Беседа о честности и умении держать слово

Цель урока:

  1. Объяснить истинное понятие слова «честность».
  2. Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.
  3. Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

«Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/ (Слайд 2)

Ход урока

Приложение

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Казалось бы – что проще? Однако так часто приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в поведении, в ответах на поставленные вопросы.

I. Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»? (Слайд 3)

Ученики:

  1. Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
  2. Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
  3. Это жизнь со спокойной совестью.

II. А может ли быть сопоставимой честность и чуткость?

Ученики:

  1. Думаю, что да.
  2. Думаю, что не бывает грубой честности и чуткой, правда – значит правда и нечего юлить.
  3. А я считаю, что нет.

    Классный час. Честность — лучшая привычка

    Зачем говорить заике, что у него плохая дикция. Ведь это хоть и правда, но не зависит от человека и может его ранить.

  4. Надо сказать правду, подготовив к этому вопросу человека, тогда и обид не будет.

(Слайд 4) Учитель:

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

  1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
  2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
  3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.

III. Как себя чувствуешь, когда тебе лгут? (Слайд 5)

Ученики:

  1. Оскорбленной.
  2. Некомфортно.
  3. Пропадает доверие к человеку.
  4. Появляется чувство обиды.

IV. А бывает ли «невинная ложь»? (Слайд 6)

Ученики:

  1. Конечно, бывает, в мелочах.
  2. Можно соврать, чтобы не огорчать человека, но потом часто узнают о правде и тогда…
  3. Это незначительная ложь, но она иногда перерастает в крупную.
  4. Но ведь это же неправда и может ввести в заблуждение.

(Слайд 7) Учитель:

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме.

Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

  1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
  2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготавливайте человека.
  3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.

V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой?

Ученики:

  1. Всегда и везде говорить правду.
  2. Не врать самому себе.
  3. Это когда ты не врешь себе, своим чувствам, когда твоя совесть чиста.

VI. А как тогда понимать «самообман»?

Ученики:

  1. Это когда человек нечестен перед собой.
  2. Когда сам себя обманываешь.
  3. Внушение себе желаемого за действительное.

VII. Давайте с вами разберем некоторые ситуации. (Слайд 8)

Ситуация 1.

Учитель: Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?

В классе тишина.

Ситуация 2.

Учитель: Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?

Ученики:

  1. Ну, переписал и хорошо, главное, чтобы дома не ругали.
  2. Стыдно, когда заметит учитель.
  3. Совесть, конечно, мучает, но так хочется получить хорошую оценку.

Учитель: Вы помните, что на первом уроке при нашем знакомстве с вами я сказала, что вменяю в обязательность три способа общения: не врать, не воровать и не выражаться нецензурными словами. И вы приняли мое условие все единогласно. А сейчас я буду приводить факты из нашей классной жизни, изменив имена. Давайте обсудим их.

  1. Володя списал у соседки по парте задание и,подняв руку, ответил по нему. Учитель заметил, что у соседки записано то же. Девочку обвинили в списывании, а мальчик промолчал. В результате он получил 5, а соседка 2. Допустимо ли такое?
  2. Витя решил уйти с уроков. Умудрился пройти без регистрации через турникет. Классный руководитель стала искать его. Каков же был ужас, когда выяснилось, что ученик неизвестно куда исчез, т.к. он даже мобильник выключил. Обстановка прояснилась в 16 часов, когда удалось связаться с дедушкой мальчика. А чем компенсировать переживания отвечающего за его здоровье в учебное время классного руководителя?
  3. После самостоятельной работы к учителю подошли две девочки и сказали, что им поставили тройки за работу, а 4 девочки получили пятерки, списав решение из интернета через мобильник. В результате воспользовавшиеся интернетом начали каждодневно издеваться над теми, кто сказал правду. Так кто же поступил нечестно?

(После непродолжительной тишины ребята начинают обсуждать перечисленные поступки. И это хорошо, значит доброе зерно не засохло в душах.)

VIII. Перед вами несколько вопросов. Как бы вы ответили на них? (Слайд 9)

  1. Друг пригласил Вас в гости. Вы не хотите идти, но у Вас нет повода отказаться. Скажете ли Вы: «Я бы с удовольствием пошел, но у меня сильно болит голова»?
  2. Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли Вы их?
  3. Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас нет дома?
  4. Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-Вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится?
  5. Вы обещали провести субботний вечер с друзьями. Но за несколько часов до этого кто-то другой приглашает пойти на мероприятие, которое Вам очень нравится. Скажете ли Вы друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы использовать время по своему желанию, а не обещанию?
  6. Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама все равно же не заметит.
  7. Вы хотите задержаться у друга и прийти домой позже, чем просили родители. «Я просто скажу им, что автобусы плохо ходят, и мы застряли в пробке. Они всегда верят мне, и я ведь не собираюсь делать ничего плохого, просто им так будет спокойнее».
  8. «Я расскажу Вере о Любиных проблемах. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».
  9. Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив ее, или попытаетесь найти хозяина?

Учитель: Не отвечайте вслух, ответьте своей совести.

IX. Крылатые слова о честности.

  • Ближе всего к великому стоит честность. /Виктор Гюго/
  • Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. /ХунЦзычен/
  • Честность умирает, когда продается. /Жорж Санд/
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
  • Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен. /Плавт/
  • Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости. /Али Апшерони/
  • Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джорж Вашингтон /

X. Живые примеры. (Слайд 10)

1. Полиция Нижнеудинска отметила школьников за честность и порядочность.

Накануне в средней школе N10 города Нижнеудинска состоялась необычная торжественная линейка. На ней сотрудники местного отдела полиции вручили трем ученикам 5 и 6 классов Сергею Борисову, Андрею Сидорову и Вадиму Джафарову памятные подарки и благодарственные письма «За честность, порядочность и гражданскую сознательность».
Незадолго до этих событий подростки, гуляя в парке, нашли три сотовых телефона. «Конечно, — говорят ребята, — был большой соблазн оставить мобильники себе, но мы решили поступить иначе».
Друзья принесли телефоны в дежурную часть полиции ОМВД по Нижнеудинскому району Иркутской области и рассказали, где и при каких обстоятельствах их обнаружили. Вскоре полицейские установили законных владельцев телефонов и передали им, как считали хозяева, безвозвратно потерянные дорогостоящие мобильные аппараты. А трое друзей, получив подарки и грамоты из рук офицеров полиции, почувствовали себя героями дня.

2. Кировский школьник сдал экзамен на честность. (Слайд 11)

Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.

В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.

Ученик 3 «Б» класса школы №31 Никита Шевченко первым вернул вторую карту обратно. «Просто я подумал, что кому-то не хватит, — объясняет мальчик, — поэтому мы с папой отдали одну карту на ЦДС».

Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.

Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.

«Спасибо тебе, Никита, за честность, — сказал Дмитрий Георгиевич. – Ты поступил как настоящий мужчина. Оставайся таким же и показывай пример своим одноклассникам».

3. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.

XI. Так что же такое «честность»?

Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.

А вот как дается определение честности в Википедии (Слайд 12):

«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е.

человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.

Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».

Учитель: Так в чем же преимущество честности?

Ученики приводят свои аргументы.

XII. Подведем итоги. (Слайд 13)

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху! (Слайд 14)

О, рассказ Другунского про то, что тайное всегда становится явным, это практически классика литературы для дошкольного возраста, а также для учащихся младших классов.Мальчик услышал от матери фразу о том, что тайное всегда становится явным и его эта фраза крайне заинтересовала и он размышлял над тем, что же это значит, пока с ним самим не случился вот такой интересный эпизод.

Мама сказала сыну съесть тарелку манной каши, но он вместо того, чтобы послушаться маму, начал добавлять то соль, то сахар, то кипяток, а когда мальчик добавил в кашу хрен, то есть её стало невозможно и он вылил кашу за окно, сказав маме, что мол всё в порядке, что кашу он съел.

Но в квартиру пришёл милиционер и показал пострадавшего гражданина, который был весь в той каше, которую мальчик выплеснул из окна.

Вот так и подтвердилось утверждение о том, что тайное всегда становится явным, то есть всегда всякий тайный нечестный поступок становится известным.

Мальчик обманул маму- и всё равно всё стало известно и стыдно вдвойне.

Мораль проста. Нельзя врать и совершать нечестные поступки.Это всё равно когда-нибудь становится известным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *