Безопасность образовательной среды

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

Вопросы:

1. Правовые гарантии охраны духовно- нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних.

2. Основы педагогической психогигиены и психотерапии.

3. Психическое и психологическое здоровье учащихся, влияние на него социальных факторов.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить, как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям – являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно–доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний.

Факторы и условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды

Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12–24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем – для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2) дисциплина.

Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

Ведущие цели поведения учеников – чувствовать свою причастность к жизни школы и занять место в этой общности – воплощаются в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и учащимися (коммуникативная состоятельность), вносить свой вклад в жизнь класса и учебного заведения (состоятельность в деятельности) (Кривцова С. В., 2000). Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно–ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Ответственность и включенность в происходящие в образовательной среде процессы должны распределяться равномерно между всеми ее участниками (учителями, учащимися и их родителями, администрацией). Акцент в данной ситуации ставится не на обязательствах, а на ответственности за происходящее. Обязанность означает: «я должен кому–то», меня «обязали», то есть предполагает внешний контроль над действиями человека и зачастую вызывает у него негативные чувства, а также, в лучшем случае, – формальный подход к межличностным отношениям и к выполнению своей деятельности, в худшем – восприятие происходящего как психологическое насилие над своей личностью. Ответственность означает внутренний контроль – «я хочу», «я должен самому себе».

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Среди важных социальных навыков, содержащих познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, можно выделить следующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Практическое занятие №3.

Тема: » Психологическая безопасность образовательной среды»

Понятия «психологическая безопасность личности», «психологическая безопасность образовательной среды»

Проблема психологической безопасности образовательной среды приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые такие как: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, А.А.

Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ

Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и другие.

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. состояние сохранности психики человека;

2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.


Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям — являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия — повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторы и условия, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1. доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2. дисциплина.

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Критерии и показатели безопасности образовательной среды

Андронникова О. О.

Происходящие в обществе изменения связанные с модернизацией российского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двойственную роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой — оказывают дезориентирующее воздействие, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, В. П. Горяинов, Г. В. Грачев, Г. Г. Дилигенский, А. Евдокимов, В. В. Лапкин, В. И. Пантин, Л. И. Шершнев). Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность, увеличивают общую виктимизацию населения.

Понятие «безопасность»определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Нарушения безопасности приводят к разрушению ощущения психологической защищенности, что детерминирует снижение адаптации, развитие социальной некомпетентности, нарушение параметров групповой включенности (стремление быть как все и со всеми), ожидание социального непринятия, чувство одиночества, отсутствие чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности).

Таким образом, нарушение безопасности приводит к разрушению всех базовых параметров организации эффективного развития и существования личности.

Рассматривая вопросы формирования безопасности, мы встречаемся с понятием безопасной среды, которое не имеет однозначного определения в мире науки. В общем смысле, «среда» понимается как окружение и состоит из совокупности природных, материальных и социальных факторов, которые прямо или косвенно постоянно воздействуют на человека . Обобщенные представления о среде, создаваемой человеком вокруг себя, закрепились в понятии социокультурная среда. Рассматривая безопасность с точки зрения организации «среды», способствующей формированию личности безопасного типа, необходимо выделить ряд сфер безопасности, организация которых является первостепенной задачей. Это в первую очередь сфера семейных отношений, система социальных (государственных) отношений, сфера образовательного пространства.

Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, определяющая вектор развития и формирование психики ребенка. С этой точки зрения образовательная среда включена в механизмы развития ребенка, что, по сути, и определяет ее целевое и функциональное назначение. Однако содержание и основные параметры среды будут напрямую зависеть от культуры и специфики мировоззрения общества, склонности определять те или иные явления, как опасные или безопасные.

Баева И. А. психологическую безопасность образовательной среды рассматривает как защищенность от психологического насилия во взаимодействии по таким структурным компонентам как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение .

Нами под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех включенных в нее участников .

Однако существует значительная разница в представлениях об условиях психологической безопасности образовательной среды детерминированных референтной средой, возрастными и ролевыми особенностями участников взаимодействия.

Анализ основных параметров формирования психологической безопасности, проведенный нами на протяжении ряда лет, позволил выделить ряд компонентов, находящихся в сложных иерархических отношениях друг с другом, обеспечивающих эффективное формирование безопасного пространства. Как наиболее значимые параметры выделяются: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально-близкие отношения; состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; реальная безопасность окружающей среды.

Важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит еще и в том, что школа, во всех своих образовательных структурах (начальное, среднее, профессиональное, высшее образование), являясь социальным институтом, включает в себя все остальные социальные институты и их участников: самих учащихся, педагогов, родителей, а значит способна строить свою локальную (частную) систему безопасности и условия психологической безопасности и помощи личности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Данная перспектива предполагает учет всех факторов, задействованных в учебно-воспитательном процессе, и всех его субъектов, поскольку в образовательной среде существуют социально организованные психолого-педагогические условия общения и взаимодействия и возможности их реализации, «порождающие» психологическую безопасность среды и личности. Образовательное пространство имеет все необходимые компоненты, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи. Значимым элементом этого процесса является соблюдение требований безопасности. И. А. Баева, исследуя образовательную среду школы, в качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выделяет образовательную систему, построенную на принципах здоровьесберегающей, безопасной для жизни и здоровья, единой образовательной политики и образовательной деятельности .

Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.

Рассматривая вопросы безопасности образовательной среды, необходимо отметить угрозы безопасности образовательного пространства.

Вопросы угроз безопасности образовательного пространства активно обсуждаются разными авторами. Как важные факторы виктимизации образовательного пространства выступили: личность ребенка и уровень сформированного виктимного потенциала, наличие закрепленных форм виктимного поведения; социально-психологическая деформация личности педагога (недостаточный уровень психологической культуры общения учителей, нервные перегрузки, разногласия между администрацией и учителями, личностные особенности учителей, наличие противоборствующих группировок в коллективе); школьные подсистемы (нормы и правила конкретной школы, рейтинг подростка среди сверстников, престиж, положение и принятие сверстниками); отсутствие здоровьесберегающих технологий (совокупность методов, которые направлены на охрану и укрепление здоровья учащихся); виктимное мировоззрение участников образовательного пространства.

Нахождение в ситуации «опасного» образовательного пространства побуждает ребенка мобилизовать силы на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие, активизирует потребность в безопасности, которая является жизненно важной и потому не исчезает при нарушении механизмов ее функционирования и реализации, а трансформируется в виде ухода в себя, возникновения внутриличностных конфликтов, аддиктивной компенсаций.

При этом воздействие, связанное с нарушением оптимального уровня психологической безопасности личности, вызывает негативные психические состояния (эмоции), направленные либо на активное реагирование, борьбу с источником угрозы (гнев, раздражение, собранность), либо на пассивное подавление (уныние, вина, робость). Ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

Концепция психологической безопасности образовательной среды позволяет нам проектировать систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. То есть создать среду, в которой возможна организация благоприятных условий для обучения, воспитания и развития личности самих учащихся, взаимодействия их семьи и педагогического коллектива, сохранения физического и психологического здоровья, инициации или поддержание личностного роста педагогов.

Проектирование безопасной образовательной среды в данном контексте должно опираться на принципы: организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принципы помощи в социально-психологической умелости, входящие в концепцию гуманизации образования.

При этом основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом, по мнению многих авторов, является психологически здоровая личность.

Однако, на наш взгляд, ограничение только этими принципами недостаточно для формирования действительно психологически благополучной личности безопасного типа. Нам необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где личность бы востребовалась и свободно функционировала, где все ее участники чувствовали бы защищенность и удовлетворенность основных потребностей (в том числе потребности в познании и преодолении), сохраняли и развивали психическое здоровье. Системообразующим параметром такой среды выступает индекс психологической безопасности, выделенный И. А. Баевой.

Однако на наш взгляд, рассматривать психологическую безопасность образовательной среды только как показатель удовлетворенности и отсутствия насилия было бы не обоснованно. Совершенно естественным становится вопрос формирования безопасного способа поведения, безопасного мировоззрения участников образовательного процесса, что требует чего-то большего, чем просто отсутствие насилия и угроз безопасности. Особенную значимость приобретает данное утверждение, если рассматривать образовательную среду как элемент общего социально-экономического пространства, которое на данный момент полно угроз, и без их наличия развиваться не способно. В этой парадигме встает вопрос об обучении навыкам справляться с угрозами, сохраняя уровень личной психологической безопасности, позволяющий развиваться и даже проводить значимую экспансию по освоению новых политических, экономических, общественных пространств. На наш взгляд полное отсутствие угроз безопасности, в том числе и в образовательном пространстве, может даже навредить развитию ребенка, привести его к рафинированности, потере стимула к развитию, экспансии. С этой точки зрения значимым аспектом безопасности образовательной среды будет выступать наличие угроз, соответствующих возрасту и индивидуальным возможностям ребенка, знаний об этих угрозах, механизмов компетентностного преодоления данных угроз, при наличии ощущения базовой безопасности личности, чувстве защищенности и принятости в референтной среде. Такой подход позволил бы сформировать личность, уверенную в своей компетентности по отношению овладению жизненными невзгодами, с чувством защищенности и стремлением к развитию и саморазвитию, активной эмоционально-волевой компонентой, стремлением к познанию и овладению окружающей средой, сформированным мировоззрением и не боящуюся трудностей.

С этой точки зрения формирование безопасного образовательного пространства должно обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования. Безопасная личность, на наш взгляд, рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения .

В данной логике и должна разрабатываться стратегия организации безопасной образовательной среды. Основными компонентами которой выступят не только педагогическое прогнозирование опасностей и рисков, их обнаружение и проектирование способов контроля, ликвидации (или минимизацию) опасностей и рисков, но комплекс мероприятий направленный на создание регулируемых рисков, позволяющих личности овладевать навыками компетентностного поведения, с сохранением базового чувства психологической безопасности.

С этой точки зрения социокультурная безопасность образовательной среды ВУЗа должна рассматриваться на нескольких уровнях.

Нормативно–деятельностный уровень, напрямую связанный с выполнением образовательных стандартов в организации пофессиональной подготовки студентов, освоения ими основных знаний, навыков, умений. Личностно–профессиональный уровень рассматривается с точки зрения особенностей реализации всех участников образовательного процесса. Это наличие возможностей для развития и становления студента, присутствие потенциала и организованной системы рисков, в процессе преодоления которых, идет становление активной жизненной позиции личности, ощущение собственной компетентности, успешности, самоуважения. Необходимым компонентом данного уровня является наличие возможностей для реализации, самореализации, личностного и профессионального роста преподавателя. Базовыми компонентами этого аспекта будут: побуждение высокой творческой активности педагога, получение удовлетворения от деятельности, ощущение собственно профессиональной компетентности.

Социально–педагогический уровень, на наш взгляд, связан с учетом потребности заказчика в творчески развитых компетентностных специалистах, способных эффективно справляться с трудностями, опасностями. Данный аспект особенно ярко выступает в заказе общества на специалистов кризисного типа, способных длительное время находиться в ситуации психической и профессиональной напряженности, успешно справляться с постоянно возникающими рисками.

Хочется отметить, что низкий уровень склонности к риску, традиционно связываемый с психологическим здоровьем и благополучием, в данной социальной ситуации можно рассматривать скорее как помеху реализации. Вопрос должен быть поставлен в ином аспекте, позволяющим рассматривать склонность к риску через призму повышенного познавательного интереса в контексте компетентностного поведения, наличия навыков овладения рисками, уверенностью в своей ценности, принятости в обществе, значимости собственных действий в индивидуальном и социальном плане.

Такой специалист является, несомненно, востребованным на рынке труда, а его стремления к познанию, достижениям, социальному признанию, преломляющиеся через призму ощущения безопасности и компетентности становятся социально ценными.

Несомненно, по-прежнему остается до конца не разработанной модель формирования такого специалиста.

В настоящее время в России выделяется два основных направления в контексте обеспечения безопасности образовательной среды. Первое направление связанно с ознакомлением с рисками через систему практических и лекционных занятий, с последующим формированием навыков, совладания с данными рисками. Второе направление связанно с формированием свободного от насилия и угроз образовательного пространства. В Сибирском регионе ни одно из данных направлений активно не представлено. Уровень образовательной среды школы двигается в отношении организации отдельных трененговых занятий по профилактике насилия в межличностных отношениях учащихся (центры «Коралл», «Прометей», «Вита» и т. д.), никоим образом не обозначая компоненту психологического насилия.

Вопросы профилактики виктимизации и профессиональной деформации непосредственно педагогов, также частно отражены в программах социально психологических центров (например, программа «Реабилитация синдрома психического выгорания» в центре «Магистр»). Все общественные программы кратковременны и направлены на отдельные аспекты насильственных отношений в обществе, семье, образовательной среде. Нет ни одной централизованной программы по формированию безопасного образовательного пространства школы. Приблизительно та же ситуация наблюдается в системе высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, крайне актуальной становится задача формирования личности безопасного типа, характеризующейся активной жизненной позицией, высоким познавательным интересом, склонностью к оцениваемому риску, психологической устойчивостью, толерантностью к неизвестности, способностью к творческой реализации, навыками безопасного поведения и здорового образа жизни.

Исходя из этой задачи, актуальным становится формирование безопасной образовательной среды, важными характеристиками которой будут: отсутствие насилия в отношениях, наличие управляемых рисков и навыков их преодоления, наличие условий для формирования безопасного мировоззрения, творческой самореализации всех участников образовательного процесса, активизация познавательных интересов.

Литература

  1. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. 2-е изд. Учебник для вузов. Издательство: Питер. М. Медников и др., 2004.- 208., ISBN 5—94723—791—1
  2. Литвинова Н. Н. Психологическая безопасность образовательной среды. Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо -Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 168 с.
  3. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. Санкт-Петербург, 2002. — 155с.
  4. Баева И. А., 2002 Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002.
  5. Андронникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды и ее роль в формировании и обучении личности. Актуальные проблемы специальной психологии образовании: Мат VI и VII межрегиональных научно-практических конференций «Здоровьесберегающие технологи в семье и в школе (1—2 ноября 2006 г. и 26—27 ноября 2007 г.). — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2008. -311с, — с. 19- 27. ISBN – 978—5-85921—684—0
  6. Баева И. А. Баева И. А.Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис… д-ра психол.

    1 Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности (23)

    1. Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая:

    А) психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности;

    Б) вопросы безопасного ведения деятельности, межличностного взаимодействия;

    В) чрезвычайные ситуации, их возникновение, и влияние ЧС на группы людей;

    Г) различные реакции человека на опасность, психические состояния человека, психические процессы и свойства.

    2. Предметом исследования психологии безопасности являются:

    А) психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;

    Б) психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;

    В) свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности;

    Г) чрезвычайные ситуации, их происхождение, и влияние на группы людей.

    3.Безопасность личности определяют три фактора:

    А) человеческий фактор,

    Б) фактор среды,

    В) фактор защищенности.

    Г) административный фактор.

    1. Человеческий фактор – это:

    А) различные реакции человека на опасность;

    Б) вина человека в той или иной ситуации;

    В) возможности человека и его способности;

    Г) влияние человека на происшествие.

    1. Биологический фактор, обеспечивающий способность человека к саморегуляции и к безопасному поведению,– это:

    А) безусловные рефлексы, которыми организм неосознанно отвечает на угрожающие ему опасности;

    Б) умение человека ориентироваться в знакомой местности, его реакции;

    В) знания о флоре и фауне в местоположении чрезвычайной ситуации;

    Г) натренированность человека, быстро реагировать и принимать решения.

    1. Среда как фактор, способный вызвать чрезвычайные и экстремальные ситуации, опасные для человека, подразделяется на:

    А) физическую;

    Б) социальную;

    В) эмоциональную;

    Г) интеллектуальную.

    1. Средства защиты личности подразделяются на:

    А) социальные;

    Б) физические;

    В) психологические;

    Г) интеллектуальные.

    1. Психологическая защита – это:

    А) система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных , травмирующих переживаний;

    Б) преднамеренная осознаваемая защита от внешних воздействий;

    В) определенный осознанный вид защитного поведения;

    Г) стереотипное защитное поведение.

    1. Психологическая защита подразделяется на:

    А) социально-групповую

    Б) индивидуально-личностную;

    В) диадную;

    Г) внутригрупповую.

    10.Социально-групповая психологическая защита определяется:

    А) наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций;

    Б) наличием групповой динамики, принятием всеми членами группы того или иного представителя, групповая сплоченность;

    В) комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими;

    Г)

    11.Индивидуально-личностная психологическая защита – это:

    А) степень личностной защищенности индивида.

    Б) потребность в защите каждого индивида;

    В) комплекс защитных способностей от внешнего воздействия;

    Г) стратегия поведения.

    12.Индивидуально-личностная психологическая защита обеспечивается:

    А) комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими;

    Б) комплексом стратегий поведения;

    В) наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, групповыми нормами;

    Г) коммуникативными способностями, знанием психологии человека.

    13. Индивидуально-личностная психологическая защита подразделяется на три основные группы:

    А) межличностную защиту;

    Б) психическую саморегуляцию;

    В) внутриличностную защиту;

    Г) межгрупповую защиту.

    14.Виды защиты от внешних воздействий подразделяют:

    А) по уровню осознанности;

    Б) по количеству субъектов защиты;

    В) по отношению к объективной действительности;

    Г) по силе воздействия.

    15. Преднамеренная защита осуществляется:

    А) на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие;

    Б) усвоенным стереотипом поведения;

    В) на бессознательном уровне;

    Г) в зависимости от знаний, умений и навыков психологического противодействия.

    165. Помощь по снижению нервной дрожи:

    А) возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.

    Б) продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

    В) дать поспать.

    Г) нужно уменьшить дрожь.

    166. При нервной дрожи нельзя:

    А) обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

    Б) укрывать пострадавшего чем-то теплым;

    Д) успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки;

    Г) разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

    167. К основным признакам страха относятся:

    А) напряжение мышц (особенно лицевых);

    Б) сильное сердцебиение;

    В) учащенное поверхностное дыхание;

    Г) усиленный контроль над собственным поведением.

    168. Истерический припадок длится:

    А) несколько минут или несколько часов;

    Б) зависит от особенностей нервной системы пострадавшего;

    В) зависит от личностных особенностей;

    Г) зависит от типа темперамента.

    169. Основные признаки истерического припадка:

    А) сохраняется сознание;

    Б) чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

    В) речь эмоционально бедная, медленная;

    Г) крики, рыдания.

    170. В ситуации истерического припадка:

    А) удалите зрителей, останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

    Б) неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить;

    В) говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном;

    Г) выполняйте все желаниям пострадавшего.

    Андронникова О. О. Критерии и показатели безопасности образовательной среды

    После истерики наступает:

    А) упадок сил;

    Б) агрессия;

    В) активность;

    Г) психомоторная расторможенность.

    172. Помощь при сексуальном насилии:

    А) сразу обнимите пострадавшего.

    Б) не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо;

    В) не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего;

    Г) дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

    173. Дебрифинг – это:

    А) метод работы с групповой психической травмой;

    Б) метод психологической помощи пострадавшему;

    В) метод психологического сопровождения;

    Г) метод психологической поддержки пострадавшему.

    174. Цель дебрифинга:

    А) снизить остроту психологических последствий после пережитого стресса;

    Б) оказать психологическую помощь;

    В) оказать психологическую поддержку;

    Г) оказать психологическое сопровождение.

    175. Для снижения тяжести психологических последствий решаются следующие задачи:

    А) сглаживание впечатлений, реакций и чувств;

    Б) когнитивная организация переживаемого опыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;

    В) мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и. понимания;

    Г) подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем;

    176. В дебрифинге принято выделять три части:

    А) проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

    Б) детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

    В) мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее;

    Г) выявление личностных особенностей пострадавших.

    177. Самое важное в дебрифинге – это:

    А) организация группового обсуждения;

    Б) оказание психологической помощи;

    В) оказание психологической поддержки;

    Г) психологическое сопровождение.

    Стоимость данной работы составляет 400рублей. Если Вас устраивает цена Вы можете связаться с нами любым из перечисленных способов:

    МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

    «Психологическая безопасность образовательной среды»

    Подготовила:

    Педагог-психолог

    Кильдюшова Е.В

    пгт.Чамзинка

    1. Введение

    2. Психологическая и физическая безопасность

    3. Внешние источники угрозы психологической безопасности

    4. Внутренние источники психологической безопасности

    5. Психологическая самозащита от деструктивного поведения

    6. Алгоритм психологической защиты

    Введение

    Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

    Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

    Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

    Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

    Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. — изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.

    2. Психологическая и физическая безопасность.

    Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

    Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

    1) состояние сохранности психики человека;

    2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

    3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

    4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

    5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

    Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

    Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям — являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

    Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия — повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

    Баева И.А.

    рассматривает ПБ как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

    Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

    Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

    Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.

    Нежелание ребенка посещать школу, отказ находиться в классе, чаще всего связаны с жалобами: «меня обзывают, игнорируют, насмехаются, унижают и т.п.», что может относиться, как к одноклассникам, так и к учителям

    Учителя в беседах с психологами часто отмечают, что основная трудность, проблема в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются, справиться с ними можно только строгим, а порой жестким обращением.

    Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
    Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

    Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что, называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.

    3. Внешние источники угрозы психологической безопасности:

    Физические:

    1. неблагоприятные погодные условия;

    2. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

    3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

    4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь — отсутствие режима проветривания;

    5. враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;

    Социальные:

    1. манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

    2. межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;

    3. интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

    4. неправильная организация общения — преобладание авторитарного стиля;

    5. отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

    4. Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка:

    1. привычки негативного поведения;

    2. осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

    3. отсутствие автономности — прямая зависимость во всем от взрослого;

    4. индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);

    5. патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

    5. Психологическая самозащита от деструктивного влияния

    В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.
    Многие ученые, рассуждая о проблеме психологической безопасности, имеют в виду защищенность – результат применения способов психологической защиты. Однако данные понятия не являются синонимами: развитие психологической защиты личности не всегда приводит к ее безопасности, а часто даже противоречит ей. В связи с этим первоочередной задачей считаем уточнение и разграничение понятий «психологическая защищенность» и «психологическая безопасность».
    Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.
    В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
    а) предмет защиты,
    б) угрозу,
    в) ущерб,
    г) средства защиты,
    д) субъект защиты.
    а) Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
    индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.
    б)Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него). Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.
    в) Ущерб (чего именно нужно избежать). Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
    является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.
    г) Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.
    д)Субъект защиты (кто защищает или защищается). Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
    социальных институтов).
    6. Алгоритм психологической защиты
    Получение информации
    Представляется важным владение информацией о существовании деструктивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться им, о своих слабых местах. Уже сам факт знания о деструктивном влиянии может снизить вероятность подвергнуться ему. Большинство деструктивных воздействий рассчитаны на эффект неожиданности, на автоматические реакции, если же адресат осведомлен о них, управлять им гораздо сложнее. Эти знания могут быть получены эмпирическим путем, после неоднократного попадания в «ловушку» агрессора, или же в процессе целенаправленного обучения, что гораздо безопаснее.
    Избегание потенциальных источников угрозы

    Деструктивное воздействие легче предотвратить, чем защищаться от него. Часто наиболее целесообразным способом обеспечения психологической безопасности является избегание ситуаций, в которых высока вероятность подвергнуться нежелательному влиянию, и людей, склонных к применению деструктивных технологий. К наиболее опасным в плане возможности попадания в «ловушку» ситуациям можно отнести участие в различных массовых мероприятиях (политических, религиозных и т. д.), поскольку в толпе человек легко поддается управлению. Люди, общения с которыми по возможности лучше избегать, – это «профессиональные» манипуляторы (цыгане, вербовщики религиозных сект, промоутеры торговых фирм и т. д.), а также личности, о склонности которых к деструктивному влиянию известно из предыдущего опыта общения с ними.
    Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).
    Выявление деструктивного воздействия
    Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.
    В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
    Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.
    Гибкое поведение
    Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.
    Термином «креативность» мы обозначаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Из двух видов креативности – предметной и социальной – нас в первую очередь интересует последний. Креативный человек часто оказывается мало пригодным к роли послушного исполнителя. Творческий подход в ситуации деструктивного воздействия позволяет избежать влияния автоматизмов поведения, на которые в большинстве случаев рассчитывает инициатор воздействия.
    Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.
    Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
    деструктивного воздействия.
    Ряд исследователей отмечает, что развитие указанных качеств происходит на протяжении всей жизни человека. Следовательно, поведение детей (в том числе — школьников) отличается от поведения взрослых меньшей гибкостью.
    Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия
    Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия.

    Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.
    Получение и актуализация жизненного опыта
    На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.
    Использование неэффективных или неадекватных способов психологической защиты может привести лишь к низкому уровню защищенности, не обеспечивающему сохранность и нормальное функционирование личности в условиях деструктивного влияния. Владея широким спектром приемов психологической защиты, личность способна обеспечить собственную безопасность в большинстве ситуаций деструктивного влияния.

    Заключение

    Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие сохранения и укрепления психологического здоровья, полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности и строить образ «Я» и образ мира. Все перечисленное является показателями психологического здоровья, которое проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда — в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника психологическое здоровье обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье обнаруживается в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности; у подростка — в стремлении к самовыражению и самоутверждению, у юноши — в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.

    Психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

    Психологическая безопасность образовательной среды

    Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

    Таким образом, в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *