Чтение сказки в подготовительной группе

Светлана Пантелеева
Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы

Конспект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Как трудно быть хорошим» с использованием технологии продуктивного чтения – слушания на примере рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок»

Цель: обеспечение эмоционально-образного восприятия текста, его смысла.

Задачи:

Обучающие: создать условия для восприятия содержания текста, его эмоциональной составляющей; побуждать к рассуждению детей о том, как бороться с обидчивостью, завистью, «невоспитанными» поступками;

создать условия для формирования любознательности, познавательной мотивации.

Развивающие: развивать связную речь, как средство общения, формировать самостоятельность, целенаправленность в выполнении творческого задания, воображение, творческую активность, наблюдательность, мышление; крупную и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать потребность общения с книгой, дружеские отношения со сверстниками.

Форма работы: подгрупповая.

Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы (художественно – эстетическое развитие, двигательная (физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: книга с текстом, иллюстрации к книге, портрет автора, два подарка (игрушка и монетки, монетки по 10 копеек на каждого ребёнка, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу.

— А теперь, подарим свои улыбки друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Мотивационный этап.

Дети подходят к столику и обращают внимание на 2 подарка в упаковке. Спрашиваю,что это? (подарки). Хотите посмотреть, что там? (да) Открываем оба подарка, смотрим: один подарок игрушка, а другой монетки в коробочке. Спрашиваю детей, понравились ли им оба подарка, почему? А какой подарок они выбрали бы? И почему? (ответы детей могут быть разными) Уточняю, что игрушкой можно сразу играть, а на монетки придётся ещё что- то купить, пройдёт какое – то время. Привлекаю детей к тому, что такой подарок, как монетки, однажды привёл к не очень приятной истории. Хотите её послушать? (да). Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам её расскажу, она называется «Бабушкин подарок».

3. Исполнительский этап (первичное слушание произведения, работа с текстом во время чтения)

«У меня была бабушка(. У мальчика, которого зовут Минька.) И она меня очень горячо любила. (Что значит горячо)

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. (Интересно, к кому к нам) И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестрёнку Лелю (Вот почему к нам, оказывается есть еще сестренка Леля) бабушка не очень любила. (Интересно, почему? Что можно предположить) И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку. (Как вы думаете, почему на брата больше)

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла. (А что еще дети ждали от бабушки)

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию. (Кого любила больше бабушка? Как вы считаете)

И с этими словами бабушка велела мне (Мальчику Миньке) протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

И вот я стою как дурачок и с восторгом (с радостью) смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. (обрадовался, что они новенькие) И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком. (Что же сейчас будет)

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, (Это как? Покажите) так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву. (Почему она так поступила, как вы думаете)

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент? (Как вы думаете, куда делась Лёля? Почему)

Чтобы избежать трёпки, (т. е. наказания) Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком. (Как вы думаете, почему Лёлька дразнила брата и бабушку)

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу.

Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку. (Все-таки переживает за внучку)

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки. (Ай-я-яй, вот так поступок)

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. (Обиделась на всех) Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. (Вот так) Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику (назло) Лельке, буду дарить ему подарки. (А разве можно делать назло кому-то)

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. (Догадались, почему папа так сказал) Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти. (Вот, оказывается, как надо поступать!»

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные. (А вы также считаете)

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева!

Конспект ОД по художественной литературе с использованием ИКТ в детском саду. Подготовительная группа

Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. (А надо было так сделать сразу)

И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. (А вы согласны, что он теперь лучший мальчик на свете) Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться. (Согласны или нет)

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым. (Можно теперь поступок Миньки назвать правильным)

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке. (Так всё таки, поровну ли поделил Минька монеты с сестрой)

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова. (Кто помнит) Какие слова?

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. (Согласны) Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.

4. Концептуальная беседа по тексту.

1. Понравилось ли вам произведение?

2. Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку, рассказ, былину). Почему вы решили, что это рассказ? (ответы детей)

Краткая информация о новом авторе произведения:

Дети, этот рассказ написал известный советский писатель Михаил Михайлович Зощенко. Родился он в Санкт Петербурге. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Работал он в студии известного нам детского писателя Корнея Чуковского, который отмечал его юмористические рассказы, но при личной встрече Зощенко оказался очень печальным человеком. В основном, Зощенко писал детские рассказы.

(показываю портрет автора)

Подвижная игра в кругу с мячом «Согласны-несогласны!»

Дети встают в круг и я предлагаю им ответить правильно на мои вопросы по прочитанному. Если тот, кто поймал мяч отвечает правильно, то остальные дети топают, хлопают, прыгают.

1. Назовите главных героев рассказа? (Лёля, Минька). Кто из них был старше? (Лёля)

2. Какие подарки привозила бабушка внукам? (пирожные и игрушки)

3. Какой подарок получил Минька, но не получила Лёля? (десять новых монет по десять копеек)

4. Вы бы могли тоже обидеться, когда с вами так поступили бы? (ответы детей)

5. По какой причине Лёля с силой ударила Миньку по руке? (от злости) Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

6. Почему папа причислил Миньку к «не лучшим» мальчикам на свете? (потому что лучший мальчик поделился бы с сестренкой монетками и такой ситуации бы не произошло)

7. Сколько всего монеток выделил Минька для своей сестры Лёли? (три)

8. Сколько монет в итоге стало у Лёли и на что она их потратила? (4, на мороженое)

9. Как должен, по мнению папы, вести себя мальчик, которого можно назвать «лучшим мальчиком на свете»? (он должен сделать что-нибудь хорошее и не хвастаться при этом) Меняется в конце рассказа отношение Миньки к сестре? Понял ли он, что вызвало раздражение Лёли? (да, ему стало стыдно и жалко Лёльку)

10. Легко или трудно стать очень хорошим? (по мнению автора рассказа, очень трудно).

Ребята, мы знаем с вами, что в каждом тексте есть главная мысль. Давайте попробуем найти главную мысль в рассказе автора. Что он нам хотел показать в этом рассказе, какую идею донести? (дети подтверждают свои ответы): о том, что неправильные поступки и детей, порой и взрослых могут вызвать у людей чувство обиды, зависти. Поэтому, по жизни надо стараться поступать правильно, справедливо. А если уж с вами поступили некрасиво, то надо уметь сдерживать свои чувства или уметь объяснить невоспитанному человеку правила поведения в данной ситуации (не залезать на дерево и не дразниться, показывая язык как Лёля).

Творческое задание: предлагаю детям разделиться на пары и сесть за столы. Перед ними нечётное количество монеток в стаканчике (5,7, 9 и т. д). Прошу детей достать монетки кучкой и попробовать их разделить поровну между собой (дети выполняют и комментируют). Уточняем, куда деть оставшуюся монетку (отдать кому- нибудь или договориться, купить на них что – то и сделать общим и т. д.).

5. Рефлексивный этап.

1. Ребята, вам понравилось сегодня работать?

2. О чём сегодня вы узнали?

3. Дети, попробуйте дать другое название этому рассказу? («Зависть», «Как трудно быть хорошим»)

4. Ребята, а как было можно избежать этой неприятной ситуации детям? (поделить подарок поровну сразу)

4. А вам трудно быть хорошими? Всегда? В каких ситуациях?

5. Какие у вас возникали чувства, когда я читала этот рассказ?

6. О чём вы сможете сегодня рассказать родителям?

7. Как вы думаете, трудно ли всегда быть хорошим?

8. Дети, а можем мы сегодня в ходе ваших самостоятельных игр сделать какую- нибудь памятку или может какой – нибудь знак для правила из рассказа? Попробуете?

Стихотворение – напутствие в конце занятия (Рита Б.):

«Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей!»

Цель:

Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Приоритетная образовательная область:

«Чтение художественной литературы»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Виды детской деятельности:

Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная, Двигательная.

Образовательные задачи:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Вызвать желание узнавать сказку по заданию. (ОО «Художественная литература»)

2. Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования. (ОО «Художественная литература»)

Развивающие задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, мышление. (ОО «Коммуникация»).

2.Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми. (ОО «Коммуникация»).

3.Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности (ОО «Коммуникация»).

Воспитательные задачи:

1. Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству и к правилам безопасного поведения. (ОО «Музыка», «Безопасность»).

2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно. (ОО «Социализация»).

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физминутки). (ОО «Здоровье»).

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия, (ОО «Физическая культура»).

3. Способствовать формированию здорового образа жизни. (ОО «Физическая культура»).

Методы:

Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы:

Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Педагогические технологии:

Элементы социоигровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, элементы ТРИЗ.

Предварительная работа:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов — Чтение сказок: «Репка», «Теремок», Рукавичка, Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка и других сказок.

самостоятельная деятельность детей — изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок.

Ход НОД:

Звучит негромкая музыка.

Дети проходят, встают в круг.

Ритуал начала НОД:

Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.

Cтук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны.

Воспитатель: (читаю письмо). Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Cпасибо вам заранее.» Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки. А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)

Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.

Воспитатель.

Воспитатель. Вот первое задание. — А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Вот вам второе задание.- Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Вот вам и третье задание. — И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. И с этим заданием вы справились.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. А вот и четвёртое задание. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук

показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание. (Загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь.

2. Развивающая: развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку; умение понимать и выполнять правила поведения ( в игровой ситуации, упражнение «Придумай конец этой истории»).

3. Воспитывающая: воспитывать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга — что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др.;

беседы с детьми «Уроки нравственности»; чтение рассказов В.Осеевой «Что легче?», «Плохо», «В одном доме», «Кто хозяин».

Материал: фотография Е.Пермяка; иллюстрация к рассказу; цветы и бумага для оценивания ситуаций для каждого ребенка; «поляна» из бумаги, диск с произведением Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром».

Ход занятия:

  1. Игра «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Сегодня, ребята, мы с вами почитаем рассказ про одного мальчика – Вову. Рассказ написал Евгений Пермяк (фотография автора) и называется он «Самое страшное».

Слушайте внимательно, сегодня мы с вами узнаем, ЧТО ЖЕ страшное случилось с Вовой.

«Самое страшное»

Начало формы

Конец формы

Вова рос крепким и сильным мальчиком.

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе на тему: «Литературная викторина»

Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Вопросы:

1.Скажите, ребята, что же оказалось самым-самым страшным на свете ?

2. Почему Вова остался один на свете?

3.Каким был Вова?

4.Что бы вы посоветовали сделать Вове, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Рассказ заканчивается грустно. Давайте подумаем, каким мог бы быть конец рассказа, чтобы Вове не было так одиноко. Придумайте продолжение рассказа (2-3 ребенка).

Физминутка:Девочки и мальчики

Девочки и мальчики

/руки на пояс

Прыгают как мячики,

/ритмичные прыжки

Ножками топают,

/топанье ногами

Ручками хлопают,

/хлопки в ладоши

Глазками моргают,

/руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз

После отдыхают.

/руки вниз

Игровая ситуация:

А теперь, ребята, мы с вами поиграем! Я буду называть поступки, а вы – оценивать их. Если поступок хороший – приклеиваем на нашу » полянку» цветок, если плохой – мнем и бросаем лист бумаги – вот так.

Воспитатель называет ситуации, чередуя их:

— Бить товарищей;

-Поздороваться со взрослыми;

-Стрелять в девочек из рогатки;

— Помочь младшей сестренке одеться;

— Строить рожи взрослым;

— Полить цветы;

— Наступить на хвост собаке;

— Приготовить чай для бабушки;

-Выдергивать усы коту;

— Помогать воспитателю убирать листья;

— Загонять колючего ежика под шкаф;

— Ласково разговаривать с мамой;

— Грубить бабушке;

— Уступить место старшему в автобусе;

— Жадничать;

— Помочь дедушке донести сумку;

— Дразнить ребят;

— Накормить рыбок в аквариуме;

Звучит музыка Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром».

А теперь посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих- куча мусора! Давайте соберем весь мусор и выбросим его в корзину ( дети вместе собирают мусор).

Вместе с мусором мы выбросили все нехорошие поступки и слова из нашей жизни. Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна!

  1. Игра » Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Во многих детских садах, в подготовительных группах воспитатели часто обращаются к сказкам. Зачастую, у родителей это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это дети и они могут изучать сказки. Но с другой стороны, это ведь подготовительная группа и ребята должны готовиться к школе. В школе сказки практически не проходятся, и такой перепад может показаться слишком резким. Так зачем же нужно проходить сказки в подготовительной группе детского сада? Какую роль они играют в становлении ребёнка в этом возрасте?

Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой

Поленовой;

Дети читают

  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться»;
  • «Чудесное яблочко»;
  • «Волк и лиса»;
  • Сказки Маршака;
  • «Бобовое зёрнышко»;
  • «Старик-Годовик», В.Даль;4
  • «12 месяцев»;
  • «Морозко».

Сказки и Былины

Зарубежные:

  • «Айога»;
  • «Каждый свое получил»;
  • «Голубая птица»;
  • «Джек, покоритель великанов», пер. К.Чуковского;
  • «Беляночка и Розочка»;
  • «Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро,
  • «Кот в сапогах»;
  • «Самый красивый наряд на свете»;
  • «Гадкий утенок»;

Сказки народов мира

  • «Дюймовочка»;
  • «Бемби»;
  • «Принцесса, не желавшая играть в куклы»;
  • «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
  • «Три ржаных колоса»;
  • «Сказка про Джемайму Нырни в лужу»;
  • «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»);
  • М.

    Эме. «Краски».

Каждую сказку из этой картотеки нужно обсуждать. Каждая из них показывает различные фрагменты из жизни людей. Например, чтение русской былины Алеша попович и Тугарин Змеевич в подготовительной группе не только знакомит детей с былинами, но и показывает, что нужно быть храбрым и помогать людям. «Морозко» и «Никита Кожемяка» тоже могут присутствовать в этом списке. Просто в некоторых ДОУ они проходятся раньше. Также споры возникают насчёт сказок «Теремок» и «Петушок». Но многие её проходят с вредней группе.

Примеры занятий по сказкам в подготовительной группе ДОУ

Проводить занятие по сказаниям в подготовительной группе достаточно нелегко. Поэтому стоит рассмотреть пример подобных уроков.

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: развитие речи детей.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вам всем наверняка интересно, куда мы отправимся. Но я никак не могу расшифровать название этого места. Оно состоит из первых букв ответов на загадки. Давайте сначала отгадаем их, а потом поймём, куда же мы переносимся!

  • Красна девица грустна, ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка? — Снегурочка.
  • На сметане мешён, на окошке стужён.
    Круглый бок, румяный бок, покатился? — Колобок.
  • Всех излечит, излечит, добрый доктор — Айболит.
  • Она красива и мила, а имя её от слова зола? — Золушка.
  • Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше — Карлсон.
  • В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
    Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой — Иванушка.

Звучит музыка.

Воспитатель: Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие.

Далее воспитатель задает вопросы:

  • Кто живёт в них?
  • Как начинается?
  • Какими словами заканчивается?
  • Что можно использовать, чтобы она была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)
  • Ребята, а какие присказки вы знаете?

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Сказано-сделано».

Воспитатель: А вы много знаете сказок? Сейчас проверим.

Загадывание загадок детьми:

  • Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
    В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
  • Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  • По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
  • Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
  • А дорога далека, а корзина нелегка.
    Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
  • Колотил, да колотил по тарелке носом.
    Ничего не проглотил и остался с «носом».

Воспитатель: Вы хорошо все знаете. А сейчас вы сами будете придумывать разные истории.

Выставляется иллюстрация (любая)

«Сказочная избушка»

Воспитатель: У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.

Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок по иллюстрации составляет историю.

Воспитатель: Молодец, хорошую придумал!

Физкультминутка

«В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка — дети шагают
Стоит задом наперед — дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка — Грозят пальцем
Бабушка Яга живет — грозят пальцем другой руки
Нос крючком, — показывают пальчиком
Глаза большие — показывают
Словно угольки горят — покачивают головой
Ух, сердитая какая! — бег на месте
Дыбом волосы стоят —руки вверх

Воспитатель: Ну, а теперь продолжаем дальше своё путешествие.

Придумать сказку по игрушкам

Выставляется иллюстрация леса и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.

Воспитатель: Надо придумать историю по игрушкам.

Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

Ребёнок составляет сюжет по игрушкам.

Воспитатель: Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку по теме: «Как лиса и заяц подружились». Давайте вспомним, каким в произведениях показан заяц?

Дети говорят, что он трусливый, беззащитный, пугливый.

Воспитатель: А какая у нас лисичка?

Дети описывают лису, как хитрую плутовку и обманщицу.

Далее малыши придумывают историю, используя сказочных персонажей настольного театра.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Ребята, вы знаете много пословиц. Давайте вспомним.

  • Хороша кашка, да мала чашка.
  • Жить в соседях, быть в беседах.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.
  • Что есть в печи, всё на стол мечи.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

Воспитатель: А теперь послушайте вот такую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
Как вы её понимаете? — ответы детей. Мы с вами читали русскую народную сказку: «Как аукнется, так и откликнется». Давайте вспомним ее.

Вопросы воспитателя: О чём говорится в этой сказке? Какой вам представляется лиса в этой сказке? Что вам понравилось в сказке? Как вы понимаете выражение: «не солоно хлебавши»; «потчует», «стряпала», что они означают? Почему так называется? Что означает выражение: «как аукнется, так и откликнется»?

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.

Пересказ истории по телефону

Воспитатель: Наше путешествие в мир сказок заканчивается. Вспомните, какие истории вы сегодня придумали? Чья сказка понравилась больше всех? Назовите свои любимые сказки. Чем они вам нравятся? А чему они учат? Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня все старались и были просто молодцы.

Игры

На данном уроке у детей развивалась фантазия, творческое мышление. Дети составляли сказки по набору игрушек, картинкам. Рождение нового произведения помогает детям раскрыть свою фантазию. Занятие прошло интересно. Дети развивались в различных направлениях. Они учились изъясняться логично. Также ребята учились описывать героев с помощью эпитетов. Они изучили несколько наиболее известных пословиц.

Также ребята занимались рисованием. Это помогало им переключаться на разные виды деятельности и отдыхать. К тому же они продолжили учиться позитивно общаться друг с другом. Кроме того, учитель постоянно хвалит детей, а в конце происходит рефлексия. В начале урока присутствовала доля драматизации. Это всё является показателем того, что сценарий урока подготовлен вполне грамотно.

Игровая деятельность по прочитанному

Роль игры на занятиях в детских садах, безусловно, очень велика. С помощью игр дети усваивают материал, повторяют его. Игры помогают лучше ощутить сказочную атмосферу.

Многие подумают, что в данном примере нет игр совсем, но это не так. На самом деле практически весь этот урок можно назвать одной большой игрой. Почему? Дело в том, что дети играют роль путешественников. То есть урок- ролевая игра. Кроме того, в конце учительница спрашивает, чья история больше понравилась. Это показывает, что в уроке присутствовали элементы состязания.

Если же искать игры в содержании урока, то можно найти такие игры, как «Ответь на загадку» и «Угадай сказку».

Ещё одной ролевой игрой может быть «Создай свою страну». Там могут быть и Царь с Царицей, старик с бабкой, волк с лисой и другие сказочные герои.

В целом можно сказать, что сказки в подготовительной группе детского сада очень важны. Без них ребёнок не сможет расширить свой кругозор и познать окружающий мир.

Важно! Стоит помнить, что некоторые произведения рассчитаны на 1 урок, а некоторые на неделю. Поэтому, стоит заранее составить уроки.

Важно! Ведущий вид деятельности у детей 5-6 лет — игра. Но игры бывают совершенно разными.

Интересно! Новогодний утренник тоже можно сделать в виде игры. Это тоже поможет развитию фантазии и памяти детей. А взрослым будет интересно за этим наблюдать.

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
Воспитатель: Голозубова О. М.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран»
С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне)
Задачи: учить выделять главную мысль рассказа; развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.
Цель: углублять знания детей о Великой Отечественной войне.
Материал и оборудование: портрет С. Алексеева, портрет В. Талалихина, иллюстрации.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение стихов и рассказов о войне, беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы.
Словарная работа: таран, фашист, бомбардировщик, прожектор, враг, ас, награды, гашетка, мотор, Талалихин. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие. Сообщение названия области воспитателем.
2. Мотивация.
а) Чтение стихотворения воспитателем.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
б) Беседа по теме:
В. -Каждый год 9 Мая наш народ отмечает один из самых светлых и в то же время скорбных праздников. Что это за праздник?
Д. -День Победы.
В. -Что такое война?
Д. -Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
В. -Почему происходят войны?
Д. -Одни хотят завоевать власть над другими; видят своё превосходство; не уважают людей; не умеют договориться, уступить, найти верное решение.
В. -Над кем наш народ одержал победу в этой войне?
Д. -Над фашистами.
В. -Кто встал на Защиту Родины?
Д. -Мужчины и женщины, старики и дети
В. -Как вы думаете, о чём мечтали дети войны?
Д. -О мирном небе, о живых родителях, о книжках и игрушках, о куске хлеба, …
В. –Каким, показал себя наш народ в этой войне?
Д. -Дружным, сплочённым, смелым, отважным, стойким…
В. -Почему мы одержали победу?
Д. -Наш народ был дружным.
В. -Кто такой солдат?
Д. -Тот, кто защищает свою страну от врагов
В. -Каким должен быть солдат?
Д. -Смелым, храбрым, сильным, стойким
В. – На какую тему мы будем читать рассказ?
Д. Рассказ о войне.
В. – Правильно. Мы познакомимся с рассказом «Первый ночной таран», который написал автор Сергей Петрович Алексеев.
3. Физическая минутка:
Упражнение «Слушай команду»
В. -А как вы считаете, вы храбрые, стойкие дети?
Д. -Да
В.

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе ДОУ

-А сейчас мы с вами это проверим.
В. — Настоящие солдаты должны уметь выполнять все команды командира. По команде «огонь» — вы хлопаете в ладоши, по команде в разведку – смотрите «в бинокль» (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам, по команде «на парад» — маршируете на месте, по команде «враги» – подставить палец ко рту, сказать «тс». Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. Все готовы слушать мою команду.
Д. –Да
В. –Будьте внимательны.
4. Работа над темой занятия:
а) Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»
В. –Сейчас я вам прочитаю рассказ о смелом летчике, который написал Алексеев Сергей Петрович (показ портрета).
б) Ответы на вопросы воспитателя.
В. -Что такое прожекторы?
Д. -Прибор, который светит очень ярко.
В. -Кто такой фашист?

Д. –Враг.
В. -Что такое фашистский бомбардировщик?
Д. -Самолет врага, который возит бомбы.
В. -Как вы поняли, что такое гашетка?
Д. -Рычаг, пулеметная кнопка.
В. -Кто сможет объяснить слово таран.
Д. -Когда самолет движется к другому самолету.
В. -Что такое борт? А за бортом?
Д. -Это стенка самолета; за пределами самолета.
В. -Что такое награда?
Д. -Это медали, грамота, ордена…
В. –Скажите, к какому жанру относится «Первый ночной таран»?
Д. –Рассказ.
В. -Как зовут писателя, который написал рассказ «Первый ночной таран»?
Д. -Алексеев Сергей Петрович.
В. -Как звали главного героя рассказа?
Д. -Виктор Талалихин.
В. -Что обнаружили наблюдатели в небе?
Д. -Приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.
В. -В какое время суток это происходило?
Д. -В тихую лунную ночь.
В. -Какой приказ получил Виктор Талалихин?
Д. -Уничтожить врага.
В. -Какое звание у Виктора Талалихина?
Д. — Младший лейтенант.
В. -Каким образом советский летчик сбил самолет фашиста?
Д. -Советский летчик пошел на таран.
В. -Скажите, дети как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Д. -О героях пишут книги, картины; слагают стихи, устанавливают памятники по всей стране.
5. Развитие речи и мыслительной деятельности.
Я назову начало пословицы, а вы продолжите концовку.
В. -Нет ничего краше,
Д. -чем Родина наша.
В. -Жить –
Д. -родине служить.
В. -Родина – мать,
Д. -а за мать не жалей и жизнь отдать.
В. -Родина – мать,
Д. -умей за неё постоять.
В. -Смелость
Д. -города берёт.
В. -Кто к нам с мечом придёт,
Д. -тот от меча и погибнет.
В. -Тяжело в учении –
Д. -легко в бою.
В. -Смелого — враг
Д. -не возьмет.
В. -В знамени твоя честь,
Д. -в оружии — слава.
В. -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не было войны?
Д. -Нужно, чтобы все народы жили в согласии и дружбе.
3) Итог занятия:
В. –Как назывался рассказ, который мы с вами читали?
Д. -Первый ночной таран
В. -Кто написал этот рассказ?
Д. – Сергей Петрович Алексеев.
В.- Назовите лётчика?
Д. – Виктор Талалихин.
В. – Какой подвиг он совершил?
Д (ответы воспитанников)4) Рефлексия «Звёзды»
А сейчас украсим небо для нашего лётчика.
Если вы на занятии узнали что – то новое, то прикрепите жёлтую звезду.
Если вы ничего нового не узнали, то прикрепите красную звезду.
Перескажите рассказ родителям.

Приложенные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *