Гласный звук произносится

Тема занятия: «Гласные звуки и буквы»

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

— А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

  1. Повторение пройденного.

— Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

— С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

— Почему они называются гласными?

(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды.

закончить предложение Гласный звук произносится с….?Согласный звук произносится с ……?

Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Каким цветом они обозначаются?

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

— Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

(Презентация)

— А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуютсяпри выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?

(Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

Игра “Эхо”.

— Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ

Песенка гласных

— Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребенка баюкать,

Но не желают скрипеть и ворчать.

— А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

  1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.

Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.

— Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)

  1. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»

Цель:Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

— Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VI. Пальчиковая гимнастика.

«Медвежата» — веселые пуговички.

— К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.

(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)

VII. Работа на уровне слога и слова.

  1. Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.

(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)

  1. Работа на уровне слова.

На столе разложены перевернутые карточки со словами:

СОСНА

КАМЫШ

РАНО.

ВЕСНА

БАНКА

— Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.

Дети выполняют задание: соc|на – на|сос — а|`о .

VIII. Физминутка

Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.

Карточки – противоположности

Составь предложение с 2-мя словами.

IХ. Работа на уровне текста.

Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.
(37 слов)
(В. Сутеев)
Вопросы и задания
1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?
2. Что это были за котята?
3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?
4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?
5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.
6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?

— Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.

Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.

ХI. Итог занятия.

— Над какой темой мы сегодня с вами работали?

— Что вам понравилось на занятии?

— С чем вам было трудно справиться?

— Спасибо всем за урок.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели занятия:

Образовательные:

— закрепить умение четко артикулировать гласные звуки , , , , ;

— совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

— закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

— учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков , , ; , , ;

— закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков , , ; , ;

— развитие ориентировки в пространстве;

— развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

— развитие чувства ритма

Воспитательные:

— воспитывать умение работать в течение всего занятия;

— воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

Прослушайте стихотворение

…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

— О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. — Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

— В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название — гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

  • Определить какой звук произносится по беззвучной артикуляции.

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Как вы догадались?

  • Дидактическое упражнение «Перед — между — после»

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

  • Определение начального и конечного гласного звука.

Назовите гласный…

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

  • Выделение гласного звука из середины слова (с опорой на наглядность)

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

  • Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек, шнурков, пуговиц.
  • Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.
  • — Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

  • Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август — у- 4, значит, записываем цифру 4.

но2ж, у1зел, э1тот, утка4, гу2сь, шка3ф, вну3к и т.д.

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

А- руки вверх

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

У – руки вперёд

Ы – руки в стороны

А-О-Ы

Э-У-А-О

Ы-Э-А-У-О

V Применение знаний и умений в новой ситуации

  • Смыслоразличительная роль гласных

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Б….К А Т…..К А

Б….К О Т…..К О

Б….К Ы Т…..К У

Б….К У Т…..К И

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова.

  • Я загадала слово. Оно состоит из 4 букв. (дети в тетради ставят 4 точки).

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Сколько гласных?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом.

  • Определить место гласного звука в слове, записать букву в нужную клеточку.

VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось …
было интересно…

было трудно…

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?

Гласный звук произносится с голосом, свободно, не встречая во рту преград.

Согласный звук произносится с шумом, потому что выдыхаемый воздух встречает преграду со стороны языка, зубов, губ.

Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Для обозначения гласных звуков используется 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Мягкость согласного звукана письме может быть обозначена с помощью букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после букв согласных звуков: лето, лёд, слива, клюква, мята.

Твёрдость согласного звука на письме обозначается с помощью букв а, о, у, ы, э, которые стоят после букв согласных звуков: мама, дом, луг, сыр, мэр.

При письме мы используем два способа обозначения мягкости согласных звуков: с помощью мягкого знака (ь) или с помощью букв е, ё, и, ю, я.

ЖИ-ШИ пиши с буквой и. Жить, шить.

ЧА-ЩА пиши с буквой а.

Согласные и гласные

Чаща.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой у. Чудо, щука.

Буквосочетания чк, чн, щн пишутся без мягкого знака: дочка, точный, хищный.

Для проверки безударного гласного звука надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дома — дом, ядро — ядра, перо — перья.

Для проверки парных по звонкости-глухости согласных в середине слова надо найти такие проверочные слова, в которых после согласных стояли бы гласные: зубки — зубок, лепка — лепить.

Многозначные слова имеют несколько значений. Однозначные слова имеют одно значение.
Корень — главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково: город — городской, дом — домашний.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется приставкой: приеду, уеду.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.
Объезд, съёжился, объявит, предъюбилейный.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом: котёнок, гитарист.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется окончанием.

Части речи — это группы слов, которые имеют общее значение и общие признаки и отвечают на одинаковые вопросы.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными.

Они могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

Рисовать, нарисовать.

Читать, прочитать.
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Родной, родная, родное, родные.

Предлог — самостоятельное слово. Предлог пишется с другими словами раздельно.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово: в школе — в нашей школе, от дома — от моего дома.

Приставка — это часть слова. Она пишется слитно с остальной частью слова: перелёт, вылет, улетел.

В предложении все слова связаны по смыслу.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что?

(Кто?) Дети уважают родителей.
Сказуемое — это другой главный член предложения. Сказуемое обозначает действие предмета, названного подлежащим, и отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что делал? что делали? что сделают? что сделает?
Дети (что делают?) уважают родителей.
Главные члены раскрывают основной смысл предложения.
Несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу, называют текстом. Текст можно озаглавить.
В речевом общении люди используют текст-сообщение, текст-описание и текст-рассуждение.
Текст-сообщение рассказывает о каком-то событии.
Текст-описание описывает что-то.
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *