Диагностика устной речи

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза)

Оценка: 1 балл –правильное и точное воспроизведение, 0,5 –пропуск отдельных

слов без искажения смысла и структуры предложения, 0,25 –пропуск частей

предложения с искажением смысла и структуры, предложение не закончено, 0 –

невоспроизведение

2.Верификация предложений

Оценка соответствия предложений нормам языка

Инструкция:я буду читать предложения, если услышите ошибку, исправьте ее.

ДЕВОЧКА ГЛАДИТ УТЮГОМ

ДОМ НАРИСОВАН МАЛЬЧИК

МАЛЬЧИК УМЫВАЕТСЯ ЛИЦО

СОБАКА ВЫШЛА В БУДКУ

БЕРЕЗКИ СКЛОНИЛИСЬ ОТ ВЕТРА

СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ

ПО МОРЮ ПЛЫВУТ КОРАБЛЬ

У НИНЫ БОЛЬШАЯ ЯБЛОКО

ХОРОШО СПИТСЯ МЕДВЕДЬ ПОД СНЕГОМ

НАД БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ БЫЛА ГЛУБОКАЯ ЯМА

Оценка: 1 балл –выявление и исправление ошибки, 0,5 –выявление и исправление

ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов),

0,25 –ошибка выявлена но не исправлена, 0 –ошибка не выявлена

3.Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: я буду называть слова, составь из них предложения

МАЛЬЧИК, ОТКРЫВАТЬ, ДВЕРЬ

ДЕВОЧКА, ЧИТАТЬ , КНИЖКА

ДОКТОР, ЛЕЧИТЬ, ДЕТИ

РИСОВАТЬ, КАРАНДАШ, ДЕВОЧКА

В, САД, РАСТИ, ВИШНЯ

СИДЕТЬ, СИНИЧКА, НА, ВЕТКА

ГРУША, БАБУШКА, ВНУЧКА, ДАВАТЬ

ВИТЯ, КОСИТЬ, ТРАВА, КРОЛИКИ, ДЛЯ

МИША, ДАТЬ, СОБАКА, БОЛЬШАЯ, КОСТЬ

ПЕТЯ, КУПИТЬ, ШАР, КРАСНЫЙ, МАМА

Слова предъявляются до первого ответа

Оценка: 1 балл –предложение составлено верно, 0,5 –нарушен порядок слов, 0,25 –

наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизм, незначительные

смысловые неточности (ПЕТЯ КУПИЛ ШАР КРАСНЫЙ МАМЕ), 0 баллов –

смысловая неадекватность или невыполнение.

4.Добавление предлогов в предложение

Инструкция:я назову предложение, в котором пропущено слово, найди это слово

и вставь

ЛЕНА НИЛИВАЕТ ЧАЙ … ЧАШКИ

ПОЧКИ РАСПУСТИЛИСЬ … ДЕРЕВЬЯХ

Трус и таракана принимает за великана. Трус и тени своей боится.

Кто дрожит — тот и бежит. Трусливому зайке и пенек — волк. Волков бояться — в лес не ходить.

Многие русский пословицы и поговорки о трусости раскрывают истинную природу страха, тем самым показывая человеку, насколько глупо поддаваться необузданным эмоциям. К тому же если знаешь, в чем корень зла, то намного проще найти способ борьбы с ним.

На следующем занятии проведена игра — викторина «Пословицы-всем делам помощница», мы говорили только об одном направлении устного народного творчества — о пословицах:

Пословица — мудрость народа.

Пословицы недаром молвятся,

Приведем пример двух игр из викторины, которые больше всего понравились ребятам. Это была «Разминка», нужно было найти ошибку и исправить:

Два сапога — тара.

Все дети рассмеялась, а Марина В. и Лена С. Ответили «пара», и остальные пословицы так же с юмором сказаны ребятам.

-Ус хорошо, а два — лучше. (Ум)

-Трус своей лени боится. (Тени)

-Один в золе не воин. (Поле)

-Первый клин — комом. (Блин)

-Сашу маслом не испортишь. (Кашу)

Мы сами с ушами. (Усами)

В здоровом теле здоровый пух. (Дух)

Дети отвечали правильно, прошла наша «Разминка» весело и поучительно. А в игре «Отгадай пословицу» детям говорились два ключевых слова из пословицы, а им надо было сказать, как она звучит полностью.

Коса — камень. Нашла коса на камень.

Лес — дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров. Шило — мешок. Шила в мешке не утаишь.

Яблочко — яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает. Дело — мастер. Дело мастера боится.

Дружба — служба. Дружба дружбой, а служба службой.

Так, как были знакомы пословицы, ответы дети давали быстро и правильно.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода — А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: » Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

2.3 Динамика развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста под влиянием экспериментального обучения

На заключительном этапе экспериментального исследования с целью выяснения эффективности формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Сравнительные данные уровней развития образной речи детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице (табл. 2.2).

Сравнительные данные уровней развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Таблица 2.2

№ п/п

Имя и

фамилия ребенка

Уровень развития образности речи

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Таня П.

Средний

Высокий

Дима К.

Низкий

Высокий

Оксана Р.

Средний

Высокий

Вероника Р.

Средний

Высокий

Олег Н.

Низкий

Высокий

Вика И.

Средний

Высокий

Павел О.

Средний

Средний

Марина В.

Средний

Средний

Олег Т.

Средний

Высокий

Маша Г.

Низкий

Средний

Саша О.

Низкий

Высокий

Слава С.

Низкий

Средний

Лена С.

Средний

Высокий

Ярослав В.

Средний

Высокий

Люда А.

Низкий

Средний

Дима Ж.

Низкий

Средний

Даша П.

Средний

Высокий

Женя Ч.

Низкий

Средний

Ира С.

Низкий

Средний

Женя В.

Средний

Высокий

Как свидетельствуют данные таблицы, дети экспериментальной группы достигли значительных результатов по развитию образности речи.

По результатам контрольного эксперимента на высоком уровне находится больше половины детей, тогда как на констатирующем этапе дети не смогли показать его. Обследование детей проводилось индивидуально, детям давалось задание, экспериментатор называл фразеологизм и предлагал сказать по-другому, сохраняя смысл выражения, для задания были заимствованы материал из диссертации Митькиной И.Н. Для оценки ответов применялась оценочная система, как в констатирующем эксперименте.

Несмотря на то, что фразеологические обороты, дети слышали впервые, они достаточно хорошо понимали значение фразеологизмов, практически все истолковали их правильно. Варианты фразеологизмов и ответы детей представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Фразеологический оборот

На контрольном этапе

Лить как из ведра

Очень сильный дождь, гроза сильная, сильный дождь, просто ливень.

Бежать сломя голову

Бежать очень быстро, бежать как спортсмен, бежать очень-очень быстро, бежать так, что никто не догонит.

След простыл

Исчез, пропал из виду, быстро скрылся.

Откуда ни возьмись

Как будто только что появился, появился ниоткуда, появился чудом, вдруг неизвестно откуда.

Заячья душа

Когда кто-то боится, очень трусливый, трусишка, когда человек боится как зайчик, трусливый заинька.

Держать рот на замке

Молчать, ничего не говорит, закрыть рот.

Для второго задания были подобраны две пословицы с антонимами. Задание включало в себя, растолковаться пословицу. Оценочные критерии, как и в первом задании. Пословицы и ответы детей представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Пословицы

Ученье-свет, а не ученье-тьма.

Без труда, не выловишь рыбку из пруда

Ответы детей

«Умным быть хорошо», «знания

«это когда поработаешь,

это сила», «глупые люди будут ни

деньги будут», «если

кому не нужны», «если ты будешь

хочешь стать

учиться ты будешь много знать и

космонавтом, надо

понимать, а если не учиться не

учиться», «что бы

чего не будешь знать»,

получился замок, его

«неграмотного человека называли

надо построить», «если

тёмным», «без ученья человек

рыбу не наловить, то

ничего не может, ничего не знает»,

кушать будет нечего»,

«со знаниями человеку легче жить, работать».

«это если ты что-то хочешь, значит надо что-то сделать для этого»,

Как мы видим в таблице, ответы детей, которые показывают, что дети достаточно правильно истолковали пословицы. Только Олег Н. высказал свое мнение на первую пословицу, «что это когда электричество отключают». Но это не испортило достаточно высокий уровень диагностики.

Таким образом, результаты исследования подтвердили эффективность предложенной экспериментальной методики развития образной речи старших дошкольников средствами малого русского фольклора.

Заключение

Образная речь — сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи. Усвоение образных средств языка развивает у ребенка самостоятельность в речевой деятельности, интерес к языку, внимание к культурному богатству народа.

Особенности развития мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку замечать образные выражения и понимать некоторые из них, но вместе с тем без помощи взрослого ребенок не может полностью овладеть значением образных средств языка.

Для раскрытия значения образных средств и выражений ребенку необходим достаточный уровень образного мышления. В основе образного мышления лежит оперирование образами, слияние которых обусловлено работой воображения. Появление возможности слияния предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого ведет к развитию образности речи.

Результаты констатирующего этапа показали, что речь детей не богата образными средствами, почерпнутыми из литературных источников, но часто в речи встречаются просторечные слова и выражения, услышанные от взрослых и старших детей. Дети с помощью педагога обращают внимание на «необычные», «красивые» слова, однако не всегда правильно передают их смысл, особенно фразеологических оборотов.

Развитие образной речи детей — многосторонний процесс, предполагающий формирование у детей интереса к образным средствам языка путем обогащения и активизации их словаря; ознакомление с особенностями использования образных средств; формирование умений правильного употребления образных выражений в самостоятельных связных высказываниях.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: развитие образности речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно, если:

образность речи рассматривается как компонент культуры речи, который позволяет достичь образности речи за счет использования лексических образных средств;

примером образной речи будут служить фольклорные произведения (пословицы и поговорки)

фольклорные произведения будут отобраны адекватно задачам работы по обогащению речи детей

учить детей замечать и понимать средства образности речи в произведениях фольклора и воспроизводить их.

Список литературы

1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2008. — 240 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. и сред, учеб, заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб, пособие для студ. высш. и сред.учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.

4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

5. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. — М., 1993. — с. 17- 29.

6. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Пособие для учащихся пед. Училищ. — М.: Просвещение, 1966. — 192 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981.

8. Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. — 1983.-№11. -с. 32-35.

9. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. — М.: Просвещение, 1980. — 189 с.

10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М.: Просвещение, 1972. -287 с.

11. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, М: 1978.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.

13. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Собрание сочинений в 6-ти томах / Под ред. А.М. Матюшкина. — М. : Педагогика, — 1983. — т.З — 368 с.

14. Гавриш Н.В. Развитие образности речи // Вопросы речевого развития дошкольников.- М., 1998, с. 18-20.

15. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991,- 188с.

16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1961.

17. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. Учеб, пособие для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.

18. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — с. 52-59.

19. Ефимов А.И. Образно-метафорическое употребление слов // Стилистика русского языка / А.И. Ефимов. — Просвещение, 1969. — С. 102-126.

20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 т. — М.,1986 т.1,- 316с.

21. Запорожец А.В. Развитие мышления. // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. —М.: Просвещение, 1964.- с. 183-264.

22. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 143 с.

23. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Научн. ред. Л. А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. — М.: Карапуз, 1997. 288 с.

24. Кутилина А.А. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной сказки: диссертация … магистра педагогики. — М., 2008. — 103 с.

25. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с.

26. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 112 с.

27. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.

28. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни. Дис. канд. пед.наук. — М., 2001. — 173 с.

29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 448 с.

30. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи. / Л.А. Пеньевская // Обучение в детском саду. Вып. 16. — М., 1948..

31. Пищухина О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни. Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 181 с.

32. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.

— 69с.

33. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-3 изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208с. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. — М., 1964.

34. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Науч. ред. Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2003. — 78 с.

35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.

36. — 223 с.

37. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий./ Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2004. — 713с.

39. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия изобразительного искусства .Дис. канд. пед. наук. — М., 1994.- 154 с.

40. Сомкова О.Н., Гурович Л.М. К вопросу об этапах усвоения дошкольниками средств языковой выразительности // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность: материалы международной конференции. — М., 2000. — с. 81-83.

41. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. — М.: Просвещение, 1978. — 158с.

42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. — М., 1984. — с. 202-206.

43. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2008.- 288 с.

44. Судакова Е.Н. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний: диссертация … кандидата педагогических наук. — Ульяновск, 2007. — 167 с

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 5-е изд. — М: Просвещение, 1981. — 159 с.

46. Усова А.П. Русское народное творчество в детскому саду. Книга для воспитателей в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1961. — 80 с.

47. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 56 с.

48. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001. — 237 с.

49. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. — М.: Учпедгиз, 1954. т.2-734 с.

50. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592с.

51. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С. 189-191.

Размещено на Allbest.ru

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

Пояснительная записка

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Методика № 3 «Классификация понятий».

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Методика № 5 «Подбор определений».

2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

Морфология:

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Словообразование:

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Методика № 2 » Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

5)Приложение.

Пояснительная записка.

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

— развитие фонематического слуха и звукового анализа;

— развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях ( изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

Организация обследования:

— отбор слов для проверки (словари-минимумы);

— обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

— материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

— должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

— речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

— диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

1) Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты:

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест- словарь ( для детей 5 лет).

Инструкция:

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Результаты:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Классификация понятий».

Цель: выявить уровень обобщения.

Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

Инструкция:

Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

Результаты:

В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов.

Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 5 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

2) Изучение лексико- грамматического строя речи.

Морфология.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Цель: проверить умение употреблять в речи несклоняемые существительные.

Оборудование: словесный и наглядный материал (альбом О. И. Соловьевой).

Инструкция:

А) Дети должны рассмотреть картинки в альбоме и ответить на вопросы полным предложением:

— сколько пальто висит в шкафу?

— какого цвета пальто висят в шкафу?

— на чем играет мальчик?

Б) Дети должны закончить предложение:

— Оля учится играть на … (пианино);

— утром мы пьем чай или … (кофе);

— мне мама налила целую чашку … (кофе или какао).

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:

— как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).

— мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?

— как сказать про Колю? (Коля хочет петь).

— Оля, ты хочешь петь? (хочу).

— Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Цель: проверить употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: словесный материал, игрушки, картинки, реальные предметы.

Инструкция:

А) Игра «Чего не стало?»: сапог, туфель, сандалей, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров; медведей, волков, лисиц.

Б) Для освоение слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение «Закончи предложение»:

— мама печет оладьи, так мне захотелось … (оладий);

— на день рождение купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор … (тортов).

Словообразование.

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Цель: проверить языковое чутье, восприятие и понимание словообразовательных форм.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается ответить на вопросы:

— как ты объяснишь, кто такой учитель, строитель, мойщик?

— человек может работать велосипедистом, читателем?

— можно назвать писателем человека, который умеет писать?

— можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

Методика № 2 «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Цель: проверить умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение ( можно так сказать? как сказать правильно? ).

— масло лежит в «масленице» (масленке).

— соль насыпана в «сольницу» (солонку).

— бабушка положила вкусное варенье в «вареницу» ( вазочку для варенья).

— на картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки» (поросята и котята).

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.

Оборудование: наглядный материал.

Инструкция:

Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа ( у лисы- лисята, у лисы много лисят).

Методика № 4 «Проверка употребления сравнительной степени прилагательного».

Цель: проверить употребление сравнительной степени прилагательного.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается закончить предложения:

— этот дом высокий, а этот еще … (выше).

— наша река глубокая, а пруд еще … (глубже).

— этот цветок красивый, а тот еще … (красивее).

— трава зеленая, а после дождя еще … (зеленее).

— осенью холодно, а зимой еще … (холоднее).

Синтаксис.

Методика: «Проверка умения конструировать предложения».

Цель: проверить умение конструировать предложения.

Оборудование: словесный материал:

Инструкция:

Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

— дети, гулять, парк;

— рыбка, аквариум, плавать.

3) Изучение звуковой стороны речи.

Методика № 1 «Обследование звукопроизношения».

Цель: проверить звукопроизношение.

Оборудование: наглядный и словесный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предъявляются картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова. Для старших дошкольников это свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Принцип подбора картинок:

— возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

— доступность по содержанию;

— реалистичность изображения.

Ребенку предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, кА тот произнесет звук, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

2) Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие- шипящие, звонкие- глухие.

3) Проверяется нарушение слоговой структуры слов и слов со стечением согласных в виде сокращения слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, пакетик, аквариум, телевизор, мотоциклист и др.

5) Изучение связной речи.

Методика: «Обследование связной речи».

Цель: обследовать связную речь.

Оборудование: словесный и наглядный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предлагается прослушать незнакомую сказку или рассказ небольшого объема. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям (результаты, оценка):

— понимание текста: правильное формулирование основной мысли;

— структурирование текста: умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

— лексика: полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

— грамматика: правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения;

— плавность речи: наличие или отсутствие длительных пауз;

— самостоятельность: наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

2) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно- логического содержания и языкового оформления.

Критерии:

— целостность: единство темы;

— последовательность и структурное оформление;

— связность: оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

— развернутость рассказа, его объем: измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

— самостоятельность: оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

— плавность: оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Результаты:

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведенного текста 12 баллов. 2 балла- правильно воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений. Отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл- незначительное отклонение от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов- неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Оценка: высокий уровень воспроизведения текста- 12 баллов, средний- свыше 6 баллов, низкий- меньше 6 баллов.

Приложение:

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю. С. Ляховская, Ч. Осгуд).

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Езда

Врач

Змея

Фрукты

Девочка

Язык

Стул

Ухо

Зуб

Товарищ

Смерть

Деньги

Удовлетворение

Суп

Любовь

Мир

Смех

Боль

Жара

Голод

Методика № 3 «Классификация понятий».

Береза

Девочка

Яблоко

Лиса

Методика № 4 «Подбор синонимов»

Методика № 5 «Подбор определений» ( см. Методику № 3).

2) Протокол № 1. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Морфология».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

1. Девочка «рисовает» красками.

2. А мальчик лепит из глины «матрёшков».

3. Я ем «красный спелый яблок».

4. Я построю много домов «из песков».

2) Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные. Закончи предложение:

1. Оля учится играть на … (пианино)

2. Утром мы пьем чай или … (кофе)

3. Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао)

3) Проверка употребления разноспрягаемого глагола «хотеть». Продолжи предложение.

1. Девочка хочет гулять. Как можно сказать про многих девочек?

Девочки … (хотят гулять)

3. Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

Мальчики … (хотят петь)

5. А как сказать про Колю? Коля … (хочет петь)

4) Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа. Игра «Чего не стало».

Сапоги

Туфли

Сандалии

Тапочки

Апельсины

Яблоки

Груши

Помидоры

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № 2. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Словообразование».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

1. Как ты объяснишь, кто такой строитель?

2. Как ты объяснишь, кто такой врач?

3. Человек может работать велосипедистом? Читателем?

2) Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

1. Масло лежит в «масленице»? (масленке)

2. Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

4. На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки». (поросята и котята).

3) Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей.

1.

Собака

2. Кошка

3. Корова

4. Белка

5. Коза

6. Утка

7. Курица

4) Проверка умения образовывать слова:

А) С помощью слияния двух основ (морфолого- синтаксический способ).

1. У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

2. У бабочки пестрые крылья. Какая бабочка? (пестрокрылая)

3. У жука длинные усы. Какой жук? (длинноусый)

Б) Путем перехода из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико- морфологический способ).

1. Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

2. Если горшочек из глины, он глиняный.

3. Если нож из стали, он стальной.

4. Если тарелка из бумаги, она бумажная.

5. Если чайник из фарфора, он фарфоровый.

5) Проверка умения подбирать однокоренные слова.

1. Снег

2. Зима

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № 3. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Синтаксис».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка умения конструировать предложения:

1. Дети, гулять, парк

2. Рыбка, аквариум, плавать

2) Самостоятельное составление предложения по предложенной картинке:

1. Картинка № 1

2. Картинка № 2

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Изучение звуковой стороны речи.

Методика: «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи.

Методика: «Обследование связной речи».

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

Самостоятельность

Заключение и рекомендации педагога по изучению развития связной речи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования пятилетних детей. Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще..) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно 282 баллам.

При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 282. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой .

IV — 100 — 80 % речевое развитие соответствует норме,

III — 79,9 – 65% ЗПР, ОНР

II — 64,9 – 50% ЗПР, ОНР, ТНР

I — 49,9% и ниже ТНР; патология речи, усугубленная интеллектуальными нарушениями.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий:

1 — артикуляционная моторика

2 — звукопроизношение

3 — фонематическое восприятие

4 — слоговая структура слова

5 — навыки языкового анализа и синтеза (для 5-6-ти летних детей) навыки фонематического анализа (для 4-х летних детей)

6 — словарь и словообразовательные процессы (для 5-6-ти летних детей) активный словарь (для 4-х летних детей)

7 — грамматический строй

8 — понимание логико-грамматических отношений (для 6-ти летних детей)

9 — связная речь

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалае-вой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, И.С. Кривовяз. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.

Методика включает пять серий, объединяющих определенное количество речевых проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I (кроме звукопроизношения, опознание звука), II; III; IY — 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для опознания звуков – 5,3,1,0 баллов

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

Для серии Y – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 282 баллам.

Серия I — Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда.

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов.

В целях экономии времени, фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные

(1 группа – свистящие С,СЬ, З,ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ;

3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки З,С,Ц,, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Третья группа нацелена на исследование состояния фонематического слуха: в ней 26 проб, предусматривающих опознание гласного звука среди ряда гласных звуков, различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие), повторение ряда слогов (по 1, 10, 15 соответственно).

а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

Инструкция: «Подними руку, когда услышишь -О-»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество — 5 баллов.

б) определение способности дифференцировать оппозиционные звуки

Инструкция: «Покажи картинку».

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление — воспроизведение.
Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Инструкция: «Повторяй за мной».

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Максимальная оценка за всю 1серию –70 баллов.

Серия II – Исследование навыков языкового анализа и синтеза — включает две группы заданий (определение первого гласного звука в слове, выделение заданного звука из слов).

Первая группа состоит из пяти проб.

Инструкция: «Назови, какой первый звук слышишь в слове …?»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество — 5 баллов.

Вторая группа состоит из десяти проб, выявляющих, в какой мере ребенок выделяет звук из слова.

Инструкция:

«Слышишь ли звук моторчика рррр в словах?»

«Слышишь ли мычание коровы мммм в словах?»

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальное число баллов за задание –10 баллов.

Максимальное число баллов за всю II серию – 15 баллов.

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования — состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 45 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, животные, птицы, мебель, овощи, фрукты; названий детенышей, названий профессий (8,14,8,8,7 соответственно).

Вторая группа включает 22 пробы на проверку словаря признаков (цвет, форма, качество объекта) — 12, 5, 5 соответственно.

Третья группа включает 25 проб на проверку глагольного словаря (называние действий по картинкам, «Кто как передвигается?»; «Кто как кричит?») – 10, 5, 10 соответственно.

Предметный словарь:

Инструкция:

«Ответь на вопрос» применяется для 1-ой, 5-ой групп проб.

«Покажи и назови части. Что это?» применяется для 2-ой группы проб.

«Как все эти предметы можно назвать одним словом»- для 3-ей группы проб.

«Назови детенышей у …» — для 4-ой группы проб.

Словарь признаков:

Инструкция:

«Назови, какого цвета краски» — для 1-ой группы проб

«Назови, какой предмет по форме» — для 2-ой группы слов.

«Ответь на вопрос» — для 3-ей группы слов

Глагольный словарь:

Инструкция:

«Назови, что делает?»- для 1-ой группы проб.

«Ответь, как передвигается …?» — для 2-ой группы проб.

«Ответь, как кричит …?» — для 3-ей группы проб.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество баллов за выполнение первой группы заданий –

45 баллов, второй – 22 балла, третьей группы – 25 баллов.

Максимальное количество баллов III серию – 92 балла

Серия IV – Исследование грамматического строя — состоит из пяти групп заданий.

Первая группа нацелена на исследование состояния словоизменения: в ней 45 проб, предусматривающих образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (10,10,4, 4,4,4, 4,5 соответственно)

Инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…» — для 1-ой группы проб.

«Чего не стало?» — для 2-ой группы проб.

«Скажи, кому ты даешь корм?» — для 3-ей, 4-ой групп проб.

«Кого ты видишь на картинке?» — для 5-ой, 6-ой групп проб.

«Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?» — для 7-ой группы проб.

«Назови ласково предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая – это ручка» — для 8-ой группы слов.

Вторая группа включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и женского рода единственного числа.

Инструкция: «Назови, какой предмет по цвету».

Третья группа включает 8 проб на согласование существительного с числительным.

Инструкция: «Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять….»

Оценка 1,2,3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи «Не верно, подумай еще»; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Четвертая группа включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

Инструкция: «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить».

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи:

1 – стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, какпервого, так и второго вида.

Пятая группазаданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.

Предложение повторяется до первого его воспроизведения его (1-2 раза).

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Всего в задании 9 проб.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю IV серию равен 75 баллам.

Серия V – Исследование сформированности связной речи

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые несколько модифицированы.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (три картинки)

«Кошка и мышка»

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и придумать историю».

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен ; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе небольшую историю, слушай ее внимательно, запоминай и приготовься мне ее рассказать»

ЕЖ.
Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию V составляет 30 баллов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993.

Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Логопедическое обследование ребенка (автор-составитель С.Е. Большакова) — М.: А.П.О., 1995.

7. Методические рекомендации Управления по дошкольному воспитанию Гособразования СССР к инструкции по приему детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Бюллетень Госкомитета СССР по Народному Образованию №2, 1989.

8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1991.

10. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *