Формирование двигательного навыка

Формирование умений. Методика.

Сложные умения формируются преимущественно для решения реальных жизненных и профессиональных задач, но распространены и в школьном обучении.

Общая методика формирования умений имеет сходство с методикой формирования навыков, но имеет и свои отличия:

– по своей структуре большинство умений сложнее навыков. Алгоритм умений – гибкий: действия и операции могут выполняться иначе, может меняться их последовательность, какие-то элементы – выпадать, какие-то, напротив, – включаться. Поэтому особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий (что, как, в какой последовательности и почему надо делать и менять по обстановке);

– на аналитико-синтетическом этапе по необходимости отрабатываются некоторые операции и приемы, входящие в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка);

– на этапе автоматизации умения нет, а вместо него после овладения основной структурой действия наступает этап выполнения действий в «штатных» – наиболее вероятных (трех-семи) ситуациях;

– на этапе разнообразия и гибкости, когда условия выполнения действия приобретают разнообразность (начиная с ситуации, находящейся между штатными). Обучающихся учат решать одну и ту же задачу в постоянно меняющихся условиях, требующих от них видоизменять порядок действия, исключать одни способы и операции и заменять их другими. Предъявляются требования к самостоятельному, творческому, обоснованному видоизменению действий и выборам в новых условиях;

– важнейшие значение придается последнему этапу – надежности умения. Это специфичный и исключительно важный для формирования этап. По нарастающей усложняются и множатся новизна, неожиданность, скорость изменений, значимость, рискованность, опасность, повышенная ответственность, противодействие, повышение вероятности неудач и т. д. Обучающие учатся наблюдать, мыслить, оценивать, действовать самостоятельно, проявлять находчивость, разумность, достигать нужного результата, несмотря на новизну, необычность, неожиданность возникающей ситуации. Сложность обстановки и трудности в конце формирования умения приближаются к неопределенным, в которых обучаемых учат принимать наилучшие решения. Повышенное значение придается разбору упражнений, обсуждению действий, совместному поиску оптимального и обоснованного варианта.

Классификация умений и навыков в психолого-педагогической литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Некоторые считают, что умение — это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения – умение – это владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка. Таким образом, различие в этих определениях будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Еще одно мнение, третье, умение — это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы.

1. учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

2. речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

3. учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

4. учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль). (Все умения этой последней группы связаны с развитием мышления учащихся).

Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа:

1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.

2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.

3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.

Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр.

Методы формирования умения и навыков

Традиция была возрождена в ….. году и сохраняется до сих пор.

а) 1924 году.

б) 1928 году.

в) 1932 году.

г) 1936 году.

Олимпийский талисман – часть олимпийской символики. Олимпийский талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей стороной по своему усмотрению. Впервые талисманы Олимпийских игр появились на Играх …

а) В 1956 году (Мельбурн) Австралия.

б) В 1960 году (Рим) Италия.

в) В 1964 году (Токио) Япония.

г) В 1968 году (Мехико) Мексика.

Физические упражнения – это…

а) Такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

б) Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма.

в) Такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

г) Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств.

Под техникой физических упражнений понимают…

а) Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой интенсивностью.

б) Способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление.

в) Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

г) Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения.

Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия…

а) Разучивается в условиях, требующих уменьшения физических усилий.

б) Совершенствуются в условиях, требующих увеличения физических усилий.

в) Закрепляется в условиях внешних и внутренних сбивающих факторов.

г) Выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких – либо функций, называется…

а) Учением.

б) Преподаванием.

в) Воспитанием.

г) Обучением.

Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется…

а) Физическим образованием.

б) Физическим воспитанием.

в) Физическим развитием.

г) Физической культурой.

8. Обучение двигательному действию начинается с …

а) Разучивания общеподготовительных упражнений.

б) Создания общего первоначального представления о двигательном действии и способе его выполнения.

в) Непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям.

г) Непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом.

В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять…

а) В подготовительной части занятия.

б) В начале основной части занятия.

в) В середине основной части занятия.

г) В конце основной части занятия.

Физические качества — это…

а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

б) Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности.

в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.

г) Врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Абсолютная сила – это…

а) Способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

б) Сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.

в) Максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

г) Проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц.

Важную роль в развитии силы играют гормоны, обеспечивающие увеличение синтеза сократительных белков в скелетных мышцах, — …

а) Стероиды.

б) Андрогены.

в) Анаболики.

г) Эстрогены.

При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином…

а) Объем силовой нагрузки.

б) Весосиловой показатель.

в) Силовой индекс.

г) Повторный максимум.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется…

а) Простой двигательной реакцией.

б) Скоростью одиночного движения.

в) Скоростными способностями.

г) Быстротой движения.

Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется…

а) Скоростным индексом.

б) Абсолютным запасом скорости.

в) Скоростной выносливостью.

г) Коэффициентом проявления скоростных способностей.

Число движений в единицу времени характеризует…

а) Темп движений.

б) Ритм движений.

в) Скоростную выносливость.

г) Сложную двигательную реакцию.

17. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы называется…

а) Физической работоспособностью.

б) Физической подготовленностью.

в) Общей выносливостью.

г) Тренированностью.

Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называется…

а) Аэробной.

б) Анаэробной.

в) Анаэробно-аэробной.

г) Специальной.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее…

а) 3-5 минут, выполняемые в анаэробном режиме.

б) 7-12 минут, выполняемые в аэробно-анаэробном режиме.

в) 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме.

г) 45-60 минут.

Если интенсивность работы при воспитании выносливости выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд/мин, то повторная работа возобновляется тогда, когда ЧСС снижается до…

а) 140-150 уд/мин.

б) 120-130 уд/мин.

в) 90-110 уд/мин.

г) 75-80 уд/мин.

Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется…

а) Специальной гибкостью.

б) Активной гибкостью.

в) Подвижностью в суставах.

г) Динамической гибкостью.

Гибкость (амплитуда движений) измеряется…

а) Показателем суммы общей и специальной гибкости (запас гибкости).

б) Показателем разницы между величиной активной и пассивной гибкостью.

в) В угловых градусах или в линейных мерах (см) с использованием аппаратуры или педагогических тестов.

г) Временем и параметрами удержания определенной позы в растянутом состоянии.

Упражнения с направленностью на воспитание и совершенствование координационных способностей рекомендуется выполнять…

а) В подготовительной части урока.

б) В первой половине основной части урока.

в) Во второй половине основной части урока.

г) В заключительной части урока.

Можно ли совершенствовать координацию движений на фоне утомления?

а) Можно, потому что с утомлением объективно возникает необходимость более экономного выполнения движений.

б) Нельзя, так как при утомлении сильно снижается четкость мышечных ощущений.

в) Можно, так как утомление снимает координационную напряженность.

г) Можно, потому что на фоне утомления повышается чувствительность участвующих в управлении двигательными действиями сенсорных систем.

Выберите из перечисленных ниже основную форму организации занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе.

а) Урок физической культуры.

б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

в) Массовые спортивные и туристские мероприятия.

г) Тренировочное занятие в спортивной секции.

26. В физическом воспитании широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность характерны для…

а) Уроков совершенствования учебного материала.

б) Контрольных уроков.

в) Уроков общей физической подготовки.

г) Уроков освоения нового материала.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются на следующие медицинские группы…

а) Слабую, среднюю, сильную.

б) Основную, подготовительную, специальную.

в) Без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья.

г) Оздоровительную, физкультурную, спортивную.

Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока физической культуры.

а) 4-5 упражнений.

б) 8-10 упражнений.

в) 14-15 упражнений.

г) 16-18 упражнений.

Автором программы аэробики является…

а) Кеннет Купер.

б) Николай Амосов.

в) Джейн Фонда.

г) Джо Вейдер.

В легкоатлетическом беге применяются бег в гору, бег по песку, бег против ветра — средства для повышения роли…

а) Скоростной компоненты.

б) Ритмической компоненты.

в) Выносливости.

г) Силовой компоненты.

Взрывная сила и стартовая сила – это проявления…

а) Максимальной силы.

б) Скоростной силы.

в) Силовой выносливости.

г) Все ответы верны.

Во время оздоровительного бега ногу надо ставить…

а) На носок.

б) На пятку.

в) На полную стопу.

г) Индивидуально, в зависимости от биомеханических особенностей техники бега.

33. Максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90 градусов из положения, лежа на спине за 20 с. – тест для определения…

а) Динамической силы.

б) Быстроты.

в) Общей выносливости.

г) Скоростной выносливости.

34. При недостаточной физической нагрузке ее следует повышать в первую очередь за счет…

а) Увеличения объема занятия.

б) Увеличения интенсивности занятия.

в) Увеличения частоты занятий.

г) Равномерного увеличения всех вышеперечисленных показателей.

Программа аэробики была специально разработана для развития…

а) Мышечной силы и выносливости.

б) Гибкости.

в) Кардиореспираторной системы.

г) Регулирования состава тела

36. Отдельные химические элементы неравномерно накапливаются в различных органах и тканях организма. Костная ткань накапливает…

а) Железо

б) Кальций и фосфор.

в) Йод.

г) Медь.

37. Подключение жиров к энергообмену взаимосвязано с запасами углеводов в организме. Жиры становятся основным энергетическим субстратом при истощении запасов гликогена и снижении уровня глюкозы в крови. Это наблюдается при выполнении физических упражнений субмаксимальной аэробной мощности на …

а) 1-2 минуте.

б) 5-10 минуте.

в) 30-40 минуте.

г) Свыше 1,5 часов.

В состоянии покоя в кровяном русле циркулирует не весь объем крови. Часть находится в депонированном состоянии. К кровяным депо относится…

а) Поджелудочная железа.

б) Селезенка.

в) Желчный пузырь.

г) Сердце.

39. Какой из перечисленных видов спорта в настоящее время не является Олимпийским?

Из книги Брайент Дж. Кратти «ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ»

Брайент Джексон Кратти (Bryant Jackson Cratty) (1929-2008) – профессор физического воспитания и кинезиологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и известный эксперт в области обучения движению. Автор большого количества книг.

На основании некоторых наиболее важных результатов исследований, проведённых в лабораториях психологами за последние сто лет, были сформулированы важные принципы, которые пока неизвестны многим тренерам и спортсменам.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАВЫКИ

Основная задача спорта – тренировка и максимальное развитие физических качеств. Тренер стремится совершенствовать у своих воспитанников прежде всего двигательные качества, тренировать спортсмена или помогать ему самому тренироваться так, чтобы на соревнованиях он мог проявить максимальную силу или выносливость.

Существуют принципы достижения высокого уровня развития физических качеств, которые известны далеко не всем тренерам. Даже тренеры, ведущие подготовку национальных сборных команд, очень часто пользуются примитивными методами, которые существенно расходятся с научными представлениями о системе тренировки.

Первая ошибка, которую допускают многие тренеры, это приуменьшение значимости двигательной деятельности человека. Второе и почти такое же серьёзное заблуждение заключается в том, что будто бы определённая программа тренировки вызывает относительно одинаковые изменения у различных людей.

Статья на тему: «Методика формирования умений и её основные этапы»

Многие тренеры забывают или просто не знают, что спортсмены, которых им приходится тренировать, отличаются друг от друга врождёнными особенностями мышечной системы, способностью переносить стресс, связанный с воздействием больших физических нагрузок, структурой костных тканей.

Ограниченный объем книги не позволяет подробно разобрать все ошибки, встречающиеся в практике тренера. Однако приведённая информация поможет тренерам более тщательно и обоснованно составлять рабочие планы тренировочных занятий.

ОСНОВНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Значение терминов «рефлекс», «время реакции», «скорость» и «навык» часто смешивают и используют одно вместо другого. Говорят, например, что спортсмен обладает быстрой реакцией, хотя на самом деле он просто может быстро и точно двигаться при выполнении сложно-координированного движения. Время реакции, по научному определению, означает время между предъявлением стимула (движение мяча, введённого в игру) и первым движением спортсмена – его реакцией на этот стимул. Скорость движения характеризует время, прошедшее после завершения начальной реакции до завершения движения.

Исследования времени реакции и скорости движения представляют практический интерес и сводятся к следующему:

Обычно в одной и той же группе спортсменов показатели времени реакции и скорости движения недостаточно высоко коррелируют между собой. Спортсмен может начинать движение быстро или относительно медленно, однако это ничего нам не говорит о том, насколько быстро он будет двигаться после того, как собственно движение уже начнётся.

Наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движения, а не время реакции. Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам следует уделять развитию у спортсмена максимально возможной (близкой к соревновательной) скорости движения. Лишь небольшая часть его общего усилия должна быть направлена на быстроту начала движения.

В определённых видах физических упражнений и отдельных действиях спортсменов (старт в спринте, введение мяча в теннисе) решающее значение имеет время реакции. Задача тренера – принять все меры для того, чтобы по возможности снизить время реакции. Достичь этого можно различными путями:

1. Активная тренировка сложного движения может снизить время реакции, предшествующее этому движению.

2. Обучение спортсмена умению ориентироваться и предвидеть различные варианты ситуации до начала движения также способствует снижению времени реакции.

3. Исследования показывают, что у спортсмена, готовящегося к действию, имеется соответствующая установка, от которой зависит скорость начала движения. В зависимости от характера этой установки время реакции может быть выше или ниже. Например, если у спортсмена моторная установка, то есть он думает о движении, ожидая выполнения подачи соперником в теннисе, то движение обычно начинается быстрее, чем в случае, когда спортсмен ни о чём не думает или готовится к выполнению движения с сенсорной установкой (ожидание звука от контакта мяча со струнной поверхностью ракетки). Благодаря различию во времени реакции из-за двух различных установок может легко определиться победитель в спринте или теннисист, получающий преимущество в розыгрыше мяча.

4. Оптимальное напряжение мышц конечностей, участвующих в движении (или во всём теле), существенно снижает время реакции. Умеренное напряжение способствует снижению времени реакции по сравнению с чрезмерным или недостаточным напряжением. Спортсмен должен в серии попыток найти наиболее подходящее для него напряжение.

Второе важное положение заключается в том, что «запрограммированное» в высших отделах головного мозга движение является специфическим по характеру как в отношении пространства, через которое оно движется, так и в отношении скорости, развиваемой телом и конечностями при выполнении действия.

Поэтому вряд ли целесообразно пытаться совершенствовать какое-то движение, требующее высоких скоростей перемещения конечностей, с помощью упражнений с чрезмерными отягощениями или замедленных по своей структуре. Эти взрывные и резкие движения являются результатом (продуктом) общей «программы», исходящей из мозга, и включают в действие все части тела в качестве либо стабилизаторов, либо собственно движителей. Специфические периферические упражнения с использованием отягощений, приводящих к значительному (или даже небольшому) снижению скорости движения рук и ног, чаще всего непродуктивны и могут вызвать обратный эффект.

Для развития скорости движений специальные тренировки должны быть направлены на выполнение целостного движения со скоростью, максимально приближенной к условиям соревнований. Иными словами, следует стремиться максимально загрузить соответствующие части тела, минимально жертвуя при этом конечной скоростью.

Скорость движения можно увеличить с помощью различных методов сенсорно-перцептивной тренировки. Например, вратарь в европейском футболе, хоккее и водном поло научится быстрее выходить на мяч, если ему периодически перекрывать поле зрения и затруднять восприятие ударов, как это происходит во время обычной игры. Более того, если в ходе тренировки наносить вратарю всевозможные удары под различным углом, используя при этом самые разнообразные по технике броски и удары, то скорость его движений увеличится, а время реакции, по всей вероятности, снизится.

Скорость движения и время реакции у футболиста можно улучшить, используя упражнения с быстрыми поворотами и передачами.

Скорость движения можно также улучшить непосредственно либо косвенным образом – путём развития силы. Для этого нужно прежде всего определить, какие группы мышц выступают в качестве стабилизаторов движения (обычно это мышцы спины и живота, часто мышцы бедра и отдельные группы мышц плечевого пояса). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую «основу» для начала движений.

Скорость движений можно увеличить также путём специального развития силы и другими методами. Когда определённое движение требует проявления максимума силы у спортсмена при направлении конечности под определённым углом, то данную конечность можно существенно развить, если применять упражнения с отягощениями, выполняемые именно под этим углом. Однако основное внимание следует обращать на тренировку целостного движения с соревновательной скоростью.

СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ

Существует несколько принципов совершенствования силы и выносливости, которые часто упускаются из виду, несмотря на то, что их правильность неоднократно подтверждалась в исследованиях. Например, известны различные виды проявлений качества сил. Иными словами, человек может успешно решать задачу, требующую проявления одного вида силы, и показывать низкие результаты в другом упражнении, в котором также проявляется сила. На отсутствие соответствия между взрывной силой и медленной динамической силой уже указывалось ранее. В этом можно убедиться, если сравнить эти два вида силы с третьей её разновидностью. Человек, обладающий достаточной статической силой, то есть легко преодолевающий сопротивление в относительно неподвижном состоянии, совершенно не обязательно сможет преодолеть динамическое сопротивление.

Картина ещё более осложнится, если учесть, что в разных видах, спортивных упражнений требуется различная степень развития выносливости сердечно-сосудистой системы.
Экспериментальными исследованиями установлено, что влияние тренировочных нагрузок различной величины, направленных на развитие выносливости и силы, весьма специфично, особенно если испытуемые – юноши и девушки. У спортсменов улучшаются обычно показатели в тех видах упражнений, в которых они специально тренировались. Таким образом, чтобы разработать наиболее эффективную программу тренировки, тренер должен тщательно проанализировать требования, предъявляемые к спортсмену (они могут различаться в зависимости от амплуа, ситуации в игре и от характера навыка, которым должен владеть спортсмен в данном виде спорта). А после этого уже подобрать средства и методы тренировки, соответствующие этим требованиям.

Двигательный навык можно представить, как точку в данном кубе,
обозначающую степень точности, силы или выносливости,
требуемой для его выполнения

Если, по мнению тренера требуются проявления определённых силовых качеств (например, скорости или силы), то он должен подобрать такие методы тренировки, с помощью которых можно было бы развить эти качества. Из собственного опыта работы в качестве тренера по плаванию в колледже и университете я понял, что если я не включал в программу тренировок специальные упражнения для развития силы, то пловцы сами включали эти упражнения в ежедневные тренировки, используя при этом специальное оборудование (резиновые бинты для тяги в воде). Более того, я заметил, что если силовые упражнения не применялись во время сезона, а включались в занятия лишь в переходном периоде, то в первые две недели тренировки наблюдалось улучшение функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы. Это приводило к увеличению скорости на отрезках, после чего следовал период (нередко длившийся до конца сезона), в течение которого спринтеры добивались большего числа гребков на дистанции, но показывали худшее время. Тяга в этом случае была у них не такая мощная, как при сбалансированном развитии силы и выносливости.

Совершенствованию движений, в которых необходима взрывная сила может способствовать развитие силы вспомогательных групп мышц (туловища, спины, ног). Однако любые отягощения, направленные на совершенствование скорости движения, должны применяться без заметного снижения скорости движения плеча и кисти.

Для развития силы применялись и другие методы, которые оказались эффективными в одних случаях и малоэффективными в других. Постгипнотические внушения, направленные на стимуляцию физического усилия, были также малоэффективны. Такого рода психологические воздействия имеют непредвиденные последствия, и многие спортсмены негативно относятся к возможности того, что их выступление может зависеть от воли кого-то постороннего. Мобилизация энергии при помощи различного рода выкриков практикуется как формально, так и неформально в различных видах спорта. По данным последних исследований, подобная практика оправдывает себя, особенно если удар сопровождается возгласом. Оптимальный уровень напряжения, вызванный самовнушением перед выполнением упражнения, может способствовать проявлению большей, чем обычно, силы и улучшить результат.

Принципы дополнительной нагрузки и специфичности, положенные в основу тренировки на выносливость, аналогичны принципам развития силы и мощности. Упражнения на выносливость с нагрузкой, например, только на одну ногу не вызовут соответствующих физиологических компенсаторных изменений в мышечных клетках другой ноги. Иными словами, мышечная система специфически обучается проявлению выносливости и становится достаточно эффективной при выполнении повторной работы. Езда на велосипеде существенно не повлияет на развитие выносливости, проявляемой в беге на тредбане, хотя в одном из исследований были получены результаты, свидетельствующие о небольшом переносе. Из этого важного принципа следует, что тренер должен определить, какой именно уровень выносливости требуется в конкретном виде спорта или игре, и стремиться развивать это качество до нужного уровня.

НАВЫК

Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, скорости, выносливости и снижение времени реакции. Победителем обычно становится тот, кто знает, как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты.

Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных частей, тогда как другие направлены на точность в обращении с ракеткой, веслом или другими спортивными снарядами. В некоторых видах спорта результат зависит только от навыков самого спортсмена и его легко предсказать. Примером таких «закрытых» навыков являются удары теннисного мяча в тренировочную стенку, когда игрок легко может определить траекторию полёта мяча.
Второй, более сложный, вид двигательных задач получил название «открытого» навыка. Он предполагает постоянное приспособление своих действий к действиям других спортсменов. Известно, что действия других участников не так легко предсказать и они могут быть специально организованы для введения соперника в заблуждение. Примерами таких «открытых» навыков является постоянное приспособление теннисиста.

Литература, касающаяся исследований двигательных навыков и обучения им, довольно многочисленна. Анализ информации по этому вопросу позволил выделить ряд основных принципов, которые представляют практический интерес и будут рассмотрены подробнее в этой главе и в последующих разделах книги. Например, эффективное обучение навыкам зависит в большей степени от качества и своевременного получения указаний и замечаний, а не от количества сообщаемой информации. Следовательно, двигательные навыки можно осваивать «с запасом».

Становится все более очевидным, что при освоении какого-либо двигательного навыка мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения выполнения движения или игровой комбинации спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть он должен прочувствовать само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет своё мнение.

Своевременность указаний тренера спортсмену так же важна, как и объём передаваемой информации. Например, многие специалисты считают, что перед тем, как дать новое задание, а также на начальных стадиях обучения основной акцент следует делать на познавательных перцептивных и биомеханических сторонах двигательной задачи. Иными словами, словесную информацию, касающуюся механических принципов, самоприказов, идеомоторной тренировки и других способов воздействий, целесообразно использовать на начальных этапах обучения. В течение последующих стадий формирования навыка спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать своё внимание на элементах движений. При этом он должен с помощью методов «проб и ошибок» экспериментировать различные способы выполнения упражнения, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя фразы, типа «двигайся быстрее».

Исследования также показали, что поговорка «повторенье – мать ученья» нуждается в известной модификации. Тренировка, в которой по возможности стараются избежать монотонности и скуки, приводит к лучшим результатам, чем слепое следование простейшим принципам.

Некоторые спортсмены при освоении навыка многократно повторяют движение, не снижая усилий и не ухудшая качество выполнения движений. Не следует препятствовать проявлению подобного рода тенденций. У других спортсменов может быстро возникнуть отвращение, скука. Им необходимо поработать над другими движениями между сериями подходов или просто отдохнуть, прежде чем вновь возобновить тренировку.

Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Поэтому в недельный цикл следует включить работу по освоению нескольких навыков, поскольку отдельное движение, навык формируется ещё лучше, если над ним не работать ежедневно. В большинстве видов спорта общая физическая подготовка и упражнения на закрепление того или иного навыка могут чередоваться с выполнением утомительных упражнений.

В серии других исследований было показано значение идеомоторной тренировки в совершенствовании спортивных двигательных навыков. В ходе такого рода тренировки спортсменам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда при этом их просят проговаривать вслух элементы выполняемых движений. В других случаях им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения, или представить, как это движение выполняют другие спортсмены. В любом случае данные этих исследований показывают, что:
1) идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие;
2) идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка и в том случае, если она непродолжительна (не более 5 мин.);
3) хотя было замечено, что идеомоторная тренировка не приводит к более высокому результату, чем физическая подготовка, оптимальное сочетание той и другой тренировки даёт больший эффект, чем одна только физическая подготовка;
4) идеомоторная тренировка наиболее эффективна при овладении сложно-координированными движениями (например, тройной прыжок или некоторые гимнастические упражнения). Практический эффект идеомоторной тренировки почти не ощутим при попытках использовать её для развития силы или выносливости.

Спортсмен покалывает лучшие результаты, если тренер в доступной форме информирует его о достигнутом успехе. Некоторые тренеры считают необходимым подбадривать своих подопечных, вселять в них уверенность, прибегая иногда к ложной информации и рискуя потерять их доверие. Однако временная потеря контакта и уменьшение доверия к тренеру в этих условиях компенсируются кратковременным появлением у спортсмена чувства, что он лучше других.

Одним из современных способов передачи спортсмену достаточно полной информации о его деятельности является использование в практической работе видеозаписей. Предполагалось, что наглядность и точность этого метода будут иметь неоспоримое преимущество перед традиционными словесными способами передачи информации спортсмену при обучении. Оказалось, что это не всегда так.

Например, новички были очень расстроены, увидя свои ошибки на мониторе. Видеозапись бывает весьма полезной спортсменам в тех видах спорта, где затруднено восприятие своих движений и усилий непосредственно при выполнении упражнений. Прыгуны в воду, гимнасты, фигуристы и представители других видов спорта от среднего до высокого уровня мастерства считают видеозапись наиболее эффективным средством информации.

При формировании двигательных навыков перед спортсменом возникает задача запомнить разучиваемое движение. В этом случае спортсмены могут получить полезные рекомендации, основанные на результатах исследований. Например, двигательный навык усваивается лучше, если спортсменам до тренировки говорят, что они должны запомнить определённое движение, а также то, при каких условиях им предстоит вновь его повторить.

Для того чтобы сохранить какой-либо навык, необходимо предъявлять к спортсмену несколько завышенные требования. Например, если перед спортсменом стоит задача выполнить десять подач из десяти, то выполнение пятнадцати удачных подач будет освоением навыка с запасом на 150%. Если же спортсмен при дальнейшем освоении навыка сможет выполнять двадцать подач из двадцати, то дополнительное время, затраченное для достижения последней задачи, будет непродуктивным.

Одни навыки обычно запоминаются легче, другие труднее. Прерывистые движения, неритмичные по характеру, труднее усвоить, чем более плавные, ритмичные.

РЕЗЮМЕ

Время реакции и скорость движения можно улучшить при активной работе над достаточно сложным движением. Установка на «движение» вместо установки на «звук» снизит время реакции и одновременно будет способствовать достижению оптимального мышечного напряжения до возникновения звука, дающего сигнал к движению.

Скорость движения улучшается с практикой и в результате специальной работы над развитием силы при условии сохранения требуемой скорости движения. Для увеличения силы и совершенствования выносливости тренер должен проанализировать требования, предъявляемые к спортсмену, а затем подобрать специальные тренировочные упражнения, которые способствовали бы развитию необходимых для данного вида спорта качеств – скорости, силы и выносливости.

Своевременная информация во время тренировки будет способствовать совершенствованию двигательных навыков спортсменов при условии, что тренер не будет чрезмерно опекать своих воспитанников. Правильное планирование времени тренировки, включение в неё новых элементов движений при утомительной работе по закреплению усвоенных навыков принесут положительные плоды.
Закрепление навыков обеспечивается путём обучения «с запасом», то есть завышения требований к выполнению движений.

Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

На первом этапе — первоначального обучения движению — ста­вятся следующие задачи:

1) ознакомить детей с новыми движениями;

2) создать целостное представление о всем двигательном акте;

3) начать его разучивать, выполняя в общих чертах.

Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ре­бенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, ак­тивизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

Методика обучения.

Исходя из этих задач, педагог пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последова­тельности:

1. Правильный, безукоризненно четкий показ образца. Он вы­полняется педагогом в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике.

2. Расчлененный показ двигательного действия в более медлен­ном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я под­нимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: „На колено», носок у меня оттянут вниз; снова поднимаю палку вверх, а теперь опускаю со словом вниз»».

При таком расчлененном показе никогда не следует поль зоваться счетом (раз, два, три и т.д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова, воздействуя на сознание детей вызывают ори­ентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей соб­ственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено и др.).

3. После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слу­шая указания педагога, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а педагог следит за тем, как дети поняли задание.

Все эти приемы должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному за­поминанию ребенком всей последовательности двигательных эле­ментов, составляющих данное движение, объединению их в целост­ный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. Одна­ко, если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детей заданию, они уточняются путем разъяснения или показа пе­дагога.

Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. Что касается двух младших групп дошкольного учреждения, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются иг­ровые приемы или показ образца с одновременным объяснением педагога и одновременным включением в такие же действия детей («Делай как я»).

Это своеобразие методики обучения определяется недостаточной сосредоточенностью внимания маленьких детей, от­сутствием необходимой выдержки для предварительного наблюде­ния (в силу возрастных особенностей нервной системы), удовлетво­рением детей от самого процесса подражания конкретному образцу движения, совершающегося перед их глазами. Безусловно, подража­ние возможно только тому образу, который знаком и доступен детям («Прыгай мягко на носках, как зайчик»; «Взмахни руками вверх, как птичка крылышками» и др.).

Начальная фаза овладения движением является наиболее труд­ной в формировании двигательного навыка у детей. Поэтому чем конкретнее двигательная задача, которая ставится перед ребенком, тем она доступнее ему.

Учитывая данное положение, при первых попытках выполнения движения ребенку предъявляются минимальные требования, ограничейные рамками действия, которые должны помочь ему овладеть основой структуры движения, то есть выполнить его в самых общих чертах. После того как дети овладеют структурой нового движения в общих чертах, на что обычно требуется несколько повторений, возникает необходимость в правильном овладении всеми компонен­тами движения и в дальнейшем его совершенствовании.

Длительные перерывы отрицательно отражаются на процессе обу­чения дошкольников в начале разучивания двигательных действий. Поэтому разучивание сложных по технике основных движений (ме­тание, прыжки) рационально планировать на 3-4 занятия подряд, с постепенным усложнением разучиваемых двигательных действий.

На данной стадии обучения частота повторений движения в за­нятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз), поскольку для формирования нового навыка (установление новых «нервных связей) требуются более частые подкрепления. Впоследст­вии, когда эти связи приобретут необходимую прочность, частоту повторений постепенно снижают до 5-6 раз.

Формирование несложных двигательных действий (общеразви-вающие упражнения, простейшие прыжки, ходьба по ограниченной опоре) происходит у детей 5-7 лет очень- быстро, после 4-6 повто­рений. Однако у младших дошкольников (3-4 года) вновь образо­ванные движения непрочны, быстро забываются, и на последующих занятиях приходится опять напоминать о способе их выполнения. Старшие дошкольники запоминают движения лучше, и при повтор­ном выполнении через некоторое время достаточно напоминания, после которого дети правильно выполняют движение.

В начале обучения движение осваивается детьми быстрее, если оно выполняется не в полную силу.

На втором этапе — углубленного разучивания движении — за­дачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигатель­ного действия в целом. Учитывая механизм образования условных рефлексов, педагогу необходимо восстановить в сознании и мышеч­ном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.

На втором этапе обучения двигательному действию, как уже ука­зывалось выше, в процессе сознательного повторения движения по­степенно развивается в коре больших полушарий мозга дифференци-ровочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы.

Благодаря указаниям педагога, носящим характер тормозного раздра­жителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормажива­ются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответ­ствуют действительному показу или подкрепляются словом педагога. Учитывая физиологический механизм про­цесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, пе­дагог отбирает соответствующие методические приемы.

В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их: «Хорошо стоите, спина прямая, руки у всех отведены назад» или, наоборот, привлекает внимание к ошибкам: «Не сгибайте колени, когда отпускаете палку на пол». Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребен­ком, педагог может подходить к отдельным детям и словом и мягким исправлением позы ребенка помогать каждому индивидуально. Дру­гие дети тоже слушают указания педагога и видят практически, к чему надо стремиться.

Учитывая, что на втором этапе обучения двигательные действия детям знакомы, педагог при выборе приемов должен принимать во внимание степень их сложности. Так, выполнение простых по со­держанию и структуре движений, которые легко объяснить, целесо­образно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь нагляд­ным показом. Если движение более сложное, целесообразно исполь­зовать показ движения с пояснением.

Продолжительность фазы уточнения зависит от сложности дви­жения, уровня двигательной подготовленности детей, их эмоцио­нальной настройки.

Часто причиной растянутости фазы уточнения может быть стой­кая защитная реакция у детей, связанная со страхом, например, при выполнении упражнений в равновесии (ходьба по гимнастической скамейке), лазании по гимнастической стенке, прыжках в высоту с разбега.

Преодоление отрицательных эмоций ускоряет формирование двигательного навыка. На протяжении фазы уточнения изучаемое движение доводится до желаемой четкости, но образовавшийся дина­мический стереотип корковой деятельности еще недостаточно закреп­лен. В результате двигательный навык неустойчив и может быть рас­строен под влиянием различных факторов (изменение условий вы­полнения движения, повышение эмоционального состояния и др.).

Одной из основных причин расстройства двигательного навыка в данной фазе является длительный перерыв между занятиями, во время которого недостаточно закрепленный в коре динамический стереотип угасает. Поэтому основные движения (прыжки, метание, лазание), ранее разученные с детьми и имеющие для них определен­ную сложность, следует периодически повторять на занятиях по физической культуре. Повторение указанных движений планируется в пределах 1-1,5 недель. Периодическое выполнение движений с некоторым усложнением или изменением установки на предстоящее двигательное действие способствует предупреждению угасания сформированных навыков в данных движениях.

На этом этапе обучения возникает необходимость показа и объ­яснения двигательных действий. В старших возрастных группах к показу следует привлекать детей, хорошо выполняющих разучивае­мое движение. Это активизирует процесс обучения, и дошкольники, неуверенно выполняющие движение, на примере своих сверстников убеждаются в возможности хорошо овладеть им.

На третьем этапе обучения задачей является закрепление и совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх и в жизни. Это закрепление заключается в том, что зрительный контроль сме­няется двигательным и вся система движений автоматизируется.

На третьем этапе обучения ребенок созна­тельно воспринимает задание, целенаправленно действует, но спо­соб выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве.

В таких случаях ребенок бывает готов к самостоятельному ис­пользованию данного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Однако, если на третьем этапе педагог обнаруживает у детей неточности движений, он может исправлять их любым приемом, отвечающим данной задаче (показ, объяснение, указания и т. п.).

Воспроизведение правильно разученного двигательного действия детьми на третьем этапе является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей отличаются четкостью, уверен­ностью, эмоциональностью, поэтому педагог в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием, используя для этого на­звание упражнения. У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении возникает его последова­тельность, и они выполняют его быстро и четко.

Обучение движениям следует доводить до определенно выражен­ного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся, во-первых, результаты двигательных действий (перепрыг­нул, попал в цель) и, во-вторых, словесная оценка воспитателя (хо­рошо, правильно, плохо, неправильно).

Если движение не разучено на занятии, не следует повторять его в игровой обстановке, так как в игре дети спешат выполнить дви­жение, забывая о технике, и в результате выполняют его неправиль­но. Выполнение недостаточно освоенных движений в ограниченные промежутки времени (как этого требует игровая ситуация) значи­тельно ухудшается, поскольку при максимальной скорости затруд­нены сенсорные коррекции по ходу выполнения двигательного дей­ствия. Таким образом, непрочный навык может быть расстроен. Особенно это относится к технически сложным для дошкольников движениям (метание, лазании, прыжки).

Подвижные игры широко используются для совершенствования основных движений дошкольников во всех возрастных группах.

В таких движениях, как ходьба, бег, некоторые виды прыжков и метаний, следует формировать прочные двигательные навыки, стре­миться к автоматизму в их выполнении детьми. К этой группе можно отнести жизненно необходимые навыки: ходьбу на лыжах, плавание, езду на велосипеде, которые могут пригодиться человеку в жизни. И хотя детали их в дальнейшем забываются, основа движения остает­ся, а навык при некотором количестве повторений вновь восстанав­ливается.

Большинство двигательных навыков, формируемых в дошколь­ном периоде жизни ребенка, в школьные годы несколько пере­страиваются и изменяются под воздействием более высокого уров­ня развития физических качеств, а также изменения пропорций тела. Поэтому целесообразное педагогическое воздействие на раз­витие двигательной функции дошкольника должно предполагать формирование пластичных и вариативных навыков в разнообраз­ных движениях, поддающихся в перспективе совершенствованию под влиянием возросших потенциальных возможностей организма ребенка.

Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех основных этапов обучения.

Двигательные навыки могут находиться во взаимодействии. Приобретенный уже навык по механизму переноса может помочь об­разованию нового умения или навыка. Перенос заключается в применении способов или приемов к новым объектам, процессам (ка­тание на фигурных коньках — катание на роликовых коньках).

Необходимым условием переноса навыка является сходство эле­ментов выполнения того и другого действия, сходство их структур, осознание общих принципов выполнения.

3.6 Основы формирования умений и навыков

Поэтому при планирова­нии последовательности обучения движениям необходимо предус­матривать возможность положительного переноса умений и навыков с предыдущих на последующие. При этом обязательным условием должно быть сходство главных фаз двигательных актов. Указанный перенос определяется как положительный.

В тех случаях, когда сходство навыков характерно для начальных фаз, но имеется различие между последующими, и особенно глав­ными, может возникнуть отрицательное взаимодействие — отрица­тельный перенос, не способствующий овладению двигательным дей­ствием. Поэтому при планировании двигательного материала необ­ходимо исключить одновременное формирование противоположных навыков.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказывать влияние врожденные автоматизмы. Так, положительное влияние на овладение навыком будет оказывать врожденная пере­крестная координация движений ног, представляющая собой естест­венную основу таких действий, как ходьба, бег и т. п. Эти благоприят­ные предпосылки, обеспечиваемые унаследованными координациями, следует учитывать при определении последовательности обучения.

Формирование умений и навыков в процессе обучения различ­ным видам движений осуществляется в неразрывном единстве с развитием и совершенствованием двигательных способностей.

Двигательные способности дошкольников

Формирование человека на всех этапах его эволюции происхо­дило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Движения, выполняемые человеком, можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Первые выполняются под контро­лем сознания, и к ним относят все виды физических упражнений, управление вторыми осуществляется на уровне подсознания. Про­извольные движения имеют врожденную рефлекторную основу.

К числу врожденных двигательных рефлексов относят рефлексы позы, равновесия, сгибательный, отталкивания и т.д. Целенаправ­ленное выполнение физических упражнений связано с постоянной коррекцией врожденных двигательных рефлексов. Произвольные и непроизвольные движения входят составной частью в самые разные способности, которые без точных и тонких движений не могут су­ществовать и развиваться. Формирование двигательных способно­стей дошкольников происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *