Этнокультурное образование

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

— приобщение детей к культуре своего народа;

— развитие национального самосознания;

— воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

— развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:

— целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

— воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

— изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

— знакомство с русскими народными игрушками и играми;

— создание «Русской избы»(мини- играми музея в детском саду).

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни — потягушечки», «Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т.

Вы точно человек?

д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Карпушина Л.П. 1

1 ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск

В статье рассматривается проблема становления этнокультурного подхода к образованию, дается авторская характеристика принципа этнокультурности как конкретно-научного. В работе дается определение этнокультурного подхода к образованию, затрагиваются его значимость для образовательной практики. В статье рассматриваются цель, задачи этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов, направленность ее на становление у студентов педагогических вузов гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, формирование этнокультурно-педагогической компетентности, способности к деятельности в поликультурной и полиэтнической среде, определяются требования к уровню подготовки студентов в плане реализации этнокультурного образования, делается вывод о важности данной подготовки для становления личности будущего учителя.

подход

этнокультурный подход к образованию

принцип этнокультурности

этнокультурное образование

этнокультурная направленность образования

этнокультурная подготовка студентов педагогических вузов

этнокультурная компетентность

этнокультурно-педагогическая компетентность

1. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Бюллетень Минобразования РФ. — 2000. — №11. — С. 4-13.

2. Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике // Сов. педагогика. — 1985. — №2.- С. 5-12.

3. Карпушина Л.П. К проблеме становления принципа этнокультурности // Вестник Тамбовского университета: научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2009. — Вып. 11 (79). — С. 274-277.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «Педагогика». Степень (квалификация) — бакалавр педагогики. — URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/540600b_2005.html.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. — URL: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487.

Как отмечается в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», образование признано обеспечить гармонизацию национальных и этнокультур­ных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур . Этнокультурная направленность образования отражена и в многочисленных работах современных ученых (А.Б. Афанасьева, Т.И. Бакланова, Е.В. Бондаревская, Е.В. Николаева, В.А. Николаев, А.Б. Панькин, М.Г. Тайчинов, Л.В. Шамина, В.К. Шаповалов, М.А. Якунчев и др.).

Этнокультурная направленность образования обусловливает актуальность обоснования этнокультурного подхода к образованию. Подход — это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности .

Одним из принципов, на котором будет базироваться этнокультурный подход к образованию, является принцип этнокультурности. Рассмотрение сущностипринципа этнокультурности связано с двумя основополагающими принципами: принципом народности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.) и принципом культуросообразности (А. Дистервег). Однако принцип этнокультурности не просто учитывает основные положения принципов народности и культуросообразности, но и включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании.

Мы трактуем принцип этнокультурности (педагогический) — как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания развития, формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитию комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира .

По-нашему мнению, этнокультурный подход к образованию — это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворчества (Е.В. Бондаревская), природосообразности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.), толерантности, диалога культур, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультурных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и инкультурации, обладающей развитым этническим самосознанием, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, конфессиональная), способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межэтническому и межкультурному общению.

Этнокультурный подход к образованию определяет и направленность процесса подготовки будущих учителей к реализации этнокультурного образования в образовательных учреждениях. Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (так, например, по направлению»Педагогика — 540600″ (степень (квалификация) — бакалавр педагогики) выдвигаются требования к знанию будущими педагогами таких аспектов, как «педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», «этноцентризм и культурный релятивизм», «культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак», «формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ», «этническая и национальная культура», «взаимозависимость возраста ребенка и его национально-культурной идентификации», «обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира», «семья и семейное воспитание детей у разных народов мира», «традиционные модели и системы социализации детей в современном мире», «трудовое воспитание в различных этнических социумах» и др.) . В Стандартах основного (среднего) образования отмечается, что учитель должен воспитывать у учащихся любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов, формировать критически мыслящую поликультурную личность .

Учитывая данные требования, можно определить цель работы по подготовке будущих учителей к реализации этнокультурного образования в рамках этнокультурного подхода к образованию — способствовать становлению у студентов педагогических вузов гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, воспитывать у них интерес, уважение и любовь к народной культуре, формировать этнокультурно-педагогическую компетентность, способность к деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.

Среди задач, которые конкретизируют данную цель, можно выделить следующие:

  1. Формировать у студентов чувство любви к малой и большой Родине, гражданского сознания, способствовать становлению этнической и этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения.

  2. Дать знания об основах этнофилософии, этнопсихологии, этноэтики.

  3. Воспитать уважение и интерес к этнической культуре, желание ее изучать, дать знания о культуре как этноконсолидирующем и этнодифференцирующем признаке, об объединяющих разные этнические культуры факторах, о сочетании этнического и общечеловеческого в них, об опасности этноцентризма и культурого релятивизма, о различиях этнической и национальной культуры.

  4. Сформировать понимание взаимозависимости возраста ребенка и его национально-культурной идентификации, особенности формирования этнического самосознания, этнической, этнокультурной идентичности, этнокультурной и поликультурной личности.

  5. Формировать этнокультурную компетентность, актуализировать знания студентов в контексте изучаемых дисциплин, познакомить с наиболее яркими образцами этнической культуры русского народа и народов, населяющих регион, страну, мир, которые могут быть использованы в образовательной практике школы.

  6. Дать знания об обрядах жизненного цикла и традиционных системах воспитания детей у разных народов мира, об особенностях семейного воспитания детей у разных народов мира, о традиционных моделях и системах социализации детей в современном мире, о трудовом воспитании в различных этнических социумах и др.

  7. Способствовать освоению культуро­творческих технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные традиции.

  8. Формировать этнокультурно-педагогическую компетентность, обеспечивающую возможность формирования у школьников этнической культуры, развития у них этнокультурной толерантности.

Особо стоит обратить внимание на формирование у студентов педагогических вузов этнокультурно-педагогической компетентности. Этнокультурно-педагогическая компетентность — это интегративное свойство личности, которое характеризуется готовностью и способностью педагога реализовывать общие и специальные этнокультурно-педагогические компетенции в образовательном процессе, включающее в себя способность ориентироваться в культуре различных народов региона, страны, мира, понимать их общечеловеческую и общемировую значимость, владение технологией трансляции подрастающему поколению этнокультурных знаний, умений, формирования навыков межэтнического и межкультурного общения.

В компетентностной модели будущего учителя Э.Н. Никитин обосновывает необходимость общих и специальных профессиональных компетенций. В данном аспекте мы выделяем общие этнокультурно-педагогические компетенции, которые включают в себя:

  • способность к осознанию ценности Отчества, малой и большой Родины, к гражданской солидарности и готовность реализовывать данные ценности в этнокультурно-педагогической деятельности;

  • способность к пониманию феномена этнической культуры, иноязычной культуры, к осознанию культуры как этноконсолидирующего и этнодифференцирующего признака, вклада культуры каждого народа в становление культуры России и готовность донести данную идею до детей и подростков;

  • способность воспринимать, осознавать, принимать духовные и этнокультурные ценности народов региона, страны, мира в ходе диалога и полилога, принимать русскую культуру как объединяющий фактор, убежденность в необходимости изучения особенностей различных этнических культур и готовность приобщать учащихся к данным ценностям в этнокультурно-педагогической деятельности;

  • способность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации, к осознанию ценности толерантного поведения по отношению к другим народам и их культурам, конфессиям и готовность работать с учащимися в данном направлении;

  • готовность реализовывать знания об основах культуры общения в различных этнических группах, способов взаимодействия с носителями различной культуры в этнокультурно-педагогической деятельности;

  • способность понимать последствия этноцентризма и культурного релятивизма;

  • готовность к управлению социально-педагогическим климатом в коллективе;

  • способность к выявлению методолого-теоретических основ этнокультурного образования, знание психолого-педагогических основ формирования этнокультурной личности;

  • способность к совместной этнокультурной деятельности на основе родной и иной народной культуры, к этнокультурному взаимодействию, готовность организовывать данную деятельность с детьми и подростками;

  • способность к анализу и систематизации знаний об основах культуры своего народа и других народов региона, страны, мира и реализации этих знаний в этнокультурно-педагогической деятельности;

  • способность к самооценке и самодиагностике этнокультурной деятельности, к соотнесению собственного опыта этнокультурной деятельности с целостной системой этнокультурного образования, знание достижений в данной области;

  • способность к самообразованию в этнокультурно-педагогическом аспекте;

  • способность к осмыслению основных тенденций развития этнокультурного образования.

Специальные компетенции включают в себя:

  • способность к самоопределению и самореализации на основе этнокультуры, к этнокультурной адаптации в поликультурной среде, способность к этнокультурной, поликультурной и межкультурной идентификации и готовность осуществлять этнокультурно-педагогическую деятельность в данном направлении;

  • способность к пониманию сущности этнической и национальной культуры;

  • способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в культуре разных народов, способность выделять общекультурные ценности, объединяющие разные этнические культуры;

  • способность к осмыслению обрядов жизненного цикла и системы традиционного воспитания детей у разных народов мира, традиционных моделей и систем социализации детей в современном мире, трудового воспитания в различных этнических социумах и готовность реализовывать эти знания в этнокультурно-педагогической деятельности;

  • способность к диалогу и полилогу в ходе восприятия культур различных народов, к восприятию, осознанию и воспроизводству в практической этнокультурной деятельности опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, заключенного в произведения народного творчества;

  • способность к реализации на практике способов и опыта этнокультурной деятельности на основе народных традиций;

  • готовность к реализации этнокультурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи этнокультурного образования, претворять его принципы, содержание; способность формировать у детей и подростков любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов;

  • способность к выделению этнокультурного, ценностного аспекта содержания преподаваемого предмета, отбору дидактических средств этнокультурного образования, осмысления программ образования с точки зрения этнокультрной направленности;

  • готовность к организации этнокультурного образования на различных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных этнокультурных знаний, умений и навыков, с учетом народных педагогических традиций, понимание взаимозависимости возраста ребенка и его национально-культурной идентификации;

  • готовность к активной творческой деятельности с учащимися по совместному освоению народного искусства, готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся на основе народного творчества, готовность активизировать процесс самовыражения детей на основе этнической культуры, формировать критически мыслящую поликультурную личность;

  • готовность использовать при организации учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникационные, проектные, диалоговые технологии.

Формирование этнокультурно-педагогической компетентности в профессиональной подготовке будущих учителей позволит сформировать у студентов целостное представление об этнической культуре, о теории и методике этнокультурного образования и обеспечит в целом реализацию этнокультурного подхода к образованию в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Содержание этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов может реализовываться в ходе освоения общих гуманитарных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин профильной подготовки, особенно в ходе освоения таких предметов, как «Культурология», «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Народное творчество», курсов по выбору, связанных с этнокультурной тематикой и др.

Таким образом, использование этнокультурного подхода к образованию в подготовке будущих учителей будет способствовать формированию у них гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры.

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

Рецензенты:

  • Якунчев М.А., д.п.н., профессор ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск;

  • Винтин И.А., д.п.н., зам. директора историко-социологического института ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.

    Огарева», г. Саранск.

Работа поступила в редакцию 01.09.2011.

Библиографическая ссылка

Карпушина Л.П. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-2. – С. 302-305;

Калинина Елена Витальевна

Учитель изобразительного искусства Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17» г.Нижневартовск ХМАО-Югра

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Калинина Елена Витальевна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ «СШ №17»,

г.Нижневартовск, ХМАО-Югра

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из ключевых направлений образовательной политики Российской Фдерации является создание условий для воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина России, способного транслировать базовые национальные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство.

Особое место этнокультурного образования в общей образовательной системе Российской Федерации определяется ее полиэтническим составом, поликультурностью российского общества. Не является исключением и наш Ханты-Мансийский автономный округ-Югра — исторически многонациональный и многоконфессиональный регион. В этих условиях важно создание системы этнокультурного образования, способствующей как сохранению и развитию традиционной культуры коренных народов Севера, так и консолидации народов округа на основе диалога культур.

В современных условиях модернизации системы образования эта задача может быть решена через основные общеобразовательные и дополнительные образовательные программы. Требования ФГОС к которым определяют подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации на основе этнокультурной составляющей. Основой этнокультурного образования является освоение этнической культуры обских угров в диалоге с культурой русского и иных этносов, формирование у учащихся представлений об их месте в отечественной и мировой культуре, формирования адекватной модели поведения в полиэтнической среде.

Необходимо отметить, что этнокультурный компонент образования должен дополняться региональным компонентом, именно их единство призвано сформировать у учащихся системное представление о регионе, выявить особенности социокультурной практики, геополитического и экономического развития, определить уникальные черты региона при общности исторического пути развития.

Практика реализации этнокультурной составляющей в преподавании изобразительного искусства за счет расширенного поурочного планирования с учетом региональных и этнокультурных особенностей Югорского края показала, что знания обучающихся фрагментарны и не дают целостного восприятия культуры коренных народов Западной Сибири.

В результате учащиеся изучают в основном особенности народного декоративного искусства, не приобщаются к духовной составляющей и не всегда могут передать факты и явления, связанные с родной региональной культурой, и, следовательно, в процессе реальной коммуникации не способны транслировать ее своеобразие и сделать ее достоянием мировой культуры. Следовательно, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, формировала интерес к национальной культуре. В данном аспекте важным и целесообразным является разработка целостной методической системы на основе культурного наследия обско-угорских народов, природного и культурного окружения за счет дополнительного часа в неделю, согласно Региональному базисному учебному плану.

Учитывая данную проблему, мною была разработана и апробирована программа курса «Культура народов Севера» (рецензент заведующая кафедрой ДПИ НГГУ, доцент, к.п.н. С.Н.Кравченко). Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, адресована обучающимся 5-7 классов средней школы, рассчитана на три года обучения,105 академических часа.

Цель программы: формирование образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.

Задачи:

-развитие познавательной активности на основе изучения культуры, социально экономического состояния и тенденций развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

-понимание учащимися своеобразия, особенностей социально-культурного развития региона, приобщение к решению проблем региона, участие в социальной и культурной жизни своего родного края в целях становления социальной зрелости учащихся их профессионального, жизненного самоопределения;

-формирование личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей региона.

Программа позволяет реализовать региональные образовательные стандарты национально-регионального компонента, педагогическая система обучения реализуется в виде образовательных модулей по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов Западной Сибири. Данные модули разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, способствуют эффективному формированию интереса и приобщению школьников к национальному культурному наследию народов Югры.

Модуль «Край родной» предназначен для учащихся 5 класса, нацелен на формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Содержание модуля направлено на реализацию пропедевтической функции с целью развития комплекса биолого-географических и экологических знаний и умений.

Содержательные задачи модуля:актуализация представлений учащихся об истории и богатстве Югорской земли, животном и растительном мире Югры, формирование чувства гордости за свой край, понимания единства природы и человека, необходимости разумного и бережного отношения к ней человека. Учащиеся уже с первых уроков учащиеся начинают знакомиться со своей малой Родиной, осваивая опорные точки модуля:

  • место родного края на глобусе и карте страны;
  • животный и растительный мир Югры;
  • современное состояние природы и экологические проблемы края;
  • заповедники — места сохранения редких видов животных и растений края, Красная книга Тюменского Севера.

Модуль «Материальная культура коренных народов Севера» предназначен для учащихся 6 класса, нацелен на формирование знаний о материальной культуре обских угров.

Содержательные задачи модуля:актуализация представлений учащихся о средствах передвижения, способах и приемах хозяйственной деятельности, традиционных материалах для изготовления одежды, традиционном жилище народов Югры; определение роли орнамента в традиционной культуре как средства выражения художественных вкусов народа, его мировоззрения.

Опорные точки модуля:

  • основные занятия народов Севера, народные промыслы края;
  • традиционные средства передвижения, жилище, одежда и обувь коренных народов Западной Сибири;
  • декоративно — прикладное искусство и орнамент как важная часть народной культуры, средство выражения художественного вкуса народа, его мировоззрения.

Модуль «Духовная культура коренных народов Западной Сибири» для обучающихся 7 класса является завершающим в курсе обучения.

Содержательные задачи модуля: актуализация представлений учащихся об основах мироздания, религии, жизненном укладе в традиционной культуре народов Севера.

Опорные точки модуля:

  • основы мироздания в традиционной культуре народов Севера;
  • ранние формы религии и их развитие;
  • традиционный уклад жизни, праздники народов Югры;
  • жизнь и быт коренных народов Севера в мифах и легендах.

Результаты реализации программы «Культура народов Севера» показали, что предлагаемая методическая система на основе региональных и этнокультурных особенностей региона позволяет добиться высоких качественных результатов художественно — творческой деятельности, помогает обучающимся успешно усвоить новые знания, умения и компетентности, сформировать личность выпускника как достойного гражданина нашей страны с развитым национальным самосознанием и поликультурным мышлением.

Литература

  1. Банников В.Н., Устенко Л.Н. Изобразительное искусство в школе: региональный компонент, методическое пособие-Ханты-Мансийск, 2005
  2. Бугаева А.Л, Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты-Мансийск, ГУИПП, Полиграфист, 2002.
  3. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре ханты. Учебное пособие. – Нижневартовск. 2001.
  4. Ромбандеева Е.И. История народов ханты и его духовная культура. Сургут, 1993.
  5. Солодкин Я.Г. «Западная Сибирь. История и современность» Екатеринбург, 2000.

Этнокультурное образовательное пространство

Концепция

Этнокультурного образования в Республике Казахстан

(одобрена распоряжением Президента Республики Казахстан)

от 15 июля 1996 г. № 3058)

Стратегия

Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них — компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Казахстан. По культурно-языковым различиям население страны в целом делится по преимущественной ориентации на один из двух языков — государственный и русский, коммуникативная значимость и распространенность которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Поэтому становится актуальной разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этно-социальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты. Ее частью должна быть концепция реализации этнокультурных интересов населения в области образования. Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, освоение ценностей и стандартов других культур. Важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается восприятие ими общегосударственных ценностей.


Насущная потребность в концепции этнокультурного образования вытекает также из кризиса образовательной системы в переходную эпоху. Унификация содержания обучения и воспитания привела к тому, что не удовлетворялись этнокультурные потребности наций и национальных групп страны.

Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция.

Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Она формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации. Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и другое.

Государственная интеграция — фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение государственной интеграции — длительный процесс, требующий усилий всех этносов в государстве. В конечном итоге именно государственность и есть основное условие возможности этнической идентификации народа, населяющего Казахстан.

Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования.

Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:

транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);

развивающую (формирование и развитие национального самосознания);

дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);

интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.

Другое образовательное требование — понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.

Этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Основными условиями реализации данной идеи являются: развитие и укрепление национальных начал образования и школы; признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования; вариативность и мобильность образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов; общедоступность и дифференцированность образовательных услуг; открытость и адаптивность национальной системы образования ко всему прогрессивному в мировой практике в данной сфере; непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; целенаправленная ориентация системы образования на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей; наличие региональных программ по данной проблеме с учетом особенностей этнического состава населения на базе единой государственной программы.

При этом важно руководствоваться следующими основными принципами:

— участие политических партий, иных общественных, в том числе религиозных, объединений, частных лиц в сфере оказания образовательных услуг этническим и языковым группам должно быть ограничено рамками закона;

— обеспечение фактического равноправия наций и национальных групп в удовлетворении их этнокультурных запросов в области образования;

— понимание и принятие положения о приоритете этнокультурных образовательных потребностей личности над интересами общества, над соображениями «целесообразности»;

— реализация государственной политики на основе обеспечения этнокультурного консенсуса в обществе как важного условия прогресса и процветания Казахстана;

— внедрение в практику глобальных ценностей интернациональной культуры: консолидации и межнационального согласия, прав и свобод индивидуума и т.д.;

— осуществление подхода к образованию не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но как к культурообразующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности;

— разработка и внедрение защитного механизма от политизации и идеологизации образования и школы;

— программный и комплексный подход к решению проблемы, учет различных сторон сложных процессов многонационального культурного бытия.

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются:

— воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

— формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном, государственном и русском языках. Реализация тем самым модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к государству. В реальной практике речь может идти об эффективном владении тремя, четырьмя и более языками.

Необходимой предпосылкой становления в Казахстане системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.

Поликультурная личность

Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него — фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими — основание для духовного обогащения и развития.

Важно и другое: если у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно предусмотреть конкретные пути формирования каждого из этих трех факторов, оказывать всестороннюю помощь и создать стимулы к овладению родным языком и культурой. Однако решающее значение имеет позиция личности.

Поликультурная личность должна обладать прежде всего целостным мировоззрением. Это означает, что знания и умения у такого индивида сформированы в систему, позволяющую отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре. Целостность — параметр высокоразвитого и рационально организованного мировоззрения.

Поликультурная личность — индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.

Поликультурная личность — индивид с рельефным историческим сознанием. Именно историческое сознание есть основа и этнического, и общегосударственного сознания. Национальный менталитет, складывающиеся у этноса за тысячелетнюю историю мифы, символы, образы, стереотипы могут быть познаны только через знание истории народа.

Знание истории народов, населявших страну, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы и века.

Подобное объемное историческое сознание возникает, если всемирная и отечественная история преподаются не как история постоянных войн, набегов и вражды, а как история торговли и ремесла, строительства городов и дорог, история развития народов и межэтнических контактов, диалога культур, междинастических браков и т.д. Например, очень показательной могла бы стать в этом отношении «История Великого шелкового пути».

История Казахстана значима тем, что позволяет формировать историческое сознание как этническое, так и общегосударственное. Она должна освещаться полнокровно, без каких бы то ни было неточностей и искажении, восприниматься как история всех народов, живших и поныне живущих на этой древней земле.

Особое место в изучении истории должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, истории обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.

Государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

Поликультурная личность наряду с историческим должна обладать выраженным географическим сознанием, сознанием планетарным, и в то же время сознанием родного края, малой родины, родной земли, родного очага. Такое сознание формируют не только география, но и страноведение, этнография, экологические дисциплины, поскольку близки по смысловой направленности к проблемам этноса и культуры, к охранительной традиции, присущей этнокультурному образованию. Речь идет о новых направлениях науки и образования, таких, как экология культуры, экология этноса, экология человека, экология духа, экология нравственности и др. Они определяют такие качества поликультурной личности, как чувство Земли, как общего дома, и Казахстана как общей родины, чувство ответственности за общий дом и за природу страны.

Вклад в формирование поликультурной личности должны вносить и не перечисленные здесь предметы. Например, при изучении естественных наук желательно уделять внимание фактам и явлениям, связанным с Казахстаном, обращать особое внимание на вклад ученых Казахстана в развитие этих наук. Это позволит сформировать и чувство казахстанского патриотизма и чувство гордости за народ, за этнос.

Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

Особенность художественно-эстетического сознания в том, что оно нередко получает воплощение в практике художественного творчества, в игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и т.д. Поэтому оно наиболее отвечает целям этнокультурного образования. Его формирование позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

Интегрирующей составной поликультурной личности должно стать правовое сознание личности, формируемое всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и законов Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов, а также фактическим состоянием удовлетворенности закрепляемых ими прав и свобод граждан.

Одной из главных целевых характеристик индивидуального правосознания казахстанца в системе этнокультурного образования является осознание каждым индивидом того объективного фактора казахстанской государственности, что принадлежность к любой национальности не прибавляет ему никаких прав и свобод, как и ни в коей мере не должна отнимать их у него. В гражданине любой национальности подлинный патриот Казахстана видит только равноправного себе индивида.

Этнокультурное образовательное пространство

Под этнокультурным пространством подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.

Этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой — отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование.

Этнокультурное образовательное пространство — это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно с точки зрения структуры должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: институциональные (школы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.).

На эту классификацию накладывается другая: в этнокультурном образовании можно выделить три последовательных логически связанных типа: пропедевтика, обучение, погружение в практику. Есть возможность, совместив эти два подхода, предложить в качестве концептуального решения следующую структуру этнокультурного образования в содержательном контексте.

I. На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае — это атмосфера в семье. Происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и прочее.

Важно наряду с созданием предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов, или принижением их, или негативным отношением к ним. Особое внимание нужно уделить переориентации негативных этнических стереотипов.

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «казахстанцами».

II. Основная часть этнокультурного образования — институциональное образование. Главная задача здесь — обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием его будет многоязычие: изучение родного и государственного языков.

Этнокультурное образовательное пространство в этой части создается тем, на каком языке преподаются учебные дисциплины, какие предметы изучаются и каково содержание изучаемых курсов.

Родной и государственный языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах. Важно здесь государственный язык превратить в язык общения.

Этнокультурное образовательное пространство может быть создано наиболее эффективно в школах. Основные языки обучения: государственный и русский.

Всем желающим кроме этого может быть представлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.

В местах компактного проживания этнических групп могут быть созданы, наряду с основным типом школ, школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным глубоким изучением с первого по выпускной классы государственного языка.

В средних специальных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается также языками обучения и содержанием курсов. Особое значение данного образования в том, что здесь готовятся кадры, от которых в первую очередь зависит создание этнокультурного образовательного пространства в детских садах и школах. Поэтому особого внимания в рамках реализации Концепции требуют пединституты, учебные заведения культуры, университеты.

III. Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая, конечно, стоит и перед институциональным образованием, — приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.

Этнокультурное образовательное пространство здесь создают национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство может формироваться теле- и радиопередачи, публикациями в газетах и журналах.

Этнокультурное образовательное пространство вместе с учреждениями образования и семьей составляют книги, учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и передачи.

Тактика

Для реализации цели этнокультурного образования необходимо создание этнокультурного образовательного пространства, что потребует от государственных структур значительных усилий, в том числе организационных, финансовых и иных.

Крупномасштабная реформа системы образования в связи с введением этнокультурного образования не может быть эффективной без серьезной научной поддержки. Необходимо государственное содействие становлению таких научных дисциплин, как этнопсихология и этнопедагогика, этнология и диаспорология.

Необходимы серьезные исследования и конкретные рекомендации по проблемам:

— объединения усилий органов власти, учреждений образования, науки, учебных заведений, национально-культурных центров, общественных объединений и организаций, политических партий в деле регулирования национальных отношений в образовательной сфере;

— сохранения этнокультурной специфики народов в условиях научно-технического прогресса, урбанизации образа жизни, развития этнозащитных функций национальной культуры для противодействия культурной ассимиляции;

— разработки педагогических и психологических аспектов механизма формирования межэтнической адаптации;

— наличия и удовлетворенности этнолингвистических потребностей и т.д.

В культурологических исследованиях основные усилия должны быть направлены на изучение и пропаганду ценностей национальной культуры, на интеграцию ее наследия с демократическими тенденциями в развитии общемировой культуры.

Для адресного научного обеспечения становления этнокультурного образования предусмотреть создание при университетах научно-исследовательских лабораторий по данной проблеме, специальных кафедр по повышению квалификации научно-педагогических и руководящих кадров системы образования. При Институте стратегических исследований — открыть центр этнополитологии для изучения этнических проблем, разработки прогнозов и рекомендаций Президенту, Парламенту и Правительству.

В целях координации было бы правильным создать при Правительстве общественный Центр гуманитарного и этнокультурного образования.

Становление этнокультурного образования, удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей диаспор Казахстана потребуют координации усилий с рядом зарубежных стран. Желательно заключить двухсторонние договоры с Россией, Узбекистаном, Украиной, Германией, Кореей, Польшей и другими странами по обмену студентами и преподавателями. Они могли бы готовить преподавателей национальных языков, учителей-предметников, воспитателей.

При участии этих государств целесообразно открытие в Казахстане университетов: Восточного, Славянского, Немецкого и других, которые наряду с реализацией целей этнокультурного образования помогали бы достижению культуры и языка казахского народа в разных странах мира.

Важно установить и развивать контакты с ЮНЕСКО, Европейским бюро по языкам малочисленных народов, Международным центром исследований проблем двуязычия в Квебеке (Канада), участвовать в работе «Ассоциации международных школ» (Женева), в соответствующих организациях ОБСЕ.

Нужно использовать накопленный в мире положительный опыт по введению двуязычного образования. В США принят, к примеру, федеральный закон «О двуязычном образовании», Европейским экономическим сообществом созданы двуязычные школы в Европе.

Переход к системе этнокультурного образования не одномоментный акт, а длительный процесс, имеющий свои этапы. Условно можно выделить три основных этапа переориентации системы образования , охватывающих длительную перспективу с учетом социально-экономических и демографических реалий.

На первом этапе, подготовительном, надо будет создать все предварительные условия для формирования этнокультурного образовательного пространства. Это — разработка законодательных актов по обеспечению культурных свобод и прав, по охране культурно-исторического наследия этносов Казахстана. Принятие специальных государственных и региональных программ сохранения, возрождения и развития языков и культур этносов, проживающих в стране. Подготовка и подписание двух- и многосторонних государственных соглашений и международных актов по проблемам этнокультурного образования. Осуществление постоянного анализа этнокультурных образовательных потребностей населения в режиме мониторинга. Работа над созданием учебников и учебно-методической литературы нового поколения.

Содержанием второго, основного, этапа должно стать введение двуязычного образования в школах, во внеинституциональном обучении.

Предстоит начать подготовку специалистов по многоязычному обучению в педагогических колледжах, институтах и университетах. Уделить особое внимание выпуску специалистов, преподающих на государственном языке. Наладить систему переподготовки кадров учителей и преподавателей, в первую очередь, учителей казахского и русского языков. В целях возрождения родного языка этнических групп в местах их компактного проживания продолжить развитие сети дошкольных учреждений, школ, лицеев, гимназий.

Для дошкольных учреждений разработать программы воспитания и обучения, учебно-методические пособия и фильмы, компьютерные игры на национальных языках. Внедрить в школах интегрированные курсы «Казахский и иностранные языки», «История культуры народов Казахстана и мировая культура» и т.д.

Национально-культурным центрам можно предусмотреть создание культурно-просветительных объединений «Родной язык» с сетью воскресных школ, кружков.

Необходимо создать условия для работы музеев, фольклорно-этнографических ансамблей, комплектования библиотек учебной, научно-популярной и художественной литературой на национальных языках, в том числе путем ее приобретения за пределами Казахстана.

На третьем, заключительном, этапе предполагается завершить работу по подготовке экспериментальных и типовых учебников, учебных пособий и справочников, терминологических словарей на национальных языках. Издать казахстанскую энциклопедию народной педагогики, антологию фольклора и памятники словесности этносов страны. Осуществлять ежегодное, нарастающее по объемам, издание учебных, наглядных и справочных пособий, книг с параллельными текстами для детей, сказок и мифов, двуязычных и многоязычных словарей, разговорников и самоучителей. Наладить выпуск периодических изданий на языках этнических групп. Выделить время на радио и телевидении для вещания на языках этносов Казахстана, предусмотрев на них специальные учебные передачи, курсы языков и т.д.

Общим вектором всех предлагаемых мер должна стать их направленность на достижение этнокультурной и государственной идентичности в Республике Казахстан.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *