название однородных предметов и явлений? (нарицательные).

-Сегодня перед нами стоит задача, узнать, как они называются? Это тема нашего урока. «Собственные и нарицательные имена существительные».

IV. Работа над новым материалом.

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.

Учебник, с.137 упр. 235 –самостоятельная работа

-Как же определить среди данных слов имена существительные собственные и нарицательные? Почему имена существительные получили название собственные?
(Имена собственные – это индивидуальное, неповторимое название предметов.)

— Какие слова написаны с заглавной буквы? Спишите. Подчеркните в ловах изученные орфограммы. Объясните написание выделенных слов.

V. Физкультминутка для глаз «Лыжи»

Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объёзжали все пеньки, доезжали до реки,

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом.

Учебник, с.137 упр.236 (самостоятельная работа) У каждого ребенка на парте карта России.

— Какие слова, вы записали с заглавной буквы? ( Имена собственные, обозначающие геогра-фические названия).

VI. Работа с определением и правилом.

  1. Обобщение.

-Что знаете о написании собственных имён существительных. Какие существительные относятся к собственным именам существительным?

  1. Чтение правила на карточках.

-Какие группы собственных имён существительных запомнили? Что надо знать о написании собственных имён существительных?

  1. Чтение стихотворения Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.

VII. Резерв.

Рабочая тетрадь, с. 12 упр. 13.

VIII. Диагностика.

-Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.

Нарицательные и собственные имена существительные

Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание – самое лёгкое, второе – сложное, третье – творческое.

IX. Итог урока. Рефлексия.

— Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? Что нового для себя узнали?

-Оцените свою работу на уроке. Покажите солнышко, тучку или облачко.
Солнышко — легко, интересно;
Облако с солнышком — немного трудно, но интересно;
Тучку — трудно и непонятно.

X. Домашнее задание.

Учебник, правило с. 137, упр. 237

Карточки:

Упражнение № 1. Выпишите имена собственные.

Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.

Упражнение № 2.

Найдите и выпишите сначала собственные имена существительные, а затем нарицательные

Если бы в свое время Петр Ильич Чайковский не поторопился, автором балета «Щелкунчик» непременно стал бы Сережка.

Упражнение № 3.

Укажите номер строчки, в которой все прописные буквы употреблены верно:

  1. Черное Море, город Челябинск, Котёнок мурзик.
  2. Чёрное море, город Челябинск, котёнок Мурзик.
  3. Чёрное море, город челябинск, котёнок Мурзик.

Ответ:____________________________________________ Придумай свои примеры и запиши.

МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»

План-конспект

открытого урока по русскому языку в 3″б» классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Подготовила: Бабина В. П.,

учитель начальных классов

2018 г

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.

Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел дружок звонок,

Начинается урок!

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест.

1) Имя существительное — это…

А) часть слова; Б) часть речи; В) часть предложения.

2) Имя существительное обозначает:

А) действие предмета; Б) предмет; В) признак предмета.

3) Имя существительное отвечает на вопросы:

А) что делать? что сделать?; Б) какой? какая? какое? какие?; В) кто? что?

4) Имена существительные бывают? А) твёрдые и мягкие; Б) ударные и безударные; В ) одушевлённые и неодушевлённые.

Как узнать какой частью речи является слово?( Задать вопрос.)

5) В какой строке все слова являются именами существительными?

А) рисовать, рисунок, рисование; Б) море, моряк, приморье; В) лес, лесник, лесной

Объясните лексическое значение слова:

ПРИМОРЬЕ – «полоса суши, протянувшаяся вдоль побережья моря»

Местность у морского побережья..

(Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.)

— С чего начнём нашу работу в тетрадят? (С записи числа и классной работы)

Новое слово семнадцатое.

2. Чистописание.

— Посмотрите на доску и скажите в каких случаях используют написание данных букв? (Написание слов с удвоенными согласными.)

нн кк лл пп сс бб

3. Словарно-орфографическая работа

-Назовите имена существительные с такими удвоенными согласными.

1. Имя девочки

2. Популярная игра на льду

3. Имя мальчика

4. Несколько людей вместе

5. Название нашей страны

6. День недели

Анна, хоккей, Кирилл, группа, Россия, суббота.

4. Определение темы урока. Проблемная ситуация.

— На какие две группы можно разделить данные имена существительные? (Заглавные и строчные)

Запись на доске слов с заглавной буквы.

Анна

Кирилл

Россия

Вывод: имена существительные, которые обозначают названия единичных предметов, принадлежащих только им- называются собственными.

(Появляется соответствующая запись «собственные» над первым столбиком слов)

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Запись на доске слов со строчной буквы

хоккей

группа

суббота

Остальные имена существительные называются нарицательными.

(Появляется соответствующая запись «нарицательные» над вторым столбиком слов)

— Сформулируйте тему урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

(Дети читают правило на стр. 15 учебника и отвечают на вопрос)

— Какие имена существительные называются собственные? Нарицательные?

— С какой буквы пишутся собственные имена существительные? Нарицательные?

— Чему будем учиться на уроке?

Будем учиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

5. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.22 (с.15)

1) Устно разобрать.

  • Прочитайте. Назовите собственные имена существительные.
  • Назовите нарицательные имена существительные.
  • Как вы это определили?
  • Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?
  • Вывод: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественные произведения пишутся с заглавной буквы.
  • 2) Списать выборочно.

3) Подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

1. Большая буква в именах собственных: Вологда, Победы, Болгария, Муромец, Базилио.

2.Буквосочетания: девочка, площадь.

3. Разделительный ь: Илья

4. Мягкий знак: мальчик, Зорька, Эльбрус, площадь, богатырь.

5. Безударные гласные проверяемые: страна, озеро, гора.

6. Парные согласные проверяемые: город, площадь.

7. Непроверяемые написания: поэт, девочка, улица, богатырь, корова.

6. Физкультминутка.

Наша физкультминутка будет связана с темой нашего урока. (Проводят дежурные.)

Если называют имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Максим, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица, Волга, улица и т. д.

7. Работа над новым материалом.

1) Работа в парах (устная). Упр.

Собственные и нарицательные имена существительные

24 (с.16)

— Что вы можете сказать о написании названий художественных произведений?

(Они записаны с заглавной буквы и заключены в кавычки)

— Как записаны авторы данных произведений?

( Имена и отчества авторов сокращены до одной буквы, а фамилии записаны полностью.)

Прочитайте правило на стр.16. (Дети читают про себя, а потом вслух)

Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.

В. Кто написал стихотворение «Берёза»?

О. Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин.

В. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»?

О. Басню «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андреевич Крылов.

В. Кто написал рассказ «Акула»?

О. Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.

В. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

О. Сказку «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

2) Упр. 25, стр. 16 (письменно)

Письменно ответить на вопросы. Комментированное письмо.

Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза»

Второй рисунок дан к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Третий рисунок дан к сказке С. Т. Аксакова «Аленький Цветочек»

Четвёртый рисунок дан к рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

-Как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

Вывод: названия художественных произведений пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки, имя и отчество автора инициалами.

8. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

Упр. 23, стр.16. Письменно. Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

9. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали? (Собственные и нарицательные имена существительные)

— Почему они так называются? ( Это собственное имя, только им принадлежащее.

Дают названия каждой реке, городу, улице, планете…).

10. Домашнее задание. (Дифференцированное)

1) Упр. 26.стр.17 (Пьянзин Сергей, Макаров Данила, Неяскин Ярослав, Царёв Денис, Якунина Яна, Кабаев Роман, Анасьев Никита, Рамайкин Вадим, Васькин Евгений, Карнетова Виктория, Пятина Алина, Пугаева Ксения,

2) Упр.27, стр.17 (Чевтайкина Анастасия, , Надина Елизавета, Адышкина Олеся, Кажайкина Марина, Зинина Елизавета, Надин Дмитрий.)

3) Выучить правила на стр. 15, 16.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.

Н. Кончаловская

  • Объясните написание выделенных и пропущенных в словах букв.

Над, Где, Был, А с заглавной буквы, потому что начало предложения.
Москва-река, Кремль — имена собственные.
Москва — словарное слово.
Рекой — рéки, стоит — стóя, дремучий — дрéмлет, водился — вóдится.
Кремль — мягкость согласного звука.

КнязьИван Данилович Калита был внук Александра Невского. От отца и брата он получил в наследство небольшой городок Москву и ещё семь городов. Свою малую вотчину он приумножил и укрепил. Московское(прил.) княжество стало после него большим и сильным, а небольшой городок Москва сделался главным городом на Руси.

Д. Тихомиров

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Какое из имен собственных не является именем существительным? Укажите над ним часть речи.
  • Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

Корни выделены жирным шрифтом.

  • Прочитайте. Какая буква пропущена в каждом слове? Впишите эти буквы.

Улетел орёл за городОрёл.
Артём Арбузов купил пять арбузов.

  • Подчеркните нарицательные имена существительные.
  • Расшифруйте скороговорки.

У Кондрата куртка коротковата.
Пошла Поля полоть в поле.

  • Запишите скороговорки. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных.
  • Прочитайте. Подчеркните имена собственные. Назовите сказку А.

    Собственные и нарицательные существительные

    Н. Толстого.

ПУДЕЛЬ ДЕВОЧКА
КОТ ТЕАТР
ТОРТИЛА ДУРЕМАР
ЛИСА АЛИСА
МАЛЬВИНАБАЗИЛИО
КАРЛО ПАПА
ЧЕРЕПАХА ПЬЕРО
БУРАТИНО КУВШИН

Это сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  • Составьте и запишите предложение с любым собственным именем существительным.

Черепаха Тортила раскрыла Буратино тайну о Золотом ключике.

  • Прочитайте. Впишите пропущенные имена собственные и имена числительные.

Запиши свои данные и подчеркни заглавную букву в именах собственных.

  • Прочитайте. Впишите название книги или фамилию автора этой книги (имя и отчество обозначьте кратко).
  • Впишите в обложку третьей книги название книги, а также фамилию и инициалы автора.

И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
А. П. Гайдар «Чук и Гек».
А. Чехов «Дама с собачкой».

  • Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные слова: слово – название города и слово – название жителей этого города.

В городе Уфе живут уфимцы.
В городе Омске живут омичи.

  • Прочитайте. Подчеркните правильную запись.

река дон река Дон
журнал «Трамвай» журнал Трамвай
улица Мира улица «Мира»
планета Земля Планета Земля

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Первая печатная книга

Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад Иваном Фёдоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и числами. В этой книге было очень много поучительных наставлений. Из журнала «Детская роман-газета».

  • Подчеркните в словах первого предложения изученные орфограммы.
  • Выпишите из первого предложения имена собственные, ставя их в начальную форму. Подчеркните неодушевленное имя существительное.

Россия, Иван, Фёдоров.

Русский язык – это сложная и в то же время стройная система. Слова состоят из морфем, предложения из слов, тексты из предложений. Каждая названная категория входит в состав определенного раздела: лексики, фонетики, словообразования, синтаксиса. Все слова в русском языке делятся на большие лексико-грамматические разряды. Эти разряды изучаются в морфологии. Этот раздел изучает части речи и их грамматические признаки. Пожалуй, самой многочисленной группой является группа имен существительных.

Важно! Имя существительное имеет общее категориальное значение предмета.

Они делятся по разным основаниям на группы. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, мужского, среднего и женского рода, склоняемыми, несклоняемыми и разносклоняемыми. Имена собственные и нарицательные предмет рассмотрения данной статьи.

Содержимое

Существительные собственные

Выделяется достаточно большая группа имен существительных, которые имеют значение уникальности, единичности, отдельности. То есть они каким-то образом выделяются из общего ряда предметов, явлений, понятий.

В русском языке их принято называть собственными. Имя существительное собственное пишется всегда с заглавной буквы. В ряде случаев могут писаться не только с заглавной буквы, но еще и в кавычках.

Познавательно! Уроки русского: как писать правильно – на встречу или навстречу

Собственные существительные делятся на типы:

  • Фамилии, имена и отчества людей, а также псевдонимы: Иван Бунин, Александр Грин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Антоша Чехонте, Теодор Драйзер, Виктор Гюго, Проспер Мериме.
  • Клички животных: Мурка, Мухтар, букет, Жданка, Милка, Черныш, Белый, Смелый, Пушок.
  • Названия из области географии и астрономии: Марс, Плутон, Большая Медведица, Забайкалье, Днестр, Припять, Москва, Саяны, Карпаты, Волга, Енисей, Альдебаран, микрорайон Изумрудный, деревня Васильевка, Байкал, Виктория, Австралия, Евразия.
  • Названия важнейших исторических событий, а также праздников: Бородинское сражение, Новый год, битва при Ватерлоо, Курская дуга, Сталинградская битва, Мамаев курган.
  • Наименования произведений искусства и литературных произведений: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Отцы и дети», «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо», «Лунная соната», «Музыка слез», «Ленинградская симфония», «Утро в лесу», «Необыкновенные приключения Нильса с дикими гусями».
  • Названия печатных периодических изданий, телевизионных и радиопередач, названия учреждений: «События», «Вести-маяк», Большой театр, МХАТ, Новоширокинский рудник, «Литературная газета», «Сегодня», «Свадьба в Малиновке», Новоорловская школа.

Особенности

Необходимо помнить, что четкого деления на собственные и нарицательные имена нет.

Важно! Существительные могут менять свой статус в зависимости от контекста и речевой ситуации.

Ярким примером ситуации, когда собственное стало нарицательным, является история с маркой авто «Мерседес», когда это слово стало означать любой большой и дорогой автомобиль, а также фирма «Ксерокс» стала обозначать копирование вообще.

И наоборот, пример перехода нарицательного существительного в собственное: снежок – пес Снежок, продукты – магазин «Продукты».

Правильное написание собственных и нарицательных существительных объясняется достаточно легко.

Интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно

Первые всегда пишутся с большой буквы. Вторые всегда нужно писать со строчной буквы, кроме случаев, которые подчиняются строгой закономерности пунктуационных правил русского языка.

Есть еще некоторые особенности собственных и нарицательных имен существительных. Эти особенности помогут точно определить, к какому разряду относится слово:

  • Собственные имена существительные не могут образовывать формы множественного числа. Исключением могут быть фамилии лиц одной семьи: чета Васильевых, семья Игнатьевых, Силиных, Четверяковых.
  • Нарицательные имена способны образовывать форму множественного числа. Исключением являются лишь те, которые всегда имеют форму только единственного числа (молоко, детвора, учительство).

Собственные существительные

Собственные имена существительные представляют собой подкласс существительных, которые называют отдельные, уникальные, единичные предметы (живых существ) и обозначают индивидуальное название этих предметов (живых существ). Собственные существительные помогают отделить называемый предмет от других, однородных с ним. Данные слова пишутся с заглавной (большой) буквы и, в зависимости от особенностей значения, могут употребляться в кавычках.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Типы и примеры собственных существительных:

  • Фамилии, имена и отчества людей, псевдонимы (Александр Сергеевич Пушкин, Марк Твен, Максим Горький);
  • Клички животных (Пушок, Мурзик, Мухтар);
  • Географические и астрономические названия (Санкт-Петербург, Днепр, Кавказ, Венера, Солнце);
  • Названия исторических событий, праздников (Новый год, Бородинская битва, Великая Отечественная война);
  • Названия литературных произведений и произведений искусства («Евгений Онегин», «Черный квадрат», «Лунная соната»);
  • Названия газет, журналов, теле- и радиопрограмм («Аргументы и Факты», «Вести»);
  • Названия товаров, торговых марок, магазинов, торговых центров, кинотеатров, заводов, фабрик, предприятий и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *